Основные представители неопозитивизма
(логического позитивизма)
Персоналии | Идеи, высказывания | Философские сочинения |
Мориц Шлик (1882-1936) | В знании передаются лишь структурные отношения чувственного опыта, повторяемость в нем порядка[73]. «То, что одна часть мира дана нам непосредственно, а другая, большая - нет, можно рассматривать как случайный факт; как познающим нам это совсем не интересно, а интересно лишь как живущим в мире»[74]. | «Всеобщее учение о познании» |
Рудольф Карнап (1891-1970) | Подменяет действительный предмет исследования – объективный мир и его наиболее общие закономерности – крайне схематизированными «языковыми формами»[75]. Превращает объяснение сложного на основе простого в сведение сложного к простому[76]. "Наша задача заключается не в установлении запрещений, а в том, чтобы прийти к согласию… Каждый свободен строить свою собственную логику, то есть собственную форму языка по желанию[77]. | «Логический синтаксис языка», «Логическое устройство мира» |
ПОСТПОЗИТИВИСТСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ[78]
Теории | Концептуальные положения |
Теория парадигм Куна | Развитие науки происходит в виде непрерывной последовательности периодов господства различных парадигм. Не существует фактов, независимых от парадигмы, не факты определяют развитие теории, а, наоборот, теория служит фундаментом конструирования фактов. |
Теория роста научного знания Поппера (метод альтернатив) | Наука развивается от одной проблемы к другой, от менее глубокой проблемы к более глубокой. Цель науки – достижение информации высокой степени фальсифицируемости. |
Теория познавательного анархизма Фейерабенда | Отрицание любых жестких регламентаций и ограничений научной деятельности. Отрицание различия между рациональным и иррациональным. Отрицание возможности разделения теорий на научные и ненаучные. Наука рассматривается как разновидность игры, как один из способов саморазвития личности ученого. |
Теория научно- исследовательских программ Лакатоса | Рост науки рассматривается как смена научно-исследовательских программ, включающих в себя: положительную и негативную эвристику (т.е. перспективные и неперспективные пути исследований), жесткое ядро (содержащее условно неопровергаемые фундаментальные допущения программы) и защитный пояс (состоящий из вспомогательных гипотез и обеспечивающий сохранность «жесткого ядра» от опровержений). |
ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПОСТПОЗИТИВИЗМА[79]
КАРЛ ПОППЕР
Основные понятия концепции развития науки | |
Проблема демаркации | Понятие из философской концепции К.Поппера, где эта проблема рассматривается как одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации. |
Принцип фальсификации | Принцип, предложенный Поппером в качестве демаркации науки от "метафизики", ненауки как альтернатива принципу верификации, выдвинутому неопозитивизмом. Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке. |
Принцип фаллибилизма | Принцип концепции Поппера, утверждающий, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений. |
Теория "трех миров" | Теория философской концепции К.Поппера, утверждающая существование первого мира - мира объектов, второго мира - мира субъектов и третьего мира - мира ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки. |
ИМРЕ ЛАКАТОС
Основные понятия концепции развития науки | |
Научно-исследовательская программа | Центральное понятие разработанной Имре Лакатосом универсальной логико-нормативной реконструкции развития науки, которая получила название методологии научно-исследовательских программ. Методология Лакатоса рассматривает рост "зрелой" (развитой) науки как смену ряда связанных исследовательских программ. Важными структурными элементами исследовательской программы являются ее "жесткое ядро" и "защитный пояс" гипотез. |
Жесткое ядро" исследовательской программы - | Структурный элемент программы, включающий ее условно неопровергаемые фундаментальные допущения. |
Защитный пояс" гипотез | Структурный элемент программы, состоящий из вспомогательных гипотез и обеспечивающий сохранность "жесткого ядра" программы от опровержений. По Лакатосу, "защитный пояс" гипотез может быть частично или полностью заменен при столкновении с контрпримерами. |
Гипотеза ad hoc | Гипотеза из "защитного пояса", относящаяся лишь к данному случаю, т.е. охраняющая "жесткое ядро" программы от определенного контрпримера. |
Положительная и негативная эвристики | Понятия методологии научно-исследовательских программ Лакатоса, обуславливающей смену программ нормативными правилами, предписывающими, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования ("положительная эвристика"), а каких путей следует избегать. Согласно Лакатосу, в развитии исследовательской программы можно выделить две основные стадии - прогрессивную и вырожденную. На прогрессивной стадии "положительная эвристика" активно стимулирует выдвижение гипотез, расширяющих эмпирическое и теоретическое содержание. Однако в дальнейшем развитие исследовательской программы резко замедляется, ее "положительная эвристика" теряет эвристическую мощь, в результате чего возрастает число ad hoc гипотез. |
ТОМАС КУН
Основные понятия концепции развития науки | |
Парадигма | Основное понятие концепции исторической динамики научного знания Т.Куна, которое раскрывает основу формирования и функционирования научных сообществ, конкурентная борьба между которыми и составляет историю науки. Этой основой является принятие членами научного сообщества определенной модели научной деятельности - совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, мировоззренческих установок - которые и называются парадигмой. |
Дисциплинарная матрица | Понятие концепции Куна, в основном тождественное понятию парадигмы. |
Нормальная наука | Понятие концепции Куна означающее период господства некоторой парадигмы Этот период заканчивается, когда парадигма "взрывается" изнутри под давлением "аномалий" (проблем, неразрешимых в ее рамках). Наступает кризис, или революционный период, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис разрешается победой одной из них, что знаменует начало нового "нормального" периода, и весь процесс повторяется заново. |
Задачи-головоломки | Понятие концепции Т.Куна, введенное для характеристики периода "нормальной науки", когда в рамках определенной парадигмы происходит постепенное кумуляционное развитие научного знания путем решения таких задач. |
Несоизмеримость парадигм | Тезис концепции Т.Куна, утверждающий, что невозможно установление каких-либо логических отношений между сменяющими друг друга теориями. Этот тезис связан с утверждением того, что не существует фактов, независимых от парадигмы, и следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения. Напротив, ученые, овладевая содержанием парадигмы, учатся "видеть мир" сквозь ее призму. Не факты судят теорию, а теория определяет, какие именно факты войдут в осмысленный опыт. С этим связано отрицание Куном преемственности в эволюции науки: знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения, а научные сообщества просто вытесняют друг друга. |
ПАУЛЬ ФЕЙЕРАБЕНД
Основные понятия концепции развития науки | |
Принцип пролиферации (размножения) теорий | Принцип методологической концепции Фейерабенда, утверждающий, что ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями. Этот принцип был выдвинут Фейерабендом на основе разработанного Поппером и Лакатосом положения о том, что при столкновении научной теории с некоторым фактом для ее опровержения необходима еще одна теория (придающая факту значение опровергающего свидетельства). Создание альтернативных теорий, по Фейерабенду, способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки. Принцип пролиферации призван обосновывать у Фейерабенда плюрализм в методологии научного познания. |
Плюрализм в методологии науки | Положение, характерное для методологической концепции Фейерабенда, которое он обосновывает с помощью принципа пролиферации теорий, утверждающего для ученого необходимость стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями. Соединение у Фейерабенда плюрализма с тезисом о несоизмеримости теорий в итоге порождает анархизм. |
Анархизм в методологии науки | Положение методологической концепции Фейерабенда, утверждающее, что каждый ученый может изобретать и разрабатывать свои собственные теории, не обращая внимания на противоречия и критику. К анархизму в концепции Фейерабенда ведет соединение плюрализма, обосновываемого с помощью принципа пролиферации теорий, с тезисом о несоизмеримости теорий. По Фейерабенду, деятельность ученого не подчинена никаким рациональным нормам, поэтому развитие науки иррационально, и наука ничем не отличается от мифа и религии, представляя собой одну из форм идеологии. Поэтому следует освободить общество от "диктата науки", отделить науку от государства и предоставить науке, мифу, магии, религии одинаковые права в общественной жизни. |
СТИВЕН ЭДЕЛСТОН ТУЛМИН
Основные понятия концепции развития науки | |
Стандарты рациональности и понимания | В концепции С.Тулмина выступает как основное понятие его эпистемологии, развиваемой как теория исторического формирования и функционирования "стандартов рациональности и понимания, лежащих в основе научных теорий". По Тулмину, ученый считает понятными те события или явления, которые соответствуют принятым им стандартам. Рациональность научного знания, по Тулмину, есть соответствие принятым стандартам понимания. Стандарты рациональности меняются с изменением научных теорий непрерывного процесса отбора концептуальных новшеств. |
Матрица понимания | Понятие из концепции С.Тулмина, который сформулировал взгляд на эпистемологию как теорию исторического формирования и функционирования стандартов рациональности и понимания. По Тулмину, ученый считает понятными те события или явления, которые соответствуют принятым им стандартам. То, что не укладывается в "матрицу понимания", считается аномалией, устранение которой (т.е. улучшение понимания) выступает как стимул эволюции науки. |
Концептуальные популяции | Понятие из концепции С.Тулмина, который рассматривает содержание теорий не как логическую системы высказываний, а как своеобразную популяцию понятий. Согласно Тулмину, основные черты эволюции науки сходны с дарвиновской схемой биологической эволюции. Содержание концептуальных популяций (аналог биологических видов) подвержено изменению, что влечет за собой изменение методов и целей научной деятельности; возникновение концептуальных новшеств балансируется процессом критического отбора (аналог биологической мутации и селекции). Этот двойственный процесс приводит к заметному изменению лишь при определенных условиях (аналог выживания или вымирания видов в борьбе за существование); сохраняются те концептуальные варианты, которые лучше адаптируются к требованиям интеллектуальной среды. |