Раздел 3. Развитие науки как особой сферы человеческой деятельности

ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУКИ[59]

В истории науки существуют несколько точек зрения по поводу даты и места возникновения науки.

Каменный век   Основы науки зародились, когда человек в процессе жизнедеятельности начал накапливать и передавать другим знания о мире. (Джон Бернал)  
V в. до н.э.   Наука появилась в Древней Греции, когда на фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы исследования природы. Появляются не только первые образцы исследовательской деятельности, но и осознаются некоторые фундаментальные принципы познания природы.  
XII-XIV вв.   Наука появилась в период позднего средневековья, когда в трудах английского епископа Роберта Гроссетета (1168-1253) и английского францисканского монаха Роджера Бэкона (ок. 1214-1292) была дана критика аристотелизма, долгие века господствовавшего в представлениях о природе  
XVI-XVII вв.   Наука появилась, когда в работах Кеплера, Гюйгенса, Галилея, Ньютона были заложены основы современной физики и необходимого для нее математического аппарата. В этот же период происходит и признание социального статуса науки, рождение ее в качестве особого социального института. В 1662 г. возникает Лондонское королевское общество, в 1666 г. - Парижская академия наук.  
Конец первой трети XIX в.   Наука появилась, когда в Германских университетах после реформ, происходивших под руководством знаменитого естествоиспытателя Вильгельма Гумбольдта, утвердился новый тип обучения. Возникали университетские исследовательские лаборатории, привлекающие к своей работе студентов, проводились исследования, имеющие важное прикладное значение.  


СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ ФОРМ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ НАУКИ В АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ[60]

В античности преобладало философское познание мира, понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали. В рамках философии объединялись сведения и знания и о «первых причинах и всеобщих началах», об отдельных природных явлениях, о жизни людей и истории человечества, о самом процессе познания, формулировалась определенная совокупность логических (Аристотель) и математических (Эвклид) знаний. Все эти знания существовали в пределах единого целого (традиционно называемого философией) в виде ее отдельных аспектов.

Фалéс     Основатель Милетской школы, его называли “первым философом”, “первым математиком”, “первым астрономом”. Впервые начал доказывать геометрические теоремы, предсказал солнечное затмение в 585 г. до н.э., разделил год на 365 дней, определил продолжительность месяца в 30 дней.  
  Анаксимáндр     Впервые поставил вопрос о происхождении животных и человека. 1. Первоосновой мира является апейрон, абстрактное и беспредельное вещество. 2. Всё обособившееся от апейрона должно вернуться в него, поэтому мир невечен, но по его разрушении из беспредельного выделяется новый мир, и так без конца. 3. Животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна и изменили форму при переходе на сушу.  
Пифагóр (VI в. до н.э.)     Идеи Пифагора являются исторически первой попыткой постижения количественной стороны мира. Субстанциальность числа, которое управляет как материальной, так и духовной сферой - из чисел, как первоосновы, возникает весь мир чувственно воспринимаемых вещей. Основными считаются первые четыре числа арифметического ряда: 1,2,3 и 4. В геометрии этим числам последовательно соответствуют: точка, прямая, квадрат и куб. Сумма этих основных чисел даёт число 10, которое Пифагор считал идеальным числом и приписывал ему почти божественную сущность. Десять - такое число, на которое можно перевести все вещи и явления мира с его противоположностями.  



УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА – АРИСТОТЕЛЬ[61](384-322гг. до н.э.)

Оказал огромное влияние на всю последующую философию, науку и культуру. Он создал самую обширную философскую систему античности, опирающуюся на огромный эмпирический материал.

Определение предмета метафизики, как категориального изучения мира в его существенных и необходимых формах  
Разработка концепции последовательно объективной телеологии  
Признание первичности объекта по отношению к познающему субъекту (в отличие от платоновской теории знания как припоминания)  
Выделение в качестве признаков научного знания - доказательности, всеобщности и необходимости, способности объяснения, сочетания единства со степенями подчинения  
Тщательная разработка понятийного аппарата, который широко используется и в современной науке  
Создание основ логики, понимаемой как познавательное орудие всякой науки  
Исследование вопроса о методе вероятностного знания, который он называет диалектикой  
Формирование общего стиля научного мышления (рассмотрение истории вопроса, постановка проблемы, аргументы “за” и “против”, предлагаемое решение проблемы)  
Написал более 150 научных работ по различным областям знания. «Органон» (сборник логических трактатов), «Метафизика», «Физика», «О небе», «Метеорология», «О душе», «Никомахова этика», «Риторика», «Поэтика», «Политика», «Экономика».  



ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ (XVII – XIX вв.)[62]

Новое время началось возникновением капитализма и вхождением человека в эпоху науки. Аристотелевская концепция мировоззрения была подвергнута критике. Важную роль в этом сыграли Галилей, Декарт, Кеплер и Ньютон.

Галилео Галилей (1564 -1642) Выдвигает два базовых принципа механики: принцип инерции и принцип относительности. Основные черты галилеевского метода научного мышления:
  1. Математизация научных исследований.
  2. Введение технического эксперимента как метода исследования.
  3. Использование мыслительного эксперимента.
  4. Количественный анализ.
Иоганн Кеплер (1571 -1630) Установил три закона движения планет относительно Солнца: 1. Каждая планета движется по эллипсу (а не по кругу, как полагал Коперник), в одном из фокусов которого находится Солнце. 2. Скорость движения планеты тем больше, чем ближе она к Солнцу 3. Квадраты времен обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы их средних расстояний от него Кроме того, он предложил теорию солнечных и лунных затмений и способы их предсказания, уточнил расстояние между Землей и Солнцем и др.
Рене Декарт (1596 – 1650) Создал аналитическую геометрию. В 1637 году вышла в свет его работа «Рассуждение о методе как средстве направлять свой разум и отыскивать истину в науках». В «Началах философии» изложил философские и физические теории о строении материи, о движении, взгляды на теплоту и свет. Утверждал, что пустота заполнена «тонкой материей», материя обладает тремя свойствами: светом, теплом и тяготением. Открыл в физике закон сохранения движения, а в анатомии – рефлекс.
Исаак Ньютон (1643 - 1727) Главный труд - «Математические начала натуральной философии» (1687). В нем он сформулировал понятия и законы классической механики, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера (создав тем самым небесную механику), и с единой точки зрения объяснил большой объем опытных данных (неравенства движения Земли, Луны и планет, морские приливы и др.). Ньютон наряду с Лейбницем является основоположником дифференциального и интегрального исчисления. Он был автором многих новых физических представлений - о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света, об иерархически атомизированной структуре материи, о механической причинности и др.


ЭТАП ЗАРОЖДЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ[63]

(с 30-х гг. XIX века до начала XX века)

Майкл Фарадей   Обнаружил взаимосвязь между электричеством и магнетизмом, ввел понятия электрического и магнитного полей, выдвинул идею о существовании электромагнитного поля  
Джеймс Максвелл   Создал электродинамику и статистическую физику, построил теорию электромагнитного поля, предсказал существование электромагнитных волн, выдвинул идею об электромагнитной природе света  
Чарльз Лайель   В своем главном труде «Основы геологии» разработал учение о медленном и непрерывном изменении земной поверхности под влиянием постоянных геологических факторов. Он перенес нормативные принципы биологии в геологию, построив здесь теоретическую концепцию, которая впоследствии оказала влияние на биологию. Принципы высшей формы он перенес (редуцировал) на познание низ­ших форм. Ч. Лайель - один из основоположников актуалистического метода в естествознании, суть которого в том, что на основе знания о настоящем делаются выводы о прошлом (т. е. настоящее - ключ к прошлому).  
Жан Батист Ламарк   Создал первую целостную концепцию эволюции живой природы. По его мнению, виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию. Провозгласил принцип эволюции всеобщим законом развития живой природы.  
Жорж Кювье   Не признавал изменяемости видов, объясняя смену ископаемых фаун, так называемой «теорией катастроф», которая исключала идею эволюции органического мира. Кювье утверждал, что каждый период в истории Земли завершается мировой катастрофой - поднятием и опусканием материков, наводнениями, разрывами слоев и др. В результате этих катастроф гибли животные и растения, и в новых условиях появились новые их виды, не похожие на предыдущие.  


Маттиас Шлейден, Теодор Шванн   Открытие клетки и ее способности к изменениям. Было установлено, что высшие растительные и животные организмы в своем развитии подчиняются определенным общим законам: в частности, они начинают жизнь с единой клетки, которая дифференцируется, делится, каждая вновь возникшая тоже делится и так строится весь организм. Клеточная теория доказала внутреннее единство всего живого и указала на единство происхождения и развития всех живых существ. Она утвердила общность происхождения, а также единство строения и развития растений и животных.  
Юлиус Майер, Джеймс Джоуль, Эмилий Ленц   Открытие закона сохранения и превращения энергии. Было доказано, что признававшиеся ранее изолированными так называемые «силы» - теплота, свет, электричество, магнетизм и т. п. - взаимосвязаны, переходят при определенных условиях одна в другую и представляют собой лишь различные формы одного и того же движения в природе. Энергия как общая количественная мера различных форм движения материи не возникает из ничего и не исчезает, а может только переходить из одной формы в другую.  
Чарльз Дарвин   Теория естественного отбора показала, что растительные и животные организмы (включая человека) - не созданы Богом, а являются результатом длительного естественного развития (эволюции) органического мира, ведут свое начало от немногих простейших существ, которые в свою очередь произошли от неживой природы. Тем самым были найдены материальные факторы и причины эволюции - наследственность и изменчивость - и движущие факторы эволюции - естественный отбор для организмов, живущих в «дикой» природе, и искусственный отбор для разводимых человеком домашних животных и культурных растений.  


ПОЗИТИВИСТСКИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ[64]

Течение Концепции Отношение к философии Персоналии
Позитивизм   1.Отождествление объекта научного знания с ощущениями 2. Отрицание познаваемости сущности явлений   Исключение основного вопроса философии из числа проблем, подлежащих научному разрешению. Сведение философии к «логике нравственных наук». Огюст Конт, Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер
Второй позитивизм (эмпирио-критицизм)   1.Сведение всех наук к психологии 2. Учение о чистом опыте и принципиальной координации 3.Принцип экономии мышления   Проложение «третьего пути» в философии – ни материалистического, ни идеалистического Эрнст Мах, Рихард Авенариус
Неопозитивизм (логический позитивизм)   1.Логический анализ языка науки 2.Объяснение сложного на основе простого     Непризнание философии наукой Мориц Шлик, Рудольф Карнап
Постпозитивизм   1.Теория роста научного знания 2.Теория научных революций 3.Концепция научно-исследовательских программ 4.Теория познавательного анархизма 5.Историческая модель развития научного знания   Между наукой и философией нет жесткой границы, но философствовать нужно научно   Карл Раймунд Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пауль Фейерабенд, Стивен Эделстон Тулмин


ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ПОЗИТИВИЗМА[65]

Персоналии Идеи, высказывания Философские сочинения
Джордж Беркли (1684 - 1753)   «…вещи, непосредственно воспринимаемые, суть представления; а представления не могут существовать вне ума…»,   «…люди комбинируют несколько представлений…относительно которых замечено, что они имеют некоторую природную связь – в смысле сосуществования или в смысле последовательности…»[66].     «Опыт новой теории зрения», «Трактат о началах человеческого знания», «Три разговора между Гиласом и Филонусом в опровержение скептиков и атеистов».  
Давид Юм (1711 – 1776)   «…вся творческая сила духа сводится лишь к способности соединять, перемещать, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый нам чувствами и опытом…»[67].   «…ухищренность ясно доказывает ложность любой теории, тогда как простота доказывает, наоборот, истинность таковой» [68].   «Трактат о человеческой природе», «Исследование о человеческом уме», «Рассуждение об аффектах», «Исследование о принципах нравственности», «Диалоги о естественной религии»  


ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПОЗИТИВИЗМА[69]

Персоналии Идеи, высказывания Философские сочинения
Огюст Конт (1798-1857) Главный вклад в им же основанную позитивистскую школу в философии состоял в исключении основного вопроса философии из числа проблем, подлежащих научному разрешению, в требовании сведения науки к описанию явлений и в отрицании объективного характера научных законов. Конт считал двигателем социальной революции саморазвитие ума.   «Дух позитивной философии», «Система позитивной политики»
Джон Стюарт Милль (1806-1873) В центре интересов были логические исследования, и он внес определенный прогресс в разработку технических средств логической науки, детально изучив приемы индуктивного исследования. Сформулировал следующие «методы» индуктивной логики: единственного сходства, единственного различия, остатков, сопутствующих изменений.   «Система логики силлогистической и индуктивной», «Утилитарианизм»
Герберт Спенсер (1820—1903) «Между науками, излагающими отношения независимо от реальностей, и науками, занимающимися реальностями, расстояние самое большое, какое только может быть, потому что существование (бытие) в некоторых или во всех своих атрибутах обще всем наукам второго класса, тогда как оно исключено из всех наук первого класса. Различие между чистыми формами вещей и самими вещами - таково, что идти дальше его некуда... переход из одной группы в другую невозможен»[70].   «Классификация наук», «Основные начала»


ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ «ВТОРОГО ПОЗИТИВИЗМА»[71]

Персоналии Идеи, высказывания Философские сочинения
Эрнст Мах (1838-1916)   Наука есть субъективное сокращение опыта. Законы и понятия науки – простейшие отчеты о многообразии фактов, технические приемы удобной ориентировки мышления в фактах.   «Деятельностью нашего абстрактного мышления мы… в конце концов опять-таки и упрощаем факты действительности»[72].     «Анализ ощущений и отношение физического к психическому», «Познание и заблуждение», «Философское и естественно-научное мышление»
Рихард Авенариус (1843-1896)   Истолковал процесс научного мышления как апперцепцию, т.е. как усвоение новых представлений при помощи уже имеющихся. Идеальное состояние науки и поверхностное описание, не утруждающее себя попыткой обнаружить причинные связи, было с его точки зрения одним и тем же.     «Критика чистого опыта», «Человеческое понятие о мире»


Наши рекомендации