Раздел 3. Развитие науки как особой сферы человеческой деятельности
ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУКИ[59]
В истории науки существуют несколько точек зрения по поводу даты и места возникновения науки.
Каменный век | Основы науки зародились, когда человек в процессе жизнедеятельности начал накапливать и передавать другим знания о мире. (Джон Бернал) |
V в. до н.э. | Наука появилась в Древней Греции, когда на фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы исследования природы. Появляются не только первые образцы исследовательской деятельности, но и осознаются некоторые фундаментальные принципы познания природы. |
XII-XIV вв. | Наука появилась в период позднего средневековья, когда в трудах английского епископа Роберта Гроссетета (1168-1253) и английского францисканского монаха Роджера Бэкона (ок. 1214-1292) была дана критика аристотелизма, долгие века господствовавшего в представлениях о природе |
XVI-XVII вв. | Наука появилась, когда в работах Кеплера, Гюйгенса, Галилея, Ньютона были заложены основы современной физики и необходимого для нее математического аппарата. В этот же период происходит и признание социального статуса науки, рождение ее в качестве особого социального института. В 1662 г. возникает Лондонское королевское общество, в 1666 г. - Парижская академия наук. |
Конец первой трети XIX в. | Наука появилась, когда в Германских университетах после реформ, происходивших под руководством знаменитого естествоиспытателя Вильгельма Гумбольдта, утвердился новый тип обучения. Возникали университетские исследовательские лаборатории, привлекающие к своей работе студентов, проводились исследования, имеющие важное прикладное значение. |
СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ ФОРМ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ НАУКИ В АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ[60]
В античности преобладало философское познание мира, понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали. В рамках философии объединялись сведения и знания и о «первых причинах и всеобщих началах», об отдельных природных явлениях, о жизни людей и истории человечества, о самом процессе познания, формулировалась определенная совокупность логических (Аристотель) и математических (Эвклид) знаний. Все эти знания существовали в пределах единого целого (традиционно называемого философией) в виде ее отдельных аспектов.
Фалéс | Основатель Милетской школы, его называли “первым философом”, “первым математиком”, “первым астрономом”. Впервые начал доказывать геометрические теоремы, предсказал солнечное затмение в 585 г. до н.э., разделил год на 365 дней, определил продолжительность месяца в 30 дней. |
Анаксимáндр | Впервые поставил вопрос о происхождении животных и человека. 1. Первоосновой мира является апейрон, абстрактное и беспредельное вещество. 2. Всё обособившееся от апейрона должно вернуться в него, поэтому мир невечен, но по его разрушении из беспредельного выделяется новый мир, и так без конца. 3. Животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна и изменили форму при переходе на сушу. |
Пифагóр (VI в. до н.э.) | Идеи Пифагора являются исторически первой попыткой постижения количественной стороны мира. Субстанциальность числа, которое управляет как материальной, так и духовной сферой - из чисел, как первоосновы, возникает весь мир чувственно воспринимаемых вещей. Основными считаются первые четыре числа арифметического ряда: 1,2,3 и 4. В геометрии этим числам последовательно соответствуют: точка, прямая, квадрат и куб. Сумма этих основных чисел даёт число 10, которое Пифагор считал идеальным числом и приписывал ему почти божественную сущность. Десять - такое число, на которое можно перевести все вещи и явления мира с его противоположностями. |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА – АРИСТОТЕЛЬ[61](384-322гг. до н.э.)
Оказал огромное влияние на всю последующую философию, науку и культуру. Он создал самую обширную философскую систему античности, опирающуюся на огромный эмпирический материал.
Определение предмета метафизики, как категориального изучения мира в его существенных и необходимых формах |
Разработка концепции последовательно объективной телеологии |
Признание первичности объекта по отношению к познающему субъекту (в отличие от платоновской теории знания как припоминания) |
Выделение в качестве признаков научного знания - доказательности, всеобщности и необходимости, способности объяснения, сочетания единства со степенями подчинения |
Тщательная разработка понятийного аппарата, который широко используется и в современной науке |
Создание основ логики, понимаемой как познавательное орудие всякой науки |
Исследование вопроса о методе вероятностного знания, который он называет диалектикой |
Формирование общего стиля научного мышления (рассмотрение истории вопроса, постановка проблемы, аргументы “за” и “против”, предлагаемое решение проблемы) |
Написал более 150 научных работ по различным областям знания. «Органон» (сборник логических трактатов), «Метафизика», «Физика», «О небе», «Метеорология», «О душе», «Никомахова этика», «Риторика», «Поэтика», «Политика», «Экономика». |
ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ (XVII – XIX вв.)[62]
Новое время началось возникновением капитализма и вхождением человека в эпоху науки. Аристотелевская концепция мировоззрения была подвергнута критике. Важную роль в этом сыграли Галилей, Декарт, Кеплер и Ньютон.
Галилео Галилей (1564 -1642) | Выдвигает два базовых принципа механики: принцип инерции и принцип относительности. Основные черты галилеевского метода научного мышления:
|
Иоганн Кеплер (1571 -1630) | Установил три закона движения планет относительно Солнца: 1. Каждая планета движется по эллипсу (а не по кругу, как полагал Коперник), в одном из фокусов которого находится Солнце. 2. Скорость движения планеты тем больше, чем ближе она к Солнцу 3. Квадраты времен обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы их средних расстояний от него Кроме того, он предложил теорию солнечных и лунных затмений и способы их предсказания, уточнил расстояние между Землей и Солнцем и др. |
Рене Декарт (1596 – 1650) | Создал аналитическую геометрию. В 1637 году вышла в свет его работа «Рассуждение о методе как средстве направлять свой разум и отыскивать истину в науках». В «Началах философии» изложил философские и физические теории о строении материи, о движении, взгляды на теплоту и свет. Утверждал, что пустота заполнена «тонкой материей», материя обладает тремя свойствами: светом, теплом и тяготением. Открыл в физике закон сохранения движения, а в анатомии – рефлекс. |
Исаак Ньютон (1643 - 1727) | Главный труд - «Математические начала натуральной философии» (1687). В нем он сформулировал понятия и законы классической механики, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера (создав тем самым небесную механику), и с единой точки зрения объяснил большой объем опытных данных (неравенства движения Земли, Луны и планет, морские приливы и др.). Ньютон наряду с Лейбницем является основоположником дифференциального и интегрального исчисления. Он был автором многих новых физических представлений - о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света, об иерархически атомизированной структуре материи, о механической причинности и др. |
ЭТАП ЗАРОЖДЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ[63]
(с 30-х гг. XIX века до начала XX века)
Майкл Фарадей | Обнаружил взаимосвязь между электричеством и магнетизмом, ввел понятия электрического и магнитного полей, выдвинул идею о существовании электромагнитного поля |
Джеймс Максвелл | Создал электродинамику и статистическую физику, построил теорию электромагнитного поля, предсказал существование электромагнитных волн, выдвинул идею об электромагнитной природе света |
Чарльз Лайель | В своем главном труде «Основы геологии» разработал учение о медленном и непрерывном изменении земной поверхности под влиянием постоянных геологических факторов. Он перенес нормативные принципы биологии в геологию, построив здесь теоретическую концепцию, которая впоследствии оказала влияние на биологию. Принципы высшей формы он перенес (редуцировал) на познание низших форм. Ч. Лайель - один из основоположников актуалистического метода в естествознании, суть которого в том, что на основе знания о настоящем делаются выводы о прошлом (т. е. настоящее - ключ к прошлому). |
Жан Батист Ламарк | Создал первую целостную концепцию эволюции живой природы. По его мнению, виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию. Провозгласил принцип эволюции всеобщим законом развития живой природы. |
Жорж Кювье | Не признавал изменяемости видов, объясняя смену ископаемых фаун, так называемой «теорией катастроф», которая исключала идею эволюции органического мира. Кювье утверждал, что каждый период в истории Земли завершается мировой катастрофой - поднятием и опусканием материков, наводнениями, разрывами слоев и др. В результате этих катастроф гибли животные и растения, и в новых условиях появились новые их виды, не похожие на предыдущие. |
Маттиас Шлейден, Теодор Шванн | Открытие клетки и ее способности к изменениям. Было установлено, что высшие растительные и животные организмы в своем развитии подчиняются определенным общим законам: в частности, они начинают жизнь с единой клетки, которая дифференцируется, делится, каждая вновь возникшая тоже делится и так строится весь организм. Клеточная теория доказала внутреннее единство всего живого и указала на единство происхождения и развития всех живых существ. Она утвердила общность происхождения, а также единство строения и развития растений и животных. |
Юлиус Майер, Джеймс Джоуль, Эмилий Ленц | Открытие закона сохранения и превращения энергии. Было доказано, что признававшиеся ранее изолированными так называемые «силы» - теплота, свет, электричество, магнетизм и т. п. - взаимосвязаны, переходят при определенных условиях одна в другую и представляют собой лишь различные формы одного и того же движения в природе. Энергия как общая количественная мера различных форм движения материи не возникает из ничего и не исчезает, а может только переходить из одной формы в другую. |
Чарльз Дарвин | Теория естественного отбора показала, что растительные и животные организмы (включая человека) - не созданы Богом, а являются результатом длительного естественного развития (эволюции) органического мира, ведут свое начало от немногих простейших существ, которые в свою очередь произошли от неживой природы. Тем самым были найдены материальные факторы и причины эволюции - наследственность и изменчивость - и движущие факторы эволюции - естественный отбор для организмов, живущих в «дикой» природе, и искусственный отбор для разводимых человеком домашних животных и культурных растений. |
ПОЗИТИВИСТСКИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ[64]
Течение | Концепции | Отношение к философии | Персоналии |
Позитивизм | 1.Отождествление объекта научного знания с ощущениями 2. Отрицание познаваемости сущности явлений | Исключение основного вопроса философии из числа проблем, подлежащих научному разрешению. Сведение философии к «логике нравственных наук». | Огюст Конт, Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер |
Второй позитивизм (эмпирио-критицизм) | 1.Сведение всех наук к психологии 2. Учение о чистом опыте и принципиальной координации 3.Принцип экономии мышления | Проложение «третьего пути» в философии – ни материалистического, ни идеалистического | Эрнст Мах, Рихард Авенариус |
Неопозитивизм (логический позитивизм) | 1.Логический анализ языка науки 2.Объяснение сложного на основе простого | Непризнание философии наукой | Мориц Шлик, Рудольф Карнап |
Постпозитивизм | 1.Теория роста научного знания 2.Теория научных революций 3.Концепция научно-исследовательских программ 4.Теория познавательного анархизма 5.Историческая модель развития научного знания | Между наукой и философией нет жесткой границы, но философствовать нужно научно | Карл Раймунд Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пауль Фейерабенд, Стивен Эделстон Тулмин |
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ПОЗИТИВИЗМА[65]
Персоналии | Идеи, высказывания | Философские сочинения |
Джордж Беркли (1684 - 1753) | «…вещи, непосредственно воспринимаемые, суть представления; а представления не могут существовать вне ума…», «…люди комбинируют несколько представлений…относительно которых замечено, что они имеют некоторую природную связь – в смысле сосуществования или в смысле последовательности…»[66]. | «Опыт новой теории зрения», «Трактат о началах человеческого знания», «Три разговора между Гиласом и Филонусом в опровержение скептиков и атеистов». |
Давид Юм (1711 – 1776) | «…вся творческая сила духа сводится лишь к способности соединять, перемещать, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый нам чувствами и опытом…»[67]. «…ухищренность ясно доказывает ложность любой теории, тогда как простота доказывает, наоборот, истинность таковой» [68]. | «Трактат о человеческой природе», «Исследование о человеческом уме», «Рассуждение об аффектах», «Исследование о принципах нравственности», «Диалоги о естественной религии» |
ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПОЗИТИВИЗМА[69]
Персоналии | Идеи, высказывания | Философские сочинения |
Огюст Конт (1798-1857) | Главный вклад в им же основанную позитивистскую школу в философии состоял в исключении основного вопроса философии из числа проблем, подлежащих научному разрешению, в требовании сведения науки к описанию явлений и в отрицании объективного характера научных законов. Конт считал двигателем социальной революции саморазвитие ума. | «Дух позитивной философии», «Система позитивной политики» |
Джон Стюарт Милль (1806-1873) | В центре интересов были логические исследования, и он внес определенный прогресс в разработку технических средств логической науки, детально изучив приемы индуктивного исследования. Сформулировал следующие «методы» индуктивной логики: единственного сходства, единственного различия, остатков, сопутствующих изменений. | «Система логики силлогистической и индуктивной», «Утилитарианизм» |
Герберт Спенсер (1820—1903) | «Между науками, излагающими отношения независимо от реальностей, и науками, занимающимися реальностями, расстояние самое большое, какое только может быть, потому что существование (бытие) в некоторых или во всех своих атрибутах обще всем наукам второго класса, тогда как оно исключено из всех наук первого класса. Различие между чистыми формами вещей и самими вещами - таково, что идти дальше его некуда... переход из одной группы в другую невозможен»[70]. | «Классификация наук», «Основные начала» |
ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ «ВТОРОГО ПОЗИТИВИЗМА»[71]
Персоналии | Идеи, высказывания | Философские сочинения |
Эрнст Мах (1838-1916) | Наука есть субъективное сокращение опыта. Законы и понятия науки – простейшие отчеты о многообразии фактов, технические приемы удобной ориентировки мышления в фактах. «Деятельностью нашего абстрактного мышления мы… в конце концов опять-таки и упрощаем факты действительности»[72]. | «Анализ ощущений и отношение физического к психическому», «Познание и заблуждение», «Философское и естественно-научное мышление» |
Рихард Авенариус (1843-1896) | Истолковал процесс научного мышления как апперцепцию, т.е. как усвоение новых представлений при помощи уже имеющихся. Идеальное состояние науки и поверхностное описание, не утруждающее себя попыткой обнаружить причинные связи, было с его точки зрения одним и тем же. | «Критика чистого опыта», «Человеческое понятие о мире» |