КЛАССИФИКАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ[45]
Критерий | Виды научного знания |
Группы предметных областей | Математические, естественные, гуманитарные, технические |
Способ отражения сущности | Феноменталистские (описательные), эссенциалистские (объяснительные) |
Отношение к деятельности субъектов | Дескриптивные (описательные), прескриптивные (нормативные) |
Функциональное назначение | Фундаментальные, прикладные разработки |
Отнесение к формам мышления | Эмпирические, теоретические |
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ[46]
Форма | Определение |
Факт | К научному факту относятся лишь такие события, явления, их свойства, связи и отношения, которые определенным образом зафиксированы, зарегистрированы. Факты составляют фундамент науки. Факт в значительной мере есть результат обобщения всех аналогичных явлений, сведения их в некоторый определенный класс явлений. Научные факты инвариантны - теории могут опровергаться практикой, а факты, на основе которых они строились, остаются и переходят в другие теории. |
Положение | Научное утверждение, сформулированная мысль. Частными случаями положений являются аксиома и теорема. Аксиома - исходное положение, принимаемое в качестве истинного без логического доказательства. Теорема - положение, устанавливаемое при помощи доказательств. Вспомогательные теоремы называют леммами или утверждениями. |
Понятие | Мысль, отражающая в обобщенной и абстрагированной форме предметы, явления и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков – свойств предметов и явлений. Понятие по мере накопления научных данных и развития научных теорий обрастает новыми признаками и свойствами. Понятие занимает особое место, поскольку факты, положения, принципы, законы, теории и т.д. выражаются через слова – понятия и связи между ними, поскольку высшей формой человеческого мышления является понятийное, словесно-логическое. |
Категория | Предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений окружающего мира. Например, «материя», «движение», «пространство», «время». Каждая отрасль науки имеет свою систему категорий. |
Принцип | Выполняет двоякую роль. С одной стороны, принцип выступает как центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления, процессы той области, из которой данный принцип абстрагирован. С другой стороны, он выступает в смысле принципа действия – норматива, предписания к деятельности. |
Закон | Существенное, объективное, всеобщее, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями, процессами |
Теория | Форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных номологических утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений и процессов данной предметной области |
Метатеория | Теория, анализирующая структуры, методы, свойства и способы построения научных теорий в какой-либо определенной отрасли научного знания |
Идея | Высшая форма познания мира, не только отражающая объект изучения, но и направленная на его преобразование. В этом смысле идеи в науке не только подытоживают опыт предшествующего развития знания, но и служат основой для синтеза знания в некую целостную систему и поиска новых путей решения проблемы. |
Доктрина | Почти что синоним концепции, теории. Употребляется в двух смыслах: в практическом, когда говорят о взглядах с оттенком схоластичности и догматизма; и в смысле комплекса, системы взглядов, направлений действий, получивших нормативный характер посредством утверждения каким-либо официальным органом. |
Парадигма | Выступает в двух смыслах: как пример из истории, в том числе истории той или иной науки, взятый для обоснования, сравнения; и как концепция, теория или модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач |
Проблема | «Знание о незнании». То есть знание о том, что наука на сегодняшний день не знает. Это недостающее знание необходимо либо для самой науки, развития ее теории, либо для развития практики, либо того и другого вместе. Аналогом проблемы в математике выступает «задача». |
Гипотеза | Предположительное знание. В случае доказательства истинности гипотезы она становится в дальнейшем теорией, законом, принципом и т.д. В случае не подтверждения гипотеза теряет свое значение. |
Постулат[47] | Утверждение, принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное, играющее роль аксиомы |
Суждение[48] | Мысль, выраженная в виде повествовательного предложения, которая может быть истинной или ложной |
ПОЗНАНИЕ – ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ ОТ НЕЗНАНИЯ К ЗНАНИЮ[49]
Основная цель познания | Достижение истинных знаний, которые реализуются в виде теоретических положений и выводов, законов и учений, подтвержденных практикой и существующих объективно, независимо от нас |
Виды познания | Чувственное и научное (рациональное) |
Формы чувственного познания | Ощущение - это отражение мозгом свойств предметов или явлений объективного мира, которые воспринимаются органами чувств человека. Ощущения являются источником всех знаний, однако они дают знание отдельных свойств предметов, а человек имеет дело не только с отдельными свойствами, но и с предметом в целом, с совокупностью свойств. Восприятие - это отражение мозгом свойств предметов или явлений в целом, воспринимаемых органами чувств человека в какой-то отрезок времени, оно дает первичный чувственный образ предмета или явления. Восприятие есть отражение, копия, образ совокупности свойств, а не отдельного из них. В мозгу человека отражается предмет. Восприятие дает знание предметов, вещей, а не свойств. Но восприятие также ограничено. Оно дает знание только тогда, когда воспринимаемый объект имеется в наличии, существует сейчас. Представление - это вторичный образ предмета или явления, которые в данный момент времени не действуют на органы чувств человека, но обязательно действовали ранее. Это есть воспроизведение в мозгу человека путем соединения их в целостную систему. Представление может воспроизвести прошлое, образы тех предметов, которые когда-то действовали на органы чувств, - как бы поставить его вновь перед нами. Представление способно дать знание будущего (например, представление о чем-то на основании того, что мы читали, слышали и т.д.). |
Формы рационального познания | Понятие - это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления. Виды понятий: общие (связаны с некоторым множеством предметов или явлений), единичные (относятся только к одному), конкретные, абстрактные, относительные, абсолютные и др. Конкретные - к конкретным предметам или явлениям, абстрактные - к отдельно взятым их признакам, относительные понятия всегда представляются попарно, а абсолютные - не содержат парных отношений. Суждение - это мысль, в которой содержится утверждение или отрицание чего-либо посредством связи понятий. Суждения бывают утвердительными и отрицательными, общими и частными, условными и разделительными и т.д. Умозаключение - это процесс мышления, соединяющий последовательность двух или более суждений, в результате чего появляется новое суждение. По существу умозаключение является выводом, который делает возможным переход от мышления к практическим действиям. Умозаключения: непосредственное и опосредованное. |
ИНТУИЦИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС[50]
Понятие | Мы понимаем под интуицией интеллектуальную интуицию (лат. intellectus - ум, мыслительная способность человека), позволяющую проникать в сущность вещей. Интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без основания с помощью доказательства[51]. |
Свойства | Неожиданность решения задачи Неосознанность путей и средств ее решения Непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов |
Условия формирования и проявления | Основательная профессиональная подготовка человека, глубокое знание проблемы Поисковая ситуация, состояние проблемности Действие у субъекта поисковой доминанты на основе непрерывных попыток решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задачи Наличие "подсказки" |
Классификация по характеру новизны | Стандартизованная | Это интуиция-редукция. Пример - врачебная интуиция С.П.Боткина. Известно, что, пока пациент проходил от двери до стула, он мысленно ставил предварительный диагноз. Большая часть его интуитивных диагнозов оказывалась верной. В данном случае имеет место подведение частного под общее. Но иной аспект рассмотрения, а именно постановка конкретного диагноза по нередко неоднозначному комплексу симптомов обнаруживает новизну решаемой проблемы. |
Эвристическая | Эвристическая (творческая) связана с формированием принципиально нового знания, новых гносеологических образов, чувственных или понятийных. Тот же С. П. Боткин, разрабатывая теорию медицины, не раз опирался на такую интуицию в своей научной деятельности. Она помогла ему, например, в выдвижении гипотезы об инфекционной природе катаральной желтухи ("болезни Боткина"). |
Луи де Бройль об интуиции | "При более внимательном исследовании этого вопроса легко заметить, что как раз эти элементы имеют важное значение для прогресса науки. Я, в частности, имею в виду такие сугубо личные способности, столь разные у разных людей, как воображение и интуиция. …интуиция, неожиданно раскрывающая нам в каком-то внутреннем прозрении, не имеющем ничего общего с тяжеловесным силлогизмом, глубины реальности, являются возможностями, органически присущими человеческому уму; они играли и повседневно играют существенную роль в создании науки. Таким образом (поразительное противоречие!), человеческая наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжелых оков строгого рассуждения". |
Эйнштейн об интуиции | «Если не согрешить против логики, то вообще нельзя ни к чему прийти. Подлинной ценностью является в сущности, только интуиция.» |
ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ[52]
Принцип | Действие | Новое научное знание соотносится с… |
Детерминизма | Организует построение знания в соответствующих науках. Выступает в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени какому-либо данному событию и вызывают его. Современное понимание этого принципа предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, то есть прямо не содержащих момента порождения одного другим. Однако все формы реальных взаимосвязей явлений в конечном счете складываются на основе всеобщей действующей причинности, вне которой не существует ни одно явление действительности. | объективной реальностью |
Соответствия | Теории, справедливость которых экспериментально установлена для той или иной области явлений, с появлением новых, более общих теорий не отбрасываются, как нечто ложное, но сохраняют свое значение для прежней области явлений как предельная форма и частный случай новых теорий. Выводы новых теорий в той области, где была справедлива старая «классическая» теория, переходят в выводы классической теории. Принцип соответствия означает, в частности, и преемственность научных теорий. | предшествующим научным знанием |
Дополнительности | «Воспроизведение целостности явления требует применения в познании взаимоисключающих «дополнительных» классов понятий»[53]. С помощью дополнительности устанавливается эквивалентность между классами понятий, комплексно описывающими противоречивые ситуации в различных сферах познания. Одна и та же предметная область может, в соответствии с принципом дополнительности, описываться разными теориями. | познающим субъектом |
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ[54]
| Общее определение | По отношению к научному исследованию |
ОБЪЕКТ | Представляет собой целостную модель процесса познания реальной действительности. Объект (лат. - objectum - предмет), то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект не просто тождественен объективной реальности, а выступает как такая ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом (исследователем). При этом выделение объекта познания осуществляется при помощи форм практической и познавательной деятельности, отражающих свойства объективной реальности. | Это материальная, или идеальная, природная, или искусственная, система |
ПРЕДМЕТ | Обозначает некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческого познания. Это зафиксированные на опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах. Предмет познания детализирует и конкретизирует область исследования, являясь как бы срезом объекта познания. | Это структура системы, закономерности взаимодействия как внутри, так и вне ее, закономерности развития, различные ее свойства, качества и т.д. |
ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ[55]
Направленность на производство знания |
Четкое выделение предмета познания, которое сопряжено с фрагментацией исследуемой реальности, выделением ее различных структурных уровней |
Использование специализированного инструментария |
Регламентация определенной совокупностью методов и других видов нормативного знания (принципами, идеалами и нормами, стилем научного мышления) |
Наличие специализированного языка, который постоянно адаптируется к специфике познавательных действий |
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ[56]
Уровень | Эмпирический | Теоретический |
Познавательные задачи и характеристики | 1. Сбор фактов об объекте познания. Научный факт - это только те события, явления, свойства, связи, отношения, которые зафиксированы 2. Получение данных на основе наблюдений, измерения, экспериментов 3. Составление схем, диаграмм для наглядного восприятия наиболее важных тенденций в функционировании объекта исследования 4. Классификация научных фактов, данных и другой эмпирической информации | 1.Объект познания определяется целенаправленно под воздействием внутренней логики развития науки или насущных требований практики 2.Предмет познания идеализирован на основе мысленного эксперимента и конструирования 3.Познание осуществляется в логических формах, под которыми понимается способ связи элементов, входящих в содержание мысли о предметном мире. Логические формы являются отражением мира, итогом фиксации повторяющихся отношений вещей, зафиксированных в общественной практике. |
Действия при научном исследовании | Производится сбор фактов (зафиксированные события, явления, свойства, отношения), получение статистических данных на основе наблюдений, измерения, эксперимента и их классификация | Характеризуется сопоставлением, построением и развитием научных гипотез и теорий, формулированием законов и выведением из них логических следствий для применения теоретических знаний на практике |
Особенности познания при научном исследовании | Для знаний, полученных на эмпирическом уровне, характерно то, что они являются результатом непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте. На этом уровне получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих объектов или процессов, фиксируются отношения и устанавливаются эмпирические закономерности. Эмпирический уровень более связан с источниковым знанием и в этом отношении более объективен. | Представляет собой как бы разрез исследуемого объекта под определенным углом зрения, заданным мировоззрением исследователя. Он строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности и его главной задачей является описание, систематизация и объяснение всего множества данных эмпирического уровня. |
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕТОДОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ[57]
Принцип | Сущность принципа |
Единства теории и практики | Означает, что они являются неразрывно связанными и взаимообуславливающими друг друга сторонами человеческой деятельности |
Определенности | Требует полного и всестороннего отражения наиболее существенных сторон и закономерностей объективных процессов, конкретного исторического подхода к их оценке |
Конкретности | Означает, что отражение действительности в мышлении истинно - только если оно конкретно. В.И. Ленин писал: "Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна". |
Познаваемости | Означает, что объективный мир, существующий вне и независимо от нас, может быть познан, так как нет принципиальных препятствий для того, чтобы в ходе деятельности человек мог освоить внешний мир |
Объективности | Требует рассмотрения процессов, явлений, вещей такими, какими они есть, без предвзятости, во всем многообразии их сторон, связей, отношений |
Причинности | Состоит в утверждении объективной закономерности обусловленности одного явления другим и требует учета многообразия отношений и связей. |
Развития | Показывает, что формирование научного знания происходит при полном и всестороннем отражении процессов становления развития объекта познания, его противоречий, количественных и качественных изменений и их взаимного перехода |
ПОСТУЛАТЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ[58]
Постулат | Суть постулата |
Реальность | Имеется реальный мир, независимый от восприятия и сознания |
Структурность | Реальный мир структурирован |
Непрерывность | Между всеми областями действительности существует непрерывная связь |
Чужое сознание | Также и другие индивиды (люди и животные) имеют чувственные впечатления и сознание |
Взаимодействие | Наши чувственные органы аффицируются реальным миром |
Функции мозга | Мышление и сознание являются функциями мозга, естественного органа |
Объективность | Научные высказывания должны быть объективными |
Эвристичность | Рабочие гипотезы должны содействовать исследованию, а не затруднять его |
Объяснимость | Факты опытной действительности могут анализироваться, описываться и объясняться посредством "естественных законов" |
Экономия мышления | Следует избегать ненужных гипотез |
Наши рекомендации