Наука предполагает, с одной стороны, само существование явлений и феноменов
с другой - существование детерминант и закономерностей, объясняющих функционирование первых[24].
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ И ИХ СПЕЦИФИКА[25]
Производство научно-теоретического знания | Связана с производством и систематизацией объективных знаний как главная функция науки |
Мировоззренческая функция | Именно научное знание в современном мире составляет существенную основу и ядро формирования мировоззрения личности |
Культурная и технологическая функции | Как социокультурный феномен наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, нормы и ценности. Эти функции связаны «с обработкой и возделыванием» человеческого материала, т.е. субъекта практической и познавательной деятельности. |
Функция фактора социальной регуляции | Наука стоит перед лицом проблемы социальной ответственности за последствия научных открытий, морального и нравственного выбора, проблемы нравственного климата в научном сообществе. Наука воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления. |
Функция непосредственной производительной силы | Отвечает на экономические потребности общества. Направлена на умножение производительных ресурсов общества. Она выступает в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития социума. |
Проективно-конструктивная функция | Предваряет фазу реального практического преобразования и является неотъемлемой стороной интеллектуального поиска любого ранга. Связана с созданием качественно новых технологий, что в наше время чрезвычайно актуально. |
ЦЕЛИ НАУКИ[26]
В широком смысле цель науки – теоретическое отражение действительности. |
Описание | Фиксирует, создает образ объектов, явлений, феноменов |
Понимание | Исследует вопрос «почему?», т.е., ведет поиск причин через анализ интерпретаций явления, определяя их значение |
Объяснение | Разрабатывает теории, теоретические аспекты и концепции, раскрывающие закономерные связи явлений в их постоянном функционировании |
Прогноз | Предлагает направления развития и проявлений феноменов на основе открытых законов и закономерностей, предвидит проблемы той или иной области науки и возможности их решения |
Созидание | Создает новые теории, методы, выявляет законы и закономерности на основе изучения уже имеющихся, определяет возможности сохранения, защиты окружающего мира и Вселенной в целом |
ОСНОВАНИЯ НАУКИ[27]
Онтологические | Онтология как учение о бытии имеет непосредственное отношение к науке как ее основание. Ученый в своих исследованиях имеет дело с фрагментами действительности, но действительность в целом изучает философия. Такие понятия, как материя, движение, пространство, время и др. являются предметом рассмотрения философии, но без этих понятий не может обойтись ни один ученый в своей области науки. |
Гносеологические | Гносеология как учение о познании рассматривает общие проблемы такого сложного явления, каковым является восприятие людьми внешнего мира. Вполне естественно, что ученые различных областей науки изучают мир с тех или иных позиций, которые диктуют им изучаемые стороны действительности. Но в познании любой области науки есть общие положения, которые дает им только философия. Данное обстоятельство не может игнорировать ни один ученый. |
Логические | Логика как учение о правилах и формах правильного мышления была разработана многими поколениями философов, начиная с Аристотеля, вне науки как таковой. Она впитала в себя весь практический и мыслительный опыт человечества по освоению и осмыслению окружающего мира. Вне логики нет мышления, поэтому она лежит в основании науки и практической деятельности человека. |
Методологические | Методология - важнейшая составная часть всех философских систем. Без четкого понимания необходимых ученому подходов и способов познания окружающего мира наука не может рассчитывать на положительные результаты исследования. Все методы научного познания подразделяются на общефилософские (метафизический, диалектический, диалектико-материалистический), общенаучные и методы частных наук. Частные методы отдельных наук могут успешно применяться только в том случае, если они опираются на философскую методологию как на свой фундамент. |
Аксиологические | Наука служит человеку и удовлетворяет его интересы и потребности. Она способствует созданию материальных ценностей, удовлетворяющих жизненные потребности человека. Не менее важную роль играет наука в создании духовных ценностей, без которых человеческую жизнь невозможно представить. |
СВОЙСТВА НАУКИ[28]
Свойства науки многообразны, и их невозможно четко все перечислить. Первоначальное познание свойств науки предполагает ознакомление с основными ее свойствами, которые достаточны для принятия данной концепции. Свойства научного элемента действительности должны быть познаны в порядке уменьшения их общности и одновременно возрастания их значимости для понимания науки как элемента мира.
Субстанциональность | Служит исходной категорией научного отражения всей действительности, основой ее познания. Термином "субстанция" обозначаем только один момент всей действительности, факт ее существования в нашем мозгу. Действительность может быть любой, в том числе вымышленной. Основными формами субстанции выступают материя (первична) и идея (вторична). Последняя представляет свойство только для более развитой формы материи и не есть абсолютный дух какого-либо вида. Ничего более конкретного о субстанциональности идеи (науки в частности) нельзя сказать. Тем самым, субстанциональность представляет самую "тощую" категорию всего научного понимания действительности и в то же время имеющую громадное значение в качестве исходного интегрирующего элемента всей науки о мире. Наука фактически существует, хотя и в качестве вторичного, идеального вида субстанции. Это ее свойство и служит основой ее познания. | |
Отражательность | Делает ее наиболее развитым видом многообразнейших явлений отражения в природе. Сущность этого свойства науки можно познать только при системном подходе ко всем другим свойствам и, прежде всего, при ознакомлении с систематикой форм отражения и местом их в науке. Теория отражения дает достаточно основания для понимания этого свойства науки. | |
Знаковость | Представляет еще более узкое ее свойство. Знаковость сигнальных систем выступает, вероятно, только свойством сигнальных систем на надорганизменном уровне жизни. | |
Идеальность | Выражает одно из атрибутивных ее свойств. Место этого свойства среди других свойств науки не вполне еще определено, что зависит от исходной гипотезы. | |
Эволюционность | Отражает динамизм, как и всего сущего. | |
Информационность | Представляет наиболее узкое ее свойство, присущее ей только как виду идеального компонента общественного развития. Познание этого свойства в настоящий момент представляет злободневную проблему, обсуждаемую во всех видах печати, на конференциях и т.д. |
Обоснованность | Вытекает из ее прагматической функции - быть основой принимаемых решений как фактора сознательной деятельности |
Системность | Представляет свойство высшей формы науки и в зависимости от исходной гипотезы может рассматриваться в разных местах метанауки. Если считать системность атрибутом материи (как это утверждают некоторые авторы), то тогда данное свойство должно быть рассмотрено после субстанциональности и диалектичности. Здесь исходим из того, что системность есть результат диалектического мышления. Наука достигает ее только переходом к теории. Теоретическая наука (теория) - системная трактовка объектов. |
Формализованность | Определяет науку как модель особого типа. Наиболее развитый тип моделирования может быть предложен на основе обобщения существующих способов схематизации. |
Количественность | Приобретает все большее значение и без него далее наука не может успешно развиваться. Ее раскрывают наукометрией. |
Интегративность | Сводится к тому, что каждый элемент действительности объясняется всей меганаукой, а поэтому весьма важно исследовать, когда и как обеспечивается ее единство |
Прагматизм | Служит средством обоснования деятельности людей |
Онтологизм | Обозначает позитивные знания объектов, которые важно учитывать в жизни людей |
Методологичность | Определяет знания, которые представляют собой отражение технологии деятельности людей |
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПАРЫ ХАРАКТЕРНЫХ ПРИЗНАКОВ НАУКИ[29]
Универсальность - фрагментарность | Наука сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком. Наука изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные дисциплины. |
Общезначимость - обезличенность | Получаемые наукой знания пригодны для всех людей, и ее язык - однозначный, поскольку наука стремится как можно более четко фиксировать свои термины, что способствует объединению людей, живущих в самых разных уголках планеты. Ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания. |
Систематичность - незавершенность | Наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей. Хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать. |
Преемственность - критичность | Новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями. Наука всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты. |
Достоверность - внеморальность | Научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам. Научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению. |
Рациональность - чувственность | Наука получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня. Научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными. |
НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ ТИПОВ НАУК[30]
Принцип | Трактовка |
Роста научного знания | Уже в отдельно взятой научной теории в процессе перехода от поверхностной информации к глубинной происходит рост научного знания. Но прогресс научного знания не замыкается в отдельной теории, он, как об этом свидетельствует история науки, неизбежно приводит к смене одних теорий другими. |
Трансдисциплинарности | Совокупность междисциплинарных связей выступает как трансдисциплинарность. Современная наука представляет собой трансдисциплинарное целое. Согласно принципу трансдисциплинарности все науки соотносительны друг с другом. |
Научной относительности | Все три уровня науки (объектный, ментальный и языковой) соотносительны друг с другом, по своей природе они имеют характер отношений |
Инвариантности | В области компетенции данной науки везде уместны одни и те же законы, равно как и некоторые другие концепты. |
Наблюдаемости и наглядности | Содержательность всех компонентов экспериментальной науки должна проявляться в экспериментах. Принцип наглядности является результатом абсолютизации принципа наблюдаемости и недооценки значимости научной теории. |
Относительности к средствам наблюдения | Физические явления реальны не сами по себе, а лишь относительно средств наблюдения. В отношении к средствам наблюдения физические явления проявляют себя в специфическом виде. Относительность к средствам наблюдения позволяет придать физической информации семантический (описательный) вид. |
Дополнительности | Экспериментальные данные являются дополнительными тогда и только тогда, когда они интерпретируются посредством одной и той же теории |
Операциональной относительности | Положения теории должны быть доведены до такой стадии, когда оказывается возможной их экспериментальная проверка |
Творчества и ответственности | Активная роль исследователя – это и предпосылка возможности существования науки, и обязательство за свое и общества благоприятное будущее |
ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ В РАЗЛИЧНЫХ НАУКАХ [31]
Концепты - относительно самостоятельные структурные компоненты теории. В концептуальной иерархии ПРИНЦИПЫ - МЕТОДЫ - ЗАКОНЫ - МОДЕЛИ - ПОНЯТИЯ
именно принципы имеют основополагающее значение. Принцип (от лат. principium - первоначало, основа) - положение теории, позволяющее интерпретировать содержание предложений, в том числе научных законов, и всех других используемых в теории концептов.
Научная дисциплина | Принцип |
Арифметика | Обратимся к натуральным числам - объекту арифметики. Каждая арифметическая теорема должна быть обоснована. Это реализация принципа обоснования. |
Классическая механика | Согласно принципу относительности Галилея законы физики одинаковы для всех инерциальных систем отсчета. Допустим, что некто пренебрегает этим принципом. В таком случае он столкнется с огромным множеством причудливо зависящих друг от друга соотношений. Представить их в систематическом виде не удастся. Лишь на первый взгляд кажется, что для конституирования науки достаточно зафиксировать некоторые признаки объектов и выявить существующие между ними связи. Кто так считает, тот обрекает себя на научную неудачу. |
Экономика | Если пренебречь принципом максимизации полезности, то вряд ли удастся установить единство экономических отношений, связывающих миллионы людей. |