Раздел 1. Наука как многофункциональный феномен
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАУКИ
Определение | Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению[1] | |
Наука - это форма общественного сознания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и уточняется в ходе общественной практики[2] | ||
Персоналии о науке | Аристотель | …ищет некоторых начал и причин для всякого относящегося к ней предмета…[3] |
М.А. Бакунин | …есть универсальный опыт, рельефно выраженный, систематизированный и надлежащим образом разъясненный…[4] | |
А. Бергсон | …есть усовершенствованное орудие приспособления к данному миру, к навязанной необходимости…[5] | |
Г. Бокль | …свод обобщений, верность которых до такой степени непреложна, что они... могут быть поглощены (высшими обобщениями), но не опровергнуты…[6] | |
О. Конт | …систематическое расширение простого здравого смысла…[7] | |
А.М.Новиков | …это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности…[8] | |
Родовое понятие науки[9] | 1. Отрасль культуры 2. Способ познания мира 3. Сфера человеческой деятельности 4. Форма общественного сознания | |
Значения термина «наука»[10] | 1. Наука (греч. episteme, лат. scientia) как сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую схематизацию объективных знаний о действительности 2. Наука как результат этой деятельности – система полученных научных знаний 3. Термин «наука» - для обозначения отдельных отраслей научного знания 4. Наука как отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов. В ходе исторического развития наука превратилась в производительную силу общества и важнейший социальный институт. |
ТРАКТОВКИ НАУКИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Общие закономерности развития науки | Аккумуляция знания[11], уплотнение знания[12] |
Революционный характер развития науки - чередование периодов смены парадигм и периодов нормальной науки[13] | |
Конкуренция научно-исследовательских программ[14] | |
Обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики[15] | |
Относительная самостоятельность развития науки | |
Взаимодействие и взаимосвязанность всех отраслей науки, в результате чего предмет одной отрасли науки может и должен исследоваться приемами и методами другой науки | |
Свобода критики, беспрепятственное обсуждение вопросов науки, открытое и свободное выражение различных мнений | |
Субъективные трактовки науки[16] | Система знания |
Совокупность результатов познавательной деятельности | |
Сама деятельность по производству знаний | |
Совокупный общественный интеллект | |
Собирательное понятие для всего комплекса наук | |
Абстрактно-логическая система знаний | |
Система законов мира | |
Теоретическое моделирование действительности | |
Генератор знаний[17] | |
Единство познавательной и оценочной деятельности[18] | |
Наука как особый вид познавательной деятельности[19] | |
Наука как совокупность проблем и операций по их разрешению[20] |
АСПЕКТЫ НАУКИ
Аспекты науки как феномена[21] | Социальный институт | Отрасль народного хозяйства. Сообщество ученых, совокупность научных учреждений и структур научного обслуживания. |
Результат | Система достоверных знаний о природе, человеке и обществе. Свойства науки как результата: кумулятивный характер развития научного знания; дифференциация и интеграция науки. | |
Процесс | Научная деятельность - научные исследования отдельных ученых, научных коллективов и направлений, где параллельно осуществляется множество научных исследований. | |
Аспекты бытия науки[22] | Наука как познавательная деятельность | Учеными к настоящему времени разработаны три модели изображения процесса научного познания, которые дополняют друг друга: эмпиризм (Ф. Бэкон, Р. Карнап и др.) - наука опирается на опытные данные, в ней ничего не может быть, что не было бы от опыта; теоретизм (Г. Гегель, Ф. Энгельс, Тейяр де Шарден и др.) - теоретические изыскания, хотя и опираются на опыт, но в науке есть и нечто большее, чем опыт - логика познания; проблематизм (К. Поппер) - наука развивается от проблемы к проблеме: когда она решает одну проблему, тут же возникает другая. |
Наука как социальный институт | Общество имеет свою специфическую систему внутренних ценностей, влияющую на состояние и развитие науки и состоящую из трех элементов: научно-техническая политика; законодательные нормы; моральные нормы. Наука в своем функционировании опирается на шесть ценностных императивов: универсализм; коллективизм; бескорыстность; организованный скептицизм; рационализм; эмоциональная нейтральность. Возможно, это идеал, к которому стремятся ученые, но эти императивы придают деятельности ученого целенаправленный характер, необходимый для достижения истины. Наука - самоорганизующаяся система и в ней есть контролирующие параметры: экономическая база и свобода научного поиска. Только в сочетании этих параметров наука может развиваться результативно. | |
Наука как особая сфера культуры | Наука - это элемент культуры, и она пронизывает все сферы жизнедеятельности человечества. С течением времени она приобретает в обществе все больший вес. Наука участвует в создании материальной культуры, превращаясь в непосредственную производительную и социальную силу. Она обогащает, гармонизирует и духовный мир человека. Основными субъектами научной деятельности являются ученые и научные сообщества. |
ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ НАУКИ[23]
Любая новая наука, чтобы включится в «научное сообщество», должна решить серию специфических задач.
Направления самоопределения науки | |
Предметология | Определение и обоснование своего предмета |
Терминология | Разработка своего категориального аппарата |
Методология | Определение специфических методов исследования |
Номология | Выявление законов своей предметной области |
Праксиология | Определение своей практической значимости |