Раздел 1. Наука как многофункциональный феномен

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАУКИ

Определение Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению[1]
Наука - это форма общественного сознания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и уточняется в ходе общественной практики[2]
Персоналии о науке Аристотель …ищет некоторых начал и причин для всякого относящегося к ней предмета…[3]
М.А. Бакунин …есть универсальный опыт, рельефно выраженный, систематизированный и надлежащим образом разъясненный…[4]
А. Бергсон …есть усовершенствованное орудие приспособления к данному миру, к навязанной необходимости…[5]
Г. Бокль …свод обобщений, верность которых до такой степени непреложна, что они... могут быть поглощены (высшими обобщениями), но не опровергнуты…[6]
О. Конт …систематическое расширение простого здравого смысла…[7]
А.М.Новиков …это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности…[8]
Родовое понятие науки[9] 1. Отрасль культуры 2. Способ познания мира 3. Сфера человеческой деятельности 4. Форма общественного сознания
Значения термина «наука»[10] 1. Наука (греч. episteme, лат. scientia) как сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую схематизацию объективных знаний о действительности 2. Наука как результат этой деятельности – система полученных научных знаний 3. Термин «наука» - для обозначения отдельных отраслей научного знания 4. Наука как отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов. В ходе исторического развития наука превратилась в производительную силу общества и важнейший социальный институт.


ТРАКТОВКИ НАУКИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Общие закономерности развития науки Аккумуляция знания[11], уплотнение знания[12]
Революционный характер развития науки - чередование периодов смены парадигм и периодов нормальной науки[13]
Конкуренция научно-исследовательских программ[14]
Обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики[15]
Относительная самостоятельность развития науки
Взаимодействие и взаимосвязанность всех отраслей науки, в результате чего предмет одной отрасли науки может и должен исследоваться приемами и методами другой науки
Свобода критики, беспрепятственное обсуждение вопросов науки, открытое и свободное выражение различных мнений
Субъективные трактовки науки[16] Система знания
Совокупность результатов познавательной деятельности
Сама деятельность по производству знаний
Совокупный общественный интеллект
Собирательное понятие для всего комплекса наук
Абстрактно-логическая система знаний
Система законов мира
Теоретическое моделирование действительности
Генератор знаний[17]
Единство познавательной и оценочной деятельности[18]
Наука как особый вид познавательной деятельности[19]
Наука как совокупность проблем и операций по их разрешению[20]



АСПЕКТЫ НАУКИ

Аспекты науки как феномена[21] Социальный институт Отрасль народного хозяйства. Сообщество ученых, совокупность научных учреждений и структур научного обслуживания.
Результат Система достоверных знаний о природе, человеке и обществе. Свойства науки как результата: кумулятивный характер развития научного знания; дифференциация и интеграция науки.
Процесс Научная деятельность - научные исследования отдельных ученых, научных коллективов и направлений, где параллельно осуществляется множество научных исследований.
Аспекты бытия науки[22] Наука как познавательная деятельность Учеными к настоящему времени разработаны три модели изображения процесса научного познания, которые дополняют друг друга: эмпиризм (Ф. Бэкон, Р. Карнап и др.) - наука опирается на опытные данные, в ней ничего не может быть, что не было бы от опыта; теоретизм (Г. Гегель, Ф. Энгельс, Тейяр де Шарден и др.) - теоретические изыскания, хотя и опираются на опыт, но в науке есть и нечто большее, чем опыт - логика познания; проблематизм (К. Поппер) - наука развивается от проблемы к проблеме: когда она решает одну проблему, тут же возникает другая.
Наука как социальный институт Общество имеет свою специфическую систему внутренних ценностей, влияющую на состояние и развитие науки и состоящую из трех элементов: научно-техническая политика; законодательные нормы; моральные нормы. Наука в своем функционировании опирается на шесть ценностных императивов: универсализм; коллективизм; бескорыстность; организованный скептицизм; рационализм; эмоциональная нейтральность. Возможно, это идеал, к которому стремятся ученые, но эти императивы придают деятельности ученого целенаправленный характер, необходимый для достижения истины. Наука - самоорганизующаяся система и в ней есть контролирующие параметры: экономическая база и свобода научного поиска. Только в сочетании этих параметров наука может развиваться результативно.
Наука как особая сфера культуры Наука - это элемент культуры, и она пронизывает все сферы жизнедеятельности человечества. С течением времени она приобретает в обществе все больший вес. Наука участвует в создании материальной культуры, превращаясь в непосредственную производительную и социальную силу. Она обогащает, гармонизирует и духовный мир человека. Основными субъектами научной деятельности являются ученые и научные сообщества.


ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ НАУКИ[23]

Любая новая наука, чтобы включится в «научное сообщество», должна решить серию специфических задач.

Направления самоопределения науки
  Предметология     Определение и обоснование своего предмета
  Терминология     Разработка своего категориального аппарата
  Методология     Определение специфических методов исследования
  Номология     Выявление законов своей предметной области
  Праксиология     Определение своей практической значимости

Наши рекомендации