Кафедра философии и социологии

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Учебное наглядное пособие

Санкт-Петербург


Балахонский В.В., Литвиненко А.Н., Ракитина Л.А. История и философия науки:Учебное наглядное пособие. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2013. – 117 с.

Учебное наглядное пособие выполнено в виде альбома таблиц и схем и предназначено для аспирантов и соискателей

ученых степеней при изучении дисциплин, связанных с пониманием методологии отдельных отраслевых наук. Оно составлено по базовым для дисциплины «История и философия науки» учебникам и учебным пособиям, монографиям отдельных философов и ученых.

Пособие рассмотрено и одобрено на заседании кафедры философии и социологии Санкт-Петербургского университета МВД России « 11 » октября 2011 года, протокол № 2.

Рецензенты:

Стрельченко Василий Иванович, доктор философских наук, профессор, академик Петровской Академии наук и искусств, Заслуженный работник высшей школы РФ, заведующий кафедрой философии Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, член правления Российского философского общества;

Грякалов Алексей Алексеевич –доктор философских наук, профессоркафедры истории философии Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, член правления Российского философского общества.

© Санкт-Петербургский университет МВД России, 2013.

© Коллектив составителей.

ВВЕДЕНИЕ

Содержание учебной дисциплины «История и философия науки» включает в себя материал по общим проблемам философии и истории науки, по философским проблемам социально-гуманитарных наук и по проблемам философии права. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется философскому анализу науки как специфической системы знания, формы духовного производства и социального института. Рассматриваются общие закономерности развития науки, ее генезис и история, логико-методологические основы научного познания, смены типов научной рациональности, системы ценностей на которые ориентируются ученые, проблемы философии права.

Изучаемая философская дисциплина в юридическом вузе складывается из двух разделов: «Общие проблемы философии и истории науки» и «Философские проблемы правовых и социально-гуманитарных наук». Особое внимание в курсе уделяется анализу основных мировоззренческих и методологических проблем современных наук социально-гуманитарного блока и тенденций развития данных отраслей научного знания, закономерностей становления научного осмысления теоретических основ профессиональной деятельности в контексте общечеловеческого процесса научного познания. Учебное пособие составлено по базовым для дисциплины «История и философия науки» учебникам и учебным пособиям, монографиям отдельных философов и ученых, относящих себя к методологам науки.

Вместе с тем, это пособие является лишь дополнительным источником для изучения вопросов истории и философии науки в силу своей «лаконичности». Однако – и это являлось основной целью авторов-составителей – представленная работа должна помощь молодым исследователям, выполняющим свои изыскания в других, не философских отраслях научного знания. Пособие предназначено для аспирантов и соискателей ученых степеней при изучении дисциплин, связанных с пониманием методологии отдельных отраслевых наук.

Работа выполнена в виде альбома схем по трем причинам:

- желанием «сжать» информацию;

- потребностью формализации информации;

- выбором табличного представления информации для активизации у обучаемых логической памяти.

При написании работы использованы следующие принципы:

- знакомство читателя с несколькими (как минимум двумя) точками зрения на рассматриваемые явления и процессы;

- структуризация материала в контексте взаимосвязи науки и методологии;

- принятие методологических наработок как основы для организации научного исследования.

Нам представляется, что знакомство с материалом пособия позволит аспирантам и соискателям остаться в рамках общенаучной логики, поможет в соблюдении научной, в том числе и терминологической, корректности.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАУКИ

Определение Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению[1]
Наука - это форма общественного сознания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и уточняется в ходе общественной практики[2]
Персоналии о науке Аристотель …ищет некоторых начал и причин для всякого относящегося к ней предмета…[3]
М.А. Бакунин …есть универсальный опыт, рельефно выраженный, систематизированный и надлежащим образом разъясненный…[4]
А. Бергсон …есть усовершенствованное орудие приспособления к данному миру, к навязанной необходимости…[5]
Г. Бокль …свод обобщений, верность которых до такой степени непреложна, что они... могут быть поглощены (высшими обобщениями), но не опровергнуты…[6]
О. Конт …систематическое расширение простого здравого смысла…[7]
А.М.Новиков …это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности…[8]
Родовое понятие науки[9] 1. Отрасль культуры 2. Способ познания мира 3. Сфера человеческой деятельности 4. Форма общественного сознания
Значения термина «наука»[10] 1. Наука (греч. episteme, лат. scientia) как сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую схематизацию объективных знаний о действительности 2. Наука как результат этой деятельности – система полученных научных знаний 3. Термин «наука» - для обозначения отдельных отраслей научного знания 4. Наука как отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов. В ходе исторического развития наука превратилась в производительную силу общества и важнейший социальный институт.


АСПЕКТЫ НАУКИ

Аспекты науки как феномена[21] Социальный институт Отрасль народного хозяйства. Сообщество ученых, совокупность научных учреждений и структур научного обслуживания.
Результат Система достоверных знаний о природе, человеке и обществе. Свойства науки как результата: кумулятивный характер развития научного знания; дифференциация и интеграция науки.
Процесс Научная деятельность - научные исследования отдельных ученых, научных коллективов и направлений, где параллельно осуществляется множество научных исследований.
Аспекты бытия науки[22] Наука как познавательная деятельность Учеными к настоящему времени разработаны три модели изображения процесса научного познания, которые дополняют друг друга: эмпиризм (Ф. Бэкон, Р. Карнап и др.) - наука опирается на опытные данные, в ней ничего не может быть, что не было бы от опыта; теоретизм (Г. Гегель, Ф. Энгельс, Тейяр де Шарден и др.) - теоретические изыскания, хотя и опираются на опыт, но в науке есть и нечто большее, чем опыт - логика познания; проблематизм (К. Поппер) - наука развивается от проблемы к проблеме: когда она решает одну проблему, тут же возникает другая.
Наука как социальный институт Общество имеет свою специфическую систему внутренних ценностей, влияющую на состояние и развитие науки и состоящую из трех элементов: научно-техническая политика; законодательные нормы; моральные нормы. Наука в своем функционировании опирается на шесть ценностных императивов: универсализм; коллективизм; бескорыстность; организованный скептицизм; рационализм; эмоциональная нейтральность. Возможно, это идеал, к которому стремятся ученые, но эти императивы придают деятельности ученого целенаправленный характер, необходимый для достижения истины. Наука - самоорганизующаяся система и в ней есть контролирующие параметры: экономическая база и свобода научного поиска. Только в сочетании этих параметров наука может развиваться результативно.
Наука как особая сфера культуры Наука - это элемент культуры, и она пронизывает все сферы жизнедеятельности человечества. С течением времени она приобретает в обществе все больший вес. Наука участвует в создании материальной культуры, превращаясь в непосредственную производительную и социальную силу. Она обогащает, гармонизирует и духовный мир человека. Основными субъектами научной деятельности являются ученые и научные сообщества.


ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ НАУКИ[23]

Любая новая наука, чтобы включится в «научное сообщество», должна решить серию специфических задач.

Направления самоопределения науки
  Предметология     Определение и обоснование своего предмета
  Терминология     Разработка своего категориального аппарата
  Методология     Определение специфических методов исследования
  Номология     Выявление законов своей предметной области
  Праксиология     Определение своей практической значимости

Таким образом, взаимодействие традиций и возникновение нового знания носят сложный диалектический характер. Необходимо иметь в виду, что если бы традиции не нарушались, то никаких новых знаний ученые не получали бы.


СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ПО В.С.ЛЕДНЕВУ[43]

кафедра философии и социологии - student2.ru

КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ ЗНАНИЯ[44]

  Признак   Характеристика признака  
Истинность   Соответствие знания познаваемому предмету. Для научного знания приводятся основания, по которым это содержание истинно (результаты эксперимента, доказательство теоремы, логический вывод). «Принцип достаточного основания» является фундаментом науки: всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.
Интерсубъективность   Выражение свойства общезначимости, общеобязательности для всех людей, всеобщности научного знания. Признак интерсубъективности конкретизируется требованием воспроизводимости научного знания, то есть одинаковостью результатов, получаемых каждым исследователем при изучении одного и того же объекта в одних и тех же условиях.
Системность   Характеристика различных форм знания. Системная организованность научного знания обусловлена его особенностью: такой обоснованностью, что порождает несомненность в истинности его содержания, ибо имеет строгую индуктивно-дедуктивную структуру, свойство знания рассудочного, полученного в результате связного рассуждения на основе имеющихся опытных данных.

КАРЛ ПОППЕР

Основные понятия концепции развития науки
Проблема демаркации   Понятие из философской концепции К.Поппера, где эта проблема рассматривается как одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации.  
Принцип фальсификации   Принцип, предложенный Поппером в качестве демаркации науки от "метафизики", ненауки как альтернатива принципу верификации, выдвинутому неопозитивизмом. Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке.  
Принцип фаллибилизма   Принцип концепции Поппера, утверждающий, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений.  
Теория "трех миров"   Теория философской концепции К.Поппера, утверждающая существование первого мира - мира объектов, второго мира - мира субъектов и третьего мира - мира ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки.  


ИМРЕ ЛАКАТОС

Основные понятия концепции развития науки
Научно-исследовательская программа   Центральное понятие разработанной Имре Лакатосом универсальной логико-нормативной реконструкции развития науки, которая получила название методологии научно-исследовательских программ. Методология Лакатоса рассматривает рост "зрелой" (развитой) науки как смену ряда связанных исследовательских программ. Важными структурными элементами исследовательской программы являются ее "жесткое ядро" и "защитный пояс" гипотез.
Жесткое ядро" исследовательской программы -   Структурный элемент программы, включающий ее условно неопровергаемые фундаментальные допущения.
Защитный пояс" гипотез   Структурный элемент программы, состоящий из вспомогательных гипотез и обеспечивающий сохранность "жесткого ядра" программы от опровержений. По Лакатосу, "защитный пояс" гипотез может быть частично или полностью заменен при столкновении с контрпримерами.
Гипотеза ad hoc   Гипотеза из "защитного пояса", относящаяся лишь к данному случаю, т.е. охраняющая "жесткое ядро" программы от определенного контрпримера.
Положительная и негативная эвристики   Понятия методологии научно-исследовательских программ Лакатоса, обуславливающей смену программ нормативными правилами, предписывающими, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования ("положительная эвристика"), а каких путей следует избегать. Согласно Лакатосу, в развитии исследовательской программы можно выделить две основные стадии - прогрессивную и вырожденную. На прогрессивной стадии "положительная эвристика" активно стимулирует выдвижение гипотез, расширяющих эмпирическое и теоретическое содержание. Однако в дальнейшем развитие исследовательской программы резко замедляется, ее "положительная эвристика" теряет эвристическую мощь, в результате чего возрастает число ad hoc гипотез.


ТОМАС КУН

Основные понятия концепции развития науки
Парадигма   Основное понятие концепции исторической динамики научного знания Т.Куна, которое раскрывает основу формирования и функционирования научных сообществ, конкурентная борьба между которыми и составляет историю науки. Этой основой является принятие членами научного сообщества определенной модели научной деятельности - совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, мировоззренческих установок - которые и называются парадигмой.
Дисциплинарная матрица   Понятие концепции Куна, в основном тождественное понятию парадигмы.
Нормальная наука   Понятие концепции Куна означающее период господства некоторой парадигмы Этот период заканчивается, когда парадигма "взрывается" изнутри под давлением "аномалий" (проблем, неразрешимых в ее рамках). Наступает кризис, или революционный период, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис разрешается победой одной из них, что знаменует начало нового "нормального" периода, и весь процесс повторяется заново.
Задачи-головоломки   Понятие концепции Т.Куна, введенное для характеристики периода "нормальной науки", когда в рамках определенной парадигмы происходит постепенное кумуляционное развитие научного знания путем решения таких задач.
Несоизмеримость парадигм   Тезис концепции Т.Куна, утверждающий, что невозможно установление каких-либо логических отношений между сменяющими друг друга теориями. Этот тезис связан с утверждением того, что не существует фактов, независимых от парадигмы, и следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения. Напротив, ученые, овладевая содержанием парадигмы, учатся "видеть мир" сквозь ее призму. Не факты судят теорию, а теория определяет, какие именно факты войдут в осмысленный опыт. С этим связано отрицание Куном преемственности в эволюции науки: знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения, а научные сообщества просто вытесняют друг друга.


ПАУЛЬ ФЕЙЕРАБЕНД

Основные понятия концепции развития науки
Принцип пролиферации (размножения) теорий   Принцип методологической концепции Фейерабенда, утверждающий, что ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями. Этот принцип был выдвинут Фейерабендом на основе разработанного Поппером и Лакатосом положения о том, что при столкновении научной теории с некоторым фактом для ее опровержения необходима еще одна теория (придающая факту значение опровергающего свидетельства). Создание альтернативных теорий, по Фейерабенду, способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки. Принцип пролиферации призван обосновывать у Фейерабенда плюрализм в методологии научного познания.
Плюрализм в методологии науки   Положение, характерное для методологической концепции Фейерабенда, которое он обосновывает с помощью принципа пролиферации теорий, утверждающего для ученого необходимость стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями. Соединение у Фейерабенда плюрализма с тезисом о несоизмеримости теорий в итоге порождает анархизм.
Анархизм в методологии науки   Положение методологической концепции Фейерабенда, утверждающее, что каждый ученый может изобретать и разрабатывать свои собственные теории, не обращая внимания на противоречия и критику. К анархизму в концепции Фейерабенда ведет соединение плюрализма, обосновываемого с помощью принципа пролиферации теорий, с тезисом о несоизмеримости теорий. По Фейерабенду, деятельность ученого не подчинена никаким рациональным нормам, поэтому развитие науки иррационально, и наука ничем не отличается от мифа и религии, представляя собой одну из форм идеологии. Поэтому следует освободить общество от "диктата науки", отделить науку от государства и предоставить науке, мифу, магии, религии одинаковые права в общественной жизни.


СТИВЕН ЭДЕЛСТОН ТУЛМИН

Основные понятия концепции развития науки
Стандарты рациональности и понимания   В концепции С.Тулмина выступает как основное понятие его эпистемологии, развиваемой как теория исторического формирования и функционирования "стандартов рациональности и понимания, лежащих в основе научных теорий". По Тулмину, ученый считает понятными те события или явления, которые соответствуют принятым им стандартам. Рациональность научного знания, по Тулмину, есть соответствие принятым стандартам понимания. Стандарты рациональности меняются с изменением научных теорий непрерывного процесса отбора концептуальных новшеств.
Матрица понимания   Понятие из концепции С.Тулмина, который сформулировал взгляд на эпистемологию как теорию исторического формирования и функционирования стандартов рациональности и понимания. По Тулмину, ученый считает понятными те события или явления, которые соответствуют принятым им стандартам. То, что не укладывается в "матрицу понимания", считается аномалией, устранение которой (т.е. улучшение понимания) выступает как стимул эволюции науки.
Концептуальные популяции   Понятие из концепции С.Тулмина, который рассматривает содержание теорий не как логическую системы высказываний, а как своеобразную популяцию понятий. Согласно Тулмину, основные черты эволюции науки сходны с дарвиновской схемой биологической эволюции. Содержание концептуальных популяций (аналог биологических видов) подвержено изменению, что влечет за собой изменение методов и целей научной деятельности; возникновение концептуальных новшеств балансируется процессом критического отбора (аналог биологической мутации и селекции). Этот двойственный процесс приводит к заметному изменению лишь при определенных условиях (аналог выживания или вымирания видов в борьбе за существование); сохраняются те концептуальные варианты, которые лучше адаптируются к требованиям интеллектуальной среды.


В ходе исследования можно разрабатывать одновременно несколько гипотез. Если в процессе отбора, изучения и обработки материала возникнут новые гипотезы, необходимо отобрать наиболее вероятную и принять ее за основу. Нельзя вести исследование, не имея гипотезы. Ошибочные гипотезы также углубляют наше познание, показывают трудности проблемы и побуждают нас к поиску лучших решений.


НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ[141]

Определение   Теория (греч. Theoria - рассмотрение, исследование) - это форма достоверного научного знания о некоторой области действительности, представляющая собой систему понятий, утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений из данной области. Теория дает целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Она возникает в результате обобщения познавательной деятельности и практики и представляет собой мысленное отражение и воспроизведение реальной действительности.
Суть   Теория есть изобретение для решения проблем
Принципы построения   Предметность (все понятия и утверждения должны относиться к одной и той же предметной области)
  Адекватность и полнота описания объективной действительности (теория должна описывать все существующие ситуации в соответствующей предметной области)
  Интерпретируемость (однозначное и определенное раскрытие сущности и содержания используемых теорией терминов)
  Проверяемость (установление соответствия содержания утверждений теории свойствам и отношениям реальных систем)
  Истинность и достоверность основных утверждений теории
Свойства   Научная теория должна быть логически замкнутой и непротиворечивой, то есть она должна соответствовать своим исходным посылкам (позициям). Теория должна объяснять факты, которые объясняла и предыдущая теория, те факты, которые предыдущая теория не смогла объяснить, и из нее должен вытекать ряд новых проверяемых следствий. Любая теория верна в определенной области, т.е. имеет границы применимости.


КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ[142]

Классификация по точности предсказаний   Теории, в которых предсказание имеет достоверный характер (например, многие теории классической механики, классической физики и химии)
  Теории, в которых предсказание имеет вероятностный характер, обусловливающийся совокупным действием большого числа случайных факторов. Такого рода стохастические (от греч. - догадка) теории встречаются не только в современной физике, но и в большом количестве в биологии и социально-гуманитарных науках в силу специфики и сложности самих объектов их исследования.
Основные особенности   Теория - это не отдельно взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся система
  Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени зрелости. А именно - когда оно не просто описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. когда знание вскрывает причины и закономерности явлений.
  Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории
  Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них
  Характер теории определяется степенью обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета
  Структура научных теорий содержательно определена системной организацией идеализированных (абстрактных) объектов (теоретических конструктов)
  Теория - это не только готовое, ставшее знание, но и процесс его получения; поэтому она не является «голым результатом», а должна рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием


ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ[143]

представляют собой основополагающие абстракции, позволяющие

конструировать и развивать теоретическую систему.

Теория является относительно замкнутой системой научного знания, но степень замкнутости может быть разной.

Степень замкнутости   Закрытая для свободных вхождений
  Открытая для свободных вхождений. В первом случае это, например, эвклидова геометрия, которая может совершенствоваться только по форме, а не по содержанию. Второй случай, когда теория совершенствуется не только по форме, но и по содержанию. Таковы. например, современные физические теории. Теории присуща и такая характеристика, как строгость. Абсолютно строгой теорией обычно считают такую, которая все свои утверждения доказывает собственными средствами и исключает возможность введения в нее вероятностных утверждений. Однако, необходимо иметь в виду, что существуют теории различной степени строгости.
  Научная теория неполно, одностронне отражает объективный мир, исходя из тех задач исследования, которые перед ней стоят
  Научная теория должна быть непротиворечивой по своей сути
  Научная теория непосредственно или опосредованно связана с практикой, которая служит основой познания. Формы связи теории с практикой сложны и разнообразны.
  Теория является языковой системой, в которой используются естественные и формализованные языки
  Теория - есть система объяснения
  При определенных условиях теория выступает как система методов


НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ[144]

Определение В научном языке и исследовательской работе термин "эксперимент"обычно используется в значении, общем для целого ряда сопряженных понятий: опыт, целенаправленное наблюдение, воспроизведение объекта познания, организация особых условий его существования, проверка предсказания. В это понятие вкладывается научная постановка опытов и наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом его развития и воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий. Само по себе понятие "эксперимент" означает действие, направленное на создание условий в целях воспроизведения того или иного явления и, по возможности, наиболее чистого, т.е. не осложняемого другими явлениями.
Цель Выявление свойств исследуемых объектов, проверка справедливости гипотез и на этой основе широкое и глубокое изучение темы научного исследования. Постановка и организация эксперимента определяются его назначением.
Условия проведения[145] - предполагает наличие четко сформулированной цели исследования; - всегда базируется на каких-то исходных теоретических положениях; - требует определенного уровня развития технических средств познания, необходимого для его реализации; - должен проводиться людьми, имеющими достаточно высокую квалификацию.
Классификация по способу формирования условий естественный и искусственный
по целям исследования преобразующие, констатирующие, контролирующие, поисковые, решающие
по организации проведения лабораторные, натурные, полевые, производственные
по структуре изучаемых объектов и явлений   простые, сложные
по характеру внешних воздействий на объект исследования вещественные, энергетические, информационные
по характеру взаимодействия средства экспериментального исследования с объектом исследования обычный и модельный
по числу варьируемых факторов однофакторный и многофакторный
по характеру изучаемых объектов или явлений технологический, социометрический


ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ[146]

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Учебное наглядное пособие

Санкт-Петербург


Балахонский В.В., Литвиненко А.Н., Ракитина Л.А. История и философия науки:Учебное наглядное пособие. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2013. – 117 с.

Учебное наглядное пособие выполнено в виде альбома таблиц и схем и предназначено для аспирантов и соискателей

ученых степеней при изучении дисциплин, связанных с пониманием методологии отдельных отраслевых наук. Оно составлено по базовым для дисциплины «История и философия науки» учебникам и учебным пособиям, монографиям отдельных философов и ученых.

Пособие рассмотрено и одобрено на заседании кафедры философии и социологии Санкт-Петербургского университета МВД России « 11 » октября 2011 года, протокол № 2.

Рецензенты:

Стрельченко Василий Иванович, доктор философских наук, профессор, академик Петровской Академии наук и искусств, Заслуженный работник высшей школы РФ, заведующий кафедрой философии Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, член правления Российского философского общества;

Грякалов Алексей Алексеевич –доктор философских наук, профессоркафедры истории философии Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, член правления Российского философского общества.

© Санкт-Петербургский университет МВД России, 2013.

© Коллектив составителей.

ВВЕДЕНИЕ

Содержание учебной дисциплины «История и философия науки» включает в себя материал по общим проблемам философии и истории науки, по философским проблемам социально-гуманитарных наук и по проблемам философии права. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется философскому анализу науки как специфической системы знания, формы духовного производства и социального института. Рассматриваются общие закономерности развития науки, ее генезис и история, логико-методологические основы научного познания, смены типов научной рациональности, системы ценностей на которые ориентируются ученые, проблемы философии права.

Изучаемая философская дисциплина в юридическом вузе складывается из двух разделов: «Общие проблемы философии и истории науки» и «Философские проблемы правовых и социально-гуманитарных наук». Особое внимание в курсе уделяется анализу основных мировоззренческих и методологических проблем современных наук социально-гуманитарного блока и тенденций развития данных отраслей научного знания, закономерностей становления научного осмысления теоретических основ профессиональной деятельности в контексте общечеловеческого процесса научного познания. Учебное пособие составлено по базовым для дисциплины «История и философия науки» учебникам и учебным пособиям, монографиям отдельных философов и ученых, относящих себя к методологам науки.

Вместе с тем, это пособие является лишь дополнительным источником для изучения вопросов истории и философии науки в силу своей «лаконичности». Однако – и это являлось основной целью авторов-составителей – представленная работа должна помощь молодым исследователям, выполняющим свои изыскания в других, не философских отраслях научного знания. Пособие предназначено для аспирантов и соискателей ученых степеней при изучении дисциплин, связанных с пониманием методологии отдельных отраслевых наук.

Работа выполнена в виде альбома схем по трем причинам:

- желанием «сжать» информацию;

- потребностью формализации информации;

- выбором табличного представления информации для активизации у обучаемых логической памяти.

При написании работы использованы следующие принципы:

- знакомство читателя с несколькими (как минимум двумя) точками зрения на рассматриваемые явления и процессы;

- структуризация материала в контексте взаимосвязи науки и методологии;

- принятие методологических наработок как основы для организации научного исследования.

Нам представляется, что знакомство с материалом пособия позволит аспирантам и соискателям остаться в рамках общенаучной логики, поможет в соблюдении научной, в том числе и терминологической, корректности.


Наши рекомендации