Кафедра философии и социологии
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Учебное наглядное пособие
Санкт-Петербург
Балахонский В.В., Литвиненко А.Н., Ракитина Л.А. История и философия науки:Учебное наглядное пособие. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2013. – 117 с.
Учебное наглядное пособие выполнено в виде альбома таблиц и схем и предназначено для аспирантов и соискателей
ученых степеней при изучении дисциплин, связанных с пониманием методологии отдельных отраслевых наук. Оно составлено по базовым для дисциплины «История и философия науки» учебникам и учебным пособиям, монографиям отдельных философов и ученых.
Пособие рассмотрено и одобрено на заседании кафедры философии и социологии Санкт-Петербургского университета МВД России « 11 » октября 2011 года, протокол № 2.
Рецензенты:
Стрельченко Василий Иванович, доктор философских наук, профессор, академик Петровской Академии наук и искусств, Заслуженный работник высшей школы РФ, заведующий кафедрой философии Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, член правления Российского философского общества;
Грякалов Алексей Алексеевич –доктор философских наук, профессоркафедры истории философии Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, член правления Российского философского общества.
© Санкт-Петербургский университет МВД России, 2013.
© Коллектив составителей.
ВВЕДЕНИЕ
Содержание учебной дисциплины «История и философия науки» включает в себя материал по общим проблемам философии и истории науки, по философским проблемам социально-гуманитарных наук и по проблемам философии права. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется философскому анализу науки как специфической системы знания, формы духовного производства и социального института. Рассматриваются общие закономерности развития науки, ее генезис и история, логико-методологические основы научного познания, смены типов научной рациональности, системы ценностей на которые ориентируются ученые, проблемы философии права.
Изучаемая философская дисциплина в юридическом вузе складывается из двух разделов: «Общие проблемы философии и истории науки» и «Философские проблемы правовых и социально-гуманитарных наук». Особое внимание в курсе уделяется анализу основных мировоззренческих и методологических проблем современных наук социально-гуманитарного блока и тенденций развития данных отраслей научного знания, закономерностей становления научного осмысления теоретических основ профессиональной деятельности в контексте общечеловеческого процесса научного познания. Учебное пособие составлено по базовым для дисциплины «История и философия науки» учебникам и учебным пособиям, монографиям отдельных философов и ученых, относящих себя к методологам науки.
Вместе с тем, это пособие является лишь дополнительным источником для изучения вопросов истории и философии науки в силу своей «лаконичности». Однако – и это являлось основной целью авторов-составителей – представленная работа должна помощь молодым исследователям, выполняющим свои изыскания в других, не философских отраслях научного знания. Пособие предназначено для аспирантов и соискателей ученых степеней при изучении дисциплин, связанных с пониманием методологии отдельных отраслевых наук.
Работа выполнена в виде альбома схем по трем причинам:
- желанием «сжать» информацию;
- потребностью формализации информации;
- выбором табличного представления информации для активизации у обучаемых логической памяти.
При написании работы использованы следующие принципы:
- знакомство читателя с несколькими (как минимум двумя) точками зрения на рассматриваемые явления и процессы;
- структуризация материала в контексте взаимосвязи науки и методологии;
- принятие методологических наработок как основы для организации научного исследования.
Нам представляется, что знакомство с материалом пособия позволит аспирантам и соискателям остаться в рамках общенаучной логики, поможет в соблюдении научной, в том числе и терминологической, корректности.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАУКИ
Определение | Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению[1] | |
Наука - это форма общественного сознания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и уточняется в ходе общественной практики[2] | ||
Персоналии о науке | Аристотель | …ищет некоторых начал и причин для всякого относящегося к ней предмета…[3] |
М.А. Бакунин | …есть универсальный опыт, рельефно выраженный, систематизированный и надлежащим образом разъясненный…[4] | |
А. Бергсон | …есть усовершенствованное орудие приспособления к данному миру, к навязанной необходимости…[5] | |
Г. Бокль | …свод обобщений, верность которых до такой степени непреложна, что они... могут быть поглощены (высшими обобщениями), но не опровергнуты…[6] | |
О. Конт | …систематическое расширение простого здравого смысла…[7] | |
А.М.Новиков | …это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности…[8] | |
Родовое понятие науки[9] | 1. Отрасль культуры 2. Способ познания мира 3. Сфера человеческой деятельности 4. Форма общественного сознания | |
Значения термина «наука»[10] | 1. Наука (греч. episteme, лат. scientia) как сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую схематизацию объективных знаний о действительности 2. Наука как результат этой деятельности – система полученных научных знаний 3. Термин «наука» - для обозначения отдельных отраслей научного знания 4. Наука как отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов. В ходе исторического развития наука превратилась в производительную силу общества и важнейший социальный институт. |
АСПЕКТЫ НАУКИ
Аспекты науки как феномена[21] | Социальный институт | Отрасль народного хозяйства. Сообщество ученых, совокупность научных учреждений и структур научного обслуживания. |
Результат | Система достоверных знаний о природе, человеке и обществе. Свойства науки как результата: кумулятивный характер развития научного знания; дифференциация и интеграция науки. | |
Процесс | Научная деятельность - научные исследования отдельных ученых, научных коллективов и направлений, где параллельно осуществляется множество научных исследований. | |
Аспекты бытия науки[22] | Наука как познавательная деятельность | Учеными к настоящему времени разработаны три модели изображения процесса научного познания, которые дополняют друг друга: эмпиризм (Ф. Бэкон, Р. Карнап и др.) - наука опирается на опытные данные, в ней ничего не может быть, что не было бы от опыта; теоретизм (Г. Гегель, Ф. Энгельс, Тейяр де Шарден и др.) - теоретические изыскания, хотя и опираются на опыт, но в науке есть и нечто большее, чем опыт - логика познания; проблематизм (К. Поппер) - наука развивается от проблемы к проблеме: когда она решает одну проблему, тут же возникает другая. |
Наука как социальный институт | Общество имеет свою специфическую систему внутренних ценностей, влияющую на состояние и развитие науки и состоящую из трех элементов: научно-техническая политика; законодательные нормы; моральные нормы. Наука в своем функционировании опирается на шесть ценностных императивов: универсализм; коллективизм; бескорыстность; организованный скептицизм; рационализм; эмоциональная нейтральность. Возможно, это идеал, к которому стремятся ученые, но эти императивы придают деятельности ученого целенаправленный характер, необходимый для достижения истины. Наука - самоорганизующаяся система и в ней есть контролирующие параметры: экономическая база и свобода научного поиска. Только в сочетании этих параметров наука может развиваться результативно. | |
Наука как особая сфера культуры | Наука - это элемент культуры, и она пронизывает все сферы жизнедеятельности человечества. С течением времени она приобретает в обществе все больший вес. Наука участвует в создании материальной культуры, превращаясь в непосредственную производительную и социальную силу. Она обогащает, гармонизирует и духовный мир человека. Основными субъектами научной деятельности являются ученые и научные сообщества. |
ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ НАУКИ[23]
Любая новая наука, чтобы включится в «научное сообщество», должна решить серию специфических задач.
Направления самоопределения науки | |
Предметология | Определение и обоснование своего предмета |
Терминология | Разработка своего категориального аппарата |
Методология | Определение специфических методов исследования |
Номология | Выявление законов своей предметной области |
Праксиология | Определение своей практической значимости |
Таким образом, взаимодействие традиций и возникновение нового знания носят сложный диалектический характер. Необходимо иметь в виду, что если бы традиции не нарушались, то никаких новых знаний ученые не получали бы.
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ПО В.С.ЛЕДНЕВУ[43]
КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ ЗНАНИЯ[44]
Признак | Характеристика признака |
Истинность | Соответствие знания познаваемому предмету. Для научного знания приводятся основания, по которым это содержание истинно (результаты эксперимента, доказательство теоремы, логический вывод). «Принцип достаточного основания» является фундаментом науки: всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. |
Интерсубъективность | Выражение свойства общезначимости, общеобязательности для всех людей, всеобщности научного знания. Признак интерсубъективности конкретизируется требованием воспроизводимости научного знания, то есть одинаковостью результатов, получаемых каждым исследователем при изучении одного и того же объекта в одних и тех же условиях. |
Системность | Характеристика различных форм знания. Системная организованность научного знания обусловлена его особенностью: такой обоснованностью, что порождает несомненность в истинности его содержания, ибо имеет строгую индуктивно-дедуктивную структуру, свойство знания рассудочного, полученного в результате связного рассуждения на основе имеющихся опытных данных. |
КАРЛ ПОППЕР
Основные понятия концепции развития науки | |
Проблема демаркации | Понятие из философской концепции К.Поппера, где эта проблема рассматривается как одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации. |
Принцип фальсификации | Принцип, предложенный Поппером в качестве демаркации науки от "метафизики", ненауки как альтернатива принципу верификации, выдвинутому неопозитивизмом. Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке. |
Принцип фаллибилизма | Принцип концепции Поппера, утверждающий, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений. |
Теория "трех миров" | Теория философской концепции К.Поппера, утверждающая существование первого мира - мира объектов, второго мира - мира субъектов и третьего мира - мира ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки. |
ИМРЕ ЛАКАТОС
Основные понятия концепции развития науки | |
Научно-исследовательская программа | Центральное понятие разработанной Имре Лакатосом универсальной логико-нормативной реконструкции развития науки, которая получила название методологии научно-исследовательских программ. Методология Лакатоса рассматривает рост "зрелой" (развитой) науки как смену ряда связанных исследовательских программ. Важными структурными элементами исследовательской программы являются ее "жесткое ядро" и "защитный пояс" гипотез. |
Жесткое ядро" исследовательской программы - | Структурный элемент программы, включающий ее условно неопровергаемые фундаментальные допущения. |
Защитный пояс" гипотез | Структурный элемент программы, состоящий из вспомогательных гипотез и обеспечивающий сохранность "жесткого ядра" программы от опровержений. По Лакатосу, "защитный пояс" гипотез может быть частично или полностью заменен при столкновении с контрпримерами. |
Гипотеза ad hoc | Гипотеза из "защитного пояса", относящаяся лишь к данному случаю, т.е. охраняющая "жесткое ядро" программы от определенного контрпримера. |
Положительная и негативная эвристики | Понятия методологии научно-исследовательских программ Лакатоса, обуславливающей смену программ нормативными правилами, предписывающими, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования ("положительная эвристика"), а каких путей следует избегать. Согласно Лакатосу, в развитии исследовательской программы можно выделить две основные стадии - прогрессивную и вырожденную. На прогрессивной стадии "положительная эвристика" активно стимулирует выдвижение гипотез, расширяющих эмпирическое и теоретическое содержание. Однако в дальнейшем развитие исследовательской программы резко замедляется, ее "положительная эвристика" теряет эвристическую мощь, в результате чего возрастает число ad hoc гипотез. |
ТОМАС КУН
Основные понятия концепции развития науки | |
Парадигма | Основное понятие концепции исторической динамики научного знания Т.Куна, которое раскрывает основу формирования и функционирования научных сообществ, конкурентная борьба между которыми и составляет историю науки. Этой основой является принятие членами научного сообщества определенной модели научной деятельности - совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, мировоззренческих установок - которые и называются парадигмой. |
Дисциплинарная матрица | Понятие концепции Куна, в основном тождественное понятию парадигмы. |
Нормальная наука | Понятие концепции Куна означающее период господства некоторой парадигмы Этот период заканчивается, когда парадигма "взрывается" изнутри под давлением "аномалий" (проблем, неразрешимых в ее рамках). Наступает кризис, или революционный период, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис разрешается победой одной из них, что знаменует начало нового "нормального" периода, и весь процесс повторяется заново. |
Задачи-головоломки | Понятие концепции Т.Куна, введенное для характеристики периода "нормальной науки", когда в рамках определенной парадигмы происходит постепенное кумуляционное развитие научного знания путем решения таких задач. |
Несоизмеримость парадигм | Тезис концепции Т.Куна, утверждающий, что невозможно установление каких-либо логических отношений между сменяющими друг друга теориями. Этот тезис связан с утверждением того, что не существует фактов, независимых от парадигмы, и следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения. Напротив, ученые, овладевая содержанием парадигмы, учатся "видеть мир" сквозь ее призму. Не факты судят теорию, а теория определяет, какие именно факты войдут в осмысленный опыт. С этим связано отрицание Куном преемственности в эволюции науки: знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения, а научные сообщества просто вытесняют друг друга. |
ПАУЛЬ ФЕЙЕРАБЕНД
Основные понятия концепции развития науки | |
Принцип пролиферации (размножения) теорий | Принцип методологической концепции Фейерабенда, утверждающий, что ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями. Этот принцип был выдвинут Фейерабендом на основе разработанного Поппером и Лакатосом положения о том, что при столкновении научной теории с некоторым фактом для ее опровержения необходима еще одна теория (придающая факту значение опровергающего свидетельства). Создание альтернативных теорий, по Фейерабенду, способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки. Принцип пролиферации призван обосновывать у Фейерабенда плюрализм в методологии научного познания. |
Плюрализм в методологии науки | Положение, характерное для методологической концепции Фейерабенда, которое он обосновывает с помощью принципа пролиферации теорий, утверждающего для ученого необходимость стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями. Соединение у Фейерабенда плюрализма с тезисом о несоизмеримости теорий в итоге порождает анархизм. |
Анархизм в методологии науки | Положение методологической концепции Фейерабенда, утверждающее, что каждый ученый может изобретать и разрабатывать свои собственные теории, не обращая внимания на противоречия и критику. К анархизму в концепции Фейерабенда ведет соединение плюрализма, обосновываемого с помощью принципа пролиферации теорий, с тезисом о несоизмеримости теорий. По Фейерабенду, деятельность ученого не подчинена никаким рациональным нормам, поэтому развитие науки иррационально, и наука ничем не отличается от мифа и религии, представляя собой одну из форм идеологии. Поэтому следует освободить общество от "диктата науки", отделить науку от государства и предоставить науке, мифу, магии, религии одинаковые права в общественной жизни. |
СТИВЕН ЭДЕЛСТОН ТУЛМИН
Основные понятия концепции развития науки | |
Стандарты рациональности и понимания | В концепции С.Тулмина выступает как основное понятие его эпистемологии, развиваемой как теория исторического формирования и функционирования "стандартов рациональности и понимания, лежащих в основе научных теорий". По Тулмину, ученый считает понятными те события или явления, которые соответствуют принятым им стандартам. Рациональность научного знания, по Тулмину, есть соответствие принятым стандартам понимания. Стандарты рациональности меняются с изменением научных теорий непрерывного процесса отбора концептуальных новшеств. |
Матрица понимания | Понятие из концепции С.Тулмина, который сформулировал взгляд на эпистемологию как теорию исторического формирования и функционирования стандартов рациональности и понимания. По Тулмину, ученый считает понятными те события или явления, которые соответствуют принятым им стандартам. То, что не укладывается в "матрицу понимания", считается аномалией, устранение которой (т.е. улучшение понимания) выступает как стимул эволюции науки. |
Концептуальные популяции | Понятие из концепции С.Тулмина, который рассматривает содержание теорий не как логическую системы высказываний, а как своеобразную популяцию понятий. Согласно Тулмину, основные черты эволюции науки сходны с дарвиновской схемой биологической эволюции. Содержание концептуальных популяций (аналог биологических видов) подвержено изменению, что влечет за собой изменение методов и целей научной деятельности; возникновение концептуальных новшеств балансируется процессом критического отбора (аналог биологической мутации и селекции). Этот двойственный процесс приводит к заметному изменению лишь при определенных условиях (аналог выживания или вымирания видов в борьбе за существование); сохраняются те концептуальные варианты, которые лучше адаптируются к требованиям интеллектуальной среды. |
В ходе исследования можно разрабатывать одновременно несколько гипотез. Если в процессе отбора, изучения и обработки материала возникнут новые гипотезы, необходимо отобрать наиболее вероятную и принять ее за основу. Нельзя вести исследование, не имея гипотезы. Ошибочные гипотезы также углубляют наше познание, показывают трудности проблемы и побуждают нас к поиску лучших решений.
НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ[141]
Определение | Теория (греч. Theoria - рассмотрение, исследование) - это форма достоверного научного знания о некоторой области действительности, представляющая собой систему понятий, утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений из данной области. Теория дает целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Она возникает в результате обобщения познавательной деятельности и практики и представляет собой мысленное отражение и воспроизведение реальной действительности. |
Суть | Теория есть изобретение для решения проблем |
Принципы построения | Предметность (все понятия и утверждения должны относиться к одной и той же предметной области) |
Адекватность и полнота описания объективной действительности (теория должна описывать все существующие ситуации в соответствующей предметной области) | |
Интерпретируемость (однозначное и определенное раскрытие сущности и содержания используемых теорией терминов) | |
Проверяемость (установление соответствия содержания утверждений теории свойствам и отношениям реальных систем) | |
Истинность и достоверность основных утверждений теории | |
Свойства | Научная теория должна быть логически замкнутой и непротиворечивой, то есть она должна соответствовать своим исходным посылкам (позициям). Теория должна объяснять факты, которые объясняла и предыдущая теория, те факты, которые предыдущая теория не смогла объяснить, и из нее должен вытекать ряд новых проверяемых следствий. Любая теория верна в определенной области, т.е. имеет границы применимости. |
КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ[142]
Классификация по точности предсказаний | Теории, в которых предсказание имеет достоверный характер (например, многие теории классической механики, классической физики и химии) |
Теории, в которых предсказание имеет вероятностный характер, обусловливающийся совокупным действием большого числа случайных факторов. Такого рода стохастические (от греч. - догадка) теории встречаются не только в современной физике, но и в большом количестве в биологии и социально-гуманитарных науках в силу специфики и сложности самих объектов их исследования. | |
Основные особенности | Теория - это не отдельно взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся система |
Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени зрелости. А именно - когда оно не просто описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. когда знание вскрывает причины и закономерности явлений. | |
Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории | |
Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них | |
Характер теории определяется степенью обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета | |
Структура научных теорий содержательно определена системной организацией идеализированных (абстрактных) объектов (теоретических конструктов) | |
Теория - это не только готовое, ставшее знание, но и процесс его получения; поэтому она не является «голым результатом», а должна рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием |
ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ[143]
представляют собой основополагающие абстракции, позволяющие
конструировать и развивать теоретическую систему.
Теория является относительно замкнутой системой научного знания, но степень замкнутости может быть разной.
Степень замкнутости | Закрытая для свободных вхождений |
Открытая для свободных вхождений. В первом случае это, например, эвклидова геометрия, которая может совершенствоваться только по форме, а не по содержанию. Второй случай, когда теория совершенствуется не только по форме, но и по содержанию. Таковы. например, современные физические теории. Теории присуща и такая характеристика, как строгость. Абсолютно строгой теорией обычно считают такую, которая все свои утверждения доказывает собственными средствами и исключает возможность введения в нее вероятностных утверждений. Однако, необходимо иметь в виду, что существуют теории различной степени строгости. | |
Научная теория неполно, одностронне отражает объективный мир, исходя из тех задач исследования, которые перед ней стоят | |
Научная теория должна быть непротиворечивой по своей сути | |
Научная теория непосредственно или опосредованно связана с практикой, которая служит основой познания. Формы связи теории с практикой сложны и разнообразны. | |
Теория является языковой системой, в которой используются естественные и формализованные языки | |
Теория - есть система объяснения | |
При определенных условиях теория выступает как система методов |
НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ[144]
Определение | В научном языке и исследовательской работе термин "эксперимент"обычно используется в значении, общем для целого ряда сопряженных понятий: опыт, целенаправленное наблюдение, воспроизведение объекта познания, организация особых условий его существования, проверка предсказания. В это понятие вкладывается научная постановка опытов и наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом его развития и воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий. Само по себе понятие "эксперимент" означает действие, направленное на создание условий в целях воспроизведения того или иного явления и, по возможности, наиболее чистого, т.е. не осложняемого другими явлениями. | |
Цель | Выявление свойств исследуемых объектов, проверка справедливости гипотез и на этой основе широкое и глубокое изучение темы научного исследования. Постановка и организация эксперимента определяются его назначением. | |
Условия проведения[145] | - предполагает наличие четко сформулированной цели исследования; - всегда базируется на каких-то исходных теоретических положениях; - требует определенного уровня развития технических средств познания, необходимого для его реализации; - должен проводиться людьми, имеющими достаточно высокую квалификацию. | |
Классификация | по способу формирования условий | естественный и искусственный |
по целям исследования | преобразующие, констатирующие, контролирующие, поисковые, решающие | |
по организации проведения | лабораторные, натурные, полевые, производственные | |
по структуре изучаемых объектов и явлений | простые, сложные | |
по характеру внешних воздействий на объект исследования | вещественные, энергетические, информационные | |
по характеру взаимодействия средства экспериментального исследования с объектом исследования | обычный и модельный | |
по числу варьируемых факторов | однофакторный и многофакторный | |
по характеру изучаемых объектов или явлений | технологический, социометрический |
ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ[146]
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Учебное наглядное пособие
Санкт-Петербург
Балахонский В.В., Литвиненко А.Н., Ракитина Л.А. История и философия науки:Учебное наглядное пособие. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2013. – 117 с.
Учебное наглядное пособие выполнено в виде альбома таблиц и схем и предназначено для аспирантов и соискателей
ученых степеней при изучении дисциплин, связанных с пониманием методологии отдельных отраслевых наук. Оно составлено по базовым для дисциплины «История и философия науки» учебникам и учебным пособиям, монографиям отдельных философов и ученых.
Пособие рассмотрено и одобрено на заседании кафедры философии и социологии Санкт-Петербургского университета МВД России « 11 » октября 2011 года, протокол № 2.
Рецензенты:
Стрельченко Василий Иванович, доктор философских наук, профессор, академик Петровской Академии наук и искусств, Заслуженный работник высшей школы РФ, заведующий кафедрой философии Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, член правления Российского философского общества;
Грякалов Алексей Алексеевич –доктор философских наук, профессоркафедры истории философии Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, член правления Российского философского общества.
© Санкт-Петербургский университет МВД России, 2013.
© Коллектив составителей.
ВВЕДЕНИЕ
Содержание учебной дисциплины «История и философия науки» включает в себя материал по общим проблемам философии и истории науки, по философским проблемам социально-гуманитарных наук и по проблемам философии права. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется философскому анализу науки как специфической системы знания, формы духовного производства и социального института. Рассматриваются общие закономерности развития науки, ее генезис и история, логико-методологические основы научного познания, смены типов научной рациональности, системы ценностей на которые ориентируются ученые, проблемы философии права.
Изучаемая философская дисциплина в юридическом вузе складывается из двух разделов: «Общие проблемы философии и истории науки» и «Философские проблемы правовых и социально-гуманитарных наук». Особое внимание в курсе уделяется анализу основных мировоззренческих и методологических проблем современных наук социально-гуманитарного блока и тенденций развития данных отраслей научного знания, закономерностей становления научного осмысления теоретических основ профессиональной деятельности в контексте общечеловеческого процесса научного познания. Учебное пособие составлено по базовым для дисциплины «История и философия науки» учебникам и учебным пособиям, монографиям отдельных философов и ученых, относящих себя к методологам науки.
Вместе с тем, это пособие является лишь дополнительным источником для изучения вопросов истории и философии науки в силу своей «лаконичности». Однако – и это являлось основной целью авторов-составителей – представленная работа должна помощь молодым исследователям, выполняющим свои изыскания в других, не философских отраслях научного знания. Пособие предназначено для аспирантов и соискателей ученых степеней при изучении дисциплин, связанных с пониманием методологии отдельных отраслевых наук.
Работа выполнена в виде альбома схем по трем причинам:
- желанием «сжать» информацию;
- потребностью формализации информации;
- выбором табличного представления информации для активизации у обучаемых логической памяти.
При написании работы использованы следующие принципы:
- знакомство читателя с несколькими (как минимум двумя) точками зрения на рассматриваемые явления и процессы;
- структуризация материала в контексте взаимосвязи науки и методологии;
- принятие методологических наработок как основы для организации научного исследования.
Нам представляется, что знакомство с материалом пособия позволит аспирантам и соискателям остаться в рамках общенаучной логики, поможет в соблюдении научной, в том числе и терминологической, корректности.