Homo loquens как объект современной филологии.
Реферат
1. Место филологии в кругу гуманитарных наук.
2. Структура современного филологического знания.
3. Филология как комментирование текста.
4. Текст как основной объект филологии (3 определения текста).
5. Антропоцентризм в современной филологии.
6. Роль вспомогательных филологических дисциплин (текстология, эпиграфика).
7. Филология в современном обществе.
8. Языковая личность.
Требования к оформлению реферата:
1.Объем работы – 20 000 печ. знаков (В рекомендуемый объём работы не входят титульный лист, план, список литературы и приложения).
1. Шрифт – Times New Roman
2. Размер шрифта – 14
3. Выравнивание текста – по ширине, кроме титульного листа.
4. Междустрочный интервал – 1,5.
5. Отступ: 1,25.
6. Параметры страницы: размер –А4, поля: сверху, снизу – 2 см..
7. Структура реферата:
a) Титульный лист
b) План
c) Основной текст реферата
d) Список литературы (не менее 5 источников)
e) Приложение (не обязательно)
Тест
1. Филология существует…
1. около четырех тысяч лет
2. более двух с половиной тысячелетий
3. с 863 г.
4. с 988 г.
2. В центре интересов филологии всегда была (-о)…
1. логика
2. суждение
3. слово
4. морфема
3. Древнегреческое слово филологияс точки зрения обыденного языка означало…
1. любовь к слову
2. малоречивый
3. словоохотливый
4. разговорчивый
4. Термин филологияначал складываться в…
1. начале II в. до. н.э.
2. конце III – начале I в. до н.э.
3. V в. до н.э.
4. VIв. до н.э.
5. Филология как практическая деятельность и как практически ориентированное знание возникает на…
1. Западе
2. Востоке
3. Западе и Востоке одновременно
4. Севере и Юге
6. Направление практической деятельности в филологии связано с…
1. работой над письменным текстом
2. изучением фонетики
3. рассмотрением морфемики
4. изучением языка
Составить тесты по темам:
Античная филология
Классическая филология
Комментирование
Стихотворение А. Ахматовой «Прославление писцов»
Доклад
1. Комментирующий метод
2. Формально-логический метод
3. Психологический метод
4. Социологический метод
5. Семиотический метод
6. Культурологический метод
7. Структурный метод
Конспект
1. Сергей Аверинцев. Похвальное слово филологии.
2. Д.С. Лихачев. Об искусстве слова и филологии.
3.Ю.С. Степанов. Слово.
4.Н.А. Николина. Филологический анализ текста
Презентация
Homo loquens как объект современной филологии.
Лабораторная работа
Язык А.С. Пушкина
Функция эпитета «бедный» в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Лексические пласты и их художественная функция в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Формирование балльно-рейтинговой оценки работы обучающихся
№ п/п | Вид деятельности | Максимальное количество баллов за занятие | Максимальное количество баллов по дисциплине |
1. | Посещение лекций | ||
2. | Посещение лабораторных занятий | ||
3. | Работа на занятии | ||
4. | Контрольная работа | ||
5. | Экзамен | ||
ИТОГО: | 2 зачетных единицы |
Тема 4.Язык как объект современной филологии.
Проблемы языка как объекта филологии в ее истории. Общефилологическая значимость языка на современном этапе развития филологических наук – в связи с задачей изучения древних текстов, «воссоединением языка и литературы» (Р. Барт), специализацией языка в разных сферах деятельности человека, повышением роли проблемы понимания и др.
Естественный человеческий язык: язык как система (Ф. де Соссюр) и как «духовная энергия народа», «дух народа» (В. фон Гумбольдт). Плодотворность функционального понимания языка для современной филологии. Устройство языка; слово и предложение как основные единицы языка, как системы. Язык в действии; высказывание – основная единица языка в действии.
Естественный язык и другие знаковые системы (параязык, искусственные языки, мифы, фольклор, художественные моделирующие системы и др.).
Аспекты изучения языка в филологии. Филологические науки и дисциплины, изучающие язык как объект филологии. Лингвистика. Гуманитарная семиотика. Филология как совокупность гуманитарных наук и научных дисциплин. Функциональная природа языка, его устроенность и механизмы действия, место в совокупности знаковых систем и его способность взаимодействовать с ними.
Планы практических занятий
Практическое занятие № 1. От филологии как комплексного знания к филологии как комплексу наук.
Цель работы: сформировать представление о филологии как практически ориентированное комплексное знание (V-IV вв. до н.э. – середина XIX в. н.э.) и о специализации филологического знания и дифференциации филологических наук (середина XIX– середина XX вв.).
Рекомендации к самостоятельной работе
1. Объясните, как становление филологических наук связано со сравнительно-историческими исследованиями в гуманитарном знании? Аргументируйте факт объективности процессов дифференциации в филологии середины XIX– середины XXв.
2. Что такое междисциплинарное ядро знаний в филологии? Каково его значение для развития филологических наук? филологии как отрасли гуманитарного знания?
3. Какие процессы в науке и культуре вызвали складывание новейшей филологии?
4. В чем отличия филологии на новейшем этапе ее развития от «новой филологии»? С чем они связаны?
5. Какие изменения претерпевает общефилологическое ядро филологического знания на современном этапе развития филологии?
6. В двух-трех энциклопедических словарях найдите словарную статью “Филология”. Сопоставьте их содержание. Что общего между ними? Какие различия отметили? Попытайтесь объяснить их.
Содержание работы:
1.Филологическая традиция.
2.Возникновение «научной» филологии.
3.Сравнительно-исторический подход к изучению языка, литературы, фольклора и рождения «новой филологии».
4.История филологии в середине XIX- середине XXв. как история борьбы двух тенденций: к интеграции и дифференциации научного филологического знания.
5.1960-1970-е годы как начало этапа «новейшей», или современной филологии. Человека как центр филологического знания и смысл существования филологии.
6.Самопознание филологии и его роль в развитии филологии как отрасли гуманитарного знания.
Конспект
Практическое занятие № 5.Homo loquens как объект современной филологии.
Цель работы: сформировать представление о роли антропологического поворота в гуманитарных науках, об изменении статуса речевой коммуникации
Рекомендации к самостоятельной работе
Ответьте на вопросы:
1. Дайте определение термина homo loquens.
2. Истолкуйте суждение В. фон Гумбольдта: «Язык – это мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека». Какое значение оно имеет для придания «человеку говорящему» статуса объекта филологии?
3. Почему homo loquens является объектом современной филологии?
4. Приведите фактический материал из русского (родного), изучаемого вами иностранного языка, доказывающий связи человека и естественного языка. Какое значение эти факты имеют для придания homo loquens статусаобъекта современной филологии?
5. Приведите фактический материал из русского (родного), изучаемого вами иностранного языка, доказывающий связи человека и текста. Какое значение эти факты имеют для придания homo loquens статусаобъекта современной филологии?
6. Приведите определение языковой личности. Какое значение это понятие имеют для придания homo loquens статусаобъекта современной филологии?
7. Приведите определение творческой личности. Какое значение это понятие имеют для придания homo loquens статусаобъекта современной филологии?
8. Докажите рассуждениями и фактическим материалом признак активности говорящего (пишущего) и слушающего (читающего). Какое значение имеет факт активности того и другого для восприятия и понимания текста?
9. Определите homo loquens как объект современной филологии.
10. По данным словарей (энциклопедических, лингвистических) определите приводимые ниже понятия:
Содержание работы:
1.Внимание к человеку говорящему на разных этапах развития филологии.
2.Повышение коммуникативной активности человека в середине XX– начале XXI в.
3.Языковая личность, творческая личность как базовые понятия лингвистики и литературоведения, стимулирующие разработку категории homoloquens.
4.Важнейшие способности и характеристики человека как homoloquens. Аспекты изучения homoloquensв филологии.
Реферат
1. Место филологии в кругу гуманитарных наук.
2. Структура современного филологического знания.
3. Филология как комментирование текста.
4. Текст как основной объект филологии (3 определения текста).
5. Антропоцентризм в современной филологии.
6. Роль вспомогательных филологических дисциплин (текстология, эпиграфика).
7. Филология в современном обществе.
8. Языковая личность.
Требования к оформлению реферата:
1.Объем работы – 20 000 печ. знаков (В рекомендуемый объём работы не входят титульный лист, план, список литературы и приложения).
1. Шрифт – Times New Roman
2. Размер шрифта – 14
3. Выравнивание текста – по ширине, кроме титульного листа.
4. Междустрочный интервал – 1,5.
5. Отступ: 1,25.
6. Параметры страницы: размер –А4, поля: сверху, снизу – 2 см..
7. Структура реферата:
a) Титульный лист
b) План
c) Основной текст реферата
d) Список литературы (не менее 5 источников)
e) Приложение (не обязательно)
Тест
1. Филология существует…
1. около четырех тысяч лет
2. более двух с половиной тысячелетий
3. с 863 г.
4. с 988 г.
2. В центре интересов филологии всегда была (-о)…
1. логика
2. суждение
3. слово
4. морфема
3. Древнегреческое слово филологияс точки зрения обыденного языка означало…
1. любовь к слову
2. малоречивый
3. словоохотливый
4. разговорчивый
4. Термин филологияначал складываться в…
1. начале II в. до. н.э.
2. конце III – начале I в. до н.э.
3. V в. до н.э.
4. VIв. до н.э.
5. Филология как практическая деятельность и как практически ориентированное знание возникает на…
1. Западе
2. Востоке
3. Западе и Востоке одновременно
4. Севере и Юге
6. Направление практической деятельности в филологии связано с…
1. работой над письменным текстом
2. изучением фонетики
3. рассмотрением морфемики
4. изучением языка
Составить тесты по темам:
Античная филология
Классическая филология
Комментирование
Стихотворение А. Ахматовой «Прославление писцов»
Доклад
1. Комментирующий метод
2. Формально-логический метод
3. Психологический метод
4. Социологический метод
5. Семиотический метод
6. Культурологический метод
7. Структурный метод
Конспект
1. Сергей Аверинцев. Похвальное слово филологии.
2. Д.С. Лихачев. Об искусстве слова и филологии.
3.Ю.С. Степанов. Слово.
4.Н.А. Николина. Филологический анализ текста
Презентация
Homo loquens как объект современной филологии.
Лабораторная работа
Язык А.С. Пушкина
Функция эпитета «бедный» в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Лексические пласты и их художественная функция в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».