Раздел 7. Человек в меняющемся мире
25. Глобальные проблемы современности
Человечество становится единым. Сущностные черты феномена глобализации: а. формирование единого мирового экономического пространства; б. возникновение универсальных информационных систем, пронизывающих человечество, как результат развёртывающейся научно-технической революции; в. трансформация мировоззренческих ориентиров в различных культурах под влиянием западных идей и образа жизни. Человеческая деятельность как фактор планетарного масштаба. Категория «постав» у Хайдеггера, позволяющая объяснить универсальность современного технократического сознания. Категория «инструментального разума» Т. Адорно и М. Хоркхаймера, позволяющая осмыслить ориентацию общественного сознания на Западе во второй половине ХХ века. Исторический пессимизм Хайдеггера и Адорно по поводу перспектив технократического общества. Догадки о возможности появления органической цивилизации, основанной на развитии психических способностей человека.
Моделирование будущего человечества в Римском Клубе по четырём параметрам: рост народонаселения, исчерпание природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, политические конфликты. Наложение графиков кризисных состояний на 20 – 30-е годы XXI века. Демографический кризис человечества: а. бурный рост народонаселения в Африке и в Азии; б. «старение» европейских наций, тяжёлая ситуация в России; в. постепенное переселение выходцев из развивающихся стран на Запад, которые могут «подмять под себя» европейские народы в религиозном и культурном отношении. Проблема природных ресурсов: традиционные виды топлива – нефть и газ – находятся либо в «кризисных» регионах, либо в труднодоступных местах. Энергетический кризис индустриальных стран в 70-е годы. Начало нового серьёзнейшего энергетического кризиса, который разворачивается на наших глазах. Проблема загрязнения окружающей среды: глобальное потепление климата как реальность, угроза затопления прибрежных территорий, одна из причин – деятельность человека; неразрешённая проблема отходов индустриального общества, особенно – радиоактивных; истребление лесов, особенно – тропических, и ухудшение качества воды в Мировом океане. Политические проблемы: возникновение новой «оси напряжений» по линии Север – Юг; не исключены попытки нового передела мира между западными державами, особенно – передела территорий с источниками сырья. Терроризм как метод борьбы, основанный на устрашении и изматывании превосходящего противника неожиданными нападениями. Уязвимость мира перед атаками террористов. Подтверждение кризисных тенденций в начале XXI века.
Впереди Апокалипсис? А. Зиновьев: крупные западные города уходят под стеклянный колпак, жители городов выходят во внешнюю среду в скафандрах. Критика подобного подхода: это – абсолютизация лишь одной из тенденций. Тенденции, благодаря которым преодоление кризиса возможно: а. технологическая революция, экономика перестаёт основываться на традиционных видах топлива; б. развёртывание практик диалога между различными культурами, распространение христианских и гуманистических ценностей (повышение интереса к религии, осознание прав человека, подчинение межгосударственных отношений нормам права и пр.); в. прогресс биологии и психологии позволит задействовать новые способности человека (на уровне клетки и головного мозга). Практики обсуждения проблем выживания человечества (Римский Клуб) и принятия решений о совместных действиях (Киотский протокол). Концепция «устойчивого развития» и проект «коэволюции» человечества и Земли (акад. Н.М. Моисеев).
26. Проблема диалога цивилизаций. Общественный идеал. Варианты развития человечества в будущем
Категория диалога в современной философии (на базе Франкфуртской школы). Достижение взаимопонимания между людьми как цель диалога. Взаимопонимание как единство в многообразии. Добрая воля участников как предпосылка взаимопонимания. Учение Канта о доброй воле: каждый человек стремится следовать своему предназначению и преодолеть склонности. Язык как средство общения и как среда, в которой возможно достижение взаимопонимания. Коммуникативная общественность как субъект практик диалога. Практики диалога возникают естественным образом в ходе общения между представителями различных стран и народов. Общение между личностями как альтернатива манипулированию массовым сознанием через СМИ.
Размышления над общественным идеалом как результат рефлексии над глобальными проблемами человечества. Концепция «творческого меньшинства» А. Тойнби: «уход-и-возврат» духовной элиты как ритмы выработки «ответа» на «вызов» цивилизации; подражание как механизм распространения нового мировоззренческого опыта на всё общество. Христиански-гуманистический проект: изменения в мире начнутся изнутри личности каждого человека. Необыкновенная пластичность антропологических структур человека как предпосылка продолжения общественной эволюции. Кризис как состояние, чреватое появлением непредвиденных возможностей.
Идеи о преображённом состоянии человечества: а. достижение бессмертия на базе развёртывания нереализованных возможностей человеческой клетки – активизации «клеточного разума» (интегральная йога Ауробиндо Гхоша); б. переход биосферы в ноосферу в результате проникновения разума в эволюционный процесс природы, появление у человечества качества «автотрофности» (В. Вернадский, П. Тейяр де Шарден); в. объединение человечества ради сознательной деятельности по всеобщему воскрешению, путём воздействия на материю аккумулированной энергии половой сферы (которую современная цивилизация бездарно рассеивает через блуд) – «философия общего дела» Н. Фёдорова; г. появление универсальной надправительсвенной организации, в которой религиозные лидеры разных конфессий будут совершать верховный этический контроль за всеми сторонами общественной жизни; последовательное «просветление» материальных структур и природных законов, основанное на необыкновенно расширившемся самосознании каждого человека (проект Розы Мира Д. Андреева).
Недостатки этих проектов: их базисные антропологические интуиции либо до конца не прояснены, либо идут в русле просветительского понимания – человечество якобы может своими собственными силами найти разрешение загадки своего существования и прийти к совершенству. Христианство: глубины человеческой личности божественны и основаны на тайне свободной воли. Свободная воля каждой личности ограничивает даже божественное всемогущество (П. Флоренский). Феномен свободной воли как основание принципиальной невозможности создания конкретных проектов идеального состояния человечества. Тайна человечества лежит в богочеловечестве (В. Соловьёв).
Перспективность гуманистически-христианского идеала: каждый человек на своём уровне последовательно работает над осуществлением высших ценностей культуры – истины, справедливости и аутентичности личности. Осознание личностью содержания этих ценностей как единственный способ преодолеть свою конечность и абсурдность человеческого существования в целом. Возможность объединения понимания идеальных ценностей у разных личностей в ходе практик диалога, проводимых «коммуникативной общественностью». Прогресс человечества как постепенное осуществление истины, справедливости и аутентичности личности. Тем не менее, окончательная разгадка предназначения и тайны исторического развития человечества возможна лишь в эсхатологической перспективе, в русле христианской идеи Преображения (появление «новой земли и новых небес», где смерти и страдания больше не будет).
[1] Примечание: данная тема предложена в качестве дополнения к курсу истории философии, который читается одновременно с курсом общей философии. Роль данной темы в нашем курсе – показать тенденций развития мирового философского процесса. Автор курса стремился, во-первых, обозначить именно те направления, которые так или иначе оказывают влияние на современную философскую мысль. Вторая задача темы – установление связей между этими направлениями и контекстом их возникновения, эволюции и ухода с историко-философской арены – контекстом, который укоренён в тенденциях развития культуры как мировоззренческой системы. В результате студент сможет сформировать общее представление об этапах философского развития; впрочем, достаточно хотя бы того, чтобы студент осознал (даже на уровне интуиции), что история философии есть не набор высказываний разных философов, сменявших друг друга наподобие сюжетов в видеоклипе, а имеет в основе себя какую-то логику (которую надо стараться постигнуть, чтобы стать по-настоящему образованным человеком).
[2] Примечание: данная тема служит вводной, поясняющей некоторые понятия, которые будут пристально рассматриваться в других темах, особенно – в темах 11, 14, 18 и 19. На этой стадии курса достаточно просто показать студентам, что существует возможность вступать в отношения с миром не только одним, а различными способами, и что всё зависит от той формы рациональности, которая доступна субъекту в силу его внутреннего выбора и личных усилий по самосовершенствованию.
[3] Автор курса использует понятия «культура» и «цивилизация» как синонимичные. Тем не менее, в следующей теме – теме № 24 – будут оговорены специфические значения этих терминов в рамках одной из традиций – критики культуры (die Kulturkritik), которая в ХХ веке представлена, прежде всего, О. Шпенглером и немецкими младоконсерваторами (братьями Э. и Ф. Юнгерами и пр.).
[4] Эту классификацию автор предпринимает, основываясь на дискуссии о специфике азиатских обществ, которая происходила в отечественных и западных гуманитарных науках во второй половине ХХ века.
[5] Примечание: данная тема обязательно затрагивает проблематику общественного идеала, поскольку без проекта лучшего состояния общества невозможно постижение смысла исторического процесса (если только наличие этого смысла не отрицается в принципе, как в постмодерне). Поэтому данная тема пересекается с темой № 26. Однако в этой теме приводятся различные варианты понимания идеального состояния, к осуществлению которого движется исторический процесс, в то время как в теме № 26 будет особое внимание уделено именно просветительски-гуманистическому проекту как ответу на «вызов XXI века» и перспективам его осуществимости.