Раздел 1. Предмет и задачи философии
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Конспект лекций по дисциплине
для специальности 40.02.01
«Право и организация социального обеспечения»
Мурманск
1. Составитель:
преподаватель | Федотова А.В. | |||||
(должность) | (кафедра) | (подпись) | (ФИО) |
2. УТВЕРЖДЕН на заседании кафедры
ГПД | |||
(наименование кафедры) | |||
01.09.17 | протокол № | ||
(дата) |
Зав. кафедрой | Яшин А.Н. | ||
(подпись) | (ФИО) |
ПЕРЕУТВЕРЖДЕН на заседании кафедры
(наименование кафедры) | |||
протокол № | |||
(дата) |
Зав. кафедрой | |||
(подпись) | (ФИО) |
3. Конспект лекций СОГЛАСОВАН с учебно-методическим управлением
Начальник УМУ | Бирюков Ю.В. | |||
(подпись) | (ФИО) | |||
(дата) | ||||
4. В конспект лекций внесены изменения и дополнения на заседании кафедры
Протокол № | Дата |
Зав. кафедрой | |||
(подпись) | (ФИО) |
© Мурманская академия экономики
и управления, 2017
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Конспект лекций по дисциплине
для специальности 40.02.01
«Право и организация социального обеспечения»
Мурманск
1. Составитель:
преподаватель | Федотова А.В. | |||||
(должность) | (кафедра) | (подпись) | (ФИО) |
2. УТВЕРЖДЕН на заседании кафедры
ГПД | |||
(наименование кафедры) | |||
01.09.17 | протокол № | ||
(дата) |
Зав. кафедрой | Яшин А.Н. | ||
(подпись) | (ФИО) |
ПЕРЕУТВЕРЖДЕН на заседании кафедры
(наименование кафедры) | |||
протокол № | |||
(дата) |
Зав. кафедрой | |||
(подпись) | (ФИО) |
3. Конспект лекций СОГЛАСОВАН с учебно-методическим управлением
Начальник УМУ | Бирюков Ю.В. | |||
(подпись) | (ФИО) | |||
(дата) | ||||
4. В конспект лекций внесены изменения и дополнения на заседании кафедры
Протокол № | Дата |
Зав. кафедрой | |||
(подпись) | (ФИО) |
© Мурманская академия экономики
и управления, 2017
Раздел 1. Предмет и задачи философии
1. Место и роль философии в культуре
Стремление человека к постижению смысла своей жизни и определению своего места в бытии. Культура как продукт символизации мира, человек как существо, создающее символы (Э. Кассирер). Религиозно-мифологические картины мира: человек постигается из перспективы космического миропорядка. Распад единства мифологического сознания с переходом к Новому времени, необходимость для каждого человека самостоятельно находить своё место в бытии.
Гуманистический социокультурный проект: человек живёт ради того, чтобы реализовать своё предназначение. Уникальность каждого человека, высшая ценность человеческой личности. Важность диалога между личностями, для того, чтобы межличностные отношения стали бы гармоничными. Осознание нравственных ценностей, стремление к постоянному расширению своего сознания, открытость к критике как мировоззренческие установки личностей, благодаря которым возможно достижение взаимопонимания в диалоге. Проблема нравственности как одна из ключевых в современной культуре: для участия в диалоге необходима добрая воля. Категория доброй воли в практической философии Канта как фундамент понимания доброй воли в Новое время. Христианские истоки категории доброй воли.
Способность человека «выстоять в стихии мысли» (М. Мамардашвили) как фундамент разумного отношения к миру. Разумное отношение к миру как стремление к обретению гармонии в себе, а также между самим собой и миром (Платон). Обретение гармонии есть не впадение в самодовольство, а душевное состояние человека, который непрерывно совершенствуется.
Дисгармоничность современного социального и природного мира. Недостаток разумного отношения к миру как одна из причин такого положения. Диалог как процесс, пробуждающий стремление человека стать разумным и человечным. Философствование как одна из практик диалога в культуре. Приобщение участников этой практики к стихии мысли, вовлечение в поток коллективного самосовершенствования. Формирование среды «коммуникативной общественности» как путь к воплощению идеалов разума в социальной жизни (Ю. Хабермас). Возникновение «общего созерцания» идеалов разума среди участников коммуникативной общественности как фундамент государства, основанного на праве (Кант). Примерно так можно обозначить место философии в культуре и смысл её изучения.
2. Основные этапы историко-философского процесса. Главные школы и направления в философии[1]
Мифологическое сознание как исходная форма осмысления мира. «Осевое время» (К. Ясперс) и переход от мифа к логосу. Философская мысль на Востоке: мировоззренческие основания. Китайские религиозно-философские школы. Веданта как философское осмысление индуизма. Дзэн-буддизм и логика адвайты (не-двойственности). Суфизм: попытка рационального постижения бесконечного личного Абсолюта, идея диалога между различными религиями.
Античность: появление формально-доказательного мышления, диалектического метода. Досократический этап и линия Сократа. Эллинистическая и римская философия, платонизм и аристотелевский рационализм как две линии, приводящие соответственно к традиции святых отцов (и к православной философии), с одной стороны, и к западноевропейской схоластике, с другой стороны. Христианская мысль: опыты рационального уяснения Божественного откровения. Главные идеи схоластики.
Философия Возрождения: формирование гуманистического социокультурного проекта. Философия Нового времени: поворот к самосознанию субъекта. Просвещение: критика предрассудков, формирование идеи развития. Эмпиризм и рационализм, их синтез в «Критике чистого разума» Канта. Немецкая классическая философия: опыт выведения реальности из разумного субъекта. Кризис рационалистического способа философствования после Гегеля, появление иррационализма. Выработка категорий воли и жизни и их эволюция в иррационализме во второй половине XIX – начале XX веков. Главные школы западной философии ХХ века. Их условное разделение на продолжателей традиций рационализма (неокантианство, неогегельянство, прагматизм, феноменология, структурализм) и иррационалистические (экзистенциализм, постмодерн).
Философия «серебряного века» русской культуры: опыт синтеза славянского языческого миропонимания, православного мировоззрения и западной рационалистической традиции. Разрыв традиций, господство идеологии в России в ХХ веке. Пути российской самостоятельной философской мысли во второй половине XX в. и после 1991 г. Осознание кризисного состояния современной философии. Плодотворность современной ситуации для выработки новых оснований философии.
3. Структура философского знания
Обращение к проблеме бытия как водораздел, отделяющий философию от мифологического сознания. Онтология как самый древний раздел философии. Положение Гегеля: «Бытие есть чистая мысль» и эволюция метафизики. Связь философии с личностным сознанием – необходимый переход от онтологии к философской антропологии. Наличие нескольких базисных интуиций бытия у различных философов-основателей школ, постановка вопроса о том, одна ли истина или её много – как основание перехода к гносеологической проблематике. Проблема истины, уяснение связи между добродетельной жизнью и доступностью истины для человека – основание обращения к ценностям. Философская этика как попытка рационального осмысления содержания универсальных ценностей и поиска нравственного идеала для человека. Общественная жизнь человека: имеет ли она отношение к разумному устройству мира, и при каких условиях общественная жизнь не будет противоречить нормам разума. Социальная философия как результат рефлексии на общество с позиции универсальных ценностей, её отличие от социологии, которая описывает общество с объективистских позиций – таким, каково оно есть. Новоевропейская наука как развёртывание интуиции cogito ergo sum, появление философии науки. Профессионализация философии, уход её в конкретную проблематику (философия языка, культуры, религии, экономики и пр.) Красота как универсальная ценность, связь её с истиной и добром. Философская эстетика и её место в структуре философии. Итоговая классификация структуры философского знания, разъяснение базисных принципов построения курса.