Философское учение о развитии.

Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Развитие не следует понимать как развитие всей материи в целом, оно связано только с конкретными материальными или духовными системами. О развитии ''материи в целом'' можно говорить, подразумевая под этим бесконечное множество развивающихся систем. Развитие – это направленное, необратимое, качественное изменение системы.

Необходимо различать понятия ''развитие'' и ''прогресс''. При всей близости они не являются тождественными. Развитие всегда приводит к появлению нового качества, но оно не обязательно сложнее или совершеннее старого. Если новое качество в том или ином отношении превосходит старое, то налицо прогрессивная тенденция развития. Если же оно уступает старому, то налицо регрессивная тенденция. Реальный процесс развития, как и всякий диалектический процесс, по своей сути противоречив. Развитие – это единство прогресса и регресса. Восходящей ветви в развитии одних форм соответствует нисходящая ветвь в развитии других форм. Ф. Энгельс по этому поводу писал: ''Каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях''.

Диалектика есть учение о связи и развитии. Но что является причиной развития? Как без помощи потусторонних сил объяснить удивительное многообразие окружающего нас мира, целесообразность живой природы, происхождение человека и прогресс человеческого общества? На этот вопрос отвечает закон единства и борьбы противоположностей, впервые сформулированный Гегелем. Этот закон раскрывает сущность, внутренний источник, т.е. самую глубокую основу любого развития, отвечает на вопрос: почему оно вообще имеет место. В законе единства и борьбы противоположностей зафиксирован фундаментальный вывод истории человеческого познания о том, что развитие есть необходимое следствие, результат борьбы противоположных сил и тенденций, внутренне присущих явлениям материального мира.

Содержание данного закона раскрывается с помощью понятий различия, противоположности и противоречия. Всем вещам и явлениям действительности внутренне присущи тождество и различие. В процессе развития различия порождают противоположности. Противоположности – это отличающиеся друг от друга стороны определенного объекта, которые имеют единую сущность и поэтому являются тождественными. Маркс определяет противоположности как высшую ступень развития различий одной сущности. Противоположности порождают противоречия тогда, когда они действуют не в одном направлении, а в разных, когда они находятся в отношении взаимоисключения. Противоречия – это форма взаимодействия противоположностей. Диалектическое противоречие – это такое отношение между элементами, сторонами объекта, когда они отрицают, исключают и вместе с тем взаимно предполагают и проникают друг в друга.

Следует различать противоречия диалектические и формально-логические. К первым относятся противоречия самого объективного мира, ко вторым – противоречия, возникающие в процессе мышления в силу нарушения его законов. Метафизики признают только логические противоречия, они отрицают объективные противоречия, пологая, что вещи не могут содержать в себе противоречий. Верхом бессмыслицы считал положение о внутренней противоречивости вещей Е. Дюринг. Отвечая ему Энгельс в работе ''Анти-Дюринг'' писал: ''Пока мы рассматриваем вещи как покоящиеся и безжизненные, каждую в отдельности, одну рядом с другой и одну вслед за другой, мы, действительно, не наталкиваемся ни на какие противоречия в них. Но совсем иначе обстоит дело, когда мы начинаем рассматривать вещи в их движении, в их изменении, в их жизни, в их взаимном воздействии друг на друга. Здесь мы сразу наталкиваемся на противоречия''. Движение само есть противоречие; уже простое механическое перемещение может осуществляться лишь в силу того, что тело в один и тот же момент времени находится в данном месте и одновременно – в другом. Постоянное возникновение и одновременное разрешение этого противоречия – и есть именно движение. Любая вещь внутренне противоречива уже потому, что в процессе изменения она остается сама собой и в то же время становится иной, являясь единством тождества и различия.

Закон единства и борьбы противоположностей является всеобщим, но проявляется специфически в разных областях. В качестве важнейшего противоречия, присущего неорганическому миру, является противоречие прерывности и непрерывности, которое характеризует внутреннюю структуру материи. Современная физика констатирует, что материя обладает двойственной природой, представляя волны и корпускулы одновременно, что в основе всей материи, – как вещества, так и поля – лежит единство противоположностей. Фундаментальными противоречиями органического мира является взаимодействие противоположностей ассимиляции и диссимиляции, наследственности и изменчивости. Очень ярко закон единства и борьбы противоположностей проявляется в общественной жизни. Известно, что борьба классов является движущей силой развития всех антагонистических формаций. Но имеются противоречия, присущие любому общественному строю. Это противоречие между природой и обществом, между производством и потреблением, между производительными силами и производственными отношениями.

Закон единства и борьбы противоположностей является и законом познания. Противоречия, возникающие в ходе познания, являются его движущей силой. Вся история развития науки осуществляется через борьбу между новыми знаниями, гипотезами и устаревшими положениями, через борьбу противоположных и противоборствующих теоретических концепций. Сама философия развивалась в непрерывной борьбе таких противоположностей, как материализм и идеализм, диалектика и метафизика. При этом было бы неверно думать, что история умственного развития человечества, полная противоречий и борьбы противоположных идей – это продукт случайного заблуждения той или иной стороны. Напротив, борьба противоположных концепций является той внутренней силой, которая не дает научному знанию застаиваться, а заставляет его непрерывно развиваться, совершенствоваться. Эта борьба вызывает напряжение, заостряет работу мысли и в конечном итоге способствует общему умственному прогрессу.

Другим важнейшим законом диалектики, раскрывающим механизм любого развития, и отвечающим на вопрос как оно происходит, является закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Согласно этому закону, развитие есть бесконечный ряд сменяющихся качественных состояний, осуществляющихся на основе количественных изменений. Данный закон выражает взаимодействие двух всеобщих сторон действительности, отражаемых категориями количества и качества.

Качество– это внутренняя определенность вещи, тождественная с её бытием. Вещь перестает быть тем, что она есть и переходит в свою противоположность, когда теряет качество. Качество является очень важной характеристикой вещи, но для полной её характеристики необходимо выявить и её количественные данные.

Количество – это совокупность однородных элементов, единиц данного качества. Количество выражается в величине, числе, объеме, площади, интенсивности, уровне и т.д. Каждое качество обладает определенными количественными значениями, эти значения могут быть различными, однако при этом они не должны выходить за определенные рамки, границы. Тот интервал, внутри которого целостность данной вещи не нарушается, представляет собой меру этой вещи. Мерой называется то единство количества и качества, в рамках которого сохраняется качественная определенность вещи. Категория меры была одной из основных уже у мыслителей древности. Гесиод учил: меру во всем соблюдай, и дела свои вовремя делай. По словам Демокрита, если переходишь меру, то самое приятное становятся самым неприятным. Итак, количественные изменения не приводят к качественным лишь до определенного момента, пределы которого различны для различных предметов и называются границами меры. Когда такой момент наступает, то даже малейшие дальнейшие изменения могут привести к образованию нового качества. Переход от старого качества к новому всегда связан со скачком или прерывом постепенности в развитии. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного качества к другому. Переход количественных изменений в качественные сопровождается и обратным процессом: новое качество порождает новые количественные изменения. Зависимость количественных изменений от качественных ярко проявляется в развитии общественно-экономических формаций. Каждая более высокая формация, представляя новое качество, характеризуется и более быстрыми темпами развития. То же самое можно сказать и о развитии научного знания, где каждая качественно новая теория объясняет более глубоко более широкий круг явлений.

Развитие характеризуется не только внутренним источником и механизмом, но и направлением. Закон отрицания отрицания характеризует направление развития, его форму и результат. Важнейшую роль в раскрытии содержания закона отрицания отрицания играет понятие ''отрицание''. Отрицание всеобще, оно совершается тогда, когда вещь или некоторые её стороны превращаются в свою противоположность. Смена старого новым и есть отрицание.

Метафизики, искажая процесс развития, рассматривают отрицание как простое отбрасывание, полное уничтожение, происходящее в результате действия каких-то внешних сил. Но такое отрицание исключает всякую преемственность и возможность дальнейшего развития. Не такое отрицание характерно для диалектической концепции развития, а ''отрицание как момент связи, как момент развития с удержанием положительного''. Диалектическое отрицание – это, во-первых, самоотрицание, т.е. оно совершается на основе взаимодействия внутренних сил отрицаемого явления, а во-вторых, оно характеризуется преемственностью, является моментом связи нового со старым. В ходе диалектического отрицания старое не просто уничтожается и заменяется новым, в нем отрицается то, что отжило свой век, что не соответствует новым условиям. Напротив, все положительное в нем сохраняется и развивается дальше в новом, возникшем на основе отрицания старого.

Метафизики понимают развитие либо как бесконечное повторение одного и того же, как движение по замкнутому кругу, либо как движение по прямой, по восходящей линии или как движение вспять. Но такой взгляд выхолащивает подлинную сущность развития. В.И. Ленин подчеркивал, что повторение в развитии, конечно, имеет место, но это не главное в развитии. Во-первых, это ''как бы повторение'', а не полный возврат к старому, а, во-вторых, повторение “иначе, на более высокой базе “. Диалектика такова, что новое, неповторимое возникает путем кругооборота, путем определенного повторения, как бы возврата к старому. Таким образом, диалектическая концепция развития является ''снятием'' обеих метафизических противоположностей и представляет развитие как движение по спирали. Спиралевидная форма поступательного движения противостоит как движению по замкнутому кругу с его вечным возвратом к исходной точке, так и движению по прямой.

Спиралевидная форма движения проявляется в том, что развитие материи идет не по одному какому-либо пути, а по бесконечному множеству направлений. Этим в конечном итоге и объясняется бесконечное многообразие форм существования материи. Так, развитие органического мира пошло по сотням тысяч направлений, давшим все богатство растительного и животного царств, поражающих нас многообразием своих форм. История человеческого общества также дает гигантский разброс человеческих культур с их неповторимыми судьбами.

Закон отрицания отрицания является и законом познания. Человеческий ум не может отразить мир сразу во всей его бесконечной сложности. Познание сосредотачивается сначала на одной стороне предмета, потом – на другой, т.е. движение мысли идет обычно от одной крайности (односторонности) к другой, а всесторонней охват предмета осуществляется лишь в конечном итоге. Количество отрицаний, через которые происходит возврат к якобы старому, может быть самым различным, оно зависит от специфической природы отрицаемых явлений, а результат развития синтезирует в себе целый ряд предшествующих разрешенных противоречий, а не одно из них.

Основные законы диалектики были сформулированы Гегелем, который к тому же разработал самую полную систему категорий диалектики. Любая наука представляет собой систему понятий. Понятия частных наук отражают специфику тех объектов, которые они изучают, поэтому понятия одних наук, как правило, не применимы в других науках. Философские понятия, отражающие всеобщие стороны действительности, используются во всех науках. Философские категории - это понятия, которые отражают всеобщие явления, свойства и отношения действительности.

Первая попытка классификации категорий была осуществлена Аристотелем. Аристотель рассматривает категории как отражение и наивысшее обобщение объективной реальности. Но аристотелевская классификация, включавшая десять категорий, основывалась на формально-логических принципах, была не полной и застывшей. Большой вклад в развитие учения о категориях внес Гегель. Но он представил категории как самостоятельные сущности, порождающие друг друга и определяющие все свойства окружающего мира. Сам процесс развития бытия у Гегеля есть не что иное, как саморазвитие абсолютной идеи, процесс саморазвития философских понятий. Гегель, как и весь объективный идеализм в целом, рассматривает категории как объективно существующие реальности, независимые ни от природы, ни от человеческого сознания.

Представители субъективного идеализма, напротив, подчеркивают субъективность философских понятий, их зависимость от субъекта. В этом они правы. Но субъективные идеалисты абсолютизируют эту субъективность, поскольку отрицают объективное содержание философских категорий.

Философия диалектического материализма признает объективность содержания философских понятий, их независимость от субъекта, но в тоже время указывает на их субъективность. Содержание философских категорий объективно, но сами понятия возникают и существуют только в сознании субъекта. Категории философии являются итогом познания, обобщением опыта развития научного знания и практики всей предшествующей истории человечества. Концентрируя громадный опыт исторического развития познания, они имеют большую методологическую ценность. В отличие от понятий частных наук, философские категории пронизывают собой всю ткань научного познания, все области знания, представляют собой ''ступеньки'' проникновения мышления в сущность вещей. Усвоение категорий в ходе индивидуального развития человека является необходимым условием формирования у него способности теоретического мышления. Через законы и категории философии индивиду передается аккумулированный в них тысячелетний опыт развития человеческого мышления.

Единичное, особенное, общее. Мир, будучи единым, существует как бесконечное количественное и качественное многообразие предметов и явлений, обладающих своими индивидуальными и неповторимыми признаками. Эти отличительные свойства предметов характеризуются категорией единичного. Единичное – это философская категория для обозначения отличительных свойств и сторон предмета.

Однако бесконечное многообразие – это лишь одна сторона бытия. Другая его сторона заключается в общности вещей, их структур, свойств и отношений. Единство и тождественность свойств всего бесконечного многообразия предметов и явлений мира выражается категорией общего. Общее – это философская категория для обозначения сходных, тождественных сторон и свойств предметов.

Проблема соотношения единичного и общего возникла вместе с появлением самой философии и обсуждалась на протяжении всей истории философии. Пытаясь решить её, Аристотель рассуждал: существуют отдельные плоды – яблоко, груша, слива, познавая которые мы образуем понятие “плод”. Но “плод вообще” реально не существует, как же тогда возможно существование яблок, груш и слив, которые всё-таки являются плодами? Категории единичного и общего оказались у него оторванными друг от друга.

Противопоставление категорий единичного и общего вылилось в середине века в долгую борьбу двух философских направлений – номинализма и реализма. Номиналисты утверждали, что общее не имеет никакого реального существования, что оно есть лишь имена, слова, реально же существуют только отдельные вещи. Реалисты, напротив, полагали, что общие понятия существуют реально, как некие духовные сущности вещей, они предшествуют отдельным предметам и могут существовать независимо от них.

Согласно философии диалектического материализма общее существует в самих вещах, в их свойствах и отношениях объективно, независимо от сознания. Это общее более или менее точно выражается в понятиях, которые отражают реально существующее общее в предметах природы. Отношение единичного и общего необходимо рассматривать как отношение противоречия. И тогда окажется, что противоположности тождественны: единичное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном – в виде сторон, моментов отдельного. Некоторые современные философы отождествляют единичное с отдельным, а общее – с объединением родственных вещей (Например, дерево – единичное, а лес - общее). Но отдельное богаче единичного, оно представляет собой единство единичного и общего. Это положение вытекает из того, что всё в каком-то отношении и тождественно и различно.

Взаимосвязь единичного и общего выражается с помощью категории особенного. В том, что каждый объект есть единство единичного и общего, он выступает как особенное, т.е. особенное является связующим звеном между единичным и общим.

Учёт диалектики единичного и общего имеет важное методологическое значение в научном исследовании и при осмыслении явлений общественной жизни. Например, при любом преобразовании общества не следует допускать недооценки или игнорирования ни общего ни единичного. Именно эту ошибку совершили российские реформаторы, пытавшиеся направить Россию по пути развития либерально-капиталистического общества американского образца, целиком полагаясь на чудодейственную силу рыночных отношений (общее), не создав для этого достаточной правовой базы и не соотнеся своих замыслов с реалиями российской действительности (единичное и особенное). В результате проведённой ими экономической реформы 80% предприятий стали банкротами, катастрофически упали уровень и качество жизни россиян, стремительно выросла преступность. Начиная с конца 1991 года смертность в России превысила рождаемость.

Причина и следствие. Фундаментальная роль в научном познании принадлежит принципу детерминизма, согласно которому реальные природные, общественные и психологические явления и процессы детерминированы, то есть возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определённых причин. Детерминизм – это учение о всеобщей причинной обусловленности явлений и процессов объективного мира. Впервые определение причинности как закона, как всеобщего принципа дал Демокрит. Признание причинности и закономерности явлений лежит в основе материалистического понимания и научного познания мира. Причинность – это такая необходимая связь между явлениями при которой одно явление (причина) вызывает, порождает другое явление (следствие). Причинно-следственная связь есть закон и, как всякий закон, есть связь существенная и необходимая. Причина необходимо порождает следствие, но характер этого следствия может быть различным в зависимости от условий, в которых протекает процесс причинения. Условия – это явления, необходимые для наступления данного события, но сами по себе его не вызывающие. Являясь внешним фактором, условия не входят в содержание причинности, не затрагивают её сущности, но оказывают влияние на сам характер протекания процесса “причинения”. Например, географическая среда не является причиной общественного развития, выступает как одно из его условий, но она накладывает свой отпечаток на ход общественного развития, ускоряет или замедляет его.

Причинная связь явлений носит объективный, универсальный, всеобщий характер. В мире нет и не может быть беспричинных явлений. В этом и состоит всеобщность причинности. Учение, отрицающее объективную причинную связь явлений, называется индетерминизмом. Детерминизм противостоит не только индетерминизму, но и телеологии, представители которой полагают, что совершенство природы определяется изначальным целевым устремлением природы, которая в глубинах своего существа содержит некую созидательно действующую причину. Но наличие цели в природе предполагает того, кто её ставит: телеология ведёт, таким образом, к теологии, где разумность мира объясняется изначальным замыслом творца.

Представители субъективного идеализма отрицают объективный характер причинно-следственной связи. Согласно Д. Юму, причинная связь не принадлежит самим вещам, а относится лишь к нашим представлениям. Он полагал, что причинность – это психологическая привычка воспринимать одно вслед за другим. Причинная связь здесь отождествляется с регулярным следованием событий во времени. И. Кант считал причинность априорной, т.е. доопытной формой рассудка, данной независимо от объективного мира, которая вносит “порядок в хаос впечатлений познающего субъекта”.

Философия диалектического материализма не только признаёт объективный, необходимый и всеобщий характер причинности, но и отвергает характерное для метафизики противопоставление причины следствию. Причина и следствие не метафизические противоположности, одна из которых во времени существует раньше другой, а противоположности взаимодействующие. Диалектика причины и следствия выражается, во-первых, в том, что любое явление, любое звено в генетической причинной цепи в разных отношениях может выступать и как причина и как следствие. Во-вторых, причина порождая следствие изменяется, исчезает в нём. В этом проявляется обратное влияние следствия на порождающую его причину.

В современной науке роль принципа причинности возросла, поскольку он положен в основу многих научных теорий и играет большую эвристическую роль в исследовании природы и общества. В связи с исследованием микромира активное обсуждение в научной и философской литературе получил вопрос о временном отношении причины и следствия. Анализ этой проблемы в истории философии показал, что там сформировались два противоположных подхода к её решению: динамическая и статическая концепции. Динамическая концепция причинности утверждает, что причина существует всегда раньше следствия во времени. Однако эта концепция не может ответить на вопрос: как причина порождает следствие, если она существует до него, а когда есть следствие – нет причины. Действительно, причина, которая не действует, не является причиной, поскольку она ничего не порождает. Поэтому ряд философов утверждает, что причина и следствие существуют одновременно. Однако и статическая концепция причинности, обосновывающая одновременность причин и следствий, также весьма уязвима. Ведь если причина и следствие одновременны, то, очевидно, уже в данный момент времени должны существовать все возможные следствия причины. Вся причинно-следственная цепь сжимается в одно мгновение и развитие становится невозможным.

Сама альтернативность и равная убедительность указанных систем аргументации даёт основание думать, что как положение об одновременности причины и следствия, так и положение об их разновременности должны быть слиты в некоем диалектическом синтезе, предполагающем признание одновременности и разновременности, единства тождества и различия в объективных причинно-следственных связях.

Необходимость и случайность. Исследование причинно-следственной связи приводит к выводу о том, что причина с необходимостью порождает следствие. Поэтому не случайно в истории философии необходимость сначала осознаётся только как свойство самой причинной связи. Однако в ходе дальнейшего развития познания необходимыми начинают считаться всякие связи, неизбежно наступающие при определённых условиях. Вместе со становлением категории необходимости возникает и соотносительная с нею категория случайности.

Необходимость характеризует процесс развития со стороны его внутренней детерминированности, она имеет основание в себе самой и реализуется вне зависимости от каких бы то ни было условий. Имея ввиду эту особенность необходимости, Аристотель характеризует её “в смысле того, что иначе быть не может”.

Необходимость – это те связи и свойства вещи, которые имеют причины существования в ней самой, которые обусловлены её внутренней природой. Необходимо взаимопревращение неорганической материи, развитие живых организмов, смена общественно-экономических формаций. Всё это необходимо, потому что происходит неизбежно в силу того, что обусловлено внутренней природой рассматриваемых явлений, их внутренней закономерностью.

Случайность, в противоположность необходимости, имеет внешний по отношению к данному явлению характер. Специфика случайности состоит в том, что она характеризует процесс развития со стороны условий его протекания. В этом смысле случайность, как говорит Гегель, есть “нечто такое, что имеет основание своего бытия не в самом себе, а в другом”, поэтому она выступает как “ нечто такое, что может быть, а может и не быть, что может быть таким, а может быть и другим”. Случайность – это те связи и свойства вещи, которые имеют основание своего существования в другом, т.е. обусловлены внешними обстоятельствами. Если, например, вирус для гриппа будет необходимым условием, то простуда – случайным, т.к. она может быть, а может и не быть.

Указанные определения, фиксируя существенные моменты необходимости и случайности, ещё не вскрывают “механизм” их отношений как моментов всеобщей противоречивости материи. Односторонность этих определений заключается в том, что, исходя из них, можно сделать вывод, что одни свойства и связи – необходимы, другие же – случайны. Такое понимание соотношения необходимости и случайности было характерно для метафизического материализма, отрицавшего случайность и абсолютизировавшего необходимость. Демокрит, Спиноза, Гольбах отожествляли необходимость с причинностью. Они рассуждали так: всякое явление имеет свою причину. Причина со следствием связана необходимо. А раз так, то случайных явлений нет, все они с неизбежностью порождаются своими причинами, т.е. носят необходимый характер. Но сказать, что всё абсолютно необходимо, равносильно обратному утверждению: в мире господствует случайность. С позиций диалектического мышления, любое событие и необходимо и случайно. Будучи сторонами противоречия, необходимость и случайность не существует в чистом виде, их природа раскрывается друг через друга. Необходимость служит основой случайности, она всегда проявляется только через случайность, которая и является способом её бытия. Случайность же есть форма проявления необходимости. Любое явление, таким образом, и необходимо и случайно, но тогда мы рассматриваем его в определённом отношении, то формула “и - и” сменяется формулой “или - или”, ибо в данном отношении мы должны с полной определённостью сказать, появилось ли это событие необходимым или случайным образом.

Учёт диалектики необходимости и случайности имеет важное значение для научного познания и практической деятельности. Хотя задачей науки является открытие необходимых связей, открытие законов немыслимо без анализа случайных явлений в которых они проявляются. Необходимость всегда обнаруживается как тенденция, пробивающаяся через массу случайностей.

Возможность и действительность. В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир. В более узком смысле слова под действительностью понимается актуальное бытие, которое сопоставляется с категорией возможности, выражающей потенциальное бытиё.

Действительность – это определённость материи, характеризующая её со стороны неличности, актуальности бытия.

Возможность – это определённость материи, характеризующая её со стороны потенций существования и развития.

Возможность и действительность, таким образом, не сама материя, не само сущее, а способ бытия сущего. В качестве противоположностей возможность и действительность существуют как иное друг друга, они выступают в качестве одного из моментов противоречивости материи как способа её бытия.

В обыденном представлении действительность выступает как нечто более фундаментальное, обладающее большой реальностью и более богатым содержанием, чем возможность. Но в таком случае оказывается, что действительность не нуждается в своем существовании в возможности; из иного действительности, из её противоположности возможность трансформируется в момент действительности. Но тогда оказывается совершенно необъяснимым факт перехода возможности в действительность, невозможно объяснить и развитие материи, так как действительность, лишённая возможности, застывает на месте.

На самом деле материя есть в равной мере и возможность и действительность, точнее – есть тождество возможности и действительности. Её действительность есть её возможность, а её возможность есть её действительность. Взятые вне соотношения одна с другой, они бессодержательны и пусты. И только в этом соотношении они образуют реальное содержание и реальный смысл. Конкретно это находит своё выражение в том, что действительность всегда выступает как реализованная возможность, а возможность – как потенциальная действительность.

Поскольку развитие осуществляется через столкновение противоположных тенденций, на каждом конкретном этапе развития существует целый спектр возможностей, из которых не всё превращается в действительность. Реализуются только те возможности, для осуществления которых складываются необходимые и достаточные внутренние и внешние условия, а последние всегда включают в себя элемент случайности. Поэтому развитие не имеет однозначного определённого, фатального характера. Будущее в силу многообразия возможностей и условий их реализации всегда имеет вероятностный характер.

Действительностью может стать только то, что заложено в предмете как возможность. Поэтому развитие представляет собой бесконечный процесс зарождения возможностей и превращение их в действительность. Величина возможности может существенно изменяться в пределах от невозможности до действительности. Развитие возможностей в этом плане может получить качественную и количественную характеристику. Качественно возможности делятся на реальные и формальные. Возможность будет реальной, если она выражает закономерную тенденцию развития и в действительности существуют необходимые условия её реализации. Например, полёт человека на Марс.

Формальная (абстрактная) возможность выражает несущественную тенденцию развития и в действительности отсутствуют необходимые условия её реализации. Например, полёт человека за пределы Солнечной системы.Формальная возможность не противоречит объективным законам и в этом она коренным образом отличается от невозможности. Невозможность – это то, что противоречит законам природы и общества, что несовместимо с ними.

Различие между реальной и формальной возможностью относительно. Реальная возможность может быть упущенной и объективно нереализованной в силу каких-то обстоятельств. Вместе с тем формальная возможность может превратиться в реальную. Реальная возможность ближе к действительности, формальная - ближе к невозможности. Но гораздо более точной будет количественная характеристика возможности. Если невозможность обозначить через О, а действительность через 1, то все промежуточные значения будут характеризовать степень возможности. Мера этой возможности называется вероятностью. Вероятность как философское понятие может быть определена как количественная сторона возможного.

Переход возможности в действительность есть процесс разрешения противоречия между действительностью и возможностью, как способом бытия данной материальной системы. Но тем самым он есть процесс перехода к новой материальной системе, характеризующейся своим способом бытия, своей системой противоречий, а следовательно, и новым противоречием её как возможности и действительности.

Содержание и форма. Под содержанием в философии понимается всё, что содержится в системе. Сюда входят не только субстраты-элементы, но и отношения, связи, процессы, все части системы. Содержание – это совокупность всех элементов, сторон, процессов, составляющих данный предмет. Например, содержанием живого организма является не просто совокупность его органов, а весь реальный процесс его жизнедеятельности, протекающий в определённой форме. Форма – это организация, структура, способ существования того или иного содержания.

Содержание и форма выражают разные, но неразрывно связанные стороны одного и того же предмета. Всякому содержанию присуща определённая, вызванная данным содержанием форма, всякая форма содержательна. Содержание и форма выступают в единстве, но в этом единстве они неравноправны. Содержание играет определённую роль по отношению к форме. Поскольку форма есть только способ, закон соединения элементов содержания, то ясно, что этот способ соединения находится в прямой и подчинённой зависимости от того, что соединяется. Например, сначала происходят изменения в функциях организма, в типе обмена веществ, затем происходят изменения в его морфологической структуре, в строении, форме.

Категории содержания и формы имеют большое значение для осмысления диалектики процессов развития. Форма, соответствующая содержанию, способствует, ускоряет развитие содержания. При этом неизбежно наступает период, когда старая форма перестаёт соответствовать изменившемуся содержанию и начинает тормозить его дальнейшее развитие. Возникает конфликт между формой и содержанием, который разрушается путём ломки устаревшей формы и появления формы, соответствующей новому содержанию. Новая форма оказывает активное воздействие на содержание, способствует его развитию. Таким образом, форма обладает относительной самостоятельностью и способна оказывать обратное влияние на содержание.

Классификация сторон в предметах на содержание и форму не абсолютна: то, что в одном отношении является содержанием, в другом выступает как форма, и наоборот. Так, производственные отношения, являясь формой способа производства, одновременно составляют базис общественно-экономической формации, являются содержанием надстройки.

Диалектика содержания и формы отчётливо проявляется в развитии науки. Например, содержание физических представлений оформляется математически, доводится до количественных формул. Коренные сдвиги в физике, в содержании физических теорий входят в противоречие с используемым этой наукой математическим аппаратом. И требуют новых математических средств. Если эти средства <

Наши рекомендации