Ерахтин Арнольд Валентинович

 
  Ерахтин Арнольд Валентинович - student2.ru

Содержание

Тема 1. Философия, её предмет и роль в обществе

1.1. Философия и мировоззрение 4

1.2. Предмет и структура философского знания 4

1.3. Основной вопрос философии и две его стороны 7

1.4. Диалектика и её альтернативы (метафизика, 8

софистика, эклектика)

1.5. Философия в системе научного знания 11

Тема 2. Основные этапы истории философии

2.1. Античная философия 13

2.2. Средневековая западная философия 17

2.3. Философия Возрождения и Нового времени 19

2.4. Немецкая классическая философия 22

2.5. Русская философия 27

Тема 3. Онтология и теория познания

3.1. Материя и её атрибуты 29

3.2. Философское учение о развитии 34

3.3. Философское учение о сознании 44

3.4. Проблема познания в философии 47

Тема 4. Социальная философия

4.1. Предмет и функции социальной философии 51

4.2. Природа и общество. Глобальные проблемы современности 52

4.3. Исторические типы общества. Формации и цивилизации 55

4.4. Общественное сознание и его структура 56

5. Экзаменационные вопросы по философии59

6. Рекомендуемая литература60

 
  Ерахтин Арнольд Валентинович - student2.ru

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Философия и мировоззрение

Философия – одна из самых древних областей человеческого знания, она стоит у истоков научного знания и духовной культуры человечества. Возникла она в середине 1-го тысячелетия до н.э. почти одновременно в трех цивилизациях: древнеиндийской, древнекитайской и древнегреческой. Сам термин ''философия'' в дословном переводе с греческого означает '' любовь к мудрости''. Эпитет ''мудрый'' обозначает не какие-то частные знания, а общие отношение человека к жизни, его мировоззрение.

Мировоззрение- эта система общих взглядов на мир: на природу, общество, на отношение человека к миру. Философия с самого начала стремилась сообщить людям именно такой общий взгляд на мир и на место человека в этом мире. В этом проявляется мировоззренческая функция философии.

Являясь основой мировоззрения, философия способствует формированию убеждений человека, его идеалов и принципов, она оказывает большое влияние на становление личности специалиста, развивает культуру мышления. Помогая осваивать исторически сложившиеся формы и методы научного исследования, философия способствует осознанию социальной роли науки и техники, моральной ответственности ученых и инженеров за последствия и использования научных разработок.

Роль философии как теоретической основы мировоззрения возрастает в переломные, революционные периоды истории. Современный мир – это сложная динамическая система, правильное и всестороннее понимание которого невозможно без определенных философских представлений. Именно философия, обобщая духовный опыт прошлых поколений, помогает глубже осмыслить современную действительность во взаимосвязи всех ее сфер, сторон и связей, в развитии.

Таким образом, философия является основой мировоззрения, а мировоззрение играет очень важную роль, как в жизни каждого человека, так и общества в целом. Но складываться, формироваться мировоззрение может разными путями. Стихийный путь формирования мировоззрения приводит к тому, что мировоззрение оказывается обыденным, научно не обоснованным, а потому внутренне противоречивым. Научный путь формирования мировоззрения предполагает изучение философских работ, обобщающих практику развития человеческого общества и научного познания, лучших достижений мировой культуры. Научное мировоззрение отличается от стихийного тем, что в нем сознательно поставлены вопросы о сущности мира и человека, об отношении человека к миру и ответы на них даны в последовательной, систематической форме. Только стройная и целостная система взглядов, которая может явиться лишь результатом теоретического осмысления бытия, носит характер научного мировоззрения. Изучение философии призвано помочь преобразовать стихийно сложившиеся у человека взгляды в более тщательно продуманные и способствовать формированию научно обоснованного мировоззрения. Как отмечает А.А. Радугин, задача философии состоит в том, чтобы «помочь человеку совершенствоваться и вырабатывать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Для этого философия дает изучающему индивиду как богатый фактический материал для размышлений, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности» (Радугин А.А. Философия: Курс лекций.–М.,1997. С.10).



Наши рекомендации