Тест простых поручений по прямоугольникам
Задание характеризует способность к выполнению несложных мыслительных операций на фоне высоких нагрузок на оперативную память и внимание.
У обследуемых на листке – прямоугольник, разделенный на 16 равных частей. Эти части мысленно нумеруются слева направо по строкам. Затем подаются команды соединить разные части прямоугольника линиями. На выполнение каждой команды отводится определенное время. По прошествии определенного времени подается следующая команда. Предъявляются 2 задания на одно действие, 2 задания на два действия, 2 задания на три действия, 2 задания на четыре действия.
Инструкция: «На ваших бланках – прямоугольник, разделенный на 16 частей. Мысленно пронумеруйте эти части слева направо. Вам будут передаваться команды соединять центры квадратов или их стороны прямыми линиями, например: провести линию из центра 2-го квадрата к середине нижней стороны 8-го квадрата и затем в центр 13-го квадрата (показать на плакате). Время на выполнение каждого задания объявляется. Делайте, что запомнили и что успеете. Ошибочных линий не проводить. Лучше пропустить задание, если не успеваете. Отдельные действия выполняйте сразу за моими командами. В ходе выполнения задания вопросов не задавать».
1. Соединить центр 2-го квадрата с центром 5-го квадрата. 7 секунд!
2. Провести линию от левой стороны 1-го квадрата в правый верхний угол 2-го квадрата. 7 секунд!
3. Разделить квадрат на 9 равных частей. 10 секунд!
4. Соединить левый нижний угол 10-го квадрата с верхним правым углом этого же квадрата и затем продолжить линию до середины левой стороны 6-го квадрата. 10 секунд!
5. Соединить центр 4-го квадрата с центром 8-го квадрата, продолжить линию к середине левой стороны этого же квадрата и затем продолжить ее в верхний правый угол 4-го квадрата. 15 секунд!
6. Провести линию от середины правой стороны 3-го квадрата к центру 7-го квадрата, затем к середине правой стороны 6-го квадрата и затем в центр 1-го квадрата. 15 секунд!
7. Провести линию от середины левой стороны 9-го квадрата к центру 14-го квадрата, затем к середине нижней стороны 10-го квадрата, затем в центр 13-го квадрата и в центр 9-го квадрата. 15 секунд!
8. Провести линию от середины нижней стороны 8-го квадрата к середине правой стороны 11-го квадрата, затем к середине верхней стороны 16-го квадрата, к середине правой стороны 12-го квадрата, в центр 12-го квадрата и к правому нижнему углу 7-го квадрата. 15 секунд!
9. Провести линию из нижнего правого угла 14-го квадрата к середине левой стороны 15-го квадрата, продолжить ее к середине нижней стороны этого же (15-го) квадрата, затем к середине нижней стороны 11-го квадрата, к середине правой стороны 12-го квадрата и в центр 12-го квадрата. 15 секунд!
10. Поставить маленькие крестики в центрах 3-го, 7-го, 10-го квадратов, 2 маленьких крестика в середине 16-го квадрата, маленький кружок в левом нижнем углу 7-го квадрата и маленький треугольник в середине 6-го квадрата. 15 секунд!
Оценка выводится по таблице 54 по количеству очков за правильно выполненное задание: 1-е, 2-е задания – по 1 очку; 3-е, 4-е задания – по 2 очка; 5-е, 6-е задания – по 3 очка; 7-е, 8-е задания – по 4 очка; 9-е, 10-е задания – по 5 очков.
Таблица 54
Оценка в баллах | |||||||||
Очки за правильно выполненное задание | 22-24 | 18-21 | 15-17 | 12-14 | 9-11 | 6-8 | 4-5 |
Задание может выполняться дважды по аналогичным командам. В этом случае за основу берутся средние результаты.
Тест возрастающей трудности (методика Равена)
Это одна из наиболее прогностических методик, характеризующих логичность мышления. Может применяться при наличии соответствующих бланков с рисунками (комбинации из 49 фигур, состоящих между собой в определенной зависимости). На рисунках одной фигуры недостает, внизу еще 6 – 8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры. На выполнение задания дается 30 мин. В Ленинградском военном институте физической культуры изданы 2 варианта альбомов (по 30 рисунков). Один из вариантов альбома представлен на рисунке 15 (1 – 30). Ключ к решению теста дан в таблице 55. Оценка в условных баллах выводится по таблице 56.
Таблица 55
Номер задания | Номер правильного ответа | Очки за ответ | Номер задания | Номер правильного ответа | Очки за ответ |
Оценка в баллах | |||||||||
Сумма очков за правильные ответы | 129- | 115-128 | 101-114 | 87- 100 | 73- | 59- | 45-58 |
Тест «Толкование пословиц»
Это один из наиболее информативных тестов, хорошо коррелирующий с успехами в теоретическом обучении. Явная неспособность воспринимать переносный смысл пословиц свидетельствует о недостаточном развитии мыслительных процессов (однако при этом необходимо исключать те случаи, когда обследуемому мешают языковые барьеры).
Задание проводится следующим образом. Экспериментатор объявляет номер пословицы (всего их двадцать), зачитывает текст и дает 20с на ее толкование. Обследуемые на своих бланках записывают номер (текст пословицы не пишется) и кратко характеризуют ее переносный смысл. Оценка в условных баллах выставляется по таблице 57.
Таблица 57
Оценка в баллах | |||||||||
Количество правильных ответов | 15-17 | 13-15 | 10-12 | 7-8 | 5-6 |
Продуктивность мыслительных операций
Задания на мыслительную продуктивность часто называют тестами умственной работоспособности. Это не совсем правильно, так как работоспособность превосходит фактическую продуктивность и зависит от многих привходящих факторов, особенно мотивации, функционального состояния, сопутствующих условий и пр. Задания на продуктивность мыслительных операций могут быть использованы для выявления динамики утомления, психологических установок, отношения к обследованию.
Решение арифметических примеров
Предлагаются задания с несложными вычислительными операциями. Через каждую минуту дается команда сделать отметку скобкой или чертой. Задание продолжается 5 или 10 мин.
Балльная оценка не выставляется. Фиксируется количество выполненных действий и ошибок как исходный показатель, который сопоставляется с результатами обследования после физической нагрузки или при оценке психического состояния. Перед контрольным обследованием необходимо дать 3 мин для тренировки в решении подобных примеров по аналогичному бланку.
Тест комбинаторных действий (способностей)
Заключается в том, что обследуемым предъявляется бланк с шифром и набором цифр по 4 в каждом ряду (рис. 16).
Каждой цифре соответствует определенный слог. Необходимо вначале по цифрам записать в вертикальные столбики слоги, выбирая их из шифра, затем из слогов составить слово из четырех букв, которое надо записать в горизонтальной клетке. Работа продолжается 7 мин. Оценки в условных баллах выставляются по таблице 59.
Таблица 59
Оценка в баллах | |||||||||
Количество правильных ответов | 25-20 | 23-24 | 20-12 | 17-19 | 14-16 | 11-13 | 8-10 |
Инструкция для работы со специальным бланком: «Возьмите бланки. Задача выполняется в два этапа. Вначале отыскиваются и записываются необходимые слоги, а затем из найденных слогов складываются слова. Найдите на бланке фигуру под № 1. Около нее ряд цифр: 9222. В шифре каждой цифре соответствует слог (слоги в знаменателях). В верхней клетке соответственно цифре 9 записываем РУ, в остальных клетках – AM, соответствующие цифре 2. Выбирая из каждого слога по одной букве, в порядке очередности, нужно составить слово из четырех букв, имеющее смысл. Изменять порядок пар нельзя. Получилось слово «рама». Записываем его в горизонтальном прямоугольнике (см. бланк).
Методика «Диктант»
На оценку оперативной памяти и быстроты действия направлена также методика «Диктант». Заключается она в быстрой диктовке слов и бессмысленных буквосочетаний по 5 – 6 букв в каждом. Применяется с помощью магнитофона. Сначала диктуются как пробные 13 слов за 15 с, потом буквосочетания (50 слов записанных наоборот) со скоростью 25 в минуту – 1-е задание и в заключение 50 слов со скоростью 40 в минуту – 2-е задание. Оценка результатов по таблице 60.
Оценки особенностей интеллекта путем наблюдения
Помимо анализа результатов тестирования, при исследовании особенностей интеллекта важную психодиагностическую информацию можно накапливать путем наблюдения в процессе общения с обследуемым. В частности, по ходу выполнения им различных тестовых заданий экспериментатора.
Необходимо постоянно обращать внимание на внешние признаки, характеризующие растерянность, неспособность понять простое задание, объяснение, которые остальные легко понимают, стремление записать условия простейшего задания, воспринимаемого обычно на слух. Иногда обследуемый постоянно обращается к соседям за помощью, переспрашивает простые вещи, задерживается в начале выполнения теста или вообще не может понять условие, выражая это мимикой недоумения.
Глава V.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Исследование психомоторных процессов как взаимосвязи различных психических процессов с движениями и деятельностью человека берет свое начало от исследований И. М. Сеченова, который ввел понятие и термин «психомоторика».
Исследование сенсомоторных реакций
Оно осуществляется в нескольких вариантах простых и сложных реакций. Простые реакции на свет, звук, тактильный раздражитель оцениваются с помощью различных источников раздражения и электрических миллисекундомеров. С передачей сигнала одновременно включается электросекундомер. Обследуемый ответным действием его выключает. Интервал между сигналом и началом ответа – время реакции. Может оцениваться отдельно сенсорный и моторный компоненты реакции.
Сложные реакции включают в себя различные выборы из нескольких сигналов. Например, нажимать кнопку (выключающую электросекундомер) можно только на красный свет или на сочетание красного и зеленого (загорание двух лампочек). Могут быть воспрещающие сигналы (например, не нажимать кнопку, если одновременно с сигнальной лампочкой загорится красная). Одним из более сложных вариантов реакции выбора может быть условие, требующее рассуждения (например, нажимать кнопку в том случае, если загораются3 лампочки, из которых две одинакового цвета, а третья – другого цвета).
Могут применяться сигналы, высвечиваемые словами (например: «Вторая»), цифрами («2», что означает номер кнопки), или простые вычисления (сумма или разность двух высвечиваемых чисел, что означает номер соответствующей кнопки)и т. д.
Исследования быстроты в действиях
Осуществляется оценкой более сложных моторных ответов, включающих в себя, например, координированные движения двумя руками или руками и ногами. Сигналы подаются также
Рис. 17. Групповое обследование с помощью аппарата «АГИП».
в более сложных комбинациях, требующих переработки их по определенным алгоритмам. Таковы исследования на аппаратах типа «Абдив», «ДКН», «АГИП», «УПО-2» и др. (рис. 17, 18). Ниже будут приведены также методики оценки быстроты в действиях с помощью специальных физических упражнений.
Теппинг-тест
Осуществляется с помощью устройства типа телеграфного ключа с электросчетчиком или рисованием точек на листе бумаги, который разграфлен на несколько частей. Обычно дается задание в максимальном темпе замыкать и размыкать ключ. Через каждые 30с снимаются показания счетчика по ходу работы. В другом варианте через каждые 30с обследуемый начинает наносить точки в следующей части бумаги. Оценивается общее количество движений за 2 мин и их динамика от первого отрезка в 30с к последующему отрезку времени.
Реакция на движущийся объект
Исследуется с помощью устройства, включающего в себя электросекундомер и ключи для замыкания и размыкания электроцепи. Целесообразно давать задания в диапазоне 10 – 15 с,
указывая, на какой цифре через это время следует остановить стрелку секундомера. Экспериментатор называет соответствующую цифру и включает секундомер, обследуемый выключает его на указанной цифре. Сначала нужно дать 10 пробных заданий, которые не учитываются, а затем зарегистрировать результаты 20 контрольных реакций, записывая преждевременные (например: – 2, – 3, – 1) и запаздывающие ( + 2, +1, +3 и т. д., имея в виду 0,2; 0,3; 0,1 с и т. д.). Учитывается общее абсолютное среднее время, характеризующее ошибку реакции (в нашем случае это 0,2 с), а также количество преждевременных и запаздывающих реакций.
Исследование координации движений
Осуществляется с помощью координациометров различной сложности, тремометров-координациометров и специальных физических упражнений. Одним из приемов оценки координации и точности движений являются также задания на приборах для исследования слежения, отличающиеся достаточно высокой сложностью применяемых электронных схем.
Тремометры-координациометры имеют металлическую панель с несколькими фигурными вырезами, источник тока и электросчетчик. Дается задание провести координированные согласованные движения двумя руками, проводя металлические щупы по вырезам. Касание щупа о края выреза регистрируются электросчетчиком (или электросекундомером). Одним из вариантов такого исследования является введение длинного металлического щупа (например, 50 см) в калиброванное отверстие в железной пластинке с регистрацией числа касаний электросчетчиком.
Ниже приводятся аппаратурные методики, рекомендованные для изучения психомоторных процессов у спортсменов.
Измерение тремора
Тремор – это колебания дистальных звеньев конечностей небольшой амплитуды. Он является нормальной физиологической реакцией на регулирующие воздействия нервных центров на мышцы, влияния дыхания и сердечных сокращений на устойчивость тела и т. д. Это так называемый спонтанный тремор, который не является адекватным показателем двигательной координации.
В большинстве проб, в которых измеряется тремор, учитывается слагаемый из двух факторов результат (степень подавления волевым усилием спонтанного термора). К сожалению, истинную степень усилия мы измерять не можем, так как для этого требовалось бы сначала определить спонтанный тремор, затем тремор при волевом усилии и из первой величины вычесть вторую. Существующие методики дают возможность измерять только вторую величину.
Различают статический и динамический тремор. Статический тремор – это колебания дистальных звеньев руки при неподвижном выпрямленном вперед положении руки. Динамический тремор измеряется при обводке контуров различной конфигурации. Для того и другого тремора используется одна и та же аппаратура (тремометр).
Аппаратура, необходимая для исследования. Существует несколько вариантов тремометров, например сделанный в виде деревянного ящика с металлической крышкой, в которой имеется несколько отверстий возрастающего диаметра и прорези различной конфигурации. Эта металлическая крышка подсоединена через счетчик импульсов к одному из полюсов источника тока (чаще всего к батарейке). Другой полюс соединен с металлическим стержнем толщиной 2 – 3 мм. При касании стержнем металлической крышки происходит замыкание и счетчик импульсов фиксирует это. О замыкании сигнализирует загорание лампочки.
Измерение статического тремора. Испытуемому дается инструкция: «Сядьте прямо, положите левую руку на колено. Возьмите правой рукой металлический стержень (иглу) и введите его перпендикулярно в отверстие, крайнее слева. Старайтесь держать кончик стержня в середине отверстия, не касаясь его стенки. Выньте стержень из отверстия по команде «Стоп!», которая будет дана через 10с». Пробу можно проводить и левой рукой, но при этом следует иметь в виду, что число касаний будет большим. Поэтому при сравнении тремора у нескольких лиц надо выяснить наличие леворукости и проводить для левшей пробу левой рукой.
Измерение динамического тремора. Испытуемому дается инструкция: «Перед вами металлическая доска с прорезями различной конфигурации. Введите стержень в одну из них и по команде «Начали!» проведите его вдоль периметра прорези, стараясь не касаться стенок. Углубляйте стержень впрорезь на 2 – 3 мм, чтобы он не выскакивал из нее. Фиксируйте число касаний стенки прорези и время прохождения лабиринта (последнее – ручным секундомером)». Поскольку время выполнения пробы у разных испытуемых различно и чембыстрее она выполняется, тембольше шансов чаще касаться стенок прорези, то для выравнивания вкакой-то степени испытуемых мы делим число касаний на время прохождения лабиринта.