Мотивация. Определение темы.
Учитель: Ребята, сегодня у нас интересная и серьёзная тема классного часа. А о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.
1. Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке ледяной.
2. Одной ручкой всех встречает, а другой провожает.
3. В лесу у пня с утра беготня, народ рабочий весь день хлопочет.
4. С неба - звездой, в ладошку - водой.
5. Стоит Антошка на одной ножке.
6. Из горячего колодца через нос водица льётся.
- Какое слово получилось из выделенных букв?
Тема классного часа: « В дружбе – сила».
Беседа по теме классного часа.
Обсуждение вопросов:
· Как вы понимаете слово «дружба»?
· Кто такой друг?
· Кто может быть другом?
· У кого есть друг, друзья?
· Что значит - дружить?
3. Слушаниерусской народной сказки «Лисица и журавль». Решение ситуативной задачи.
- Можно ли лису с журавлём назвать друзьями?
- А среди людей есть такие отношения?
- Объяснить пословицу: «Нет друга – ищи, а найдёшь – береги».
Работа с пословицами о дружбе.
Учитель: А какие пословицы и поговорки о дружбе вы ещё знаете?
Пословицы и поговорки:
· Друг – ценный клад, недругу никто не рад.
· Дружба не гриб – в лесу не найдёшь.
· Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
· Старый друг лучше новых двух.
· Сам погибай, а друга выручай.
Вывод:не случайно сложено много пословиц, поговорок, сказок о дружбе, так как народ очень ценил это человеческое качество с давних времен.
Работа в группах.
Учитель:Как вы думаете, существуют ли правила, законы дружбы?
Работа в группах, а затем обсуждение тех правил дружбы, которые будут предложены детьми.
Правила дружбы.
1. Один за всех и все за одного.
2. Строй отношения на взаимоуважении.
3. Не спорь и не ссорься по пустякам.
4. Помогай друзьям в беде.
5. Умей разделить с другом радость и печаль.
6. Будь благодарным.
- Существует много законов дружбы, а это – основные. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.
- Так в чём же сила нашего классного коллектива?
Исполнение песни «Улыбка».
Внеклассное мероприятие. Классный час "Дружба - какое чудесное слово"
· Кропачева Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов
Разделы: Преподавание в начальной школе, Внеклассная работа
Цели: познакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, учить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали друзей.
Оборудование:
· плакат "Дружба - какое чудесное слово",
· грамзаписи песни "Улыбка, карточки со словами - качествами друга,
· карточки с буквами слова "дружба",
· пословицы о дружбе написанные на доске.
Ход классного часа
Актуализация знаний.
Учитель.Ребята в группах соберите из букв слово.
(На доске - буквы, ребята складывают из букв слово "дружба")
Учитель. Какое слово получилось?
Ученики. Получилось слово "дружба".
Учитель.Наш классный час называется: "Дружба - какое чудесное слово". (Название вывешивается на доску).
- Как вы понимаете слово "дружба"? (Выслушиваются ответы детей).
- Послушайте стихотворение о дружбе.
Ученик:
Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда - не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Беседа.
Учитель. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете, с чего начинается дружба?
Ученики. Наверное, с улыбки.
Учитель.Вы правы, дружба начинается с улыбки. Точно также считают композитор М.Пляцковский и поэт В. Шаинский, которые написали песню "Улыбка", послушайте её, а кто знает - подпевайте.
(Звучит песня "Улыбка").
- О чём эта песня?
- У кого в классе есть друзья?
- Какие чувства испытываете, когда встречаетесь с другом?
Работа с пословицами.
Учитель.Ребята, прочитайте пословицу.
(Дети читают с доски: "Друг познаётся в беде").
- Как понимаете пословицу.
(Выслушиваются высказывания детей).
- Какие пословицы вы ещё знаете?
· "Нет друга - ищи, а нашёл - береги".
· "Новых друзей наживай, а старых не теряй".
Разбор ситуаций.
Ученик:
Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить,
И не вспыхнет ссора
Из любого спора.
Ученик:
Есть у меня товарищ Федя,
Он очень жаден и упрям.
Мы стали с ним делить медведя -
И разделили пополам.
С тех пор никто на свете снова
Обоих мишек сшить не смог:
У Феди мишка безголовый,
А у меня - без задних ног.
(С. Маршак)
- Можно ли этих ребят назвать настоящими друзьями? Почему?
- Послушайте стихотворение.
Ученик:
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: "Дружи со мой,
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки".
Я шепчу: "Но ты учти -
Ты во всем должна идти
Другу на уступки".
Предлагаю Ильиной:
"Ты дружи со мной одной!"
Есть разряд у Ильиной
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Буду знаменита.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: "А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать -
Дашь контрольную списать".
А девчонки на дыбы!
Говорят: "Молчала бы!"
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг...
Напишу я объявленье:
"Срочно требуется друг".
(А. Барто)
Учитель.Ребята, а почему никто не захотел дружить с девочкой?
(Ответы детей).
Учитель.Ребята, бывает так, что друзья ошибаются. Надо ли им прощать ошибки?
(Ответы детей).
Физкультминутка.
Выполняется под песню "Улыбка". Дети, подпевая, показывают и выполняют движения под музыку.
Групповая работа.
Учитель.Какими качествами должен обладать друг? Вам предлагаю карточки со словами, выберите те качества, которыми должен обладать друг.
(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность придти на помощь в любую минуту).
Учитель.Какие качества вы выбрали? Почему?
- Почему оставили карточки со словами: злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм?
- Почему распадается дружба?
- Что нужно сделать, чтобы дружба не распалась?
(Дети сами выводят правила, которые записываются на доске).
· Правила дружбы:
· Уступать.
· Не бояться просить прощения, если обидел друга.
· Не грубить. Не злиться.
· Не жадничать.
· Помогать своему другу.
· Быть честным в дружбе.
· Соблюдая эти правила дружбы, вы никогда не потеряете друга.
Практические упражнения.
Упражнение "Мостик дружбы".
Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем "построить" мостик втроём, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая "Мост дружбы".
Упражнение - тренинг. Учитель предлагает ситуацию: друг взял книгу у тебя на один день, а не отдаёт её уже давно. Книга тебе очень нужна. Ты звонишь и говоришь: "Если ты не принесёшь мне завтра книгу, я с тобой больше не дружу".
- Как бы поступил ты?
Итог. Почему "дружба" - такое чудесное слово?
Классный час-игра с использованием ИКТ "Толерантность — это дружба!"
· Островная Зоя Александровна, учитель начальных классов
Разделы: Преподавание в начальной школе
(4 “А” класс)
Цель: формирование толерантных установок у учащихся.
Задачи:
· познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности;
· развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
· развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
· воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
· способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.