Мотивация. Определение темы.

Учитель: Ребята, сегодня у нас интересная и серьёзная тема классного часа. А о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.

1. Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке ледяной.

2. Одной ручкой всех встречает, а другой провожает.

3. В лесу у пня с утра беготня, народ рабочий весь день хлопочет.

4. С неба - звездой, в ладошку - водой.

5. Стоит Антошка на одной ножке.

6. Из горячего колодца через нос водица льётся.

Мотивация. Определение темы. - student2.ru

- Какое слово получилось из выделенных букв?

Тема классного часа: « В дружбе – сила».

Беседа по теме классного часа.

Обсуждение вопросов:

· Как вы понимаете слово «дружба»?

· Кто такой друг?

· Кто может быть другом?

· У кого есть друг, друзья?

· Что значит - дружить?

3. Слушаниерусской народной сказки «Лисица и журавль». Решение ситуативной задачи.

- Можно ли лису с журавлём назвать друзьями?

- А среди людей есть такие отношения?

- Объяснить пословицу: «Нет друга – ищи, а найдёшь – береги».

Работа с пословицами о дружбе.

Учитель: А какие пословицы и поговорки о дружбе вы ещё знаете?

Пословицы и поговорки:

· Друг – ценный клад, недругу никто не рад.

· Дружба не гриб – в лесу не найдёшь.

· Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

· Старый друг лучше новых двух.

· Сам погибай, а друга выручай.

Вывод:не случайно сложено много пословиц, поговорок, сказок о дружбе, так как народ очень ценил это человеческое качество с давних времен.

Работа в группах.

Учитель:Как вы думаете, существуют ли правила, законы дружбы?

Работа в группах, а затем обсуждение тех правил дружбы, которые будут предложены детьми.

Правила дружбы.

1. Один за всех и все за одного.

2. Строй отношения на взаимоуважении.

3. Не спорь и не ссорься по пустякам.

4. Помогай друзьям в беде.

5. Умей разделить с другом радость и печаль.

6. Будь благодарным.

- Существует много законов дружбы, а это – основные. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.

- Так в чём же сила нашего классного коллектива?

Исполнение песни «Улыбка».

Внеклассное мероприятие. Классный час "Дружба - какое чудесное слово"

· Кропачева Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов

Разделы: Преподавание в начальной школе, Внеклассная работа

Цели: познакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, учить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали друзей.

Оборудование:

· плакат "Дружба - какое чудесное слово",

· грамзаписи песни "Улыбка, карточки со словами - качествами друга,

· карточки с буквами слова "дружба",

· пословицы о дружбе написанные на доске.

Ход классного часа

Актуализация знаний.

Учитель.Ребята в группах соберите из букв слово.

(На доске - буквы, ребята складывают из букв слово "дружба")

Учитель. Какое слово получилось?

Ученики. Получилось слово "дружба".

Учитель.Наш классный час называется: "Дружба - какое чудесное слово". (Название вывешивается на доску).

- Как вы понимаете слово "дружба"? (Выслушиваются ответы детей).

- Послушайте стихотворение о дружбе.

Ученик:

Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда - не беда,
Если рядом друзья настоящие.

Беседа.

Учитель. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете, с чего начинается дружба?

Ученики. Наверное, с улыбки.

Учитель.Вы правы, дружба начинается с улыбки. Точно также считают композитор М.Пляцковский и поэт В. Шаинский, которые написали песню "Улыбка", послушайте её, а кто знает - подпевайте.

(Звучит песня "Улыбка").

- О чём эта песня?

- У кого в классе есть друзья?

- Какие чувства испытываете, когда встречаетесь с другом?

Работа с пословицами.

Учитель.Ребята, прочитайте пословицу.

(Дети читают с доски: "Друг познаётся в беде").

- Как понимаете пословицу.

(Выслушиваются высказывания детей).

- Какие пословицы вы ещё знаете?

· "Нет друга - ищи, а нашёл - береги".

· "Новых друзей наживай, а старых не теряй".

Разбор ситуаций.

Ученик:

Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить,
И не вспыхнет ссора
Из любого спора.

Ученик:

Есть у меня товарищ Федя,
Он очень жаден и упрям.
Мы стали с ним делить медведя -
И разделили пополам.
С тех пор никто на свете снова
Обоих мишек сшить не смог:
У Феди мишка безголовый,
А у меня - без задних ног.
(С. Маршак)

- Можно ли этих ребят назвать настоящими друзьями? Почему?

- Послушайте стихотворение.

Ученик:

Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: "Дружи со мой,
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки".
Я шепчу: "Но ты учти -
Ты во всем должна идти
Другу на уступки".
Предлагаю Ильиной:
"Ты дружи со мной одной!"
Есть разряд у Ильиной
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Буду знаменита.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: "А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать -
Дашь контрольную списать".
А девчонки на дыбы!
Говорят: "Молчала бы!"
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг...
Напишу я объявленье:
"Срочно требуется друг".
(А. Барто)

Учитель.Ребята, а почему никто не захотел дружить с девочкой?

(Ответы детей).

Учитель.Ребята, бывает так, что друзья ошибаются. Надо ли им прощать ошибки?

(Ответы детей).

Физкультминутка.

Выполняется под песню "Улыбка". Дети, подпевая, показывают и выполняют движения под музыку.

Групповая работа.

Учитель.Какими качествами должен обладать друг? Вам предлагаю карточки со словами, выберите те качества, которыми должен обладать друг.

(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность придти на помощь в любую минуту).

Учитель.Какие качества вы выбрали? Почему?

- Почему оставили карточки со словами: злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм?

- Почему распадается дружба?

- Что нужно сделать, чтобы дружба не распалась?

(Дети сами выводят правила, которые записываются на доске).

· Правила дружбы:

· Уступать.

· Не бояться просить прощения, если обидел друга.

· Не грубить. Не злиться.

· Не жадничать.

· Помогать своему другу.

· Быть честным в дружбе.

· Соблюдая эти правила дружбы, вы никогда не потеряете друга.

Практические упражнения.

Упражнение "Мостик дружбы".

Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем "построить" мостик втроём, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая "Мост дружбы".

Упражнение - тренинг. Учитель предлагает ситуацию: друг взял книгу у тебя на один день, а не отдаёт её уже давно. Книга тебе очень нужна. Ты звонишь и говоришь: "Если ты не принесёшь мне завтра книгу, я с тобой больше не дружу".

- Как бы поступил ты?

Итог. Почему "дружба" - такое чудесное слово?

Классный час-игра с использованием ИКТ "Толерантность — это дружба!"

· Островная Зоя Александровна, учитель начальных классов

Разделы: Преподавание в начальной школе

(4 “А” класс)

Мотивация. Определение темы. - student2.ru

Цель: формирование толерантных установок у учащихся.

Задачи:

· познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности;

· развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей;

· развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

· воспитание чувства коллективизма, сплочённости;

· способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Наши рекомендации