Групповая работа. Дерево дружбы
Учитель.Какими качествами должен обладать друг? Герои мультфильма построили Дом Дружбы, а я вам предлагаю вырастить Дерево Дружбы. На столах карточки со словами, выберите те качества, которыми должен обладать друг.
(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность придти на помощь в любую минуту и др. Выбранные карточки дети прикрепляют к дереву.).
Учитель.Какие качества вы выбрали? Почему?
- Почему оставили карточки со словами: злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм?
Итог. Почему "дружба" - такое чудесное слово?
Встаньте, дети, Встаньте в круг (Дети встают вкруг)
Я твой друг и ты мой друг.
Пусть будет шире Дружбы круг
В кругу стоят друзья твои,
Ты им улыбку подари.
Слева друг и справа друг,
А вместе это дружбы круг.
Друзьям справа и слева руку пожми,
Передай им тепло своей руки.
Классный час "Праздник дружбы"
· Лукина Маргарита Владимировна, учитель начальных классов
Разделы: Коррекционная педагогика
Оборудование:Пословицы и поговорки для детей, картинки к пословицам, маски коз, музыкальный центр, аудиозаписи песен о дружбе, картинки героев мультфильмов, индивидуальные карточки с заданием, сердце - кармашек,
"Ладошки", ручки, 2 шарфа, сигнальные карточки для салюта.
Цель:Сплочение коллектива детей, воспитание культуры взаимоотношений, развитие творческих способностей учащихся, положительной мотивации поведения, логического мышления, памяти.
Форма:Информационно-практическая беседа с игровыми элементами.
Участники: учитель, ученики, приглашенные гости.
Подготовительный этап:Раздать стихотворения учащимся, выучить песню, обвести, вырезать и раскрасить "ладошку" ( так же для гостей ), подготовить все необходимые иллюстрации.
Ход мероприятия
(На доске - слово Дружба. Слово пока не открыто)
Учитель Что за слово зашифровано на доске? Чаще всего бывает крепкой, верной, долгой. (Дети отгадывают слово)
УчительКакое прекрасное слово - "Дружба". Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть. Произносишь слово "Дружба" - и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов. Друг - это книга, которую читаешь и тебе интересно с ней, друг - это мама, которая обязательно поможет в трудную минуту, друг - это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя , когда тебе будет плохо. Есть много русских пословиц и поговорок о дружбе. Попробуйте угадать их. Я показываю картинку, а вы по ней угадайте пословицу.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (показ 100 рублей)
- Дружба не гриб, в лесу не найдешь (показ гриба)
- Друг - ценный клад, недругу никто не рад (показ клада)
- Друг за друга держаться - никого не бояться (показ держащихся рук)
- Друга на деньги не купишь (показ денег)
- Дружба, что стекло - сломаешь не починишь (показ стекла)
- Дружный табун волков не боится (показ табуна с волками)
- Дружные чайки и ястреба забьют (показ чайки с ястребом)
УчительА как вы думаете, с чего все начиналось? Как возникло само слово "друг"? Давайте послушаем стихотворенье, которое так и называется "Слово "Друг".
Когда еще никто не знал и слова
Ни "здравствуйте", "ни солнце", ни "корова"
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и тоже)
Но, словом стал гортанный резкий звук
Осмысленней лицо, умение руки
И человек придумал слово "Друг"
Стал друга ждать и тосковать в разлуке
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей - людей, которых я люблю
Я никогда ничем не оскорблю
Не для того наш предок шел сквозь мрак
Чтоб, встретив друга, я кричал "Дурак!"
Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и то же)
УчительК сожалению, грубые слова иногда можно слышать и в нашей школе, а иногда бывает так, как в стихотворении "Два козла" (сценка)
Однажды на лужайке подрались два козла
Подрались для забавы, не то чтобы со зла
Один из них тихонько приятеля лягнул
Другой из них тихонько приятеля боднул
Один лягнул приятеля немного посильней
Другой боднул приятеля немного побольней
Один разгорячился, лягнул, что было сил
Другой его рогами под брюхо подцепил
Кто прав, а кто виновен - запутанный вопрос
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной перемене такой же вспыхнул бой
Учитель Да, такие отношения дружескими не назовешь. Лучше если все происходит как в песне "Настоящий друг". (звучит песня)
УчительА теперь поиграем в игру "Кто с кем дружит"( на доске висят картинки героев мультфильмов. Ученики подбирают пару)
· Чип и : (Дейл)
· Себастьян и : (Русалочка)
· Попугай, слон , мартышка и : (Удав)
· Аладдин и : (Жасмин)
· Мальвина и :( Буратино)
· Любава и : (Алеша Попович)
УчительА теперь выделите первые буквы вторых слов и составьте слово. Какое слово получилось? (Дружба)
Кто в дружбу верит горячо
Кто рядом чувствует плечо
Тот никогда не упадет
В любой беде не пропадет
А если и споткнется вдруг
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку
Учитель попробуйте составить слова с корнем -друж-. У вас имеются карточки. Соедините линией части слов с корнем -друж-. (ребята выполняют задание, затем проверяют)
Учитель Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Если у людей одинаковые интересы, вкусы или нравятся одинаковые игры, занятия, если они добры и отзывчивы, то и дружба бывает настоящей, крепкой, верной и долгой.
Не стой в стороне равнодушно
Когда у кого-то беда
Рвануться на выручку можно
В любую минуту, всегда
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря.
УчительПосмотрите, какое сердце на доске. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. В это сердце - кармашек мы опустим сейчас "ладошку" со своими пожеланиями. (дети заранее готовят ладошку, вырезают и раскрашивают с одной стороны). Напишите пожелания себе, классу, друзьям и опустите в кармашек.
УчительА теперь поиграем в игру "Дружеское рукопожатие".
(2 человека стоят рядом с завязанными глазами. Им предлагается сделать 3 шага вперед, повернуться спиной друг другу, а затем отойти на 5 шагов в разные стороны, повернуться вокруг себя, сделать 5 шагов навстречу друг другу и обменяться рукопожатием.)
Так давайте, давайте дружить
Пусть не раз нам стихи вспомнятся
Если дружбой всегда дорожить
То любое желание исполнится
УчительВот и подходит к концу наш праздник дружбы. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей. Давайте помогать друг другу в трудную минуту.("Песенка друзей" из м/ф Бременские музыканты)
УчительА теперь встанем в круг, давайте никогда не будем ссориться. И скажем друг другу слова известного героя терпеливого и добрейшего кота Леопольда: "Давайте жить дружно!". И в честь нашей дружбы я предлагаю провести салют. (круг разбивается на 3 команды: красный, желтый, зеленый. По команде "Красный!" хлопает команда 1, по команде "Желтый!" команда 2, по команде "Зеленый!" команда 3. Затем учитель дает команду: "Красный! Желтый! Зеленый!" Общий салют.
УчительСпасибо! Праздник окончен.
Классный час по формированию нравственно–ценностных ориентаций учащихся на тему "Дружба – это…" в 6-м классе
· Кирюхина Вера Юрьевна, организатор ДОО
Разделы: Классное руководство
Формирование классного коллектива в классе, где преимущественно учениками являются дети с задержкой психического развития, является длительным процессом. У учеников недостаточно сформированы нравственные ориентации обучающихся: дружба, коллективизм, сочувствие к окружающим, поддержка, товарищество. Слабо развиты навыки дисциплины и самодисциплины.
Поэтому мною были запланированы и проводились классные часы, направленные на воспитание нравственных и эстетических качеств. Проводились классные часы на тему: «В человеке все должно быть прекрасно», «Эмоции», «Узнайте секреты своего настроения», «Общение в жизни человека. Правила общения», «Кто я, какой я», «Совесть – основа нравственности», «Обидчивость, несдержанность, раздражительность – как управлять собой», «Конфликты и пути их разрешения».
Предложенная тема классного часа опирается на тему предыдущего занятия, посвященной конфликтным ситуациям и способам их разрешения, и соответствующей плану занятий по формированию нравственно-ценностных ориентаций учащихся. Учащимися сделан вывод о том, чтобы не было конфликтов, класс должен быть дружным. Поэтому тема этого классного часа посвящена дружбе. Урок построен по типу изучения новой темы. Цели урока: сформировать у учащихся нравственно-ценностные ориентации на примере дружбы; через упражнения и тренинги развивать способности в коллективной деятельности, воспитывая качества, необходимые для укрепления межличностных отношений в классе, в обществе.
В начале занятия для создания мотивации, предполагающей наличия побуждения, стремление у учащихся к достижению целей была проведена игра-диагностика «Я» (Приложение 1), где ученики самостоятельно пришли к выводу о том, что каждый из них хотел бы иметь друзей.
Применяя наглядные методы, а также дидактические упражнения на развитие аналитико-синтетических качеств во время изучения новой темы, учащиеся смогли понять и вывести законы дружного коллектива.
Для проверки усвоения знаний по новой теме проведена физминутка с элементами тренинга. Этапом закрепления полученной информации было обсуждение стихотворения Агнии Барто «Требуется друг». Для учащихся была создана проблема «Встречались ли вы с такими друзьями». Работа со словарем позволила сделать вывод, что же такое дружба.
В заключительной части классного часа применялся психологический тренинг на создание эффекта общности коллективизма. Можно сделать вывод, что через смену видов деятельности на занятии цели урока были достигнуты.
На занятии использовались основные принципы воспитания:
1. принцип мотивации через постановку проблемных заданий и упражнений;
2. принцип продуктивной обработки информации через создание таких педагогических ситуаций, в ходе которых ученики самостоятельно осваивают способы обработки информации, используя схемы решения ранее показанных учителем;
3. связь воспитания с жизнью;
4. принцип общественной направленности;
5. опора на положительное воспитание.
Одновременно применялись словесный, наглядный, практические методы обучения. Применяя принцип всесторонне-гармонического развития личности, в качестве технологии воспитания использовался комплексный подход, где:
1. на учеников воздействует по 3 направлениям: на сознание, чувства и поведение;
2. положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности;
3. единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию, прежде всего педагогов, СМИ, литературы, искусства, семьи, школы.
Данный ход классного часа предполагал направляющий характер взаимодействия учителя к учащимся. Учащиеся имели возможность самим прийти к выводу о том, какие качества необходимы во взаимоотношениях друг с другом в коллективе.
Вместе с технологией – комплексный подход были применены традиционные технологии обучения с элементами проблемно-поисковой деятельностью, целью которой являлась усвоение учениками системы специальных умений по конкретной теме. Данная технология состояла из модулей, которые представлены как учебный элемент в форме стандартизированного буклета, состоящего из следующих компонентов:
1. точно сформулирована цель;
2. список необходимого материала, в виде краткого конкретного текста, сопровождающими подробными иллюстрациями;
3. практические занятия для обработки необходимых навыков.
Работа базировалась на теории поэтапного формирования умственных действий, по подходу была личностно-ориентированная, т.к. по категории обучающихся технология предполагала работу с трудными учениками.
Цели урока: сформировать у учащихся нравственно-ценностные ориентации на примере дружбы; через упражнения и тренинги развивать способности в коллективной деятельности, воспитывать качества, необходимые для укрепления межличностных отношений в классе.
Ход урока