I. Постановка задачи. Обсуждение ситуации.
Витя и Коля-неразлучные друзья. Они вместе ходят в школу и возвращаются из неё. Они и к урокам вместе готовятся. Вместе бывают и на улице. Когда, наигравшись, устают. Идут перекусить то к одному, то к другому, затем играют в денди, смотрят телевизор. “Вот это друзья!”- говорят о них товарищи.
Но после одного события отношения между ними стали прохладными, словно между ними пробежала чёрная кошка. Они даже при встречах стали притворяться, что не замечают друг друга. Новый учебный год витя встретил в другой школе. Вскоре и Коля был вынужден сменить школу. Многие извлекли для себя поучительный урок из этого события. А всё это протзошло нежданно-негаданно.
Когда до конца учебного года оставалось около полутора месяцев, Витя попал в больницу. “Придётся пролежать мальчику не менее месяца,- сказали врачи,-он простудил лёгкие”.
Услышав это известие, классная руководительница Валентина Ивановна попросила всех своих учеников задержаться после уроков.
Надо посовещаться,-сказала она.
Учащиеся знали, о чём будет предстоящий разговор. Они видели, что утром приходила в школу мать Вити и Валентина Ивановна долго с ней беседовала.
Классная руководительница сразу же перешла к делу и сказала:
С завтрашнего дня мы должны постоянно по очереди посещать Витю в больнице, иначе он отстанет по учёбе. Итак, кто пойдёт первым?
Все, конечно же, повернулись в сторону Коли, потому что он считался другом Вити. Но тот не спешил поднимать руку и проявлять какую-либо инициативу. В классе установилась гнетущая звонкая тишина, которую нарушила Валентина Ивановна.
Коля, ты почему молчишь? Ты желаешь завтра пойти к своему другу в больницу?-спросила она мальчика.
Коля нехотя встал с места и, отводя глаза в сторону, ответил:
Мне надо идти в спортивную секцию, у нас тренер очень требовательный.
От кого-от кого, но толко не от Коли ожидали такого ответа. Все думали, что Валентина Ивановна возмутится и начнёт ругать мальчика. Но классная руководительница не показала виду, что очень изумилась такому ответу, хотя чувствовала себя будто облитой ушатом холодной воды... Она окинула пристальным взглядом притихших учеников и заметила, что на самой задней парте поднял руку недавно пришедший в эту школу мальчик по имени Саша.
Что ты хочешь сказать, Саша?-спросила Валентина Ивановна.
Я завтра пойду,-ответил мальчик.
Но ты ведь в класс пришёл ещё только три дня назад, так что и Витю толком не знаешь,-возразила было классная руководительница, но Саша прервал её словами:
Ну и что? Познакомимся в больнице. Там моя мама медсестрой работает. Мы с ней быстро найдём Витю. Прошу мне поверить...
Эта искренняя просьба, сказанная от всей души, быстро успокоила загудевший класс.
Взволнованная случившимся Валентина Ивановна только и сумела произнести:
Спасибо тебе, Саша, ты настоящий человек![1]
О чём идёт речь в этом рассказе? (О настоящей и ложной дружбе.)
Тема нашего классного часа: “В дружбе-сила”.
II. Работа с пословицами.
Во все времена, у всех народов высоко ценились дружба, верность и преданность. “Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг”,- писал Шота Руставели в двенадцатом веке. Нет народа, у которого не было бы легенд и пословиц о дружбе. А вы, ребята, знаете пословицы о дружбе? (Друзья познаются в беде. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Хороший друг ближе брата.)
Обратите внимание на доску. Здесь написаны пословицы. Но, по-моему, в них что-то перепутано. Помогите разобраться.
Кто старых друзей забывает, | а товарища выручай. |
Сам погибай, | тот новых не наживёт. |
Дружба крепка не лестью, | лучше новых двух. |
Старый друг | а правдой и честью. |
Молодцы! Справились с заданием.
III. Беседа.
- Что же такое дружба? (Дружба-это когда люди интересуют другдруга, доверяют друг другу)
- А кто может быть другом, настоящим другом? (Тот, кто способен поддержать в трудную минуту, дать совет, может вместе с тобой порадоваться удачам)
Прочитайте 105-е наставление из “Книги о воспитании” Каюма Насыри и сформулируйте качества, необходимые для настоящего друга. [1]
Сто пятое наставление.
“Один мудрец сказал сыну: “О, сын мой, дружи, общайся, развлекайся с кем хочешь, сторонись только пятерых. Прежде всего, не связывайся со лжецом-слово лжеца подобно записи на воде. Он ненадёжен, всегда может оттолкнуть тебя и приблизить другого. Избегай также дружбы глупца и невежды. Глупец вроде и хочет помочь тебе, но на деле от всех его стараний-один вред. Не сходись с алчным человеком, потому что он постоянно будет рассчитывать на твои деньги. Беги прочь от скряги, эта дружба ничего не даст, кроме разорения. А случится пойти к такому за помощью- испытаешь позор и унижение. Особенно опасно оказаться со скрягой в пути. Обходи стороной также разиню и труса,-с подобными приятелями ты никогда не познаешь покоя и благополучия”.
(Настоящий друг должен быть честным, справедливым, щедрым, внимательным, щедрым.)
- А вот как сказал об этом В. Шекспир:
Настоящий друг везде
Верен: в дружбе и в беде;
Грусть твоя тревожит.
Ты не спишь-он спать не может,
И во всём, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
Как вы, ребята, понимаете такое выражение: “До дружбы надо вырасти”?
Как вы считаете, почему знаменитый философ Вольтер считал, что “глаза дружбы редко ошибаются”? (Друзья видят друг в друге не только хорошее, но и замечают недостатки.)
Видите, какой большой смысл вкладывается великими людьми в понятие “дружба”. Давайте и мы с вами будем подходить к этому слову с высокой меркой.
IV. Правила дружбы.
Ребята, как вы думаете. А есть ли какие-то правила, законы дружбы? (Дети дают свои ответы, затем открывается плакат “Законы дружбы”:
· Один за всех и все за одного.
· С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
· Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.
· Не ябедничай, лучше помоги.
· Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается. Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.
· Помоги другу в беде.
· В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.)
Конечно, существует много законов дружбы, но это-основные.