Методика «Уровень субъективного контроля»
Локус контроля (ЛК) обозначает систему убеждений личности относительно того, где располагаются (или локализуются) силы, влияющие на результаты его действий и на всю его судьбу. Лица, убежденные в том, что главные силы, определяющие их жизнь (т. е. усилия, старания, способности), находятся внутри них самих, называются интерналами. Лица, убежденные в том, что происходящее с человеком зависит от внешних факторов (будь то другие люди, судьба или случай), называются экстерналами. Чем выше интернальность, тем более вероятно, что человек чувствует себя «хозяином собственной судьбы», имеет более высокий уровень развития саморегуляции жизнедеятельности. Чем ниже показатели интернальности, тем менее он уверен в себе, больше нуждается в психологической и любой другой помощи. Применяется для обследования испытуемых старшей 16 лет.
Цель:определение интернальности в различных сферах.
Инструкция.Вам будут предложены высказывания людей о жизни. Вы можете согласиться с ними или не согласиться. Если вы считаете, что «Да, я думаю примерно так же», то поставьте на листке для ответов рядом с номером высказывания ответ «да» или плюс. Если считаете: «Нет, я думаю об этом иначе», то поставьте рядом с номером ответ «нет» или минус.
Опросник
1. Продвижение по службе зависит не столько от способностей и усилий, сколько от удачного стечения обстоятельств.
2. Большинство разводов происходит оттого, что оба супруга недостаточно старались приспособиться друг к другу.
3. Ошибочно думать, что болезнь – это дело случая, и если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
4. Одинокими становятся именно те люди, которые сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Осуществление моих желаний очень часто зависит от везения или невезения.
6. Бесполезно стараться завоевать симпатию людей, если у них сложилось предвзятое мнение о вас.
7. Внешние обстоятельства, например, родители и благосостояние, влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на происходящие со мной события.
9. Мои отметки в учебе больше зависели от случайности, например, от настроения педагога, чем от меня самого.
10. Я строю планы на будущее и знаю, что могу осуществить их.
11. То, что со стороны кажется удачей или везением, чаще всего есть следствие долгой целенаправленной деятельности.
12. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить общение они все равно не смогут.
13. То хорошее, что я делаю, обычно по достоинству оценивается другими.
14. Думаю, что случай или судьба играют не очень важную роль в моей жизни.
15. Я стараюсь не планировать далеко вперед, так как все зависит не от меня, а от того, как сложатся обстоятельства.
16. В случае конфликта я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
17. Жизнь большинства людей в основном зависит от стечения обстоятельств.
18. Для меня лучше такое руководство, при котором я должен самостоятельно решать, как выполнить ту или иную работу.
19. Думаю, что сам по себе образ жизни не является причиной болезней.
20. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
21. В конечном счете за плохое руководство организацией ответственны все люди, которые в ней работают, а не только руководитель.
22. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях с близкими.
23. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе любого.
24. На подрастающее поколение влияет так много разных факторов, что усилия родителей по воспитанию своих детей чаще всего оказываются бесполезными.
25. Практически все, что со мной случается, – это дело моих собственных рук.
26. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
27. Человек, не сумевший добиться успеха в своей работе, должен согласиться с тем, что он плохо организовал свою деятельность.
28. Я могу добиться от окружающих меня людей того, что я хочу.
29. Причиной моих неприятностей и неудач очень часто были другие люди.
30. Ребенка можно уберечь от простуды, если его правильно одевать и правильно растить.
31. В сложных обстоятельствах я считаю более разумным ждать, пока проблемы разрешатся сами собой.
32. Успех, как правило, является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
33. Счастье моей семьи зависит от меня больше, чем от кого бы то ни было.
34. Зачастую мне бывает трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
35. Я принимаю решения и действую самостоятельно, не ожидая помощи других и не надеясь на судьбу.
36. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
37. В общении с людьми часто бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
38. Способные люди, не реализовавшие свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
39. Большинство моих успехов было бы абсолютно невозможно без существенной помощи других людей.
40. Практически все неудачи в моей жизни происходят от моего незнания, неумения или лени.
Интерпретация результатов.Основная шкала «Интернальность общая» (Ио) – 40 пунктов, подразделяется на две субшкалы:
1. «Интернальность при описании личного опыта» (Я) – 20 пунктов;
2. «Интернальность в суждениях о жизни вообще» (Ж) – 20 пунктов.
«Интернальность в сфере достижений» (Ид) – 8 пунктов.
«Интернальность в сфере неудач» (Ин) – 8 пунктов.
«Предрасположенность к самообвинению» (Псоб) – определяется путем вычитания из балла Ин балла Ид.
«Готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей» (Дт) – 8 пунктов.
«Готовность к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за нее» (Дс) – 8 пунктов.
«Отрицание активности» (Оа) – 16 пунктов, или шкала фатализма, состоит из субшкал «Дт» и «Дс», но с обратными знаками. Высокая склонность к фаталистичности приводит человека к решительному отрицанию смысла какой-либо активности, направленной на достижение жизненных целей. Набравшие высокие баллы по шкале «Оа» не считают себя хозяевами собственной судьбы, оптимистами, уверенными в себе, чувствуют недостаточный эмоциональный комфорт, отличаются низкой адаптивностью, низкой настойчивостью и высоким нейротизмом; не ориентированы на действие ни в случае неудач, ни при принятии решения.
«Интернальность в профессиональной деятельности» (Ип) – 16 пунктов, имеет две субшкалы:
1. «Профессионально-социальный аспект интернальности» (Пс) – 8 пунктов;
2. «Профессионально-процессуальный аспект интернальности» (Пп) – 8 пунктов.
«Интернальность в межличностном общении» (Им) – 16 пунктов, имеет две субшкалы:
1. «Компетентность в сфере межличностных отношений» (Мк) – 8 пунктов;
2. «Ответственность в сфере межличностных отношений» (Мо) – 8 пунктов.
«Интернальность в сфере семейных отношений» (Ис) – 8 пунктов – прямо или косвенно могут характеризовать поведение в сфере семейно-супружеских отношений.
«Интернальность в сфере здоровья» (Из) – 8 пунктов. Прогнозирует отношение человека к здоровью, а также профилактике и лечению возможных заболеваний.
Высокие показатели по шкале «Ио» свидетельствуют о том, что то, что происходит с человеком, в значительной степени является результатом его активности, и следовательно, ответственность за собственную жизнь лежит на самом человеке, а не на каких-либо других, внешних силах.
Неравномерность распределения баллов по субшкалам «Я» и «Ж» говорит о соотношении влияния на интернальность испытуемого его личного опыта («Я») и суждений о жизни вообще («Ж»).
Шкала «Ид» охватывает ситуации, связанные со свершившимися достижениями в деятельности любого человека и самого опрашиваемого, а также выявляет веру в возможность достижения успеха в тех или иных ситуациях. Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает себя причиной собственных достижений и готов предпринимать усилия для достижения положительных результатов в будущем. Низкие – о том, что он не верит в возможность существенно повлиять на успешность собственной жизни и деятельности.
Шкала «Ин» характеризует отношение к ситуациям свершившихся или возможных неуспехов. Высокие показатели говорят о том, что человек больше чувствует свою ответственность за те неудачи, которые уже произошли или еще могут произойти в его жизни. Низкие свидетельствуют о том, что человек не склонен видеть в себе причинну ни свершившихся, ни возможных неудачах в его жизни; ответственность за свои неуспехи он возлагает на внешние силы, будь то какие-то люди, просто невезение или «не судьба».
Псоб= Ин – Ид. Это может быть положительное или отрицательное число. Чем больше положительный показатель, тем более выражена предрасположенность человека к тому, чтобы обвинять себя во всем плохом, что с ним случается или только может случиться, т. е. он считает, что причина его неудач – он сам, а причина его достижений – кто-то другой: «это случайно», «мне помогли». Этот показатель говорит о возможно еще скрытой для его самосознания неуверенности в себе. Чем больше отрицательная величина, тем менее вероятны проявления самообвинительного поведения, так как при успехах он чаще видит их причины в себе, а при неудачах склонен считать, что «кто-то другой виноват, но не я». Большое количество отрицательных баллов может свидетельствовать о некритичности опрашиваемого, но только по отношение к самому себе. Оптимальным является нулевой балл.
Ип– высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о понимании человеком того, что получаемые кем-либо результаты зависят от качества его собственных действий. В профессиональной деятельности такие работники чаще проявляют склонность к принятию ответственности на себя. Низкие показатели часто свидетельствуют о наличии затруднений в объяснении причин и способов достижения того или иного результата; такие люди реже склонны возлагать на себя какую-либо ответственность.
Пс– по этой шкале определяется склонность (или ее отсутствие) проявлять инициативу и принимать ответственность на себя в сфере социальных отношений на производстве.
Пп– по ней устанавливается наличие или отсутствие развитых навыков обеспечения процесса профессиональной деятельности. Низкие баллы – свидетельство того, что в процессе решения конкретных производственных задач даже при наличии соответствующей мотивации данный человек может сталкиваться с большими трудностями, поскольку у него плохо развиты навыки качественного осуществления самостоятельной деятельности.
Им– шкала характеризует активность, направленную на поддержание межличностных отношений в той мере, в которой это устраивает данного человека. Высокие показатели свидетельствуют о том, что респодент видит свою роль в тех отношениях, которые у него складываются с близкими и малознакомыми окружающими. Низкие – о том, что человек зависим от других и не способен изменить характер своего общения с ними.
Мк– высокие баллы по этой субшкале – показатель того, что человек считает себя достаточно компетентным в межличностных отношениях.
Мо– эта подшкала определяет, склонен ли человек брать на себя ответственность как за позитивные, так и за негативные варианты сложившихся межличностных отношений. Чем выше баллы, тем выше ответственность.
Оа– шкала характеризует убеждения человека в бессмысленности какой-либо деятельности, направленной на достижение жизненных целей. Высокие показатели говорят о наличии мировоззренческих установок, соответствующих «убежденной экстернальности». Это не просто утверждение преимущественной роли внешних сил в жизни человека, но и исходящие из этого утверждения выводы (или убеждения) о неразумности, ненужности и бессмысленности осуществления активности, не способной ни в каком случае привести к положительному результату. Если большинство экстерналов нуждаются в психологической помощи, повышающей их веру в возможность собственного влияния на то, что происходит в их жизни, и побуждающей их к самостоятельному действию, то экстерналов с высоким баллом по шкале «Оа» убедить в этом оказывается значительно труднее, так как недостаточную эффективность собственной активности они объясняют законами мироустройства и не пытаются что-либо изменить в своей жизни, поскольку это «бессмысленно». Низкие баллы подтверждают склонность испытуемого к интернальности, причем не только на уровне мировоззрения, но и готовности к деятельности.
Результаты по субшкалам «Дт» и «Дс» имеют значения, противоположные результатам по шкале «Оа».
Ключ
Ио – интернальность общая:
(+) 2, 3, 4, 10, 11, 13, 14, 16, 18, 21, 23, 25, 27, 28, 30, 32, 33, 35, 38, 40.
(-) 1, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 15, 17, 19, 20, 22, 24, 26, 29, 31, 34, 36, 37, 39.
Ж – интернальность в суждениях о жизни вообще:
1, 2, 3, 4, б, 7, 11, 12, 17, 19, 20, 21, 24, 26, 27, 30, 32, 36, 37, 38.
Я – интернальность при описании личного опыта:
5, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 18, 22, 23, 25, 28, 29, 31, 33, 34, 35, 39, 40.
Ид – интернальность в сфере достижений:
1, 5, 11, 13, 23, 28, 32, 33.
Ин – интернальность в сфере неудач:
4, 16, 20, 27, 29, 36, 38, 40.
Предрасположенность к самообвинению:
Псоб = Ин – Ид
Интернальность в профессиональной деятельности:
Ип = Пс + Пп
Пс – профессионально-социальный аспект интернальности:
1, 9, 13, 18, 21, 26, 28, 36.
Пп – профессионально-процессуальный аспект интернальности:
15, 27, 31, 32, 35, 37, 38, 40.
Интернальность в межличностном общении:
Им = Мк + Мо
Мк – компетентность в сфере межличностных отношений:
6, 22, 23, 24, 26, 29, 34, 37.
Мо – ответственность в сфере межличностных отношений:
2, 4, 7, 12, 13, 16, 21, 33.
Ис – интернальность в сфере семейных отношений:
2, 4, 7, 12, 16, 22, 33, 37.
Из – интернальность в сфере здоровья:
3, 8, 14, 17, 19, 25, 30, 31.
Оа – отрицание активности (ключи Оа противоположны ключам Ио):
(+) 1, 6, 15, 17, 22, 24, 26, 37.
(-) 10, 11, 14, 25, 32, 35, 38, 40.
Дг – готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей:
1, 6, 15, 17, 22, 24, 26, 37.
Дс – готовность к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за нее:
10, 11, 14, 25, 32, 35, 38, 40.
ЛИЧНОСТЬ
Личность – общественно-исторически обусловленное высшее интегральное психическое образование, свойственное только человеку как строительный потенциал его психической деятельности и поведения. Личностью является конкретный человек как субъект общественной деятельности и общественных отношений. В психологической науке существуют различные подходы к изучению личности. Наибольшее распространение в зарубежной психологии получили три теории, а именно: биогенетическая, социогенетическая, психогенетическая.
Биогенетическая теория ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Так, американский психолог начала XX в. С. Холл главным законом развития считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза, т. е. в свернутом виде такие этапы развития человеческого общества, как собирательство, охота и т. д.
Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой «конституционной психологии». Э. Кречмер, разрабатывая проблемы типологии личности на основе типа телосложения и т. п., пришел к выводу, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь.
Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности 3. Фрейдом. Согласно его учению, все поведение человека обусловлено бессознательными биологическими влечениями, или инстинктами, и в первую очередь сексуальным влечением.
В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.
Другой концепцией этого ряда является так называемая теория научения. Согласно ей, жизнь личности, ее отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.).
Наиболее популярна на Западе теория ролей. Она исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми.
Одним из направлений в разработке психологии личности является «теория поля», предложенная американским психологом немецкого происхождения К. Левиным. Согласно этой концепции, поведение индивидуума управляется психологическими силами (стремлениями, намерениями и т. д.), имеющими направленность, величину и точку приложения в поле жизненного пространства.
Таким образом, каждая из этих теорий объясняет социальное поведение человека, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека.
Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить три течения. Концепции, объясняющие поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называют психодинамическими (американский психолог Э. Эриксон и др.). Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнитиви-стскими (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.). Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называются персонологическими (Э. Шпрингер, К. Бюлер, А. Маслоу и др.).
К. К. Платонов выделял четыре подструктуры личности:
• подструктура направленности объединяет отношения и моральные черты личности. Различают уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность;
• подструктура социального опыта включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения;
• психологическая подструктура, или подструктура форм отражения. Это индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в течение социальной жизни;
• биологическая подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые и возрастные особенности и патологические изменения, которые зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.
С. Л. Рубинштейн в структуре личности выделял:
• индивидуально-типологические особенности (темперамент, способности, характер);
• психические образования, приобретаемые в процессе жизнедеятельности (знания, умения, навыки);
• направленность, проявляющуюся в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, которые формируют мотивы деятельности, мировоззрение.
Таким образом, личность человека представляет собой определенную структуру движения, развитие которой в социальном и биологическом пространстве происходит в определенном направлении с определенной активностью при саморегуляции этого движения и с осознанием происходящего.
Направленность– совокупность устойчивых мотивов, умений, регулирующих поведение и деятельность личности независимо от конкретных условий. Она характеризуется доминирующими интересами, потребностями, склонностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением. Составляющие направленности – потребности, мотивы, способности, жизненные цели.
Основные формы направленности:
мировоззрение– система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем;
убеждения– система осознанных потребностей человека, побуждающая его поступать в соответствии со своими взглядами;
идеалы– потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец поведения;
интересы– эмоциональные проявления познавательной потребности, отличающиеся широтой и устойчивостью;
стремления– мотивы поведения, выражающие потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности; намерения– отчетливо осознаваемые стремления и знание, как их осуществить.
Источником активности являются потребности,которые представляют внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования. По своему происхождению потребности делятся на материальные и духовные, биологические и социальные. Потребность характеризуется следующими признаками. Во-первых, любая потребность имеет свой предмет; во-вторых, приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и как она удовлетворяется. В-третьих, потребность обладает способностью воспроизводиться.
А. Маслоу предложил следующую иерархию потребностей.
Потребность, прошедшая через систему побудительных факторов и осознанная человеком, становится мотивом поведения.
Мотив– это субъективное отражение потребности, осознанная и опредмеченная потребность. Первая часть мотива – отражательная, вторая – регуляторная, являющаяся побудителем к действию и направленная на удовлетворение потребности. Совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни, образует мотивационную сферу личности.
Мотивационная сфера имеет следующие характеристики:
• состав и структуру;
• величину пролонгирования;
• действенность;
• уровень осознания;
• детерминанты.
В качестве социальных факторов формирования мотивационной сферы выступают:
• идеология;
• эстетические позиции;
• этические нормы.
Мотивы (побуждения) бывают осознанные и неосознанные. Неосознанные побуждения реализуются автоматически на основе прошлого опыта. Они представляют собой систему установок.
Под установкойпонимают психическое состояние человека, определяющее готовность и конкретные особенности его поведения в ответ на воздействия внешней среды.
В отечественной психологии теоретические основы установки разработал Д. Н. Узнадзе.
Различают несколько видов установок:
моторная– это установка готовности к физическим действиям, например, движение кисти к большим или маленьким предметам;
перцептивная– ожидание звонка, выстрела, угрозы;
умственная– предубеждение следователя относительно виновности или невиновности подозреваемого лица;
социальная, связанная с качеством конформности личности.
Установка направляет всю деятельность человека, мобилизуя необходимые для этого психические силы. Знание закономерностей проявления установки – необходимое условие для оценки личности преступника, потерпевшего и т. д. В структуре установки выделяют ряд компонентов: эмоции, убеждения и мнения, реакции и навыки. От этих компонентов эмоциональных, интеллектуальных и поведенческих подструктур зависит активность человека в окружающей его обстановке. Установка во многом определяет все поведение человека. Она управляет нашими реакциями в ответ на реакции собеседника: наше выражение лица зависит от того, как в данный момент собеседник, с которым мы находимся в контакте, принимает нас.
Отличительными особенностями личности являются также сознание и самосознание.
Сознание– высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Актом сознания является обобщение– установление связей с окружающей действительностью.
Характеристики сознания:
• активность, предполагающая регулирование деятельности;
• интенциональность – направленность на объект;
• рефлексивность – способность к самонаблюдению;
• обусловленность сознания мотивационной сферой;
• различные степени ясности сознания.
Сознание онтогенетически предшествует самосознанию.
Самосознание– совокупность психических процессов, посредством которых индивидуум осознает себя в качестве субъекта деятельности, и это его представление о себе складывается в так называемый образ «Я».
Структура самосознания:
• познавательная сторона (самопознание);
• эмоционально-ценностная сторона (самоотношение);
• волевая сторона (саморегуляция).
Самосознание может осуществляться через отношение данного человека к другому. Углубление самосознания происходит за счет расширения межличностных отношений, увеличения степени разнообразия деятельности через наблюдение за другими к наблюдению за собой, через накопление понятийного знания.
Приемы самосознания:
• самовосприятие и самонаблюдение;
• самооценка и самоосмысление.
Любой акт самосознания – единство самосознания и самопереживания, в результате формируется самоотношение. Выражением самоотношения является самооценка. Результат самосознания и самоотношения – саморегулирование– процесс организации личностью своего поведения. Человек не механически приспосабливается к окружающей среде – он сам является сознательным членом этой среды, избирательно воспринимает ее воздействие, перерабатывает, оценивает их и в соответствии с этой оценкой и самооценкой управляет своим поведением.
Методика определения свойств личности 18
Применяется для обследования подростков и взрослых.
Цель:определение свойств личности (замкнутость – общительность, интеллект, сдержанность – экспрессивность, подтвержденность чувствам – высокая нормативность поведения, жесткость – чувствительность, прямолинейность – дипломатичность, консерватизм – радикализм, самоконтроль).
Инструкция.Вам будут предложены вопросы, цель которых – выяснить ваши взгляды и интересы. Сначала заполните верхнюю часть бланка для ответов. Отвечая на вопрос, вы можете выбрать один из трех предложенных вариантов ответов. Номер ответа на бланке должен соответствовать номеру вопроса. Если вы выбрали ответ «а», то перечеркните крестиком левый квадратик; если выбрали ответ «б» – то средний квадратик; если вы выбрали ответ «в» – то правый квадратик бланка ответов.
Отвечая, помните о следующих четырех простых правилах:
1. Вопросы слишком коротки, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Представляйте себе типичные ситуации, не задумываясь над деталями. Не тратьте много времени на раздумья, давайте первый естественный ответ, который приходит в голову.
2. Старайтесь избежать промежуточных, «неопределенных» ответов, кроме тех случаев, когда ответить определенно вы не можете (не более одного неопределенного ответа на 5-б вопросов).
3. Не пропускайте ничего, обязательно отвечайте подряд на каждый вопрос. Возможно, некоторые вопросы вам трудно будет отнести к себе, постарайтесь дать наилучший предположительный ответ.
4. Помните, что «плохих» и «хороших» ответов быть не может. Не пытайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое собственное мнение.
Опросник (сокращенный вариант)
1. Я хорошо понял инструкцию, которую только что прочитал:
а – да;
б – не уверен;
в – нет.
2. Я готов правдиво отвечать на каждый вопрос:
а – да;
б – не уверен;
в – нет.
3. Если бы я увидел дерущихся детей, то я:
а – не вмешивался бы;
б – не уверен;
в – вмешался, чтобы прекратить драку.
4. По-моему, интереснее быть:
а – инженером-строителем;
б – не уверен;
в – драматургом.
5. Я бы предпочел работу с возможно большим, но непостоянным заработком, чем работу со скромным, но постоянным окладом:
а – да;
б – не уверен;
в – нет.
6. При разговоре я предпочитаю:
а – высказывать свои мысли сразу, как только они приходят в голову;
б – нечто среднее;
в – прежде хорошенько собраться с мыслями.
7. При одинаковом рабочем времени и заработке мне было бы интереснее работать:
а – столяром;
б – не уверен;
в – официантом в хорошем ресторане.
8. На общественные должности меня выбирали:
а – лишь изредка;
б – несколько раз;
в – многократно.
9. «Лопата» так относится к «копать», как «нож» к:
а – острый;
б – резать;
в – точить.
10. Большинство знакомых считают меня интересным собеседником:
а – да;
б – не уверен;
в – нет.
11. В школе я предпочитал (или предпочитаю):
а – уроки, связанные с искусством;
б – не уверен;
в – уроки труда.
12. В наше время требуется:
а – больше дисциплинированных добросовестных людей;
б – не уверен;
в – больше романтиков и энтузиастов.
13. При чтении я сразу замечаю, когда меня хотят в чем-то убедить:
а – да;
б – не уверен;
в – нет.
14. Я поддерживаю порядок в своей комнате, все вещи всегда лежат на своих местах:
а – да;
б – нечто среднее;
в – нет.
15. Если бы пришлось выбирать, то я предпочел бы быть:
а – лесником;
б – не уверен;
в – учителем средней школы.
16. Ко дню рождения, к праздникам:
а – я люблю делать подарки;
б – затрудняюсь ответить;
в – считаю, что покупка подарков – несколько неприятная обязанность.
17. «Усталый» так относится к «работать», как «гордый» относится к:
а – улыбка;
б – успех;
в – счастливый;
е – нет.
18. Какой из следующих предметов по существу отличается от двух других:
а – свеча;
б – Луна;
в – электрический свет.
19. Я склонен посещать зрелищные мероприятия и развлечения:
а – чаще одного раза в неделю, т. е. чаще, чем большинство;
б – примерно раз в неделю, т. е. как большинство;
в – реже, чем раз в неделю, т. е. реже, чем большинство.
20. Я считаю, что непринужденность поведения важнее, чем соблюдение правил хорошего тона:
а – правильно;
б – не уверен;
в – неправильно.
21. Мне бы понравилось быть ветеринаром; лечить и оперировать животных:
а – да;
б – не уверен;
в – нет.
22. Я ем с таким удовольствием, что не всегда столь тщательно забочусь о своих манерах, как это делают другие:
а – верно;
б – не уверен;
в – неверно.
23. В юности, если я расходился во мнении с родителями, то я:
а – оставался при своем мнении;
б – нечто среднее;
в – соглашался с их авторитетом.
24. Во многих отношениях в считаю себя вполне зрелым человеком:
а – верно;
б – не уверен;
в – неверно.
25. «Удивление» так относится к «странная», как «страх» относится к:
а – смелый;
б – тревожный;
в – ужасный.
26. Какая из следующих дробей отличается от двух других:
а – 3/7;
б – 3/9;
в – 3/11.
27. У меня определенно меньше друзей, чем у большинства людей:
а – да;
б – не уверен;
в – нет.
28. Люди иногда считают меня небрежным, хотя и думают, что я приятный человек:
а – да;
б – не уверен;
в – нет.
29. Я предпочитаю читать:
а – реалистические описания военных или политических конфликтов;
б – не знаю, что выбрать;
в – роман, возбуждающий воображение и чувства.
30. В ситуациях, которые могут стать опасными, я громко разговариваю, хотя это может показаться невежливым и нарушает спокойствие:
а – да;
б – не уверен;
в – нет.
31. Я предпочел бы иметь работу:
а – с постоянным окладом;
б – нечто среднее;
в – с более высокой зарплатой, которая бы прямо зависела от моих усилий и продуктивности.
32. При выполнении задания я удовлетворяюсь только тогда, когда должное внимание уделено всем мелочам:
а – верно;
б – нечто среднее;
в – неверно.
33. «Размер» так относится к «длина», как «нечестный» к:
а – тюрьма;
б – нарушение;
в – кража.
34. Быть осторожным и не ждать многого лучше, чем быть оптимистом и всегда ждать успеха:
а – согласен;
б – не уверен;
в – не согласен.
35. Думая о трудностях в своей работе, я:
а – стараюсь заранее планировать, как с ними справиться;
б – нечто среднее;
в – считаю, что справлюсь с ними, когда возникнут.
36. Интереснее быть:
а – консультантом, помогающим молодым людям выбирать работу;
б – не уверен;
в – руководителем технического предприятия.
37. У меня никогда не бывает потребности что-нибудь рисовать или вертеть в руках, ерзать на месте, когда мне приходится сидеть на собрании:
а – верно;
б – не уверен;
в – неверно.
38. У меня бывает период, когда мне становится немного жаль себя:
а – часто;
б – иногда;
в – никогда.
39. Если бы зарплата была одинаковой, то я предпочел бы быть:
а – адвокатом;
б – не уверен;
в – пилотом или штурманом.
40. «Лучше» так относится к «наихудший», как «медленнее» к:
а – быстрый;
б – наилучший;
в – быстрейший.
41. Каким из приведенных ниже сочетаний следует продолжить буквенный ряд: ХООООПОООШ:
а – ОХХХ;
б – ООХХ;
в – ХООО.
42. Я провожу много свободного времени в разговорах с друзьями о прошлых развлечениях, от которых получал удовольствие:
а – да;
б – нечто среднее;
в – нет.
43. Мне нравится устраивать какие-нибудь смелые, рискованные выходки «смеха ради»:
а – да;
б – не уверен;
в – нет.
44. Меня очень раздражает вид неубранной комнаты:
а – да;
б – иногда;
в – нет.
45. Я очень люблю музыку:
а – легкую, живую;
б – нечто среднее;
в – сентиментальную, задушевную.
46. Красота стиха меня восхищает больше, чем красота хорошо сделанного оружия:
а – да;
б – не уверен;
в – нет.
47. Во время туристских поездок я предпочел бы придерживаться программы, составленной экскурсоводами, нежели самому планировать маршрут:
а – да;
б – нечто среднее;
в – нет.
48. Если при обсуждении какого-либо вопроса среди участников возникает ожесточенный спор, то я предпочитаю:
а – чтобы кто-нибудь победил;
б – не уверен;
в – чтобы спор развивался мирно.
49. Иногда чувство зависти влияет на мои действия:
а – да;
б – не уверен;
в – нет.
50. Интереснее быть:
а – художником;
б – не знаю, что выбрать;
в – общественным деятелем.
51. Какое из следующих слов не относится к двум другим:
а – нисколько;
б – несколько;
в – много.
52. «Пламя» так относится к «жар», как «роза» относится к:
а – шип;
б – красные лепестки;
в – аромат.
53. Мне больше нравится спокойная, обычная одежда, чем яркая и бросающаяся в глаза:
а – согласен;
б – не уверен;
в – не согласен.
54. Мне больше нравится провести вечер за спокойным любимым занятием, чем в оживленной компании:
а – правильно;
б – не уверен;
в – неправильно.
55. В своих поступках я всегда тщательно стараюсь придерживаться общепринятых правил поведения:
а – да;
б – не уверен;
в – нет.
56. Иногда приходится применять силу, потому что не всегда возможно добиться результата с помощью убеждения:
а – правильно;
б – нечто среднее;
в – неправильно.
57. В школе я предпочитал (предпочитаю):
а – русский язык и литературу;
б – трудно сказать;
в – математику.
58. В воспитании важнее:
а – относится к ребенку с достаточной лю<