Какой мужчины желают видеть женщину
Идеал женственности довольно прост: женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой, но в то же время пассивной и зависимой, позволяя мужчине чувствовать себя по отношению к ней сильным, энергичным и преуспевающим. (Еще в «домострое» предписывали мужу воспитывать в жене покорность.)
Перечисленные женские качества и сегодня высоко ценятся, составляя ядро мужского понимания женственности, но в женском самосознании появились также новые черты.
Чтобы стать с мужчиной на равных, женщина должна быть умной, энергичной, предприимчивой, т.е. обладать свойствами, которые раньше считались монополией мужчин. Иметь дело с такой женщиной мужчине гораздо интереснее, но одновременно и труднее. В разных ролях она выглядит и чувствует себя по-разному, требуя дифференцированного к себе отношения. Это создает определенные психологические трудности.
Если образ идеального мужчины оба пола рисуют практически одинаково, то в описаниях идеальной женщины они существенно расходятся: женщины приписывают своему идеалу почти все положительные мускулинные качества, тогда как мужчины смотрят на женственность более традиционно.
Признаки пола
Первичным половым признаком мужчины является его детородный орган. Вторичным – растительность на лице: борода, усы. Отношение к ним было различным в разные эпохи. Во всяком случае вопрос о бритье встал уже перед нашими пещерными предками, уже они были знакомы с этой процедурой. Никто не знает точно, когда это случилось. Археологи утверждают, что семь тысяч лет назад уже умели бриться, о чем свидетельствуют бритвенные ножи разных эпох, обнаруженные во время раскопок.
Каждая борода растет из 25 тысяч луковиц, которые обслуживаются пятью тысячами нервных клеток; сбривая ее, мы проводим перед зеркалом за всю свою жизнь около 180 дней, а если бы не делали этого, борода вытянулась бы на шесть с половиной метров.
И все-таки что заставило первого бородача взяться за нож? Возможно, борода мешала охотнику разжигать костер, путалась под ногами, когда он убегал от хищника, или не понравилась ему, когда он смотрелся в воду...
Со временем, предположили психологи, бритье стало восприниматься мужчинами как «продолжение поединка другими средствами», то есть как своего рода единоборство с самим собой. Во всяком случае, во времена рыцарей скобление щек острыми предметами было болезненным и вряд ли доставляло кому-то большое удовольствие. Недаром известная фирма «Вилкинсон» избрала символом для производимых ею лезвий скрещенные шпаги.
В течение нескольких столетий мужчины брились всухую, пока не изобрели мыльный раствор. Производство мыла началось только в конце XIV– начале XV века. Городские цирюльники обзавелись медными тазами, кувшинами и кожаными ремнями и открыли на дому первые парикмахерские, заменявшие собой целые информационные агентства. Во время бритья сообщались самые важные новости, распространялись великосветские сплетни, сводились счеты с политическими противниками.
Борода долго считалась признаком мужского достоинства, силы, власти и независимости. Лишение бороды было одним из наиболее унизительных наказаний. Арабские племена в Восточной Иордании в свое время не только отобрали у посланцев царя Давида деньги и наложниц, но и отрезали им бороды. Все закончилось кровавой «бритвенной войной», стоившей жизни 40 тысячам солдат. Могущественные старцы из сказок мгновенно теряли всю свою силу, лишившись хотя бы кончика бороды.
Однако властителям и полководцам часто приходилось опасаться, чтобы коварные агенты врага не задушили их собственной бородой. Возможно, поэтому Юлий Цезарь тщательно брился. Не носили бород и древние жители Крита. В Древней Греции брили только усы, отращивая длинные бороды и бакенбарды. До 300 года старой эры с бородами ходили и римляне. Первые цирюльники забрели к ним из Греции, где обычай бриться ввел Александр Македонский. Он был низкого роста (140 сантиметров) и, очевидно, решил, что длинная борода делает его дополнительно уязвимым. Ежедневно брились императоры Август и Константин. Брадобрейство поощряли русский царь Петр Великий и английская королева Елизавета I.
В XX веке опасную бритву постепенно вытеснила безопасная, которую изобрел в 1904 году американский коммивояжер Кинг С. Жилетт. Психологи нашли объяснение и этому. После введенных повсеместно запретов публично носить холодное оружие бритва у горла стала восприниматься как некая угроза. Еще Артур Шопенгауэр признавался, что всякий раз, сидя у парикмахера, невольно думал, что тот может в любой момент полоснуть его по шее. Тем не менее немецкий философ считал бритье непременной обязанностью любого цивилизованного человека.
После того как в 1939 году фирма «Филипс» начала впервые производить электробритвы (ее примеру последовали «Браун» и «Грундиг»), начался длящийся и поныне спор между сторонниками «мокрого» и «сухого» бритья. Первые относятся к бритью как к «чисто мужскому ритуалу» и не собираются жертвовать им ради моды, вторые отдают дань техническому прогрессу. Американские психологи полагают, что способ бриться отражает сексуальные наклонности мужчин. Они утверждают: те, кто привык намыливать щеки, как правило, хорошие любовники и верные мужья. Сторонники электробритв уступают им. (Автор книги сомневается в этом, так как ключевую роль в выборе способа бритья играют: 1) чувствительность, раздражительность кожи; 2) затраченное время; 3) стоимость процедуры.)
Женщинам обычно все равно, каким способом бреются мужчины. Но большинство из них признаются, что им приятно наблюдать эту процедуру, поскольку она не лишена известной эротики. В любом случае, как свидетельствуют опросы, прекрасный пол предпочитает бритых, хотя появились уже и любительницы «трехдневной щетины».
Чего боится мужчина
Больше всего на свете мужчина боится оказаться импотентом в глазах своей жены или другой любимой женщины. Прежде всего половым, но не только – и «финансовым импотентом». Для мужчины очень многое в жизни связано с работой, со средствами, которые она дает, с ее социальным статусом. Вместе с потерей места или собственного дела мужчина теряет уважение к себе самому. А как известно, человек с униженным чувством собственного достоинства и муж плохой, и любовник неважный, и отец никакой.
Психические нарушения часто возникают у нашего мужчины на почве несоответствия его желаний и возможностей. Возьмем хотя бы Навязчивую рекламу дорогих шмоток, иномарок, круизов по южным морям. Если у тебя в карманах ветер свищет, предлагаемое разнообразие возможностей (по вполне понятным причинам) вызывает чувство неполноценности. Это чувство унижает человека, но, мало того, требует выхода. А «разряжаются» мужчины известно как – срывают злость на жене, детях, топят ее в спиртном...