Тема 2.4. философия как аксиология
ТЕМА 2.4. ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ
УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТИ
КАК ИЗМЕРЯЮТ ЦЕННОСТИ?
Несмотря на то, что не существует прибора, который измерял бы ценности, их измеряют и вполне успешно. Чем занимаются жюри на кинофестивалях, конкурсах красоты, различных просмотрах, как не измерением ценностей? Количественный характеристикой ценности является оценка. Ваши педагоги, глубокоуважаемый читатель, ставят оценки, они, следовательно, тоже имеют дело с ценностями. Каждый студент мысленно сам выставляет себе оценки, он тоже умеет измерять ценности. "Отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" - это оценки, которые даны в словах или в цифрах: "5", "4", "3", "2". Что делает преподаватель, выставляя эти оценки-цифры в зачетку? Он завершает интерпретацию знаний студента своим окончательным решением.
Приведем пример из эстетики, теории искусства. Введем шкалу эстетических ценностей.
Лингвистические переменные всегда можно сопоставить с числовой осью, состоящей из малых или больших единиц измерения. Так, в товарно-денежном хозяйстве цены детализируются вплоть до копейки. С другой стороны, часто обходятся всего двумя (меньше не бывает) оценками: зачтено - не зачтено, прекрасное - безобразное, плохое - хорошее, доброе - злое. Но самое главное в деле оценки ценностей - это сам процесс интерпретации. В переводе с латинского интерпретация означает посредничество; устанавливается соответствие между человеком и тем, на что направлено его понимание, будь то конкретный объект или идеал.
Как происходит интерпретация, выработка ценности и ее оценка? Часть ценностей человек приобретает по наследству от тех традиций, в которые он чудесным образом попал в результате своего рождения. Сознание позволяет человеку вырабатывать новые ценности. При выработке ценностей человек, во-первых, включает свое мышление, рассудок (я знаю то-то и то-то, между ними существует такая-то связь, если сделать так, будет следующее), свою чувственность (это вызывает у меня чувство удовлетворения, а это нет), свой разум (чего я хочу на самом деле? о, вот это). Интерпретация всегда есть переплавка старых ценностей в новые установки.
Итак, ценности вырабатываются и измеряются в процессе интерпретации, которая осуществляется в соответствии с философскими методами.
ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА
ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА
Цивилизация и культура - слова латинского происхождения. Цивилизованный - принадлежащий к цивилизации. Культурный - воспитанный, образованный, развитой, почитаемый. Уже в происхождении слов "культура" и "цивилизация" видно определенное различие. Цивилизация - это человечество во всем его богатстве. Культура - это достижения цивилизации, самое совершенное в ней - триумф человеческого.
Шум оркестра - это еще не культура, хотя уже цивилизация. С культурой мы встречаемся тогда, когда слушаем Чайковского и Бетховена, читаем Пушкина, созерцаем иконы Рублева, наслаждаемся игрой лучших актеров мира, пользуемся первоклассной техникой. Культура - это мастерство, высочайшая квалификация, в ней показывает себя автор - мастер. Его творение предназначено другим. Культура требует общения, вне общения она умирает.
В общении реализуется общезначимость культуры. Но здесь есть свои неожиданности. Как наиболее совершенное достижение цивилизации культура не доступна всем в равной степени. Культура обладает общезначимостью лишь для круга людей, которые ее понимают, она не универсальна. Чем выше уровень культуры, тем меньше удельный вес членов общества, понимающих ее. Всякая цивилизация гордится своей культурой, но испытывает трудности в том, чтобы сделать своим фундаментом верхние этажи культуры, которые недоступны широким народным массам. Последним доступна массовая культура, культура нижних и средних этажей, обедненная по сравнению с высокой культурой, ценностными ориентирами.
Культура - это всегда творчество, деятельность, ценностное отношение к себе и другим по законам красоты, истины и добра. Эта великая троица ценностей заслуживает детального рассмотрения. Ближайшим предметом нашего интереса является красота как ценность. Воплощением красоты является искусство.
ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА?
Мир человека включает красоту, интуитивно это ясно каждому. Всякий человек способен на любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное (очень красивое), возвышенное (самое красивое). Соответственно мало кто приветствует некрасивое, безобразное (очень некрасивое), низменное (самое некрасивое). Однако наивно-интуитивного понимания мира красоты недостаточно, чтобы уверенно ориентироваться в нем. Здесь, как и обычно в проблемных ситуациях, ощущается потребность в хорошей философии.
Интересно, что вплоть до середины XVII века философы не придавали должного значения сфере красоты. Философы античности, средневековья, Возрождения считали самостоятельными разделами философии логику и этику, но не эстетику. Почему?
Греческое "эстетикос" означает "относящееся к чувству". Но чувство считали всего лишь моментом познавательной или же практической деятельности. Когда же выяснилось, что мир чувственно-эмоционального имеет не только подчиненное, но и самостоятельное значение, наступило время эстетики, в рамках которой обрели осмысление такие ценности, как красота (лишь для простоты изложения мы, как правило, ограничиваемся упоминанием красоты и не перечисляем всякий раз другие, достаточно многочисленные эстетические термины).
Но что такое "эстетическое", в том числе красота? Спор вокруг этого вопроса не умолкает и поныне. В зависимости от философской позиции по-разному понимается природа эстетического. Материалисты видят красоту в самих предметах, а значит, искусство как воплощение красоты должно быть реалистическим. Противоположная точка зрения состоит в том, что эстетическое интерпретируется всего лишь как чувство (сторонников такой точки зрения называют субъективными идеалистами).
Современные философы преодолели противопоставление субъекта объекту. Для них эстетическое есть чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства, действительный или воображаемый. По сути, речь идет не о любом чувстве-ценности, а о тех из них, которые признаются экспертами достаточно совершенными. Итак, эстетическое - это чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства и достигшее необходимой степени совершенства.
Человек признает эстетическим не безобразное и низменное, а красивое, прекрасное, возвышенное. Вот почему если артист выступает перед нами неудачно, то мы говорим: "Это не искусство". С другой стороны, наблюдая за умелыми действиями, мастера часто говорят: "Это уже искусство".
Красота, равно как и все эстетические ценности, органично связана не с мыслью и не с действием, а с чувством, эмоцией. Наиболее совершенные мысли мы называем истинными. Это не означает, что мысли не могут быть красивыми. Таковыми мысли признаются очень часто (какая красивая мысль, теория!), но лишь потому, что они вызывают к жизни определенные чувства (эмоции), соотносящиеся с определенными эстетическими ценностями.
ОБЗОР: КАК ИСКАЛИ КРАСОТУ
История эстетики представляет собой полный драматизма, восторгов и разочарований поиск эстетически совершенного, которое мы, следуя философской традиции, называем красотой (в этом случае красота не сопоставляется с прекрасным и возвышенным). Главный вывод из истории эстетики, который мы прокомментируем ниже, таков: понимание красоты определяется используемой философией, меняется философия, меняется и представление о красоте. Красота есть эстетическая интерпретация.
- Для эстетики античности характерен подчеркнутый космизм, но это - принцип всей античной философии. Воплощение красоты - космос, все остальное красиво настолько, насколько оно приближается к гармонии космоса. В искусстве надо подражать природе. Искусство не выделено из других видов деятельности, не случайно одним и тем же словом "технэ" обозначали и искусство и ремесло. Платон считал чувства затемняющими красоту идей. Для него красивыми поэтому являлись не чувства, а идеи. Философия, занимающаяся идеями, красивее искусства; искусство не очищает душу человека от вредных страстей. С ним не согласен Аристотель, опять же философски отнюдь не случайно. По Аристотелю, душа человека есть форма, искусство, например трагедия, возбуждает психику, слушатели получают удовольствие, что равносильно очищению души.
- Для эстетики средневековья характерен принцип абсолютной духовной личности. Теперь все земное, красивое есть символ, отблеск духовной красоты Бога. Меняется характер всех искусств. Красота зримая есть проявление красоты незримой. Цель искусства - приближение человека к Богу.
- В эстетике Нового времени внимание переносится на субъект. Сначала, в эпоху Возрождения, образцом красоты провозглашается сам человек, его тело. Позднее, вследствие развития чувственного и рационального познания эстетическое сводится либо к чувствам, либо к рассудку. Как прямая реакция на философию Декарта с ее идеалом ясности и рационализма достигает расцвета классицизм с его требованием гармонической ясности и благородства стиля, четкой логической организованности, простоты и строгости форм, верности природе. Классицизм проникнут пафосом политической свободы, национальной независимости, социальной справедливости, идеями социального и естественного равенства людей. Представителями классицизма в искусстве считаются Шиллер и Гёте, Гайдн, Моцарт и Бетховен, Фонвизин, Державин, Казаков (архитектор здания Московского университета). Выступившие против формализма и прямолинейно-рассудочного понимания искусства романтики (Гюго, Лермонтов, Вагнер и.др.) стремились к раскрепощению многообразных способностей личности. В философском отношении они оставались в рамках философии Нового времени. Высшим достижением эстетики Нового времени стало искусство романа.
- В ХХ веке происходят новые "сдвиги" в философии и вместе с ней (иногда позже) в искусстве.
В герменевтике осуществляется сдвиг в сторону произведения искусства, оно оценивается как праздник, игра.
В феноменологии "сдвиг" осуществляется в сторону эстетического смысла, субъект наделяет произведение искусства смыслом, выработанным во многом им самим.
Аналитики "сдвигаются" в сторону языка, они анализируют так называемые эмотивные (эмоциональные) суждения и в них видят суть искусства.
В постмодернизме смысл искусства становится многозначным, что соответствует рассеиванию, деконструкции текста. При такой интерпретации реализм считается разновидностью устаревшего понимания искусства, развивается этика возвышенного, а оно само трудноопределимо.
Что касается России, то здесь в эстетике длительное время господствовал так называемый социалистический реализм - перевод на эстетический язык философии исторического материализма. Материализму ставится в соответствие реализм, а историческому материализму - социалистический реализм. В настоящее время в нашей стране ведется поиск новых эстетических ориентиров.
Итак, смысл различных эстетических направлений определяется их философией, многообразию философий соответствует многообразие эстетик.
Разумеется, мы не упомянули целый ряд эстетических концепций. Тем не менее взглядом охвачено обширное поле эстетики. Для философии это очень важно, ибо она по определению не должна замыкаться в узкие горизонты. Философию можно сравнить с телескопом, который позволяет видеть далеко. Для рассмотрения же деталей нужен микроскоп (эту функцию часто выполняют науки и искусства).
ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИКИ
ЧТО ТАКОЕ ПРАКТИКА?
Греческое слово "практикос" означает деятельный, активный. При этом имеется в виду деятельность, всегда направленная на достижение цели. Практика есть деятельность человека по достижению цели.
Практика обладает структурой, строением. Составляющими структурами являются: 1) субъект практики (один человек или группа людей, цели которых определяют смысл совершаемого); 2) сама цель как субъективный образ желаемого будущего; 3) целенаправленная деятельность; 4) средства практики; 5) объект практического действия; 6) результат практики.
Положим, Иван и Степан делают вместе табуретку. Здесь субъектами практики являются они оба, цель практики - заиметь табуретку, деятельность - пиление, строгание, средства практики - пила, рубанок, молоток, объект делания - древесный материал, результат действия - табуретка. Наш пример очень прост. Ясно, что могут быть куда более сложные практические ситуации, когда, например, субъектом практики являются огромные социальные общности людей, а средствами практики - сложные машинные комплексы. В то же время возможны весьма вырожденные случаи практики.
Допустим, студент на экзамене взял билет и готовится к ответу, но делает это несколько странным образом, ничего не пишет, думает. Это тоже практика, ибо у студента есть цель и он стремится ее достичь. Необычность рассматриваемой ситуации заключается в том, что здесь объектом практического действия является сам субъект практики, нет каких-либо материальных внесубъектных средств практики, а результатом ее является подготовленный на экзаменационный вопрос ответ.
В практике принимает участие и студент, и рабочий, и инженер, и деятель искусства, и ученый, короче, каждый человек. Непрактикой является не умственная или какая-либо другая интеллектуальная деятельность, а отсутствие деятельности в ее специфически человеческих чертах. Если природные процессы не вовлечены в среду деятельности человека, то они не относятся к сфере практики.
Что касается форм практики, то их в соответствии со структурой человеческой деятельности достаточно много. Есть практика экономической, политической, социальной, научной, культурной жизни. Философия ищет смыслы практики, причем наиболее фундаментальные.
Заметим, что философский термин "практика" не следует отождествлять с так называемой учебной практикой, которая понимается как непосредственное применение добытых знаний. С философской точки зрения приобретение знаний в учебной аудитории тоже есть практика.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ ИЛИ СВОБОДА?
ЛУЧШЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!
Вся многовековая история развития этических ценностей развивалась под знаком противопоставления справедливости и свободы. Платон и Аристотель мечтали о справедливо устроенном государстве. Несправедливо, если правителями являются не самые мудрые, т.е. не философы. Маркс через всю свою жизнь, начиная с двенадцатилетнего возраста, пронес убеждение о несправедливости буржуазного общества, где тот, кто работает, либо вообще беден, либо далеко не самый богатый. Современный либерал американец Ролз видит несправедливость в отказе богатых помогать бедным.
О свободе (независимости и самостоятельности) также мечтали с незапамятных времен. Многочисленные восстания в Древнем мире были направлены на приобретение независимости. Эпикурейцы, киники, стоики, скептики стремились обосновать самодостаточность человека, т.е. его свободу. Идея свободы не чужда и христианской философии. Бог не навязывает свою волю человеку: греши, грешник. Подлинный триумф этики свободы наступает в Новое время. Развитие капитализма вплоть до наших дней сопровождается требованием обеспечения для личности разнообразных "свобод". Свобода часто интерпретируется как основная этическая ценность буржуазного общества. Показательна в этом смысле позиция французского философа Ж. -П. Сартра: "Мы приговорены к свободе". Настоящим певцом свободы был наш соотечественник Н. А. Бердяев.
Против требования справедливости и свободы мало кто отваживается выступать - оно имеет многовековую традицию. Вместе с тем хорошо известно, что попытки последовательно осуществить идеал справедливости неожиданным образом приводят к всеобщей уравниловке. Но даже вне этих крайностей ясно, что идеалы справедливости и свободы трудно согласовать друг с другом.
Опять же, через всю историю этики тянется шлейф попыток органически согласовать требования свободы и справедливости. Своеобразный прорыв в этой области наступил после появления в 1979 г. книги немецко-американского философа Ганса Йонаса "Принцип ответственности. Попытка разработки этики для технической цивилизации". Как-то сразу многим стало понятно: а ведь этика ответственности - это и есть объединение этики справедливости с этикой свободы.
Йонас, безусловно, учел уроки герменевтики Хайдеггера: бытийствуя в мире, человек уже в силу самого факта своего существования вынужден вопрошать и не только находить ответы на вопросы, но и ответствовать. То есть быть ответственным перед миром. Йонас особенно энергично требовал ответственности людей перед живыми организмами.
Чтобы лучше понять проблематику ответственности, обратимся к проблемам техники. Физики, руководствуясь идеалами свободного творчества, открыли, что в ядрах атомов заключена большая энергия. Она находится там в связанном состоянии, но ее можно извлечь с помощью цепных ядерных реакций. Так возникла идея создания атомной бомбы. Политики, стремясь прекратить войну, приказали летчикам сбросить бомбу на Хиросиму и Нагасаки (заметим также, что уже простое испытание ядерного заряда в силу радиоактивного загрязнения среды несет смерть десяткам тысяч людей). Не правда ли, странная ситуация: все умны, все справедливы, все свободны, а в результате смерть и разрушение. В этой связи как раз и возникло представление о том, что на место этики справедливости и свободы следует поставить этику ответственности, а уже в ней учесть достоинства как этики справедливости, так и этики свободы. Добро - это ответственность.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
- Ценность - это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения.
- Ценность можно измерить.
- Эстетическое (художественное) - это чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства и достигшее необходимой степени совершенства.
- Красота есть эстетическая интерпретация.
- Многообразию философий соответствует многообразие эстетик.
- Практика есть деятельность человека по достижению цели.
- Ценность практики определяется в процессе ее нравственной интерпретации.
- Добродетели человека понимаются в свете нравственных идеалов.
- Многообразию философий соответствует многообразие этик.
- Добро - это ценность поступка.
- Ответственность - это наиболее емкое современное понимание добра.
- Ответственным является тот, кто изобретает и сопоставляет ценности и руководствуется в своих действиях самыми эффективными из них.
1. Ценности не существуют объективно, подобно материальным вещам. Они являются результатом творчества людей.
2. Ценность - это либо мысль, либо высказывание, но не чувство. Дело в том, что чувство единично, а ценность - это общее многих поступков. Общее "схватывается" мыслью и высказыванием.
3. Ценность действительно нельзя измерить техническим прибором, причем по следующей причине: ценность невозможно овеществить. Но все, что неовеществлено, не подвластно технике.
4. Вопрос об отличии культуры от цивилизации относится к числу таких проблем, которые не разрешаются однозначным образом. Обычно в плане полноты выражения действительно человеческого, его отличия от природного, культуру ставят выше цивилизации. Следовательно, культура - это высшие достижения цивилизации.
5. Понимание человеком прекрасного зависит от той теории, на основе которой он интерпретирует его содержание.
6. Добродетель - это черта характера отдельного человека и в этом смысле она единична. Ценность - это некоторый не единичный, а общий критерий оценки поступков людей.
7. Долг - это некоторое обязательство конкретного человека или же закон, навязанный кем-то. Ценность не является ни тем, ни другим.
8. Этика свободы и справедливости имеют сугубо социальное содержание, она характерна для гуманитарных наук. Этика ответственности позволяет учесть особенности не только гуманитаристики, но и естествознания. И еще. Этика ответственности в отличие от этики свободы и справедливости органично учитывает фактор времени, ведь речь идет об обеспечении будущего.
9. Классическая концепция ответственности характерна для философии Нового времени. Неклассическая концепция ответственности органично связана с философскими направлениями современности. В классической концепции ответственности человек рассматривается как изолированный, а не включенный в состав общества, субъект.
10. Вопрос о нравственности и целесообразности того или иного случая клонирования людей решается в конкретной ситуации знающими людьми. Безнравственно вне анализа выступать как за, так и против клонирования людей.
ТЕМА 2.4. ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ
УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТИ