Марксизм. Материалистическое понимание истории. Формационный подход.

Марксистская философия начала формироваться в 1840-х гг. в работах немецких мыслителей Маркса и Энгельса. Основной философской предпосылкой марксизма бфли диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Основные идеи марксизма отражены в «Критике гегелевской философии права», «Тезесах о Фейербахе», «Капитале». Маркс призывал совместить философию с практикой.Центральный вопрос философии – освобождение человека, это не идеальный акт, а историческое событие, определенное самим ходом истории. В процессе производства объектом сделки становится труд, в результате человек уже не принадлежит самому себе, продукт труда становится независимым от него, чуждым производителю. Таким образом Маркс провозгласил отчуждение главным препятсвием в решении проблемы человека.

Материалистическое понимание истории, или исторический материализм трактуется в марксистской литературе какраспространениефилософского материализма на понимание общественной жизни. В качестве определяющих категорийКарл Марксвыделяет категории "общественно-экономическая формация", "общественные отношения", "историческая закономерность". Согласно материалистическому пониманию истории определяющую основу общественного бытия составляет материальное производство, или производство материальных благ, которые каждое новое человеческое поколение получает как наследие от предшествующих поколений и которое оно развивает, с тем, чтобы передать следующему поколению. В общественном производстве своей жизни люди вступают в необходимые, независящие от их воли отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, на которой возвышается юридическая и политическая надстройка и которой соответствуют определенные формы общественного сознания. Исторический материализм впервые в истории общественной мысли связывает историю человечества с развитием общественного производства. Маркс и Энгельс считали, что труд сделал человека Человеком. В условиях человеческого бытия труд выступает не просто специфическим, но и определяющим способом жизнедеятельности людей. В практической деятельности он реализует свои общественные цели, удовлетворяет потребности и интересы.

Материальное производство в рамках материалистического понимания истории, в конечном счете, детерминирует все условия бытия людей. Марксистская философия не имеет аналогов в самом главном ее достижении, а именно в расширении материализма на область общественных явлений. Противопоставив идеалистическим взглядам материалистическое понимание истории, Маркс доказал, что общественное бытие определяет общественное сознание. История общества предстала как закономерный процесс смены способов производства. Изменения общественных отношений идут за объективными законами жизнедеятельности людей, как то: характер и разделение труда, развитие материальных сил и средств. Историю любого общества Маркс рассматривал как историю борьбы классов. В своей социально-философской доктрине он в материалистическом духе интерпретирует диалектический метод Гегеля. Центральным понятием у Маркса здесь выступает общественно-экономическая формация (исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии). Маркс выделил следующие основные формации: первобытнообщинную; рабовладельческую; феодальную; капиталистическую; коммунистическую. В результате разложения первобытнообщинной формации осуществляется переход к классовым формациям. Буржуазные производственные отношения представляют собой последнюю антагонистическую форму общественного производства. Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества, и ей на смену долдна прийти коммунистическая формация. Основанием типологизации служит способ производства (материально-экономическая основа общества, определяющая всю его внутреннюю структуру). Смена формация вызвана антагонистическими противоречиями между простоянно развивающимися производительными силами и устаревающими производственными отношениями. Последние на определенной ступени превращаются из форм развития в оковы производительных сил. Переход от одной формации к другой осуществляется посредством социальной рефолюции, разрешающей противоречия между производительными силами и производственными отношениями.



Наши рекомендации