Тема 9. Проблемы и концепции развития науки

Цель занятия: Рассмотреть различные варианты ответов на вопрос о том, как происходит развитие науки, в том числе рост научных знаний, сопоставить сложившиеся концепции развития науки, выявить их достоинства и недостатки, выработать самостоятельный подход к решению данного вопроса.

Проблемы развития науки – это вопросы о детерминантах, тенденциях, движущих силах развития научных знаний; концепции развития науки – это философские теории, являющиеся вариантами ответов на эти вопросы. Решение этих вопросов во многом определяется мировоззренческой и методологической позицией их авторов. Еще в 17 веке Ф.Бэкон и Р.Декарт предложили две разнонаправленные методологические программы развития науки: эмпирическую (индукционистскую) и рационалистическую (дедукционистскую). В 20 веке популярность приобретает концепция развития науки, предложенная Т.Куном, согласно которой периоды «нормальной» науки сменяются научными революциями, во время которых происходит смена парадигм. Экстерналистский и интерналистский взгляды на развитие науки как крайние точки зрения. Экстерналистский подход как преувеличение внешних факторов (потребности общества; запросы материального производства, развития техники, экономики, социальной жизни). Согласно интерналистскому взгляду главную движущую силу развития науки составляют внутренние потребности самой науки, ее цели, проблемы и программы исследования. Кумулятивистский подход к росту науки: развитие науки есть приращение (увеличение, накопление) все новых и новых истин. Эволюционная концепция роста научного знания. Диалектическая концепция, учитывающая единство внутренних и внешних факторов, количественных и качественных изменений, отрицания и преемственности, революций и эволюций и т.д.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1.В чем сущность экстерналистского подхода к проблеме развития науки? В чем ограниченность такого подхода?

2. Чем отличается интерналистский взгляд на развитие науки? В чем ограниченность такого взгляда?

3. Изложите сущность эволюционистской концепции науки Стивена Тулмина.

4.Расскажите о концепции научных революций Томаса Куна. Дайте оценку этой концепции.

5.В чем особенность методологии научно-исследовательских программ Имре Лакатоса?

6. В чем выражается диалектический подход к развитию науки?

Задания для самостоятельной работы

Темы докладов и рефератов:

1.Концепция научных революций Томаса Куна

2.Научные революции в истории науки

3. Теория научно-исследовательских программ И.Лакатоса

4.Двадцать первый век: перспективы и тенденции в развитии науки

Критерии оценки обучающихся

На семинарском занятии студент может заработать от 1 до 6 баллов в соответствии со следующими требованиями. Студент должен:

1) давать развернутый, обоснованный ответ на поставленный преподавателем вопрос;

2) сопоставлять разные подходы, точки зрения по обсуждаемому вопросу;

3) иметь собственный взгляд по обсуждаемой проблеме, уметь отстаивать свою точку зрения;

4) демонстрировать знание первоисточников, цитировать высказывания специалистов;

5) уметь приводить примеры, подтверждающие свою точку зрения;

6) знать позицию преподавателя, изложенную им на лекции; иметь конспект лекции по соответствующей теме.

Оценка результатов освоения учебной дисциплины

Таблица 3

1-ый срок предоставления результатов текущего контроля 2-ой срок предоставления результатов текущего контроля 3-ий срок предоставления результатов текущего контроля Итого
0-30 0-30 0-40 0-100

Таблица 4

Виды контрольных мероприятий Баллы
Работа на семинарах
Выполнение творческих заданий
Написание контрольной работы
ИТОГОза первую текущую аттестацию
Работа на семинарах
Выполнение творческих заданий
Написание контрольной работы
ИТОГОза вторую текущую аттестацию
Работа на семинарах
Выполнение творческих заданий
Написание контрольной работы
ИТОГОза третью текущую аттестацию
ИТОГО

Вопросы к экзамену

1.Философия науки, ее предмет и функции

2.Определения науки. Виды научной деятельности

3.Функции науки

4. Критерии научности

5Наука и обыденные знания

6.Лженаука, ее признаки и причины существования

7Наука и философия

8.Наука и религия

9.Наука и искусство

10.Классификация наук

11.Естественные науки, их специфика и виды.

12.Технические науки, их специфика

13 Социальные и гуманитарные науки, их особенности

14.Закономерное и случайное в научной деятельности

15.Открытие и изобретение, их связь

16.Дифференциация и интеграция наук

17.Структура научной деятельности (общая характеристика)

18. Ученый как субъект научной деятельности. Типы ученых

19. Объект и предмет науки

20.Научная проблема

21. Гипотеза. Требования, предъявляемые к гипотезам. Виды гипотез

22. Теория, ее структура и функции

23. Законы науки. Виды законов. Объективность, абсолютность и относительность законов науки

24.Понятие как форма научного знания. Способы образования научных понятий

25. Дедукция, ее роль в научном познании

26. Индукция. Научная индукция. Роль индукции в научном познании

27.Научная классификация как вид деления. Значение научной классификации

28.Аналогия, ее роль в научной деятельности

29.Понятие о методе. Значение метода. Классификация методов в науке

30.Философские методы в научном познании

31.Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их связь

32. Наблюдение и эксперимент в научном познании

33. Моделирование как метод научного исследования

34.Теоретические методы научного познания

35.Наука как социальный институт. Организационные формы науки

36.Этические принципы научной деятельности

37.Виды этических проблем в науке

38.Научные революции

39. Развитие науки: внутренние и внешние факторы

40.Концепции развития науки

Список литературы

Основная

1.История и философия науки: (философия науки); учеб. Пособие/ред. Ю.В. Крянев, Л.Е.Моторина.-3-е изд.,перераб. и доп.- М.: Альфа-М.: ИНФРА-М, 2014.-414 с.

2. Лебедев С.А. История и философия науки: учеб.-метод. пособие.-М.: МГУ, 2014.-318 с.

3.Мокий М.С. Методология научных исследований: учебник /М.С.Мокий, А.Л.Никифоров, В.С.Мокий.-М.: ЮРАЙТ, 2014.-258 с.

5.Овчаров А.О. Методология научного исследовния: учебник /А.О.Овчаров, Т.Н. Овчарова.-М.:ИНФРА-М,2014.-304 с.

Дополнительная

1.Ракитов А.И. Классификация наук как философская проблема /А.Ракитов, А.Э.Анисимова// Философские науки,-2014.-№ 7.-С.30-40.

2.Розов М.А. Философия науки в новом видении.-М.: Новый хронограф, 2012.-438 с.

3. Степин В.С. Наука и философия // Свободная мысль.-2010.-№ 8.-С.58-75.

4. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник / Е.В.Ушаков.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: КНОРУС, 2008.- 592 с.

Учебное издание

Наши рекомендации