Тема 9. Проблемы и концепции развития науки
Цель занятия: Рассмотреть различные варианты ответов на вопрос о том, как происходит развитие науки, в том числе рост научных знаний, сопоставить сложившиеся концепции развития науки, выявить их достоинства и недостатки, выработать самостоятельный подход к решению данного вопроса.
Проблемы развития науки – это вопросы о детерминантах, тенденциях, движущих силах развития научных знаний; концепции развития науки – это философские теории, являющиеся вариантами ответов на эти вопросы. Решение этих вопросов во многом определяется мировоззренческой и методологической позицией их авторов. Еще в 17 веке Ф.Бэкон и Р.Декарт предложили две разнонаправленные методологические программы развития науки: эмпирическую (индукционистскую) и рационалистическую (дедукционистскую). В 20 веке популярность приобретает концепция развития науки, предложенная Т.Куном, согласно которой периоды «нормальной» науки сменяются научными революциями, во время которых происходит смена парадигм. Экстерналистский и интерналистский взгляды на развитие науки как крайние точки зрения. Экстерналистский подход как преувеличение внешних факторов (потребности общества; запросы материального производства, развития техники, экономики, социальной жизни). Согласно интерналистскому взгляду главную движущую силу развития науки составляют внутренние потребности самой науки, ее цели, проблемы и программы исследования. Кумулятивистский подход к росту науки: развитие науки есть приращение (увеличение, накопление) все новых и новых истин. Эволюционная концепция роста научного знания. Диалектическая концепция, учитывающая единство внутренних и внешних факторов, количественных и качественных изменений, отрицания и преемственности, революций и эволюций и т.д.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1.В чем сущность экстерналистского подхода к проблеме развития науки? В чем ограниченность такого подхода?
2. Чем отличается интерналистский взгляд на развитие науки? В чем ограниченность такого взгляда?
3. Изложите сущность эволюционистской концепции науки Стивена Тулмина.
4.Расскажите о концепции научных революций Томаса Куна. Дайте оценку этой концепции.
5.В чем особенность методологии научно-исследовательских программ Имре Лакатоса?
6. В чем выражается диалектический подход к развитию науки?
Задания для самостоятельной работы
Темы докладов и рефератов:
1.Концепция научных революций Томаса Куна
2.Научные революции в истории науки
3. Теория научно-исследовательских программ И.Лакатоса
4.Двадцать первый век: перспективы и тенденции в развитии науки
Критерии оценки обучающихся
На семинарском занятии студент может заработать от 1 до 6 баллов в соответствии со следующими требованиями. Студент должен:
1) давать развернутый, обоснованный ответ на поставленный преподавателем вопрос;
2) сопоставлять разные подходы, точки зрения по обсуждаемому вопросу;
3) иметь собственный взгляд по обсуждаемой проблеме, уметь отстаивать свою точку зрения;
4) демонстрировать знание первоисточников, цитировать высказывания специалистов;
5) уметь приводить примеры, подтверждающие свою точку зрения;
6) знать позицию преподавателя, изложенную им на лекции; иметь конспект лекции по соответствующей теме.
Оценка результатов освоения учебной дисциплины
Таблица 3
1-ый срок предоставления результатов текущего контроля | 2-ой срок предоставления результатов текущего контроля | 3-ий срок предоставления результатов текущего контроля | Итого |
0-30 | 0-30 | 0-40 | 0-100 |
Таблица 4
№ | Виды контрольных мероприятий | Баллы |
Работа на семинарах | ||
Выполнение творческих заданий | ||
Написание контрольной работы | ||
ИТОГОза первую текущую аттестацию | ||
Работа на семинарах | ||
Выполнение творческих заданий | ||
Написание контрольной работы | ||
ИТОГОза вторую текущую аттестацию | ||
Работа на семинарах | ||
Выполнение творческих заданий | ||
Написание контрольной работы | ||
ИТОГОза третью текущую аттестацию | ||
ИТОГО |
Вопросы к экзамену
1.Философия науки, ее предмет и функции
2.Определения науки. Виды научной деятельности
3.Функции науки
4. Критерии научности
5Наука и обыденные знания
6.Лженаука, ее признаки и причины существования
7Наука и философия
8.Наука и религия
9.Наука и искусство
10.Классификация наук
11.Естественные науки, их специфика и виды.
12.Технические науки, их специфика
13 Социальные и гуманитарные науки, их особенности
14.Закономерное и случайное в научной деятельности
15.Открытие и изобретение, их связь
16.Дифференциация и интеграция наук
17.Структура научной деятельности (общая характеристика)
18. Ученый как субъект научной деятельности. Типы ученых
19. Объект и предмет науки
20.Научная проблема
21. Гипотеза. Требования, предъявляемые к гипотезам. Виды гипотез
22. Теория, ее структура и функции
23. Законы науки. Виды законов. Объективность, абсолютность и относительность законов науки
24.Понятие как форма научного знания. Способы образования научных понятий
25. Дедукция, ее роль в научном познании
26. Индукция. Научная индукция. Роль индукции в научном познании
27.Научная классификация как вид деления. Значение научной классификации
28.Аналогия, ее роль в научной деятельности
29.Понятие о методе. Значение метода. Классификация методов в науке
30.Философские методы в научном познании
31.Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их связь
32. Наблюдение и эксперимент в научном познании
33. Моделирование как метод научного исследования
34.Теоретические методы научного познания
35.Наука как социальный институт. Организационные формы науки
36.Этические принципы научной деятельности
37.Виды этических проблем в науке
38.Научные революции
39. Развитие науки: внутренние и внешние факторы
40.Концепции развития науки
Список литературы
Основная
1.История и философия науки: (философия науки); учеб. Пособие/ред. Ю.В. Крянев, Л.Е.Моторина.-3-е изд.,перераб. и доп.- М.: Альфа-М.: ИНФРА-М, 2014.-414 с.
2. Лебедев С.А. История и философия науки: учеб.-метод. пособие.-М.: МГУ, 2014.-318 с.
3.Мокий М.С. Методология научных исследований: учебник /М.С.Мокий, А.Л.Никифоров, В.С.Мокий.-М.: ЮРАЙТ, 2014.-258 с.
5.Овчаров А.О. Методология научного исследовния: учебник /А.О.Овчаров, Т.Н. Овчарова.-М.:ИНФРА-М,2014.-304 с.
Дополнительная
1.Ракитов А.И. Классификация наук как философская проблема /А.Ракитов, А.Э.Анисимова// Философские науки,-2014.-№ 7.-С.30-40.
2.Розов М.А. Философия науки в новом видении.-М.: Новый хронограф, 2012.-438 с.
3. Степин В.С. Наука и философия // Свободная мысль.-2010.-№ 8.-С.58-75.
4. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник / Е.В.Ушаков.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: КНОРУС, 2008.- 592 с.
Учебное издание