Современные представления об интуиции
В 1960-х гг. был отмечен особенный интерес к изучению интуиции в зарубежной психологии. Это было обусловлено растущей атомизацией общества, в рамках которой все большее значение придавалось индивиду и его уникальным особенностям, среди которых важное место занимали творческие способности. Интерес к тем граням личности, которые невозможно объяснить, опираясь на механизмы сознания, повлек ряд исследований:
Американский психолог Старк Хэтуэй определял интуицию не как процесс, а как готовый вывод, особенность которого заключается в том, что не может быть полностью определен его источник.
Один из ведущих исследователей в области психологии познания, Джером Брюнер, утверждал, что интуитивная мысль имеет в качестве основной особенности подвижное маневрирование. Интуиции не свойственно продвигаться тщательно выверенными, заранее подготовленными шагами, она склонна к неявному восприятию проблемы в целом.
Решение, полученное при помощи интуиции, может быть как верным, так и неверным, поскольку процесс принятия этого решения очень мало осознается мыслящим и потому не может быть критически осмыслен.
Развивая это утверждение дальше, М. Л. Бигги и М. П. Хант утверждали, что интуитивные суждения, как правило, основывается на данных, не допускающих открытую (сознательную, аналитическую) проверку.
Так, психолог Дональд Маккиннон, в 1970-х гг. изучавший идеи Юнга, отметил, что все люди от природы способны ощущать, чувствовать, мыслить и использовать интуицию, но в процессе взросления происходит переструктурирование этой совокупности психических функций.
По Маккиннону, взрослеющий человек постепенно начинает отдавать предпочтение одной определенной функции, которую и начинает использовать избирательным и более регулируемым образом. Такую предпочитаемую функцию он называл первичной, в то время как остальные функции выступают вспомогательными, вторичными.
Экстраверты свою первичную функцию используют для общения с людьми и миром явлений, а интроверты — для изучения собственного внутреннего мира, мира настроений и концепций. Но, конечно же, не стоит забывать, что и у экстравертов есть внутренняя жизнь, также как и интроверты не избавлены от необходимости принимать участие в ситуациях внешнего мира.
Американский психолог Сидни Парнз (1981) описывал процесс интуиции как творческого решения проблем и утверждал, что он сводится к задаче нахождения максимального числа взаимосвязей, существующих между внешним и внутренним с последующим сочетанием этих взаимосвязей как очевидными, так и не столь очевидными способами.
Оригинальность творческой идеи как раз и обусловлена этими двумя моментами:
• большим или меньшим количеством информации о внешнем мире или же о внутреннем состоянии
• и большей или меньшей очевидностью взаимосвязей.
Парнз писал, что, чем более отдалены друг от друга те элементы, между которыми устанавливалась взаимосвязь, тем более оригинальной будет идея, тем больше возможностей будет для интуитивного решения проблемы.
Известно, что многие люди, которые являются признанными творцами, никогда не знают, в какой момент проблеск интуиции осенит сознание. Например, Вольфганг Амадей Моцарт, по воспоминаниям современников, получал некоторые из своих музыкальных озарений тогда, когда он отправлялся погулять, оставив клавикорды. Стал уже хрестоматийным пример о приснившейся Менделееву таблице химических элементов. Из воспоминаний современников Шекспира известно, что он считал акт творчества начинающимся спонтанно и не вызываемым сознательно. Таких примеров проявления интуиции в творчестве и познании можно привести еще немало.
Интересны работы современного психолога Тони Бастика, который в своем подходе к изучаемому феномену отличается всесторонним охватом. Проведя в разнообразных областях исследования обширного ряда определений и описаний интуиции, он вывел двадцать характеристик интуиции как процесса, причем основными из этих свойств являются эмоциональная вовлеченность, субъективная достоверность, эмпатия и быстротечность,
Бастик утверждает, что эти свойства и позволяют считать интуицию феноменом, контрастирующим с логикой. Основные черты логики – это необходимость сознательного пошагового анализа, независимость от эмоций и от прошлого опыта думающего. Впрочем, Бастик доказывает и то, что мышление, которое обычно называют аналитическим (логическим), настолько тесно переплетено с интуитивными процессами, что не может существовать без них или независимо от них.
Теоретические исследования невозможны без формирования классификации для анализа рассматриваемого феномена. Довольно распространенной является классификация видов интуиции Марио Бунге. Впрочем, в России сложилось противоречивое отношение к ней, т.к. подход Бунге грешит излишней патетичностью: по его мнению, интуиция – это «коллекция хлама, куда мы сваливаем все интеллектуальные механизмы, о которых не знаем, как их проанализировать или даже как их точно назвать, либо такие, анализ и наименование которых нас не интересует» (Бунге М. Интуиция и наука, с. 94).
Бунге различает два вида интуиции:
• интуиция чувственная, которая имеет следующие формы:
• процесс быстрого отождествления знака, предмета или явления (интуиция как восприятие);
• процессы творческого воображения, представления, образования метафор (интуиция как воображение).
• Интеллектуальная интуиция. Она также представлена в нескольких формах:
• интуиция как разум - обобщенное восприятие, способность к синтезу, стремительный переход от одного утверждения к другому;
• интуиция как оценка - умение быстро и правильно оценить важность проблемы, надежность метода, правдоподобность теории, полезность действия.
Бунге делает попытку систематизировать те значения интуиции, которые на данное время являются наиболее часто употребляемыми среди огромного количества трактовок этого понятия. По мнению многих критиков, эта систематизация не всегда последовательна, однако представляет собой ценность постольку, поскольку вскрывает эвристическую роль интуиции в процессе познавательной деятельности.
Одним из наиболее удачных исследований является работа отечественных психологов А. С. Кармина и Е. П. Хайкина «Творческая интуиция в науке», где авторами предлагается «подразделение» интуиции на два вида: «эйдетическую интуицию» и «концептуальную интуицию».
Такое подразделение отличается «более узким и более строгим пониманием гносеологического содержания разных видов интуиции». Здесь под концептуальной интуицией понимается процесс формирования новых понятий, в основе которых лежат имевшиеся ранее наглядные образы. Эйдетическая же интуиция выступает построением новых наглядных образов, в основе которых лежат имевшиеся ранее понятия.
Обе эти формы интуиции, по мысли авторов, суть различные формы научной интуиции, т.е. представляют собой взаимодействие чувственного и логического познания в принципиально различных формах.