Психологические концепции интуиции
Философские споры, которые долгое время велись вокруг понятия интуиции, нашли отражение и в психологии. Термин "интуиция", возникший в творчестве философов, ныне достаточно широко употребляется разными школами психологии.
Первоначально интуиция рассматривалась также в русле ее применимости в научном мышлении и познании. Так, еще в XIX веке Герман Гельмгольц утверждал, что интуиция есть не что иное, как бессознательные и быстро возникающие умозаключения на основе обыденного, повседневного опыта.
На самом первом этапе развития психологии как науки ученые-интуитивисты выдвигали на первый план эстетическое понимание индивидуальности, делая упор на постижении явления одномоментно во всей его полноте. Напротив, психометристы приоритезировали практическую направленность интуиции и стремились поставить ее на службу успешным «предсказателям». Эта позиция провозглашала необходимость изучения индивидуальных различий и психологического тестирования.
Впоследствии эти споры были нивелированы прогрессом в развитии психологических методов. В задачах прогнозирования клинические (интуитивные) методы противопоставлялись статистическим (психометрическим), и последние оказывались, как правило, равноценными клиническим методам или превосходили их.
В целом, для концепций интуитивизма были характерны взгляды на интуицию как на первопричину творческого акта, скрывающуюся в глубине бессознательного. Бергсон среди духовных способностей человека ставил на первое место именно инстинкт и интуицию, а не разум и интеллект.
Гештальтисты рассматривали интуицию как инструмент для схватывания событий как целостностей. Противопоставляемая им позиция ассоцианистов доказывала, что эти «целостности» строятся на основе отдельных сенсорных (получаемых посредством органов чувств) данных.
Фрейд и Юм утверждали неразрывность интуиции и творчества, целиком отрицая необходимость существования рационального начала в творчестве.
У Юнга интуиция представляет собой одну из четырех функций психики, наряду с ощущением, мышлением и чувством. В учении Юнга интуиция признается, таким образом, общим свойством всех людей, но у одних она развита в большей, у других — в меньшей степени.
Интуиция во всех случаях имеет общие механизмы и заключается в усмотрении возможностей, выведения принципов или следствий за счет наблюдения за деталями.
Интуиция, по Юнгу, может существовать в интровертированной или экстравертированной форме. При этом интуитивным интровертам эта особенность помогает устанавливать особенно близкий контакт с архетипами, а интуитивные экстраверты благодаря ей особенно хорошо понимают интересующие их внешние события (будь то политика, бизнес или социальные отношения).
Фрейд понимал интуицию как проявление бессознательного. В его понимании интуиция выступает конструктивным началом, являясь скрытым бессознательным первопринципом творчества.
Труды Юнга и Фрейда находят отклик во взглядах современных психологов.
В советской психологии вопросы изучения интуиции были связаны, как правило, с изучением фактов, имеющих ее в своей основе. Среди известнейших исследователей можно назвать Э. Ильенкова, Я. А. Пономарева, А. А. Налчаджяна, В. Ф. Асмуса. Они рассматривают интуицию, прежде всего, как специфическую форму познавательного процесса, основными характеристиками которой выступают:
• неосознанность;
• непосредственность;
• внезапность.
Итак, среди психологов были наиболее широко распространены два взгляда на сущность интуиции.
• интуиция понимается как процесс решения задач или вынесения суждений на основе нечетко выраженных, неясных или неформализуемых данных. Важным критерием здесь является точность решения задачи, правдоподобие, ценность суждения, то есть высказанные наобум предположения не расцениваются как проявления интуиции.
• интуиция понимается как шаг, выводящий субъекта за эмоциональные или когнитивные пределы в рамках процесса научения, принятия решения, формирования суждения. Результатом такого шага (акта интуиции становится достижение полного понимания и безошибочная оценка индивидуальности, сути предмета или ситуации. Зачастую результат включает в себя эстетический компонент.
По существу, установление взаимосвязи интуиции с различными формами познания само по себе ничего нового в гносеологический анализ не привносит. Однако все эти исследования показывают необходимость попыток более подробного рассмотрения вопроса об источнике интуиции. Поскольку такая форма познания существует, о чем свидетельствует вся история науки и культуры, значит, должен существовать и объективный источник, который обеспечивает действие интуиции, ее проявления.
Анализ данных, накопленных в разных областях наук, показывает, что уже первобытный человек в далекие от нынешних цивилизаций времена вынужден был оценивать и использовать свойства, присущие тем или иным объектам.
На том этапе конкретными объектами изучения становились, прежде всего, объекты природные, а не созданные человеком. Невооруженный знаниями о действительности, первобытный человек выбирает и оценивает свойства и качества объектов неосознанно, но, по мере увеличения видов объектов, как природных, так и искусственных, в человеческий мозг поступало все большее количество информации. И чем дальше идет в своем развитии человечество, тем больше знаний приобретается в предметно-практической деятельности и тем сильнее возрастает поток информации.
Освоить и запомнить всю полученную информацию человек не способен. Поэтому большая часть остается неиспользованной, но, тем не менее, запечатлевается в виде ассоциативных связей в мозгу. Ситуация, при которой полученная информация в виде ассоциативных связей может быть использована, и есть ситуация проявления интуиции.
Итак, интуиция в психологии - это, прежде всего, специфическая форма познавательного процесса. Посредством различных форм интуиции осуществляется взаимодействие чувственного и логического начала в познании.
Гносеологические функции интуиции воплощаются в двух основных разновидностях:
• комбинаторика имеющихся знаний и получение некоего результата этого синтеза,
• последующая трансформация полученного результата в статус нового научного знания.
Таким образом, интуитивное знание служит важным компонентом в процессе получения нового научного знания.
Познавательный процесс рассматривался в разные периоды учеными с разных точек зрения, рассмотрение же интуитивной формы познавательного процесса имеет не такую уж и долгую историю. Однако уже сегодня можно выделить основные черты гносеологического анализа интуиции.
Во-первых, такой анализ должен быть нацелен на выяснение соотношения «между знанием, имеющимся к началу интуитивного акта, и знанием, полученным в результате этого акта» (цит. по: Кармин А. С., Хайкин Е. П. Творческая интуиция в науке. М., 1971, с. 25). Во-вторых, задачей этого анализа должно быть и «выявление сущности того механизма, с помощью которого совершается преобразование «старого» (исходного) знания в новое» (см. там же).
В соответствии с высказанными выше утверждениями, интуиция как процесс должна быть подвергнута прежде всего гносеологическому анализу, который исследовал бы действия различных форм интуиции в познавательной деятельности человека.