Критерии оценки устных ответов обучающихся при проведении аттестации
При оценке ответа обучающимся основными критериями являются:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) логичность и аргументированность ответа.
Оценка «5» ставится, если обучающийся полно излагает изученный материал, даёт правильные определения терминов и понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике; излагает материал последовательно и аргументированно.
Оценка «4» ставится, если обучающийся даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий; не использует самостоятельно наработанный материал; излагает материал непоследовательно и допускает существенные ошибки.
Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Темы практических занятий
Тема 1. Роль философии в жизни общества
1. Мировоззрение: понятие, основные элементы, структура, исторические типы.
2. Предмет и основные проблемы философии.
3. Социальная роль философии и философа.
4. Является ли философия наукой?
5. Место и роль философии в современной культуре.
Литература
1. Берлин И. Назначение философии. //Вопросы философии. 1999. №5.
2. Гусейнов А.А. Философия как утопия для культуры. // Вопросы философии. 2009. № 1. С. 11-16.
3. Зотов А.Ф. Феномен философии: О чем говорит плюрализм философских учений. //Вопросы философии. 1991. №12.
4. Никифоров А.Л. Является ли философия наукой //Философские науки. 1989. № 6.
5. О настоящем и будущем (размышления о философии). Беседа Б.И. Пружинина с В.А. Лекторским. // Вопросы философии. 2007. № 1.
6. Степин В.С. Конструктивные и прогностические функции философии. // Вопросы философии. № 1. С.5-10.
7. Торосян В.Г. Ценность философии. // Вопросы философии. 1993. №9.
8. Стернин А.О. Человек и его миропонимание. // Общественные науки и современность. 2006. № 1.
9. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 2002.
10. Марков Б.В. Человек в условиях современности. СПб., 2013. (Глава «Философия в современном обществе»).
Методические рекомендации
Философия представляет собой поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия, то есть вопросы наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которых попадает каждый человек. На семинаре предполагается знакомство с точками зрения различных авторов, представленные в статьях из философских журналов, которые указаны в списке.
В первом вопросе следует рассмотреть понятие мировоззрения, выяснить его элементы, структуру, рассказать об исторических типах. Какие перспективы мировоззрения на рубеже тысячелетий видит А.Ф. Зотов в своей статье? Каким из путей, выделенных А.Ф. Зотовым как возможные, по вашему мнению, пошло человечество в начале XXI века? Согласны ли Вы с такой трактовкой?
Во втором вопросе следует раскрыть содержание предмета философии. Какие проблемы попадают в круг исследования философии?
В третьем вопросе следует разобраться, какова роль философии в жизни общества. В чем проявляется эта роль? Играет ли философ и если «да», то какую, роль в жизни общества?.
Последний вопрос посвящен сложной проблеме соотношения философии и науки. Является ли философия наукой? Должна ли философия быть наукой? Каким критериям научности соответствует философское знание? Рассмотрите точку зрения А.Л. Никифорова по этому вопросу. Согласны ли Вы с ней?
Контрольные задания, задачи, тексты для анализа
Задание 1.
Определите, какие из перечисленных черт характерны для мировоззрения: а) мифологического; б) религиозного; в) философского; г) научного?
Имейте в виду, что некоторые черты могут быть характерны для нескольких типов мировоззрения. При необходимости обоснуйте свой выбор. Решите задания в виде таблицы (схемы)
1) Образность, яркость мышления, описание мира в чувственно-наглядной форме
2) Опора на разум.
3) Опора на веру.
4) Поиск универсальных объективных закономерностей.
5) Стремление установить связь человеческого существования с абсолютным и бесконечным.
6) Олицетворение природных и социальных явлений в образах богов.
7) Наличие ценностного компонента.
8) Использование предельно обобщенных категорий
9) Требование экспериментального доказательства истины.
10) Сохранение традиции в меняющихся условиях.
11) Регуляция человеческой деятельности через систему культовых действий.
12) Соотнесенность со строго определенным аспектом реальности, выделенным с помощью особых процедур и способов.
13) Реализация бесконечной глубины всеобщего через многообразие школ, концепций, точек зрения.
14) Осмысление фундаментальных человеческих потребностей и выработка жизненных целей.
15) Использование принципов творения и откровения.
16) Рефлексивность (стремление к предельной осознанности своих действий, т.е. настроенность на выявление смысла событий и их связи между собой)
17) Критичность (способность оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности в меняющемся мире)
18) Теоретическая оформленность, выражение в логико-понятийной форме
Задание 2.
Попытайтесь объяснить с точки зрения различных типов мировоззрения ниже указанные явления. Попробуйте привести собственные примеры мифологического, религиозного и научного объяснения одного и того же явления природы или общественной жизни.
Пример. Солнце – бог Гелиос на колеснице (мифологическое объяснение), божественный огонь (религиозное объяснение), небесное тело, звезда (научное объяснение)
1) Наводнение
2) Болезнь (эпидемия)
3) Происхождение Вселенной
4) Происхождение человека
5) Гроза (гром)
Задание 3.
В каких сферах общественной жизни мифотворчество протекает особенно активно? Приведите свои примеры современных мифов. В чем смысл их создания?
Задание 4.
В повседневной жизни слово «философия» употребляется в разных значениях, нередко очень далеких от научного определения этого понятия ниже приведены некоторые высказывания из художественной и публицистической литературы с использованием слова «философия». Дайте свою оценку по каждому из приведенных контекстов:
1) У меня философия такая: жить, никому не мешая.
2) Брось заниматься самоанализом, все это – философия!
3) Наша философия – это философия мира и международного сотрудничества
4) Развели здесь философию, а вопрос-то ясный и простой.
5) Граф – человек хороший, но, правда, любит пофилософствовать.
Задание 6.
Прочитайте мнения разных философов относительно постановки основного вопроса философии и ответьте на следующие вопросы:
1) Как в самой постановке основного вопроса философии отражается мировоззренческая позиция философа?
2) Чем объяснить многообразие и разнообразие постановки этого вопроса?
Ф. Энгельс так сформулировал основной вопрос философии: «Великий вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию…»
А. Камю писал: «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, - это значит ответить на основополагающий вопрос философии».
М. Хайдеггер считал, во-первых, что «всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий тоже вовлекался в него», т. е. тоже подпадал под вопрос.
Проанализируйте:
1.Статьи М.К. Мамардашвили «Как я понимаю философию» и «Быть философом – это судьба»
Дайте ответ на вопросы:
- Кто такой философ?
- Почему люди философствуют?
- Что такое философский акт?
- Как соотносятся философия и жизнь, философия и личный опыт?
- Что такое «реальная философия» в отличие от «философии учений и понятий»?