С. Франк: В общественной жизни существуют вечные и неизменные законы

Прочитайте следующий текст и ответьте на прилагаемые к нему вопросы.

По мнению С. Франка, «истинный объект обществоведения есть … то, что подлинно есть». Но всё-таки, что же именно «есть»? Особенно, если считать, как пишет Франк, что «обществоведение есть антропология в философском смысле этого слова, самопознание человеческого существа». Чем такое «самопознание» и отчего оно зависит? Может быть, от прошлого, ибо, познавая себя, я неизбежно сравниваю самого себя нынешнего с тем, каким был вчера. Значит, я не могу никогда уйти от собственной истории. Но, с другой стороны, нельзя же жить только одной историей, т.е. вчерашним днём. Ведь надо же и к чему-то стремиться. Но к чему? Какие цели и задачи истинные, а какие мнимые? Вот такие и подобные им вопросы находятся в центре размышлений русского философа СЕМЕНА ФРАНКА (1877 – 1950), о которых он пишет в работах «О задачах всеобщей обобщающей науки» и «Духовные основы общества». Вот отрывки из них.

О задачах всеобщей обобщающей науки

«Подлинно философский, именно онтологический вопрос о существе и смысле общественного бытия человечества в настоящее время не только не близок к разрешению, но, можно сказать, почти и не ставится. И в связи с отсутствием теоретического философского прозрения здесь отсутствует и практическое озарение, действенное уяснение путей и целей коллективной человеческой жизни. Для того чтобы историк мог объяснить явление или даже научно охарактеризовать его, он должен понимать общие условия человеческой и общественной жизни. …Ибо смысл истории, как науки, лежит в ее практическом назначении через уяснение прошлого и раскрытие связи настоящего с прошлым содействовать правильному и более глубокому уразумению настоящего.

…Понять происхождение настоящего из прошлого, значение прошлого для современности, значит усмотреть в настоящем действие сил прошлого и в прошлом – тенденции и тяготения, воплотившиеся в настоящем; это значит, следовательно, в самом процессе изменения уловить внутреннее единство, связующее – внешне как будто совершенно разные – состояния начала и конца процесса изменения.

...Все фактические попытки усмотреть смысл общественной жизни, понять ее существо через связь ее с таким, признаваемым в качестве высшего, нравственным идеалом, через предполагаемое назначение общества служить этой высшей цели, носят характер произвольных симпатий и верований, и своей внезапностью и немотивированностью производят, в качестве решений проблемы общества, впечатление – говоря словами Гегеля – «выстрела из пистолета».

Постараемся точно выразить своеобразие объекта обществоведения, определяющее неизбежное своеобразие его метода. Это своеобразие мы уже выше отметили в лице того факта, что в обществоведении объект знания некоторым образом совпадает с его субъектом, ибо, этот объект есть человеческий дух и его жизнь. Обществоведение есть антропология в философском смысле этого слова, самопознание человеческого существа.

...Из этого следует, что всякое познание, изучающее человека только с одной его стороны – то лишь как часть и подчиненного участника природы и ее закономерности, то лишь как изначального свободного носителя разума и нравственной деятельности – остается односторонним, не овладевает своим объектом во всей его полноте. ...Истинный объект обществоведения есть здесь, как и всюду, то, что подлинно есть. Но общество, как оно подлинно есть, есть не явление природы или не только явление природы, подчиненное лишь внешней закономерности, оно не противоположно тому, что должно быть, началу свободной и разумной духовности; подлинно сущее есть здесь единство того, что реально есть (существует) с тем, что должно быть; это есть конкретная осуществленность в условиях природной закономерности истинной природы человека как духовного существа. Задача обществоведения – познать необходимые свойства и условия коллективной человеческой жизни, вытекающие из духовной природы человека. ...Существо человека, а следовательно и общества или – что то же – истинный объект обществоведения образует та сущая жизнь, которая, совмещая в себе реальность с идеальностью, фактическую осуществленность со стремлением к иному, высшему, еще неосуществленному, стоит как бы на пороге между тем, что фактически есть, и тем, что должно быть, и есть живая сила единства того и другого, – бытие, как объективная реальность творчества и самопреодоления.

...Если, таким образом, истинный объект обществоведения лежит глубже противоположности между тем, что фактически есть, и тем, что должно быть, то он, тем самым, лежит и глубже противоположности между слепой причинной необходимостью природы и разумной этической необходимостью идеала: или – что то же – обществоведение должно, преодолев противоположность между натуральным постижением и нормативной оценкой сущего, найти такое отношение к своему объекту, которое совмещало бы в некотором высшем единстве познание необходимости «естественной» с познанием необходимости «идеальной».

...Обществоведение, если оно хочет быть объективной наукой, должно, подобно всякой объективной науке, спокойно и смиренно познавать то, что есть – подлинно сущие черты и связи своего объекта; оно должно, следовательно, познавать закономерности общественного бытия, как необходимые, вечные, независимые ни от чьего произвола и никем не устранимые соотношения между частями или сторонами общественной жизни. …Это есть именно религиозно-философское понимание общественного бытия, как живого организма, управляемого божественным законом, который есть одновременно и высшая сила необходимости и заповедь разумной жизни».

Франк С. Л. О задачах всеобщей обобщающей науки. СОЦИС. 1990 № 9

Вопросы

1. Что означает «понять происхождение настоящего из прошлого»?

2. В чём, по словам С. Франка, состоит своеобразие объекта обществоведения?

3. На Ваш взгляд, каков характер религиозно-философского понимания общественного бытия?

Духовные основы общества

«Что такое есть собственно общественная жизнь? Какова та общая ее природа, которая скрывается за всем многообразием ее конкретных проявлений в пространстве и времени, начиная с примитивной семейно-родовой ячейки, с какой-нибудь орды диких кочевников, и кончая сложными и обширными современными государствами? Какое место занимает общественная жизнь в жизни человека, каково ее истинное назначение и к чему, собственно, стремится человек и чего он может достичь, строя формы своего общественного бытия? И наконец, какое место занимает общественная жизнь человека в мировом, космическом бытии вообще, к какой области бытия она относится, каков ее подлинный смысл, каково ее отношение к последним, абсолютным началам и ценностям, лежащим в основе жизни вообще? ...Проблема природы и смысла общественной жизни есть, очевидно, часть, и притом, как это ясно само собой, очень существенная часть проблемы природы и смысла человеческой жизни вообще – проблемы человеческого самосознания. Она связана с вопросом, что такое есть человек, и каково его истинное назначение.

...Социальная философия исходит, таким образом, из допущения наличия в общественной жизни вечных, неизменимых, имеющих силу при всяком историческом порядке закономерностей и старается их познать. …Социальная философия должна с самого начала исходить из религиозного убеждения (подтверждаемого историческим опытом и углубленным рассмотрением общественной жизни), что есть вечные, вытекающие из существа человека и общества закономерности,которые человек хотя и может нарушить, но которые он не может нарушать безнаказанно и которые поэтому определяют истинную цель его стремлений. Человек не есть своевольный хозяин своей жизни; он есть свободный исполнитель высших велений, которые вместе с тем суть вечные условия его жизни. И последняя задача социальной философии – найти и определить основные из этих законов.

Франк С.Л. Духовные основы общества М., 1992

Вопросы

1. Какое место занимает социальность в жизни человека?

2. Из чего, по мнению С. Франка, исходит социальная философия?

3. По мнению С. Франка, в общественной жизни существуют «вечные, неизменимые, имеющие силу при всяком историческом порядке закономерности». Соответственно, «последняя задача социальной философии – найти и определить основные из этих законов». Согласны ли Вы с этими утверждениями? Если согласны, то попытайтесь сформулировать такие законы. Если не согласны, то попытайтесь объяснить, почему таких законов нет.

4. Как Вы думаете, откуда Франк взял идею того, что общественной жизни существуют «вечные, неизменимые, имеющие силу при всяком историческом порядке закономерности»? Ведь для того, что бы такое утверждать, надо на чём-то основываться, т.е. должна быть какая-то очевидная для него предпосылка. Что это за предпосылка?

5. Мы уже приводили высказывание Франка о том, что «истинный объект обществоведения есть … то, что подлинно есть». Так все-таки, о чём же он говорит в «Духовных основах общества»: о том, что есть или может быть либо о том, чего он сам хочет? Обоснуйте свой ответ.

Наши рекомендации