Августин, И. Ньютон, Г. Лейбниц, Э. Мах: Время как философская категория
Прочитайте следующий текст и ответьте на прилагаемые к нему вопросы.
Что такое время? В древности время отождествляли с богами. Так, в древнегреческой мифологии Кронос (др. греч. Κρόνος) – это титан, младший сын Урана (неба) и Геи (земли). Первоначально это бог земледелия, позднее, в эллинистический период отождествлялся с богом персонифицирующим время, Хроносом (др. греч. Χρόνος от χρόνος – время). Как ни странно, отголоски такого примитивного понимания дожили и до наших дней: некоторые и сейчас в ответ на вопрос: «Что такое время?» указывают на часы, т.е. на хронометр. Если же подойти к этому вопросу философски, то можно спросить так: существует ли время само по себе, независимо от вещей? Верно ли, что если не будет вещей и процессов во внешнем мире, то не будет и никакого времени? Этим двум вопросам соответствуют две, разные концепции времени. Согласно одной время существует субстанционально (субстанция – это то, что существует само по себе и не нуждается в другом). Согласно другой, время – это атрибут, т.е. свойство субстанции, которое само по себе вообще не существует. Например, стол или дом – это конкретные предметы, которые существуют сами по себе, т.е. субстанции. В отличие от них «быть гладким» или «зелёным» – это свойства, атрибуты, которые сами по себе, без соответствующих предметов-субстанций не существуют. Так вот: время это субстанция или атрибут? Для того, что бы ответить на эти вопросы, сначала надо дать определение понятия «время». Время – это последовательность чего-либо. Различают три модуса времени: прошлое, настоящее и будущее. Прошлое – это то, что «было», настоящее – это то, что «есть», будущее – это то, что «возможно будет, но еще его нет»).
Следующий вопрос относительно проблемы понимания времени связан с дихотомией субъективного и объективного: существует ли время (как субстанция или как атрибут) объективно, независимо от сознания или это свойство психики (например, можно предположить, что представление о будущем связано с психической функцией воображения, а представление о прошлом – с памятью)? Или, другими словами, время объективно или субъективно? Или существуют два вида времени – объективное и субъективное?
Таким образом, получается, что пытаясь понять проблему времени можно говорить, во-первых, о времени как о субстанции либо атрибуте, во-вторых, об объективном и субъективном времени.
Проблема времени очень сложна, многие философы уделяли ей внимание. Ниже приводятся высказывания о времени четырех мыслителей: христианского богослова АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА (354–430); английского физика, создателя классической механики ИСААКА НЬЮТОНА (1643–1727); философа и математика, одного из создателей метода дифференциальных и интегральных исчислений ГОТФРИДА ЛЕЙБНИЦА (1646–1716); австрийского физика и философа ЭРНСТА МАХА (1838–1916).
Аврелий Августин
«Тогда я встану и утвержусь в Тебе, в образе моем, в истине Твоей. Я не буду больше терпеть от вопросов людей, которые наказаны болезненной жаждой: им хочется пить больше, чем они могут вместить. Они и спрашивают: «что делал Бог до сотворения мира?» или: «зачем Ему пришло на ум что-то делать, если раньше Он никогда ничего не делал?» Дай им, Господи, как следует понять, что они говорят, дай открыть, что там, где нет времени, нельзя говорить «никогда». Сказать о ком-нибудь: «он никогда не делал» – значит сказать: «он не делал во времени». Пусть они увидят, что не может быть времени, если нет сотворенного; и пусть прекратят пустословие. Пусть обратятся к тому, что «перед ними»; пусть поймут, что раньше всякого времени есть Ты – вечный Создатель всех времен, что раньше Тебя не было ни времени, ни созданий, если даже есть и надвременные».
Августин Аврелий. Исповедь М., 1992. 177–178
Исаак Ньютон
«…Время, пространство, место и движение составляют понятия общеизвестные. Однако необходимо заметить, что эти понятия обыкновенно относятся к тому, что постигается нашими чувствами. Отсюда происходят некоторые неправильные суждения, для устранения которых необходимо вышеприведенные понятии разделить на абсолютные и относительные, истинные и кажущиеся, математические и обыденные.
Абсолютное, истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно, и иначе называется длительностью.
Относительное, кажущееся или обыденное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения, мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как то: час, день, месяц, год.
…Абсолютное время различается в астрономии от обыденного солнечного времени уравнением времени. Ибо естественные солнечные сутки, принимаемые при обыденном измерении времени за равные, на самом деле между собою неравны. Это неравенство и исправляется астрономами, чтобы при измерениях движений небесных светил применять более правильное время. Возможно, что не существует (в природе) такого равномерного движения, которым время могло бы измеряться с совершенною точностью. Все движения могут ускоряться или замедляться, течение же абсолютного времени изменяться не может. Длительность или продолжительность существования вещей одна и та же, быстры ли движения (по которым измеряется время), медленны ли, или их совсем нет, поэтому она надлежащим образом и отличается от своей, доступной чувствам, меры, будучи из нее выводимой при помощи астрономического уравнения. Необходимость этого уравнения обнаруживается как опытами с часами, снабженными маятниками, так и по затмениям спутников Юпитера».
Ньютон И. Математические начала натуральной философии. М., 1989. С. 30-32
Готфрид Лейбниц
«…Ф и л а л е т. Протяжению соответствует длительность. Часть длительности, в которой мы не замечаем никакого изменения идей, мы называем мгновением.
Т е о ф и л. Это определение мгновения должно, думаю я, относиться к обыденному понятию его, подобному обыденному понятию точки. Строго говоря, точка и мгновение не являются вовсе частями времени и пространства и в свою очередь не обладают частями. Это только пределы.
Ф и л а л е т. Не движение, а постоянный поток идей дает нам идею длительности.
Т е о ф и л. Поток восприятий пробуждает в нас идею длительности, но не творит ее. Наши восприятия никогда не образуют такого постоянного и правильного потока, как время, являющееся равномерной простой непрерывностью, напоминающей прямую линию. Изменение восприятий дает нам повод думать о времени, и мы измеряем его равномерными изменениями, но если бы даже в природе не было ничего равномерного, то время, тем не менее, можно было бы определить, подобно тому, как можно было бы определить место, если бы даже во вселенной не было никакого неподвижного тела. Действительно, зная законы неравномерных движений, их можно всегда свести к понятным для нас равномерным движениям и предвидеть таким образом, что случится в результате соединения различных движений. И в этом смысле время есть мера движения, иначе говоря, равномерное движение есть мера неравномерного движения.
…Т е о ф и л. Пустота, которую можно себе представить во времени, указывает, подобно пустоте в пространстве, что время и пространство применимы к возможным вещам так же, как и к существующим. …Но чтобы вывести … понятие вечности, следует, кроме того, учесть, что постоянно существует то же самое основание идти все дальше. Именно этот учет оснований является завершающим моментом при образовании понятий бесконечного или нескончаемого (indefini) при возможности продвижения вперед. Таким образом, одних только чувств недостаточно для образования этих понятий (времени, пространства, вечности и бесконечности – В.Л.) И в сущности можно сказать, что в природе вещей идея абсолютного предшествует идее прибавляемых границ. Но мы замечаем первую из них, лишь начав с того, что ограничено и действует на наши чувства.
…Если бы во времени существовала пустота, т. е. если бы была длительность без изменений, то невозможно было бы определить длину ее».
Лейбниц Г.В. Новые опты о человеческом разумении
автора предустановленной гармонии. // Соч. в 4 т. Т. 2. М., 1983. С. 151–155
Эрнст Мах
«…Ощущение времени сопровождает всякое другое ощущение и ни от одного из них не может быть отделено вполне. Следовательно, при всяком исследовании мы должны обратить внимание на изменения ощущения времени.
…Едва ли надо указывать на ту важную роль, которую играет в нашей психической жизни упорядочение элементов во времени. …Если элементы расположить во времени в обратном порядке, то это искажает процесс еще более чем расположение какой-либо находящейся в пространстве фигуры вверх ногами. При таком видоизменении мы получаем совершенно другое, новое переживание. Поэтому слова какой-либо речи, какого-нибудь стихотворения имеют для нас смысл только тогда, когда они воспроизводятся в том самом порядке, в котором и переживались нами. При расположении же их в обратном порядке они обыкновенно или имеют совершенно иной смысл, или теряют его вовсе. Если ряд звуков расположить в обратном порядке, либо произнося их справа налево, либо заставляя фонограф действовать в обратную сторону, то мы не узнаем даже и составных частей слов речи. Вполне определенные воспоминания связываются только с определенным порядком звуком, из которых состоит слово, и только тогда, когда воспоминания пробуждаются в определенном порядке, соответствующем порядку звуков и слов, они получают определенный смысл. Да и ряд музыкальных звуков, самая простая мелодия … кажутся нам незнакомыми, если расположение звуков во времени сделать диаметрально противоположным. Временная последовательность даже весьма элементарных представлений или ощущений составляет необходимую составную часть их образа воспоминаний.
Если время рассматривать как ощущение, то гораздо менее удивительным кажется тот факт, что какой-либо член ряда, расположенного в порядке А В С D Е, например, С, вызывает воспоминание только о следующих за ним членах, но не о предшествующих ему.
…Пусть тон D следует за тоном С. В таком случае впечатление будет совершенно иным, чем если бы тон С следовал за тоном D. Причина этому лежит главным образом в самих тонах, в их взаимодействии. Если между обоими тонами сделать довольно большую паузу, то возможно, что между обоими случаями не заметишь никакой разницы.
…На основании сказанного мне кажется несомненным, что существует особое специфическое ощущение времени.
…Когда я слышу несколько акустически совершенно равных ударов колокола, то я различаю первый, второй и т.д. Откуда являются признаки для их различения? Содержатся ли они в моих мыслях, бывших у меня в то время, или в других случайных ощущениях, с которыми были связаны звуки ударов колокола? Я не думаю, чтобы кто-нибудь стал серьезно защищать этот взгляд. Как сомнительна и ненадежна должна была бы тогда быть наша мера времени! Что должно было бы с ней случиться, если бы этот случайный фон из мыслей и ощущений исчез из памяти?
Я задумался над чем-то, и в это время бьют часы, на что я не обращаю никакого внимания. После того как бой часов прекратился, я могу пожелать сосчитать число ударов. Действительно, в моем воспоминании ясно выступают один, два, три, четыре удара, если только на этом воспоминании я сосредоточиваю все свое внимание. Но именно благодаря этому для меня на некоторое время совершенно исчезает то, о чем я думал во время боя часов. У меня, следовательно, нет того предполагавшегося фона, на котором я мог бы фиксировать часовые удары. Как же я отличаю второй удар от первого? Почему я не считаю все эти одинаковые удары за один? Потому что каждый из них связан с особым ощущением времени, которое вспоминается одновременно с ним. Картину воспоминаний я отличаю от порождений своей фантазии тоже благодаря некоторому специфическому ощущению времени, которое не тождественно с ощущением времени данного момента.
Так как ощущение времени существует всегда, раз только мы находимся в сознании, то весьма вероятно, что оно находится в некоторой связи с тем органическим потреблением, которое непременно связано с сознанием, что мы ощущаем, как время, работу внимания. При напряженном внимании нам кажется, что время идет очень медленно, при легком занятии оно проходит быстро. В состоянии притупления чувств, когда мы едва замечаем окружающую нас среду, часы быстро летят. Когда наше внимание совершенно исчерпано, мы спим. Во сне без сновидений у нас также нет ощущения времени. Если вчерашний день отделяется от сегодняшнего глубоким сном, то они связаны между собой, если не считать общих чувств, остающихся постоянными, только чисто интеллектуальной связью.
…С возрастом изменяется, по-видимому, мера времени. В настоящее время день мне кажется гораздо короче, чем в эпоху моей ранней юности. И кода я припоминаю секундный удар астрономических часов, который мне пришлось слышать в молодости, то в сравнении с ним этот (теперешний) секундный удар мне теперь кажется заметно ускоренным. Я не могу отделаться от впечатления, что моя физиологическая единица времени стала больше.
Пока мы бодрствуем, усталость нашего органа сознания беспрерывно возрастает и столь же непрерывно возрастает работа внимания. Ощущения, связанные с большей работой внимания, кажутся нам позднейшими.
…Так как внимание не может сосредоточиваться одновременно на двух различных органах чувств, то ощущения этих последних не могут быть связаны с абсолютно одинаковой работой внимания. Одно из них поэтому кажется наступившим позднее другого. Явление это носит название личной ошибки астрономов, и аналогия ему, по аналогичной же причине, встречается также и в одной и той же чувственной области. Известно, что оптическое впечатление, физически возникающее позже, может, однако, при известных условиях психически наступить раньше. Так, например, бывает, что хирург при кровопускании сперва видит кровь, а уж потом замечает и разрез.
…Если ощущение времени связано с возрастающим органическим потреблением или тоже беспрерывно увеличивающейся работой внимания, то становится понятным, почему и физиологическое время, как и физическое, не обратимо, а протекает лишь в одном направлении. Пока мы бодрствуем, то потребление, как и работа внимания, могут только возрастать, а не уменьшаться. Два рядом стоящие такта, представляющие для глаза и разума симметрию, не дают ничего подобного по отношению к ощущению времени. Вообще в области ритма и времени симметрии не бывает».
Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому.
М., 2005. С. 215–225
Вопросы
1. Кто из следующих мыслителей: Августин, Ньютон, Лейбниц, Мах считал, что время субстанционально, т.е. существует объективно и независимо от вещей и соответствующих им процессов? Каковы его (или их) аргументы?
2. Кто из названных мыслителей явно утверждает, что время – это атрибут, а не субстанция? Каковы его (или их) аргументы?
3. Кто из названных мыслителей явно утверждает, что время – это психический (либо физиологический), а не только физический процесс? Каковы его (или их) аргументы?
4. Дайте определение понятию «вечность».
5. Придумайте 4 модели, которые будут иллюстрировать: 1. Равномерное течение времени, 2. Ускоренное течение времени (т.е. то быстрее, то медленнее), 3. Необратимое течение времени (из прошлого в будущее, но не наоборот), 4. Обратимое течение времени (из прошлого в будущее, и наоборот).
6. По аналогии с проведенным анализом времени проведите анализ пространства. В частности, ответьте на вопросы: 1.Существует ли пространство субстанционально либо оно является атрибутом? 2. Существует ли единое, общее или универсальное пространство либо можно говорить об отдельных, не связанных между собой пространствах? 3. Можно ли говорить об объективном, физическом пространстве и о психологическом пространстве? Замечание. Каждый раз, дав тот или иной ответ, обоснуйте его.
7. Вселенная является безграничной (бесконечной) на самом деле либо только в представлении людей определенной культуры?