Распространение мистических идей

Тревожные симптомы сказались и на умонастроении социальных слоев. Стремление выйти за пределы регламентированной действительности порождало интерес ко всему необычайному, чудесному, фантастическому. Стали популярны рассказы о сверхъестественных явлениях, призраках, демонах, духах, неведомых народах и зверях, наводнивших даже сочинения, которые претендовали на научность. Магия, астрология, демонология становились все более популярными. Идеалом в глазах многих представлялись уже не герои «римского мифа», а мудрецы-провидцы, причастные к тайнам, посвященные в сокровенную мудрость индийских брахманов, египетских жрецов, персидских магов. Соответственно препарировались из пифагорейство, из которых изымалось политические и этические идеи, но обрастали новыми подробностями описания демонов, будто бы осуществлявших связь между богом и людьми, разрабатывались учения о мировой душе, об исполненном зла материальном мире, которому противостоит благой идеальный мир.

Проникновение христианства

Распространение мистических идей - student2.ru

Рельеф с изображением Митры, закалывающего быка. Мрамор. II-III вв. н.э.

Среди простого народа стал расти протест против богатых и знатных, что способствовало распространению христианства. О личности его основателя и его ближайших учеников, о времени создания христианских сочинений шли и до сих пор идут споры, породившие необозримую научную литературу. Но как бы все эти вопросы ни решались, несомненно, что раннее христианство стремилось ответить на запросы широких масс. В судьбе Христа простой человек искал образец жизни и смерти, которому духовную свободу и независимость. Оно отвергало богатых и знатных с их «мудростью», с их презрением к труду, подрывало уверенность в вечности существующих порядков и тем самым — моральную опору империи.

В отличие от распространявшихся прочих культов христианство не только не пыталось включиться в императорский культ, но и решительно его отвергало. Христианский автор Лактанций писал, что Иисус пришел на землю как сын плотника и умер смертью раба, чтобы за ним мог следовать всякий, даже самый бедный и простой человек. Христианство ставило новые цели — общие, для всех (достижение царствия божьего на земле) и индивидуальные, для каждого (достижение вечного блаженства в раю). Оно санкционировало разрыв с официальным миром, в котором нужно было жить, «воздавая кесарю кесарево», но не соприкасаться с ним внутренне. Христианство первоначально распространялось среди городских низов, но постепенно к нему стали примыкать и выходцы из других слоев. Они привносили свою философию, повлиявшую на учения различных христианских сект, писали трактаты, излагавшие христианское вероучение и опровергавшие греко-римскую религию. Правительство, после гонений Нерона, то репрессировало отдельных христиан за отказ от участия в императорском культе, то оставляло без внимания, считая христианство суеверием невежд, еще не понимая, что рост числа христиан — признак надвигающегося кризиса.

Кризис III в. н.э.

Распространение мистических идей - student2.ru

Митра, убивающий быка. Роспись митреума в Марино. Конец II в. н.э.

Первые симптомы кризиса проявились в правление Марка Аврелия (161-180 гг.). Задунайские и зарейнские племена достигли к этому времени значительного развития в сельском хозяйстве, ремесле, военном деле, стали образовывать военные союзы и повели наступление на империю. После изнурительной войны с Парфией Марку Аврелию на протяжении почти всего его правления пришлось вести войны с дунайскими племенами квадов, маркоманов и язигов, которым наследовавший Марку Аврелию Коммод, чтобы купить мир, обязался выплачивать дань. Войны и эпидемия чумы тяжело отразились на экономике империи. В Египте, где феллахи жестоко эксплуатировались, они массами бежали в дельту Нила и подняли восстание, известное как восстание «буколов» — пастухов. В Северной Италии и Южной Галлии дезертир Маттерн собрал отряд рабов и крестьян, наводивших страх на землевладельцев. В Сирии восстал наместник Авидий Кассий. При Коммоде снова обострились отношения императорского правительства с сенатом, и в 192 г. Коммод был убит.

Распространение мистических идей - student2.ru

Женский портрет. Первые века н.э.

Наши рекомендации