Марксизм как официальная идеология

Основные статьи: Социалистические страны, Марксизм-ленинизм

В ряде государств в течение тех или иных исторических периодов у власти находились различные политические партии и движения называющие себя марксистскими, или находившиеся под влиянием марксизма. Марксизм в этих странах зачастую объявлялся официальной государственной идеологией или был таковой де-факто.

Далеко не все политики, использовавшие и использующие марксизм для оправдания своих действий, действительно в нём разбирались и были его последовательными и убеждёнными сторонниками. Довольно часто марксизм использовался как идеологическое прикрытие для замыслов и действий, далёких от идей и целей марксизма[20].

Ряд современных исследователей высказывают мнение, что философской основой политических программ большинства компартий ленинского типа был догматизированный марксизм.[21]. Существует мнение, что марксизм послужил теоретическим обоснованием для тоталитарных коммунистических режимов XX века (см. здесь Марксизм как официальная идеология - student2.ru ).

Марксистские и постмарксистские школы и направления

Основная статья: Список теоретиков марксизма

Теория и идеология Маркса породила множество последователей как в научной сфере, так и в политике.

Российский марксизм XIX — нач. XX вв.

  • Плеханов Г. В.
  • Ленин В. И.
  • Сталин И. В.
  • Богданов А. А.
  • Троцкий Л. Д.
  • Мартов Ю. О.
  • Дан Ф. И.
  • Чхеидзе Н. С.
  • Аксельрод П. Б.
  • Федосеев Н. Е.
  • Потресов А. Н.

Российский марксизм XX в.

  • Выготский Л. С.
  • Лифшиц М. А.
  • Ильенков Э. В.
  • Вазюлин В. А.
  • Зиновьев А. А.
  • Мамардашвили М. К.
  • Степин В. К.
  • Чернышев С. Б.
  • Щедровицкий Г. П.

См. также: Позднесоветская философия

Российский марксизм XXI в.

  • Бузгалин А. В.
  • Колганов А. И.
  • Славин. Б. Ф.

Российский постмарксизм в конце XX — начале XXI в.

  • Кагарлицкий Б. Ю.
  • Тарасов А. Н.

Западный марксизм XIX — начале XX в.

  • Вернер Зомбарт
  • Карл Каутский
  • Карл Либкнехт
  • Роза Люксембург
  • Отто Бауэр
  • Карл Реннер

Западный марксизм и неомарксизм XX в.

  • Дьёрдь Лукач — проблемы отчуждения, товарного фетишизма.
  • Луи Альтюссер — структуралистский марксизм.
  • Эрнст Блох — философия надежды, марксизм как религия — как открытость будущему.
  • Вильгельм Райх — фрейдомарксизм, разработка идеи «сексуальной революции».
  • Франкфуртская школа.
  • Жан Поль Сартр — марксизм-экзистенциализм, проблемы отчуждения, свободы.
  • Антонио Грамши — гражданское общество, интеллигенция, культура.
  • Эрнест Мандель — изучение анатомии бюрократии в Советском Союзе и при капитализме; исследование перспектив её отмирания при переходе общества на качественно новую ступень развития.
  • Бертелл Оллман — отчуждение.
  • Перри Андерсон — британско-американский историк, теоретик движения «новых левых».
  • Рюбель, Максимилиан — марксистский историк и теоретик либертарного коммунизма.
  • Коркут Боратав — марксистский экономист, изучал проблемы распределения ресурсов и международной эксплуатации.
  • Валлерстайн, Иммануил — американский социолог-неомарксист, один из основателей мир-системного анализа.

Западный постмарксизм в конце XX — начале XXI в.



  • Мануэль Кастельс
  • Эрнесто Лаклау
  • Иштван Месарош — критика капитализма, проблемы отчуждения.
  • Шанталь Муфф

Критика

  • По мнению ряда историков и экономистов попытки построить «справедливое общество» на основе классического марксизма не только не жизнеспособны и утопичны, но привели к напрасной гибели миллионов людей во всём мире.[22][23] (см. также здесь Марксизм как официальная идеология - student2.ru ).
  • Видный российский философ и богослов С. Н. Булгаков считал, что детерминированность исторического процесса, постулируемая марксизмом, противоречит его же призыву к воздействию на историю. По словам Булгакова[24]:

Марксизм предсказывает наступление социализма, как астрономия — лунное затмение, и для осуществления этого лунного затмения организует партию.

  • Видный немецкий философ К. Т. Ясперс, высоко оценивая эвристическое значение марксизма, в то же время критиковал его за абсолютизацию выявленных им закономерностей в функционировании общества:

…научный марксизм дал чрезвычайно плодотворный метод познания, однако в качестве абсолютизированного тотального учения в области философии истории и социологии он превратился в заблуждение — что может быть научно доказано, — в мировоззрение, предающееся фантазиям.[25]

В итоге марксизм, считал Ясперс, оказался не наукой, а видом мифотворчества, основанным на вере в то, что разрушение существующего мира приведёт к рождению нового человека[26]



  • Известный философ К. Поппер считал марксистскую идеологию ошибочной, иллюзорной, по сути являющейся религией. Поппер считал, что существует множество путей исторического развития. Ненаучность марксизма он видел в догматизме мнения об отсутствии альтернатив развития. Марксизм, с точки зрения Поппера, не отвечает его критерию фальсифицируемости научной теории. Поппер отмечал, что ни К. Маркс, ни его последователи не доказывали, что «социализм» или «коммунизм» являются единственной альтернативой «капитализму».[27]

Бём-Баверк

Основная статья: О. Бём-Баверк: Критика экономической теории Маркса

Видный австрийский экономист Ойген фон Бём-Баверк, в своём труде «Критика теории Маркса», опубликованном в 1896 году, дал подробный анализ экономической теории Маркса. На основе обнаруженных расхождений и противоречий между 1-м и 3-м томами «Капитала» Бём-Баверк сделал вывод об ошибочности главных элементов теории Маркса: трудовой теории стоимости и теории прибавочной стоимости. Массовую популярность идей Маркса Бём-Баверк объяснял исключительно их психологической притягательностью для определённых слоёв населения[28]:

Толпа же — что вполне понятно — <…> переходит на сторону такой теории. Критическое исследование ведь не её дело; она просто следует своим желаниям. Она верит в теорию эксплуатации, потому что она ей приятна, хотя она и неверна; и она верила бы в неё и в том случае, если бы её теоретическое обоснование было ещё слабее, чем оно есть на самом деле.

Бакунин

С принципиальной критикой Маркса выступал известный теоретик анархизма М. А. Бакунин. Бакунин признавал «гениальность Маркса» и частично принимал его взгляды относительно классовой борьбы и природы капитализма. Однако он считал взгляды Маркса односторонними, а его методы — губительными для социальной революции. Особенно резко Бакунин выступал против концепции диктатуры пролетариата, указывая на опасность авторитаризма. Бакунин предупреждал[29]:

Если взять самого пламенного революционера и дать ему абсолютную власть, то через год он будет хуже, чем сам Царь.

Оригинальный текст (англ.) [показать]

Шумпетер

В посвящённой марксистской доктрине первой части книги «Капитализм, социализм и демократия» Йозеф Шумпетер называет марксизм подделкой под религию, обещающей рай уже при жизни. Успех марксизма обусловлен тем, что в нём иррациональные чаяния тех, кому плохо жилось, облечены в одежду научного анализа в соответствии с рационалистическими тенденциями эпохи[30].

В книге «История экономического анализа» Шумпетер оценивает Маркса только как социолога и экономиста, разбив его «вероучение» на «куски», которые делятся на социологическую и экономическую группы. Социологические «куски» содержат вклады в науку первостепенной важности, такие как «экономическая интерпретация истории». Но остальная часть социологии Маркса не нова и не оригинальна, а заимствована из радикальной литературы своего времени. С точки зрения истории экономической мысли Маркс должен рассматриваться как экономист-классик, представитель группы рикардианцев, его оригинальность заключается в эволюционном подходе к экономике, поиске механизмов изменений. Маркс — очень многословный, часто повторяющийся автор, за исключением первого тома «Капитала», его теоретические труды крайне неполно отражают его аргументацию, так что невозможно выделить наиболее важные положения. При чтении работ Маркса требуется отделять науку от идеологии:

…читатель, стремящийся не только к получению первоначальных знаний, но и к достижению иных целей, должен, конечно, научиться отличать факты и логически корректную аргументацию от идеологических миражей. Маркс сам нам в этом поможет: иногда, отчасти осознавая своё идеологическое заблуждение и всё же защищая свою идеологию, его язвительная риторика достигает высшей точки, и это обычно происходит там, где допускается ошибочная аргументация.

[31]

Историческая роль

Оценки исторической роли марксизма противоречивы.

Позитивные оценки

Марксизм как официальная идеология - student2.ru В этой статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке.

Российский историк и философ марксистского направления Ю. И. Семёнов в одной из своих работ писал[32]:

Марксистская политэкономия капитализма была создана в основном в середине XIX в. С тех пор в экономике капитализма произошли существенные изменения. Жизнь ушла вперед, а теория продолжала оставаться в основном такой, какой она вышла из-под пера К. Маркса. Результатом явилось расхождение между ней и реальным положением вещей. Экономическая теория марксизма в том виде, в котором она продолжала излагаться, явно устарела. Но это вовсе не значит, что она должна быть полностью отброшена. <…> Значительно больше, чем экономическая теория, устарела созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом концепция социализма. Она во многом лишилась теоретического обоснования. Многие противоречия капитализма были преодолены иными способами, чем те, на которые указывали основоположники марксизма. В целом во многом ошибочным оказалось их представление о путях социального переустройства капиталистического общества.

Лучше всего обстоит дело с марксистской философией вообще, материалистическим пониманием истории в частности. Все ключевые положения философии марксизма остаются актуальными и сейчас. Но это, разумеется, отнюдь не означает, что она не нуждается в дальнейшей разработке на основе обобщения новейших данных науки. Материалистическое понимание истории и сейчас продолжает оставаться наилучшим из ныне существующих подходов к осмыслению фактического материала, имеющегося в распоряжении общественных наук. С этим связан непрерывно растущий интерес к нему среди зарубежных исследователей, особенно среди этнологов и археологов.

Исторический процесс оказался более многомерным и многовекторным, чем он представлялся основателям марксизма в 19 веке. Однако влияние марксизма на историю 20-го века трудно переоценить (см. также здесь Марксизм как официальная идеология - student2.ru ). Марксистская теория и опыт её практической реализации оказывают огромное влияние на социальных акторов, способствовавших формированию компенсаторных механизмов, противоречащих конкурентной сущности капитализма, но сглаживающих и маскирующих сущностные противоречия капиталистического общества и способствующих его сохранению. Формы стратегического планирования развития экономики, модели прямого вмешательства государства и административное регулирование рыночной экономики в кризисных ситуациях, а также разветвлённая система социальной защиты современного западного общества во многом создана как ответ на вызовы господствующему классу со стороны социальных экспериментов, основанных на марксистской теории.[4] Например, в ответ на введение в Советской России восьмичасового рабочего дня в 1917 году, уже в 1919 году лидеры крупнейших западных стран заключили в Вашингтоне соглашение о введении восьмичасового рабочего дня и у себя[33]. В 1919 г. при активном участии западной социал-демократии с целью содействия эволюционному пути развития капиталистического общества при Лиге наций в качестве её структурного подразделения была создана Международная организация труда для предотвращения социальных конфликтов, улучшению социальной защиты, установления и поддержания социального мира между различными социальными слоями общества[34]. В 1919 г. в Женеве Международной организацией труда была принята Конвенция о рабочем времени в промышленности, ограничивающая рабочий день до восьми часов, а трудовую неделю до сорока восьми часов[35].

Существует мнение, что марксизм, а также опыт его практического применения в СССР:

  • представляет один из важнейших сдерживающих факторов, ограничивающих произвол господствующего класса, учитывающего последствия революций в своём отношении к решению социальных проблем[источник не указан 533 дня]
  • служит одной из немногих научно обоснованных попыток всестороннего анализа исторического процесса, не только систематизирующих прошлое и настоящее, но и имеющих прогностическую функцию (North, 1994; Maclellan, 1998)[36][37]
  • содержит в себе плодотворный метод научного познания, применимый также вне дискурса марксистской теории[38]
  • послужил идеологической основой формирования СССР.

По мнению политолога и публициста, представителя критического марксизма Б. Ф. Славина:

  • История подтвердила одно из основных положений марксизма: улучшение социального положения трудящихся пропорционально уровню их самоорганизации в борьбе за свои права[39].
  • Значительной притягательностью по сравнению с капиталистическим идеалом общества потребления обладает нравственный идеал марксизма, под который марксизм стремится подвести научное основание, — объединяющий всё человечество и придающий эсхатологический смысл историческому процессу в целом — освобождение человека от всех форм эксплуатации, построение справедливого бесклассового общества и формирование подлинного человека, всесторонне развитой личности, имеющей все возможности реализовать свой потенциал и удовлетворить все потребности.[39]
  • Некоторые исследователи утверждают, что основные положения марксистской теории не только не опровергнуты, но и становятся всё более актуальными по мере исторического развития[40].

Среди учёных существует и прямо-противоположное мнение, состоящее в том, что марксизм послужил теоретическим оправданием наиболее тяжких преступлений против человечества (см. Марксизм как официальная идеология - student2.ru )

Теория конвергенции

Признание теоретического потенциала марксизма со стороны некоторых западных философов нашло своё выражение в теориях конвергенции, рассматривающих тенденцию сближения капитализма и социализма в современном западном обществе и возможность совмещения достоинств социализма и капитализма в одном общественном строе[41][42].

Карл Поппер в работе «Открытое общество и его враги» наряду с критикой Маркса отмечал и его положительный вклад:

Следует признать, что многие вещи Маркс видел в правильном свете. Если ограничиться только его пророчеством относительно того, что системе не ограниченного законодательно капитализма, какой он её знал, не суждено существовать очень долго и что её апологеты, считавшие её вечной, заблуждаются, то мы должны сказать, что он оказался прав. Он был прав также, полагая, что в значительной мере именно «классовая борьба», то есть объединение рабочих, вызовет преобразование старой экономической системы в новую экономическую систему.

Одна из исторических закономерностей, на открытие которой он претендовал, носит, по-видимому, более устойчивый характер, чем другие. Я имею в виду тенденцию к развитию средств производства и особенно к росту производительности труда. В самом деле, кажется, что эта тенденция сохранится в течение какого-то времени, конечно, при условии, что не прервется ход цивилизации. Однако Маркс не просто распознал эту тенденцию и её «цивилизаторские (civilizing) стороны»; он разглядел также заключенные в ней опасности.

— Карл Поппер. «Открытое общество и его враги»

Негативные оценки

Некоторые историки считают, что влияние Маркса на исторические процессы было негативным. В частности, британский историк С. Себаг-Монтефиоре в своей статье в газете Daily Mail указывает на то, что именно марксизм послужил теоретическим обоснованием для тоталитарных коммунистических режимов XX века:

Ни одно философское учение со времен Адама не служило оправданием для такого количества убийств, [как теории Маркса]. … Без Маркса у Ленина и Сталина не было бы идеологии, позволившей им развязать террор против собственной страны, жертвами которого стали 60 миллионов человек. … Без Маркса не было бы ни Холодной войны, ни «железного занавеса», ни ГУЛАГа.

— Себаг-Монтефиоре. «Чудовище по имени Маркс»

См. также

Марксизм как официальная идеология - student2.ru

В Викисловаре есть статья «марксизм»

  • Австромарксизм
  • Бернштейнианство
  • Ревизионизм (марксизм)
  • Die Neue Zeit

Примечания

↑ Показывать компактно

  1. Марксизм // Большой энциклопедический словарь, 2000.
  2. На первые два положения указывал ещё Энгельс. См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 19
  3. К. Маркс в Письме И. Вейдемейеру от 5 марта 1852 года отмечал: «Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты — экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определёнными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведёт к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов». См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 28 с 424—427.

· Платонов С. После коммунизма. Книга не предназначенная для печати. /В. Аксёнов, В. Криворотов, С. Чернышёв. Молодая гвардия, 1989.

· http://www.disercat.com/content/problema-otchuzhdeniya-v-philosophii-frankfurtskoi-shkoly-neomarksizma-i-teoreticheskoe-nasledie-K.Marksa

·

полемика превратилась в более или менее связанное изложение представляемого Марксом и мной диалектического метода и коммунистического мировоззрения, к тому же в довольно обширном ряде областей знания. С тех пор как Маркс впервые изложил в «Нищете философии» и «Коммунистическом манифесте» этот метод, последний пережил двадцатилетний инкубационный период, пока с появлением «Капитала» он не стал захватывать с растущей быстротой всё более широкие круги.

— Энгельс Ф. «Анти-Дюринг», Предисловие ко второму изданию

· Учение К.Маркса и идея насильственной революции

· Маркс К., предисловие ко второму изданию «Капитала»

· Маркс К., Тезисы о Фейербахе

· Марксистская философия

· Диалектический материализм

· Базис и Надстройка

· Бём-Баверк, 2002, К завершению марксистской системы.

· Бём-Баверк, 2002, Теория эксплуатации.

· Современное значение экономической теории К. Маркса // В. Леонтьев. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. М., 1990.)

· Гофман А. Б. 7 лекций по истории социологии (недоступная ссылка с 13-05-2013 [1506 дней] — история)

· http://ecsocman.hse.ru/data/292/684/1219/92_plekhanovx20-x20lenin.doc

· Энциклопедия марксизма — Энциклопедия марксизма

· Энциклопедия марксизма — Энциклопедия марксизма

· Например, Б. Г. Бажанов в своих воспоминаниях Записки секретаря Сталина писал: «Революция совершена по марксистской догме. А как само Политбюро относится к этой догме? В первое же время моего секретарствования на Политбюро моё ухо уловило иронический смысл термина „образованный марксист“. Оказалось, что когда говорилось „образованный марксист“, надо было понимать: „болван и пустомеля“.
Бывало и яснее. Народный комиссар финансов Сокольников, проводящий дежурную реформу, представляет на утверждение Политбюро назначение членом коллегии Наркомфина и начальником валютного управления профессора Юровского. Юровский — не коммунист, Политбюро его не знает. Кто-то из членов Политбюро спрашивает: „Надеюсь, он не марксист?“ — „Что вы, что вы, — торопится ответить Сокольников, — валютное управление, там надо не языком болтать, а уметь дело делать“. Политбюро утверждает Юровского без возражений.»

· Философия XX века. Учебное пособие. — М.: ЦИНО общества «Знание» России, 1997.

· 190-летие Карла Маркса: Социализм против Капитализма, круглый стол. «…а как быть с десятками стран со ста миллионами жертв, которые были в XX веке в коммунистических режимах…»

· «Гуманизм и марксизм»: «…реальные преступления против человечности, на геноцид, развязанный лидерами „пролетарской революции“ в России. В ход идёт всё, что угодно. Например, было не 60 миллионов репрессированных, а, скажем, 5 или 10».

· Шафаревич, 1991, с. 369.

· Ясперс К. Т.. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. — М.: Политиздат, 1991. — 527 с. — (Мыслители XX в.). — ISBN 5-250-01357-0

· Шафаревич, 1991, с. 271.

· О. Тихомиров К. Поппер и психология

· Бём-Баверк, 2002, Теория эксплуатации, с. 280.

· Quoted in Daniel Guerin, Anarchism: From Theory to Practice (New York: Monthly Review Press, 1970), pp.25-26.

· Шумпетер Й. Глава I. Маркс — пророк // Капитализм, Социализм и Демократия = Capitalism, Socialism and Democracy / Предисл. и общ. ред. В.С. Автономова. — М.: Экономика, 1996. — 540 с. — (Экономическое наследие). — ISBN 5-282-01415-7.

· Шумпетер Й. История экономического анализа

· Семёнов Ю. И. Россия: что с ней случилось в XX веке // Российский этнограф. Вып. 20. — М., 1993

· Мейснер В. Б. Социалистический лагерь: общество и идеология. Учебное пособие для студентов всех форм обучения. Рязань, 2003, с.56

· Экономика труда и социально-трудовые отношения. Учебник. Под ред. Р. П. Колосова, Г. Г. Меликьяна, М., 1996, с.313

· "Бекяшев Д. К. Международное трудовое право. Публично-правовые аспекты. Учебник, М., 2015, с.7

· North, Bary. Marx’s Religion of Revolution. Tehas, 1993

· McLellan, David. Marxism after Marx. New York, 1998

· К. Ясперс. Смысл и назначение истории. пер. с нем., М., 1991, 517с.

  1. · Б. Славин. Марксизм: испытание будущим: О дискуссионных вопросах теории и истории марксизма. Москва, 2014
  2. А. Каллиникос. Marx: Hit and Myth, Socialist Review, &227, February, 1999
  3. D. R. Kelley. The Soviet Debate on the Convergence of the American & Soviet Systems. Polity 6 (2), 1973, pp. 174—196
  4. P. A. Sorokin. The Basic Trends of Our Times. New Haven, 1964

Литература

  • Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Изд. 2. — М.: Издательство политической литературы, 1955—1981 (pdf)
  • Андерсон П. «Размышления о западном марксизме» (монография) — М.: Интер-Версо, 1991. — 271 с. ISBN 5-85217-009-7
    • «На путях исторического материализма»
  • Багатурия Г. А. Размышления марксоведа. — Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. — 52 с. — ISBN 978-5-906233-11-0.
  • Блауг М. Экономическая теория марксизма // Экономическая мысль в ретроспективе = Economic Theory in Retrospect. — М.: Дело, 1994. — С. 207-274. — XVII, 627 с. — ISBN 5-86461-151-4.
  • Герен Д. Анархизм и марксизм (лекция, прочитанная Гереном в Нью-Йорке в 1973 году)
  • Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. — 5-е изд. — М.: Книжный дом «Университет», 2001. — 216 с., ил. ISBN 5-8013-0137-2
  • Кагарлицкий Б. Ю. Марксизм: не рекомендовано для обучения — М.: Алгоритм, Эксмо. — ISBN 5-699-13846-3 (Философский бестселлер)
  • Каутский К. Экономическое учение Карла Маркса 1886
  • Каутский К. К критике теории и практики марксизма («Антибернштейн») 1899 (djvu)
  • Классен Е. Г. Становление и развитие идеального. Концепция К.Маркса. Автореф. дисс...доктор философских наук. — Свердловск, 1988.
  • Корш К. «Марксизм и философия» (1923)
  • Ленин В. И. Три источника и три составных части марксизма // Ленин В. И. ПСС, т.23
  • Ленин В. И. Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма). ПСС, т.26. — с. 43-81.
  • Месарош И. По ту сторону капитала: к теории переходного периода
  • Розенберг Д. И. Комментарии к «Капиталу» Маркса.
  • Рюбель М. Маркс против марксизма. — М.: НПЦ «Праксис», 2006. — ISBN 5-901606-08-6
  • Семёнов Ю. И. «Марксизм и псевдомарксизм» // Семёнов Ю. И. «Россия: что с ней случилось в XX веке». — М.: Российский этнограф. Вып.20., 1993. (Дополнено по: Семёнов Ю. И. Великая октябрьская рабоче-крестьянская Революция 1917 г. и возникновение неополитаризма в СССР (Россия: что с ней случилось в XX веке) // Политарный (азиатский) способ производства: сущность и место в истории человечества и России. М., 2008. С. 149—235. Все дополнения даны в примечаниях в квадратных скобках).
  • Семёнов Ю. И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). — М.: Современные тетради, 2003. ISBN 5-88289-208-2
  • Фромм Э. «Марксова концепция человека» // Фромм Э. Душа человека. — М.: «Республика», 1992. — с. 375—414.

на других языках

  • S. D. Shenfield. VLADISLAV BUGERA: PORTRAIT OF A POST-MARXIST THINKER
  • Standing., Guy, The Precariat: The New Dangereous Class, London, 2011.
  • Elster J. Making Sense of Marx. — Cambridge, 1985.
  • Wolff, Jonathan. Karl Marx // The Stanford Encyclopedia of Philosophy / Edward N. Zalta (ed.),. — (Summer 2011 edition). — 2011.

Критика

  • Бакунин М. А. Государственность и анархия // Философия. Социология. Политика. — М.: Правда, 1989.
  • Бём-Баверк, Ойген фон. Критика теории Маркса. — Челябинск.: Социум, 2002. — 283 с. — 1000 экз. — ISBN 5-901901-08-8.
  • Бубнов В. А. «Антимарксизм». — СПб., 2000 г. ISBN 5-88977-030-7 (ошибоч.) ЛР N 064064 от 5 мая 95 года
  • Людвиг фон Мизес. Социализм. Экономический и социологический анализ. — М.: «Catallaxy», 1994, — С. 416. — ISBN 5-86366-022-8 (русск.).
  • Поппер, К. Открытое общество и его враги. Т. 1—2. — М., 1992.
  • Поппер, К. Нищета историзма. — М., 1993.
  • Рассел Б. Практика и теория большевизма / [Авт. послесл. В. С. Марков; АН СССР, Науч. совет «История революций и социал. движений»]. — М.: Наука, 1991.
  • Хайек Ф. А. фон. Дорога к рабству.: Пер. с англ. М. Б. Гнедовского / Предисл. Н. Я. Петракова. — М.: «Экономика», 1992. — 176 с. ISBN 5-282-01501-3
  • Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. — М.: Новости, 1992. — ISBN 5-7020-0445-0.
  • Черкезов В. Н. Предтечи Интернационала. Доктрины марксизма. — Пб.-М.: Голос Труда, 1919
  • Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой истории. — М.: Советский писатель, 1991. — ISBN 5-265-01-844-1.

Ссылки

  • Marxists Internet Archive
  • Марксизм (Статьи библиотеке журнала «Скепсис»)
  • Первоисточники по марксизму на сайте «Марксист»
  • 12. Marx’s Theory of History // Iván Szelényi (англ.)русск. Sociology 151 — Foundations of Modern Social Theory. — Open Yale Courses (англ.)русск. (англ.)
[показать] Марксизм как официальная идеология - student2.ru Марксизм
[показать] Марксизм как официальная идеология - student2.ru Современная философия

Категории:

  • Марксизм
  • Направления политической философии
  • Критика религии
  • Общественные науки
  • Философия Германии
  • Социальная философия
  • Идеологии
  • Политические теории

Навигация

  • Вы не представились системе
  • Обсуждение
  • Вклад
  • Создать учётную запись
  • Войти
  • Статья
  • Обсуждение
  • Читать
  • Просмотр вики-текста
  • История

Поиск

Начало формы

Конец формы

  • Заглавная страница
  • Рубрикация
  • Указатель А — Я
  • Избранные статьи
  • Случайная статья
  • Текущие события

Участие

  • Сообщить об ошибке
  • Сообщество
  • Форум
  • Свежие правки
  • Новые страницы
  • Справка
  • Пожертвовать

Инструменты

  • Ссылки сюда
  • Связанные правки
  • Спецстраницы
  • Постоянная ссылка
  • Сведения о странице
  • Цитировать страницу

Печать/экспорт

  • Создать книгу
  • Скачать как PDF
  • Версия для печати

В других проектах

  • Викисклад
  • Викиданные

На других языках

  • Башҡортса
  • Deutsch
  • English
  • Español
  • हिन्दी
  • Magyar
  • Қазақша
  • اردو
  • 中文

Править ссылки

  • Эта страница последний раз была отредактирована 8 февраля 2017 в 16:09.
  • Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
    Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации Wikimedia Foundation, Inc.
  • Свяжитесь с нами
  • Политика конфиденциальности
  • Описание Википедии
  • Отказ от ответственности
  • Разработчики
  • Соглашение о cookie
  • Мобильная версия
  • Марксизм как официальная идеология - student2.ru
  • Марксизм как официальная идеология - student2.ru

Наши рекомендации