НОВАЛИС (Novalis) (настоящие имя и фамилия — Фридрих фон Харденберг (von Haardenberg) (1772— 1801) — немецкий мыслитель, поэт и прозаик Йенского романтизма

НОВАЛИС(Novalis) (настоящие имя и фамилия — Фридрих фон Харденберг (von Haardenberg) (1772— 1801) — немецкий мыслитель, поэт и прозаик Йенского романтизма, в чьем творчестве наиболее полно выраже­но романтическое миросозерцание. Многие сочинения Н. были опубликованы после его смерти Шлегелем и Л. Тиком в журнале "Атеней". Главные произведения Н.: поэтически-философские "Фрагменты" (1802), "Христианство или Европа" (1799, опубликовано 1826), лирические циклы "Гимны к ночи" (1801), "Духовные песни", роман-миф "Генрих фон Офтердинген", повесть "Ученики в Саисе" и др. Взгляды Н. формировались под влиянием "Наукоучения" Фихте и немецких мистиков, особенно Беме. Н. воспел поэта и поэзию как самую глубокую и изначальную силу жизни. В противополож­ность миру материальных отношений между людьми Н. выдвигает духовный принцип бытия, который проявля­ется в сердечности и искренности человеческих отно­шений, в бескорыстной, одухотворенной, самоотвер­женной любви человека к человеку. Любовь, согласно Н., есть идеал, она способна объединять людей, давать жизни духовное содержание, преобразовывать мир. Со­временный мир, лишенный идеала, лишен и любви, — он недостоин человека, неистинен, ущербен и несовер­шенен. Н. пишет о глубокой неудовлетворенности дей­ствительностью, о "людях плоти", которые торжеству­ют, крепко стоят на ногах, пользуясь всеми реальными наслаждениями и благами, в то время как презирающие их романтики терпят поражение, и им не остается ниче­го другого, как оплакивать несовершенства жизни. Ро­мантическое раздвоение мира на материальный и духов­ный отражается, по Н., в раздвоенности души, в разо­рванности сознания, пагубных для личности. Отсутст­вие гармонии с действительностью неизбежно ведет к отсутствию в человеке гармонии с самим собой, стано­вится постоянным источником мучений. Выход Н. ви­дит либо в уходе от действительности в мир книг, искус­ства, в природу; в создании идеальных фантастических миров; либо в примирении с действительностью, что равносильно гибели; либо в идеализации прошлого: средневековья, которое сквозь призму романтического идеала наполнено светом и идиллией, а также первобыт­ной эпохи, не знающей противоречия личности и окру­жающей среды. Н. противопоставляет рационализму Просвещения культ чувства и творческого экстаза поэта, который понимает природу глубже, чем ученый, благо-

даря душевной чуткости и стремлению к красоте. Вос­принимая природу, человек наделяет ее собственными свойствами, находит в ней отклик на свои душевные со­стояния, однако воспринимая природу, он познает лишь самого себя: когда человек добирается до сокровенной сути вещей и срывает покрывало с тайны мира, то нахо­дит там лишь самого себя. Произведение искусства, со­зданное творцом, живет, по Н., своей жизнью, оно нео­динаково воспринимается и интерпретируется людьми, которые живут в разных странах и временах, в силу че­го его содержание, обретая новые смыслы, может ока­заться значительнее и богаче субъективных замыслов художника. Поэтому возможности искусства неограни­чены, оно способно преобразовывать общество и приро­ду. Н. считает, что слово неадекватно миру и поэтому внутреннее "я" личности принципиально бесконечно, универсально, неисчерпаемо, неповторимо, что размы­вает границы между противоположностями и их взаи­мопереходом. Это приводит к эстетической игре проти­воположностями — добром и злом, истиной и заблужде­нием, свободой и необходимостью, реальным и фантас­тическим, возвышенным и прозаическим, разумным и алогичным, а также к возможности стереоскопического синтеза в ткани художественного произведения различ­ных аллегорических рядов в рамках философского ми­фотворчества (см. София). В последние годы творчест­ва романтизм у Н. уступает место христианству, кото­рое, по мнению Н., способно духовно объединять лю­дей.

И.К. Игнатьева

"НОВЫЕ ОПЫТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУ­МЕНИИ" — работа Лейбница (написана в 1704, опуб­ликована в 1765).

"НОВЫЕ ОПЫТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУ­МЕНИИ" — работа Лейбница (написана в 1704, опуб­ликована в 1765). Была задумана как критический ответ на книгу Локка "Опыт о человеческом разумении" (1690) — см. "Опыт о человеческом разумении" (Локк). Лейбниц в 1695 ознакомился с этим сочинени­ем и написал к нему краткие замечания — он хотел на­ладить с Локком, находившимся в те времена на пике собственной популярности, переписку. Англичанин ук­лонился от заочной дискуссии, ответив посреднику: "Мы живем в полном мире и добрососедстве с господа­ми из Германии, поскольку они не знают наших книг, да и мы не читаем их сочинений". После того, как в 1700 в Амстердаме книга Локка вышла во французском пере­воде, Лейбниц получил возможность адекватнее понять ее смысл. Он выстраивает полемическое сочинение "Н.О.оЧ.Р." в виде диалога между двумя условными персонажами: Филалетом, представляющим Локка, и Теофилом, выражающим собственные мысли автора. Тем самым в данной работе Лейбниц мог просто сле­дить за ходом рассуждений Локка, которые послужили

ему опорой для собственных оригинальных мыслей. Книга фактически была написана в период с лета 1703 до начала 1704. Смерть Локка 28 октября 1704 исключи­ла возможность могущего состояться диалога. Лейбниц отметил: "Смерть господина Локка лишила меня жела­ния публиковать замечания к его сочинениям; теперь я предпочитаю опубликовать свои размышления, не свя­зывая их с чужими мыслями". Книга "Н.О.оЧ.Р." будет опубликована лишь через 49 лет после смерти автора. Хотя труд Лейбница может показаться направленным против Локка, но все-таки, в первую очередь, это изло­жение его собственной теории, никак не связанной с учением Локка. Оппонент понадобился Лейбницу лишь для того, чтобы привести в систему собственные мысли. В предисловии Лейбниц рассказывает о своих принци­пиальных расхождениях с Локком. В то время как Локк считает, что душа — это своего рода "чистая доска" ("tabula rasa"), на которой опыт пишет свои идеи, Лейб­ниц утверждает, что в душе потенциально содержатся такие принципы и понятия, которые невозможно вывес­ти из опыта. Для Лейбница опыт — лишь необходимое условие выработки знания путем рефлексии. Лейбниц выдвигает теорию бессознательных малых перцепций (восприятий), непрерывно воздействующих да душу че­ловека. Душа же обладает способностью к анализу, поз­воляющей уточнять неясные или запутанные понятия. В отличие от Локка, считавшего, что материя непознавае­ма, Лейбниц, напротив, утверждает, что она — единст­венное, что можно познать. Он отвергает идею о частич­ной и усеченной познаваемости природного порядка, которую отстаивал Локк. Ей он противопоставляет ме­тодологический постулат о полной познаваемости мира. В книге первой "Н.О.оЧ.Р.", посвященной "врожденным понятиям", Лейбниц высказывает несогласие с полным отрицанием понятия врожденных идей, содержащимся в теории Локка. Он считает, что еще до всякого опыта в душе существуют некоторые понятия, например, о са­мой душе. В душе присутствуют истины разума. Имен­но они строят связи между вещами, представляющими­ся душе. Способность духа познать эти истины — это "предрасположение, задаток, преформация, которая оп­ределяет нашу душу и благодаря которой эти истины могут быть извлечены из нее". Сюда же относятся об­щие и абстрактные интеллектуальные идеи. Таким обра­зом, в человеческом духе, в душе существуют врожден­ные принципы, являющиеся в то же время вполне раци­ональными, такие, например, как стремление "искать радости и избегать печали". Во второй книге "Н.О.оЧ.Р.", посвященной исследованию "идей", Лейб­ниц оспаривает выводы Локка относительно значения человеческого опыта. По Локку, идея рождается лишь при воздействии на сознание внешнего мира. Лейбниц

же выдвигает тезис о присутствии в душе некоего непо­средственного внутреннего объекта, который выражает реальность соответствующего внешнего объекта. Эта мысль отрицает концепцию "чистой доски". В душе со­держится немало понятий, которые нельзя получить с помощью чувств (бытие, субстанция, единичность, тож­дественность, причинность и т.д.). Потенциальное су­ществование идеи внутри души объясняется требовани­ем непрерывности и наличием разума, созданного са­мой душой. Познание имеет свою логику, согласно кото­рой оно собирает разрозненные восприятия, с тем чтобы придать им структуру, форму. Но это не значит, что ду­ша не способна разложить на части те действия, кото­рые осуществляет поначалу непроизвольно. Опираясь на анализ сложных идей, Лейбниц считает, что принцип их организации существует в душе еще до накопления данных о "субстанции". Идея обретает силу, когда она достаточно хорошо проработана душой и полностью от­вечает внешним объектам: "... признаком законченной идеи служит то, что благодаря ей мы можем в совершен­стве узнать возможность предмета". В третьей книге "О словах" Лейбниц рассуждает о языке и происхождении слов. Слова — это условные понятия, даже если в осно­ве их лежат первичные ассоциации — естественные или случайные. Лейбниц выступает против номиналистиче­ского понимания идей и общих терминов. Он считает, что сходство между вещами содержится в самой их при­роде. Если некоторые вещи объединяют под одним на­званием, то лишь потому, что сами эти вещи сходны между собой. Их сходство вполне реально. Мы не мо­жем "обладать знанием индивидов и найти способ точ­ного определения индивидуальности каждой вещи, не сохраняя ее самой, так как все обстоятельства могут по­вториться; самые незначительные различия остаются нами незамеченными; место и время не только не в со­стоянии служить для определения, но, наоборот, нужда­ются сами для своего определения в содержащихся в них вещах". Польза языка состоит в том, что он помога­ет определить и классифицировать вещи. А сущность вещи заключается в возможности воспринимать ее как именно эту вещь. Но в этом случае можно говорить об априорном ее знании. Встреча с действительностью и опыт убеждают нас в реальности определений. Соглас­но Лейбницу, "...то, что считают возможным, выражает­ся определением, но это определение только номиналь­но, если оно не выражает в то же время возможности, так как в этом случае можно сомневаться, выражает ли данное определение нечто реальное, т.е. возможное, по­ка опыт не придет нам на помощь и не покажет этой ре­альности a posteriori, если вещь действительно находит­ся в мире". Вещь имеет лишь одну сущность, но не­сколько определений (они зависят от места, которое мы

занимаем по отношению к вещи). Задача ученых состо­ит в постоянном и все более точном определении реаль­ности вещей и совершенствовании при этом употребля­емого нами языка. Определения вещей должны быть та­кими же точными, как у весов и мер: иногда следует ус­танавливать фиксированные границы. Следовательно, расчленение действительности с помощью понятий представляет собой в то же время и внесение в нее структурной упорядоченности. Лейбниц признает не­точность слов и нередкие злоупотребления ими. В пись­менной речи можно заранее договориться о терминоло­гии, а значит, выразить свою мысль более точно, чем в устной. Смысл книги четвертой "О познании" сведен к тому, что, по Лейбницу, несмотря на то что истина выяв­ляется путем сравнения идей, это не значит, что связи между идеями должны проявляться именно в данный момент. Продукт работы разума может содержаться в памяти или проявиться позднее: "Так как наше знание, даже наиболее доказательное, получается очень часто в результате длинной цепи выводов, то оно должно дейст­вительно заключать в себе воспоминание о некотором прошлом доказательстве, которого мы уже не различаем отчетливо, когда заключение уже сделано; в противном случае мы вечно повторяли бы это доказательство. И да­же в процессе доказательства его нельзя охватить сразу целиком, так как все его части не могут одновременно быть представлены в разуме; держа постоянно перед глазами предыдущую часть, мы никогда не дошли бы до последнего, завершающего заключение, звена. По этой же причине было бы трудно создать науку без письмен­ности, так как память недостаточно надежна". Знание может быть сведено к молчаливому признанию возмож­ности. Анализ и синтез — два вида деятельности разу­ма, которые позволяют вырабатывать все более и более точное знание. Чувственное познание заключается в том, чтобы установить на основе множества опытов "...связь явлений, т.е. связь того, что происходит в раз­ных местах, в разное время и в опыте разных людей... гарантирующую фактические истины относительно чувственных вещей вне нас, подобно тому как оптичес­кие явления находят свое объяснение в геометрии". Эту связь, по мысли Лейбница, можно также установить с помощью расчета вероятностей. Следовательно, она проясняется с помощью доказательств, построенных на основе истин разума. Анализ позволяет расширить зна­ние. Таким образом, даже те неполные представления, которые мы имеем о материи, позволяют нам постичь реальность субстанции через понимание гармонической связи, существующей между всеми явлениями. Лейбниц пишет: "Основа истинности случайных и единичных ве­щей заключается в том, что чувственные явления оказы­ваются связанными между собой в точности так, как

этого требуют истины разума". Говоря о методике пре­подавания наук, Лейбниц замечает, что к открытию или изобретению человек обычно приходит окольными пу­тями, редко совпадающими с последовательным дидак­тическим изложением их сути. Он сожалеет, что часто люди забывают, как делается изобретение. По этому по­воду обычно строят нелепые догадки. Лейбниц предла­гает рассказывать об обстоятельствах, при которых уче­ный приходит к открытию: "Часто имеется разница между методом обучения наукам и методом создания их, но не об этом здесь идет речь. Как я уже сказал, ино­гда случай давал повод к открытиям. Если бы отметили эти случаи и сохранили память о них для потомства (что было бы очень полезно), то факт этот явился бы очень важным элементом истории наук, но на нем нельзя бы­ло бы построить системы их. Иногда также изобретате­ли в своем движении к истине пользовались рациональ­ным методом, но прибегая при этом к очень окольным путям. Я считаю, что в важных случаях авторы оказали бы услугу публике, если бы в своих сочинениях они правдиво отметили следы своих попыток". Лейбниц считает, что при правильном построении гипотез анализ может выйти за рамки наблюдаемых явлений. Этот принцип — единственный, с помощью которого можно объяснить дедукцию, например в сфере этики. "Н.О.оЧ.Р." — наиболее законченное из сочинений Лейбница. Его огромное наследие (70 томов по 500 страниц каждый) в основном состоит из фрагментов, примечаний к произведениям различных авторов, а так­же писем. Наибольший интерес в "Н.О.оЧ.Р." представ­ляет идея о восприятии как едином целом. Разум приме­ряет к миру заранее существующие формы. Мысль о том, что восприятие строится из отдельных частичек, атомов (Локк) сегодня выглядит устаревшей. Позиция Лейбница в большей мере оказалась созвучной совре­менной науке.

A.A. Грицанов

Наши рекомендации