Идеалистические картины мира.
Они представлены в рамках английского сенсуализма 18 века (Дж. Беркли, Д Юм) и немецкой классической философии середины 18 – начала 19 вв. (И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, И.Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг). Философию данных авторов определяют по-разному:
· Дж. Беркли – объективный идеализм;
· Д. Юм – субъективный идеализм;
· Кант – критический идеализм;
· Г. Гегель – абсолютный идеализм;
· И.Фихте – субъективный идеализм;
· Ф. Шеллинг – объективный идеализм.
При всем своеобразии их мировоззренческих позиций, общим для них является утверждение, что первичная субстанция, единственная первооснова мира есть некое духовное начало: Бог, Дух, Абсолютная Идея, Сознание. Бытие материи либо отрицается, либо она выступает как порождение, модус идеи.
В наиболее завершенной и систематизированной форме идеалистическая картина мира раскрывается в творчестве Г. Гегеля, поэтому на ней мы остановимся подробнее.
Философскую систему Гегеля принято называть объективным или абсолютным идеализмом. В основе его философии лежит теория Абсолютной Идеи (АИ). Она является единственной субстанцией, подлинной реальностью и представляет собой саморазвивающуюся тотальность идей, с которой философия имеет дело как наука о всеобщем. Идеи, идеальное – это особый уровень бытия, это не есть единичные материальные вещи или же мысли людей, это законы и принципы, по которым существуют и развиваются эти вещи и мысли. Законы и принципы (идеи) существуют объективно, как в присутствие субъекта, так и без него. Идея есть суть любых вещей, в том числе и понятий.
Идеи обладают способностью самодвижения. В своем движении, АИ проходит три стадии (логическую, природную, духовную):
1. она осуществляет собственное становление и развитие;
2. она переходит в свое инобытие, т.е. в мир природы;
3. она завершает свое развитие в духовной культуре общества.
На третьей стадии происходит полное совпадение «мирового разума» с сотворенной им природой и обществом, тождество идеи и мира.
Таким образом, идеи, по Гегелю, существуют на трех уровнях: 1) идеи сами по себе; 2) идеи в природе; 3) идеи в духе.
Соответственно этому тройственному делению Гегель пишет книги 1. «Наука логики», 2. «Философия Природы», 3. «Философия Духа». Вместе они образуют «Энциклопедию философских наук».
Поскольку субъект познает мир посредством понятий, Гегель разрабатывает для философии особый язык - систему категорий, которые есть форма истины. Философия Гегеля - это система философских дисциплин, в которых прослеживаются три ступени развития АИ и используются соответствующие категории, раскрывающие суть процесса ее саморазвития. Для гегелевской философии характерен принцип троичности, триады.
Логика включает:
- учение о бытии (количество, качество, мера);
- учение о сущности (действительность, явление, существование);
- учение о понятии (идея, объект, субъективное понятие).
Философия природы:
- органическая физика (животные, растения, неживая природа);
- физика (индивидуального, особенного всеобщего);
-механика (Абсолютная механика, материя и движение, пространство и время).
Философия духа:
- Абсолютный дух (философия, религия, искусство;
- Объективный дух (нравственность, мораль, право);
- Субъективный дух (психология, феноменология, антропология).
На третьей стадии происходит самопознание духа. АИ познает саму себя как духовную основу природы, общества и человека.
Основная идея, пронизывающая философию Гегеля – это идея о единстве бытия и сознания, тождестве бытия и мышления, объекта и субъекта. «Все действительное разумно, все разумное действительно», - утверждает философ. Философия, по мнению Гегеля, есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении. «Я знаю много прекрасных наук, но науки, прекрасней философии, не знаю», - говорил Гегель. Философия есть высшая ступень развития Абсолютного духа, подлинное развитие истины, содержащейся в искусстве и религии. В философии идея познает саму себя, возвышается до своего «чистого принципа», происходит «желаемая завершенность» ее развития.
В.С. СОЛОВЬЕВ: «Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо изо всех философов только для него одного философия была все. У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего; у Гегеля, напротив, само сущее старается стать философией, превратиться в чистое мышление».