Основные направления и философские картины мира.

В поисках подобного метода в философии этого периода сформировались три основных гносеологических направления: рационализм(Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц), эмпиризм(Ф. Бэкон, Т. Гоббс) и сенсуализм(, Дж. Локк, Д. Юм, Дж. Беркли).

Рационализм(от лат. rationalis — разумный) основным источником знания считал разум, логическое рассуждение, теоретическое обобщение. Человек способен самостоятельно ориентироваться в мире, рационально перестраивать общество и миропорядок. Согласно Рене Декарту в разуме существуют изначальные образования (врожденные идеи, начала познания), которые не нуждаются в каком-либо обосновании и могут служить отправным пунктом для вывода и обоснования всех прочих знаний. «Мыслю, следовательно, существую» - гласит основополагающий тезис Декарта.

Рационалисты обосновывали истинность и универсальность метода дедукции, который заключается в последовательном мысленном переходе в процессе познания от общих положений к частным выводам. Они провозглашали разум ведущим в процессе познания, соответственно, для достижения истины необходимо максимально абстрагироваться от чувств и опыта. На опыт и чувства полагаться не следует, поскольку они недостоверны, иллюзорны, несовершенны. Тогда как разум содержит некоторое чистое знание, не искаженное результатами чувственного познания. Это знание априорно по отношению к опыту, оно абсолютно достоверно и истинно. Эти знания существуют в сознании человека изначально, поэтому Декарт назвал их «врожденными идеями», в частности, категории Бога, числа, души и тела, пространства и времени и т.д.

Декарт сформулировал ряд правил рационального познания, соблюдая которые возможно достижение истины. Во-первых, в процессе познания нужно допускать в качестве исходных только истинные абсолютно достоверные положения, имеющие статус аксиом. Во-вторых, каждую проблему нужно разделять на небольшие задачи. В-третьих, последовательно переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному. В-четвертых, соблюдать последовательность, не нарушая логической цепи. Конечную цепь познавательного процесса Декарт определял как достижение господства человека над природой.

Эмпиризм(от греч. empeiria – опыт) считал основным источником достоверного научного знания опыт, эксперимент.

Среди приверженцев эмпиризма ведущую позицию занимает Френсис Бэкон. В своих фундаментальных трудах «Новый Органон» и «Новая Атлантида» он излагает свой подход к проблеме познания мира и развития науки, доказывает, что источник знаний и критерий истины – опыт, Лозунгом Бэкона стал афоризм «Знания – сила». Он считал, что цель научного знания в привнесении пользы человеческому роду, в практической значимости знания. «истина – дочь времени, а не Авторитета» - утверждал философ.

Ф. Бэкон жестоко критикует рациональное познание, отмечая его недостатки, главным из которых полагал несовершенство разума, его способность домысливать, привносить что-либо от себя, вследствие чего впадать в заблуждения. Подобные заблуждения мыслитель именовал «идолами разума». Он выделял четыре группы идолов: «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы рынка» и «идолы театра». Знание существующих идолов, по мнению Бэкона, очень важно, поскольку помогает человеку избежать заблуждений. Но факт наличия этого знания является лишь предпосылкой для достижения истины, придти к которой возможно при использовании правильного метода познания.

Таким правильным методом Ф. Бэкон считал индукцию – последовательный мысленных переход от частных фактов к общим положениям. Исходной точкой в процессе познания эмпирики полагали опыт, возникающий на основе чувственного восприятия окружающего мира. «Нет ничего в разуме, чего ранее не содержалось в ощущениях» - гласит известный тезис эмпириков. Сознание человека Дж. Локк, например, ассоциировал с чистой доской (tabula rasa), на которой мир пишет свои письмена. Соответственно, не существует никаких априорных знаний, врожденных идей или еще чего-то подобного. Все знания человек получает в опыте через ощущения. Однако, простое накопление ощущений не эффективно, такие знания необходимо проверять и систематизировать. Сделать это позволяет эксперимент.

Сенсуализм(от лат. Sensus чувство, ощущение)утверждал, что единственной основой истинного познания являются ощущения.

Родоначальником английского сенсуализма считается Джон Локк. В трактате «Опыт о человеческом разумении» он доказывает, что не существует врожденных идей и принципов – ни теоретических, ни практических (нравственных), включая идею Бога. Все человеческое знание проистекает из опыта – внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексия). «Нет ничего в интеллекте, чего не было бы в чувстве,» - утверждал философ.

Если Д. Локк признавал источником наших мыслей внешний материальный мир, то Д. Беркли и Д. Юм, с позиций субъективного идеализма, опровергали эту установку. В частности, Д. Беркли в трактате «О принципах человеческого знания» отрицает саму идею материи как ложного понятия. Единственной субстанцией, основой мира и действующей причиной он считает Бога. Следовательно, и источник наших ощущений не материя, а Бог. Д. Юм полагал, что в процессе познания мы имеем дело даже не с ощущениями, а с нашими представлениями о них.

Множественность философских способов познания мира, мировоззренческий плюрализм ведут к тому, что философская картина мира утрачивает единообразие. Различные философские направления по- разному объясняют и описывают мир. Условно можно сказать, что в 17 веке доминирует механико-материалистическая картина мира, в 18 веке усиливает свои позиции идеалистическая, а в19 веке противостоят друг другу диалектико-материалистическая, позитивистская и иррациональная картины мира.

Упрощая и схематизируя онтологические концепции мыслителей Нового времени, попытаемся выделить главные идеи и положения данных направлений.

Наши рекомендации