Аспекты гороскопа зрелой личности
Мы переходим к личности четвертого уровня, зрелой личности. Этот человек отличается тем, что его внутреннее «я» им уже осознано и хорошо прочувствовано по своим проявлениям; это человек, вставший на путь в духовном смысле этого слова. Я думаю, что обретение пути — кризис не меньший, чем кризис перехода на уровень юношеской личности — но смысл его в каком-то отношении противоположный.
Переход на уровень юношеской личности в очень большой степени обесценивает все те программы и сюжеты, которые были в жизни человека; его жизнь не интегрирована. Он прорабатывает свои сюжеты, потому что чувствует, что они косвенно нужны внутреннему «я», но при этом оно почти не подсвечивает его жизнь своей энергией — человек видит свою звезду и старается идти к ней, но вокруг него темно, и он никогда точно не знает, подходит ли ему дорога, по которой он идет. И его самопознание идет тоже фрагментарно. Ему не вполне понятно, зачем ему то, что было с ним раньше, и то, что происходит сейчас, и то, что планируется в будущем
У зрелой же личности происходит частичная интеграция непосредственной жизни — по крайней мере, ее основных сюжетов и ценностей. Оказывается, что все, что было в жизни человека, для него важно, а все, что будет, тоже важно и в общих контурах просматривается: не на уровне событий, а на уровне основных программ. И внутреннее «я» подсвечивает все ценности, которые есть у человека на данный момент.
Он может больше не лицемерить перед самим собой: он может заниматься только тем, что в самом деле ему нужно. Другое дело, что его программы и ценности не очень хорошо сочетаются друг с другом. Тут со всей остротой встает тема безупречности, тема тердециля — однако я не буду забегать вперед.
Роли.Какие же роли свойственны зрелой личности? О зрелой личности следует говорить с уважением, с пиететом; насколько я на это способен, я постараюсь.
Если этот человек проявляется во внешнем мире, то видно, что это действительно зрелая личность. Это человек, который многое проработал. Ничего случайного, по крайней мере, по большому счету, в его жизни нет. Обычно он выступает в роли учителя, в роли мастера, который не только освоил какое-то мастерство, но и может его передать своим ученикам. У него образуется то, что называется школа. Отпечаток его личности остается не только на том, что он конкретно делает, но и на том, что он делает косвенно — например, в трудах его учеников.
Это не обязательно духовный учитель. Это может быть учитель светского направления, допустим, глава научной школы. А если это интровертная личность, больше погруженная в себя, нежели настроенная на внешние взаимодействия, то она может создавать вокруг себя тонкую реальность, подобную той, которую создает учитель бхакти-йоги высокого уровня, когда все, что появляется вокруг него, освещается и озаряется светом Божественной любви.
Это может быть и человек, который постигает себя и никого не учит, мистик высокого уровня. И тогда для него мистичным будет все, к чему он прикасается, и все, что он всерьез делает, будет для него проявлением его внутреннего «я», и он будет именно так к этому относиться. Это может быть святой отшельник, аскет — в истинном смысле этих понятий.
Для этого человека характерно то, что у него не бывает сильных сбоев, хотя и возможны мелкие огрехи и недочеты; о них мы поговорим чуть позже. Однако это огрехи именно с его точки зрения: окружающим, а особенно ученикам, они обычно идут на пользу. Или они их вовсе не замечают. Но он сам про себя знает: здесь можно было быть и поточнее; а здесь можно было бы сделать потоньше. Но снаружи это не очень заметно. Для этого человека характерна очень высокая требовательность к себе и уважение к другим людям — всем без исключения.
А теперь поговорим про аспекты гороскопа личности четвертого уровня.
Соединение.Этот человек идет по пути. И его путь сам расставляет акценты, сам направляет его на те или иные веточки Дерева Жизни. В соединениях ( в том числе множественных), как правило, ведущая планета определяется сюжетом, который человек проживает. Остальные планеты располагаются вокруг нее на подчиненных ролях, снабжая ее различными оттенками, причем в разное время по-разному. И человек в общем и целом с этой ситуацией справляется: нужную ему планету он ставит как основную, а остальные участвуют как вспомогательные сателлиты, они дают ему нужную по ситуации окраску, включаясь в основном тогда, когда нужно.
В сферах соединения человек осваивает технику работы с модальностями и субмодальностями. И на первый план выходит не проблема взаимного согласования планетных принципов, а проявление творческого начала, заключенного в соединении. Для этого человека интересно не то, что он не умеет их сопрячь, соединить друг с другом, и от этого происходят непредсказуемые неприятности. Нет, в принципе он это умеет. Но, тем не менее, при этом всякий раз у него идут неожиданные, непредсказуемые эффекты — и именно они и интересуют его в первую очередь.
У него появляются первые опыты синтеза соединений. Синтез планетных принципов это, как вы понимаете, очень сложная вещь, потому что все они очень разные. Но, тем не менее, какие-то спонтанные опыты такого синтеза у него иногда получаются. Полностью синтез планет осваивается на пятом уровне личности, у интегрированной личности, но я про это вам рассказывать не буду. Это вы сами расскажете мне, когда этот уровень проживете и освоите.
Множественное соединение. Это вулкан с извергающейся лавой, как я уже вам говорил. Но в случае зрелой личности он уже частично управляем. Человек может активизировать один поток лавы и существенно перекрыть другой. Другими словами, он может активизировать одну из планет стеллиума, но если внешняя или внутренняя ситуация ему четко включает другую, то он с ней сражаться не будет, он к ней приспособится.
Множественное соединение для него — источник связи с его внутренним «я» в его творческом, хотя и трудно управляемом, варианте. Оно представляет для него большой интерес и конструктивный вызов.
Оппозиция.В «оппозиционных» сюжетах этот человек умеет (или быстро учится) выступать в роли любой из двух планет, образующих оппозицию. Он умеет увидеть своего врага как партнера, и склонен мыслить его как оппонента — но не противника. Он стремится выстраивать балансы между оппозиционными планетами и в своем внутреннем мире, то есть находить конструктивные сюжеты взаимодействий между соответствующими внутренними ролями. Это, правда, в меньшей степени удается ему в случае множественных оппозиций, которые, несмотря на все его усилия, причиняют ему массу мелких неприятностей. Такую конфигурацию гороскопа, как шестикратная оппозиция (например, две планеты в соединении в оппозиции к трем планетам в соединении) даже на уровне зрелой личности освоить и проработать чрезвычайно сложно. Ощущение от нее похоже на плавание по волнующемуся морю на доске под парусом во время сильного порывистого ветра. Но, тем не менее, иногда зрелой личности удается удержать равновесие и в такой ситуации. Постороннему наблюдателю при этом кажется, что человек невероятно ловок и устойчив. Сам для себя он знает, что время от времени падает, но потом быстро встает обратно, так что окружающим это не очень заметно. Однако это требует от него многих сил и особой концентрации внимания.
Зато проработанная оппозиция дает необыкновенную устойчивость — большую, может быть, чем любой другой аспект. Здесь у человека есть две ноги, на которых он прочно стоит, широко их расставив. Другими словами, планеты в оппозиции у него друг с другом не воюют, а сотрудничают, эффективно друг другу помогая и друг друга прикрывая.
Даже когда этот человек с кем-то сражается, с кем-то воюет — неважно, с другим человеком или, предположим, с мировым хаосом (последнее типично для оппозиции Урана), то он всегда помнит: его враг — это тоже он.
Интересная тема — оппозиция Солнца. В какой мере этот человек будет с кем-то воевать или соперничать, откровенно нажимать, подавлять чужую волю? Оппозиция есть оппозиция, и обязательно будут возникать ситуации, когда его воля окажется каким-то образом противопоставлена внешнему миру или его собственным внутренним процессам. Но эту ситуацию он обязательно будет прорабатывать в самой глубине своей личности. Возможно, вначале она придет к нему извне. Тогда он станет осознавать ее изнутри, сопрягая со своим внутренним «я», и оно даст ему рекомендации, как именно ему эту внешнюю оппозицию можно использовать и разумно отрабатывать. И только после этого он приступит к внешним действиям, и это будет очень тонкая, филигранная работа.
Если вы будете искать у этого человека оппозиции как прямые полярности, вы можете их вообще не увидеть. И вам покажется, что астрология не работает. Однако вероятнее другое — он отрабатывает их тоньше, чем вы предполагаете (и можете вообразить). Но если вы ему скажете на понятном ему языке про тонкую внутреннюю балансировку, он с вами согласится, хотя вы сами этого в его жизни и поведении не увидите.
Вообще, чем выше уровень личности, тем легче человек соглашается с интерпретацией карты, если вы не толкуете ее примитивно. В принципе, здесь астрология работает точнее, если вы избегаете прямолинейных интерпретаций.
Трин.Здесь трин — аспект редкий (орбис у него маленький, меньше 3°), и он дает способность нести гармонию во внешний мир. И это главное, что зрелая личность ценит в трине. Здесь в сферах трина происходит не зализывание личных ран, что типично для юношеской личности, а трансляция гармонии во внешний мир. В какой-то мере, она, конечно, тратится на самого человека — но очень естественным образом. Трин дает хорошую адаптацию, таланты, способности — и здесь они человеком хорошо используются. Он нагружен своей жизнью (и нередко большими эгрегорами), и там, где у него есть возможность сэкономить силы, он их экономит. Там, где у него есть возможность, пользуясь своими умениями, данными ему от природы, что-то сделать, он это делает, и делает хорошо.
Здесь, может быть, впервые со всей остротой встает проблема поверхностности той гармонии, которую несет трин. Человеку хочется, чтобы то, что он делает, было по возможности глубоко и материально — однако трин, если вы помните, иногда может интерпретироваться как недоквадрат, и здесь это очень ощущается. В сферах трина человек легко достигает поставленных целей, ему сопутствует удача, но все у него получается не только легко, но и легковесно, и это ему порой не нравится. Ему иногда кажется, что он гребет жар чужими руками, что другие работают на него, на его цели и это его смущает. Его начинают волновать проблемы того рода, например, что его личный рост идет за счет того, что он делает что-то для другого человека — а тот при этом буксует или вовсе идет вниз.
Здесь осложняются отношения человека с мировой гармонией, а точнее говоря, с тем, что стоит за аспектом трина и числом 3: ему больше бросаются в глаза локальные дисгармоничности, которые всегда, естественно, существуют, но раньше трин в своих сферах закрывал ему их видение. Теперь же это встает для человека как мировоззренческая проблема, и он с ней разбирается. Например, его начинает беспокоить то, что у него в сфере трина есть драматичные обстоятельства, которые его почему-то не волнуют. Там, где трин, у него в целом все хорошо. «Почему меня не волнует война в Индокитае? Там людей убивают ни за что, и вообще, плохо там. А меня это не волнует! А должно же волновать!» И для него это совсем не простая и не надуманная проблема. И хорошо еще, если в Индокитае. А если собственные дети болеют, а его это особенно не волнует, и он почти ничего в связи с этим не делает и, вроде бы, и не должен? Как это может быть?
Квадрат.Здесь квадрат ценится высоко. Как вы уже, наверное, поняли, чем выше уровень личности, тем выше и ценность квадрата. Он дает осознание серьезности, важности и ответственности задач, возложенных на человека — а также энергию и материю, нужные для их решения. Человек, может быть, десять воплощений ждал, пока ему дадут эту тему — для серьезной, конкретной проработки, — и тут, наконец, ее дали. И он к этому соответственно и относится. Здесь квадрат интерпретируется как возможность материализации необыкновенно тонких идей, планов, у которых нет почти никаких шансов на то, чтобы быть воплощенными. А квадрат эти шансы дает. Конечно, квадрат сохраняет свои основные черты — духу неудобно, в материю он вписывается с трудом, но для человека это почти сплошной восторг.
Другими словами, для него это очень творческий аспект. Идея при своей первичной материализации всегда располагается в формах неуклюже, но человеку очень интересно, как именно это произойдет. Так родители смотрят на своего годовалого ребенка, делающего свои первые шаги. Его сильно кренит то вправо, то влево, он теряет равновесие и плюхается на пол в очень неудобную для себя позицию. А для родителей это все страшно интересно, их волнуют все подробности его освоения такого нового и трудного искусства прямохождения.
Так психотерапевт лечит душевнобольного. Как именно пойдут его первые шаги социальной адаптации, его попытки нахождения удовлетворительного баланса с самим собой, установления дипломатических, а не военизированных отношений между фигурами внутреннего мира? Все это идет очень тяжело, неловко, но для терапевта страшно интересно. Для него это и есть его творчество.
Свободы в квадрате нет, здесь как бы тесно. Грубости здесь уже нет, но грубоватость остается. И для того, чтобы ее минимизировать, нужна большая точность.
Квадрат всегда учит принципу уважения к реальности. И здесь его уроки осознаются на глубоком, почти философском уровне. Человек ощущает и осознает, что есть плотная реальность, у которой есть свои законы, часто отличающиеся от законов тонкого плана мира, откуда спускается идея, воплощающаяся посредством квадрата. И у тонких законов есть свои особенности, которые надо учитывать и которые всегда неожиданным образом проявляются при работе в соответствующих квадрату сферах.
Квинтиль на этом уровне воспринимается как аспект сильный, энергичный, изворотливый, примитивно-живой, который надо еще дрессировать и дрессировать, то есть как опасное, дикое, недисциплинированное животное, которое нуждается в пристальном присмотре. Но его нельзя удушить. Знаете, как начинающего фехтовальщика учат держат шпагу? Ее надо держать в руке как птичку. Слишком слабо будешь держать — вырвется и улетит. Слишком сильно — задохнется.
Если квинтиль попытаться полностью зажать, он превратится в прямого врага и, кроме того, его жизненность невозможно полностью уничтожить или задавить. Жизнь всегда находит обходные пути. Однако, если полностью отпустить ее на волю, она делается примитивно-грубой. Примитивность квинтиля связана с тем, что он, при всем видимом разнообразии своих проявлений, всегда дает вариации на одну и ту же тему, и от нее не отходит. На уровне зрелой личности живость квинтиля уже не воспринимается как творческое начало, а его вариации могут быть хороши, лишь если их вводить в адекватные рамки. Впрочем, при проработке это очаровательный, непосредственный, по-хорошему непредсказуемый аспект. Но проработка здесь весьма и весьма непроста. Подробно здесь я не могу ее описывать, но если в двух словах, то это укрощение и окультуривание дикой свободы, воспитание послушного, но не задрессированного до тупости домашнего животного.
Секстиль на четвертом уровне личности — это сильный, очень конструктивный и в большой мере прямолинейный аспект. Он символизирует программу строительства дома — для кого-то. Или для чего-то живого. Секстиль хорош как фундамент, как некоторое основание. После того, как основание выстроено, можно уже заниматься более тонкими вещами. Так, например, когда человек въезжает в новую квартиру, он некоторое время тратит на устройство жизни в своем новом доме — и в это время работает секстиль. Однако тут нужно знать, когда остановиться, и, обустроившись, начинать нормальную жизнь и возвращаться обратно к свойственным данному человеку занятиям.
Если человек про это забывает, то секстиль заставляет его все время заниматься поддержанием дома и достаточно жестких структур, лежащих в его основе. Поэтому этот аспект в случае зрелой личности очень ограничивающий — если человек его неправильно понимает. Если он строит дом для других, то это гораздо конструктивнее. Но тут возникает следующая проблема: дом, построенный для других, со временем начинает угнетать своих жильцов, и об этом человеку тоже нужно думать.
Септиль, как вы помните, символизирует духовность в чистом виде, прямой канал в высшие области тонкого мира. Он дает прямую религиозность, прямую связь со своим внутренним «я» и возможность взаимодействия с ним. Ему свойственны требования особой чистоты и большая прямолинейность. Здесь внутреннее «я» дает прямые команды, и человек вынужден слушаться. Если вы попадаете ему какой-нибудь своей планетой на этот септиль, то в ее сферах вы быстро окажетесь под диктатом его внутреннего «я», и, возможно, станете его духовным учеником в узком смысле этого слова. Какие тут вероятны эффекты? В какие-то моменты вы можете видеть его просто как Бога. А он сам должен тщательно следить за тем, чтобы это не приводило ни его, ни вас к нежелательным побочным эффектам, например, идолизации его образа в ваших глазах.
Септиль дает прямолинейность программ, которыми он ведает, и сложность их стыковки друг с другом. Проблема зрелой личности заключается в том, что отдельные ее программы могут быть очень хорошо отработаны, но при этом неуклюже сочетаться друг с другом. Здесь еще нет интеграции личности, и сам путь, по которому человек идет, изобилует петлями, которые друг с другом тоже могут плохо сочетаться. И септиль в этом отношении может создавать большие проблемы.
Вот, например, очень религиозный человек с септилем Луны в карте — тогда религиозность будет прямо-таки пропитывать все его бытие. И, представьте, он встречается с человеком другой веры. Тут одного лишь теоретического признания права на ее существование не хватает, начинаются энергетические, мировоззренческие и теологические проблемы, с которыми этому человеку справиться достаточно сложно. Но здесь внутреннее «я» может ему помочь выработать правильную позицию и как-то выстроить парные отношения, хотя это и будет достаточно сложно.
Полуквадрат.Я уже говорил, зрелая личность — это часто мастер, профессионал высокого уровня. Полуквадрат дает в данном случае профессиональную магию, искусное владение простыми, но могущественными магическими инструментами. Какие бывают простые магические инструменты? Пишущая машинка, например. В принципе — все, что помогает человеку воплощать свою (тонкую) идею в плотный план. Может быть, он (она) вышивает на пяльцах или делает глиняный горшок, но при этом настолько точно владеет этими инструментами, что это получается самая что ни на есть реальная магия и колдовство.
Нонаген.Здесь уже ритуал осваивается как инструмент. На третьем уровне личности ритуал вначале приходит как естественно формирующаяся привычка, и лишь через некоторое время человек осознает, что ему очень трудно из нее выйти, что она стала фактически мощным магическим ритуалом.
Однако на уровне зрелой личности ритуалы сознательно формируются самим человеком вместе с теми целями, которые он перед собой ставит. И он сам может их разрушать по мере необходимости — по крайней мере, проработка нонагена идет по этой линии. Человек сознательно и целенаправленно создает супергармоничные, сверхустойчивые, периодически повторяющиеся ситуации для достижения тонких целей, выходящих за пределы самих этих ситуаций. Это в первую очередь ритуалы, мистерии, обряды — словом, все, что постоянно используется в практике любой религии, и в гораздо меньшей степени мирянами в обыденной жизни — хотя надо сказать, у людей с сильными нонагенами жизнь сама по себе выстраивается таким образом, что любые регулярно повторяющиеся ситуации получают сильный мистериальный оттенок, и они при этом достигают достаточно тонких целей, например, человек при этом связывается с высокими эгрегорами, даже если он до конца не осознает этого.
И эта культура осознания ритуальности жизни, особо высокой оценки регулярно повторяющегося труда, когда человек по видимости сам же уничтожает его результаты, высоко развита на Востоке. Домохозяйка не просто варит обед, который тут же уничтожается голодными детьми, а потом моет посуду, которая вечером будет снова испачкана — при этом она мистически соучаствует в великом цикле созидания и умирания Вселенной — помните космогоническую схему? И в сферах нонагена подобные метафоры даны человеку не как удачные мыслеобразы, а в непосредственном ощущении. Я надеюсь, что в той культуре, которая сейчас создается, жизненные ритуалы будут более тонко пониматься и лучше использоваться, ибо в нашей культуре они практически отсутствуют.
Но у зрелой личности мировоззрение формируется под прямым воздействием внутреннего «я», а не только под влиянием жестких социальных архетипов, и она это понимает гораздо лучше и адекватно использует в организации своей жизни — и внешней, и внутренней.
Дециль.В сферах этого аспекта идет освоение зрелой личностью своих гуманитарных способностей, наработка энергетических каналов, связывающих его с Адамом Кадмоном. В этих сферах особенно ощущаются ее гуманитарные способности. Человек чувствует тонкость этого аспекта, его специфику и, в частности, принципы планет, которые образуют дециль, а также границы его действия.
Ундециль.Здесь происходит отход от упоения идеей и практикой жертвенности (что характерно для предыдущего уровня), и осмысление в более широких рамках плотной жертвенности и дисгармоничности отношений тонкого и плотного планов. Здесь ставится вопрос об осмысленности, об эффективности жертвы, о смягчении ее участи. Например, во многих религиях человеческие жертвоприношения в какой-то момент заменялись жертвоприношениями животных — происходила символическая замена. И это уже определенная проработка ундециля. Хотя говорить, что тема человеческих жертвоприношений снята с повестки дня, я бы не стал — просто она носит гораздо менее упорядоченный, я бы сказал — варварски-стихийный характер: за примерами войн и терроризма, ходить, увы, далеко не надо. И если говорить про человеческие жертвоприношения и о том, с чем мы подходим к концу ХХ века, то я могу сказать, что количество человеческих жизней, пожертвованных на алтаре войн и лагерей, существенно превосходит по своим масштабам жертвы, приносимые в древних культурах. Так что научилось ли человечество делать символические замены человеческим жертвам — это еще вопрос. Я надеюсь, что следующий век даст более глубокое понимание того, что такое эгрегор и почему социальный эволюционный уровень настолько низок, что без гибели многих совершенно невинных людей не смогли обойтись в ХХ веке даже самые просвещенные страны. Социальная психология, я думаю, только сейчас начинается, но я не сомневаюсь, что в следующем веке в ней произойдут революционные открытия.
Испытания зрелой личности под ундецилем более осмысленны. Здесь человек часто выступает уже не в роли испытуемого, а в роли испытателя, и старается проводить испытания и жертвы так, чтобы они были реально необходимы. При этом дисгармоничные эффекты плотного плана в какой-то степени минимизируются, хотя по-прежнему остаются.
Полусекстиль.Здесь хорошо отрегулированная жизнь идет как определенный этап, как сложный инструмент организации реальности, как определенная часть жизни, на которую можно опереться, но затем надо идти дальше. Ограниченность сюжета полусекстиля, которая еще не понималась на уровне юношеской личности, здесь человеком уже осознается. Это не значит, что человек ее так легко преодолевает. Однако он приходит, организует эту жизнь для себя и для других, некоторое время ею пользуется, но потом идет дальше — может быть, разрушая то, что он выстроил.
Остальные аспекты, свойственные зрелой личности, я вам рассказывал именно в их интерпретации для гороскопа четвертого уровня. И поэтому сейчас просто напоминаю, что там еще есть тердециль, акцентирующий темы тонкой критики и безупречности; квардециль, ведущий темы духовного Учителя и высокого духовного Учения; квиндециль, символизирующий непосредственную гармоничную и очень точно сбалансированную жизнь; и седециль, открывающий в соответствующих сферах темы высокой инструментальной магии и работы с Мировым Разумом — уже почти напрямую.
На этом я заканчиваю эту тему. Если вас интересуют эффекты и аспекты, которые возникают у интегрированной личности — почитайте «Каббалу чисел»: я надеюсь, что соответствующие интерпретации теперь будут вам более понятны.
Всем спасибо. До свидания.
Приложение 1 Таблицы орбисов аспектов
Приложение 2 Таблицы синастических орбисов
Содержание
Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ. НИЗШИЕ ПЛАНЕТЫ — 2
Лекция 2. ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЕТЫ — 21
Лекция 3. СОЕДИНЕНИЕ, ОППОЗИЦИЯ, ТРИН — 42
Лекция 4. КВАДРАТ, КВИНТИЛЬ, СЕКСТИЛЬ — 66
Лекция 5. СЕПТИЛЬ, ПОЛУКВАДРАТ, НОНАГЕН — 86
Лекция 6. ДЕЦИЛЬ, УНДЕЦИЛЬ, ПОЛУСЕКСТИЛЬ — 112
Лекция 7. ТЕРДЕЦИЛЬ, КВАРДЕЦИЛЬ, КВИНДЕЦИЛЬ И СЕДЕЦИЛЬ — 138
Лекция 8. ГОРОСКОПЫ ИНФАНТИЛЬНОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ ЛИЧНОСТЕЙ — 166
Лекция 9. ЮНОШЕСКАЯ И ЗРЕЛАЯ ЛИЧНОСТИ И ИХ ГОРОСКОПЫ — 183