Занятие 3: «СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ»
Основные понятия:сознание, самосознание, рефлексия, ментальное, интроспекция, феноменальное, интенциональность, отражение, нейрофизиология, мышление, чувственность, врожденные идеи, бессознательное, тождество личности, интерсубъективность, субъектность, знаковость, искусственный интеллект
1. Семинарские вопросы:
1.1. Эволюция философских представлений о природе сознания.
1.2. Проблема личности и самосознания.
1.3. Роль языка и речи в формировании сознания и мышления.
2. Методические рекомендации:
2.1. Проблема сознания – одна из центральных и наиболее дискуссионных проблем в философии. При подготовке к занятию студенты должны ознакомиться с ключевыми положениями основных философских концепций сознания (субстанциализм, материализм, функционализм, феноменология, экзистенциализм). Особое внимание следует обратить на актуализацию проблемы сознания в современной философии в связи с поиском механизмов социокультурной детерминации сознания (постструктурализм).
2.2. При рассмотрении феномена самосознания студентам следует ознакомиться с различными вариантами трактовки понятия «личность». Особое внимание следует обратить на сложившееся в классической философии противостояние двух разных пониманий личности: cogito Р. Декарта (сознание как рационально действующий агент) и «пучок восприятий» Д. Юма (сознание как множество отдельных восприятий).
2.3. При изучении роли языка и речи в структуре сознания студенты должны ознакомиться с ключевыми положениями современной лингвистической философии. Особое внимание следует уделить цензурирующей роли, которую может играть грамматика языка и различные виды дискурса по отношению к логике мышления («гипотеза лингвистической относительности Сэпира-Уорфа», «гипотеза пантекстуальности Ж. Деррида»).
3. Вопросы для самоконтроля:
3.1.1. В чем заключается концепция врожденных идей? Охарактеризуйте статус cogito в новоевропейской философии.
3.1.2. Как следует понимать тезис «сознание есть tabula rasa». Охарактеризуйте принцип индуктивизма в английском эмпиризме.
3.1.3. Охарактеризуйте феномен общественного сознания и представления о деятельностной природе сознания в философии марксизма.
3.1.4. Какова роль психоанализа в развитии философии сознания? Что такое бессознательное? Каковы функции бессознательного в системе психики?
3.1.5. Как интерпретируются феномены «сознание», «мозг» и «язык» в аналитической философии. Каковы отношения между ними согласно аналитической философии?
3.2.1. Что такое психофизическая проблема? Какие основные решения этой проблемы предлагались в философии?
3.2.2. Что такое рефлексия? Какова роль рефлексии в структуре сознания?
3.2.3. Что может служить условием тождества личности (память, тело, сознание)?
3.2.4. Возможно ли сознание без самосознания? Приведите примеры критики современных теорий искусственного интеллекта.
3.2.5. Что такое солипсизм? Какие философские концепции сознания можно назвать солипсистскими?
3.3.1. Каковы роль и функции социокультурных механизмов детерминации сознания?
3.3.2. Каковы роль и функции языка и речи для понимания сознания и интерсубъективности? Может ли существовать искусственный интеллект, и можем ли мы знать «чужое» сознание?
3.3.3. Охарактеризуйте гипотезу лингвистической относительности Э. Сэпира и Б. Уорфа. Приведите примеры аргументов «за» и «против».
3.3.4. Как соотносятся между собой опыт сознания и процессы обучения языку?
3.3.5. Является ли сознание нарративом? Приведите примеры современной критики примата ментального над текстуальным.
4. Дополнительные задания:
4.1. Темы докладов и рефератов:
4.1.1. Идея интенциональной природы сознания в философии Э. Гуссерля.
4.1.2. Сознание как текст в постмодернистской философии.
4.1.3. Природа «Я» и проблемы тождества личности.
4.1.4. Идея «лингвистической относительности» Сэпира-Уорфа.
4.1.5. Природа разума и рассудка в немецкой классической философии.
4.1.6. Лингво-прагматическая концепция сознания в философии Л. Витгенштейна.
5. Литература:
5.1. Основная литература:
5.1.1. Спиркин А.Г. Философия: учеб. для вузов. – М., 2011. – С.422-466, 411-417.
5.1.2. Философия: учеб. для бакалавров вузов / В.Н. Лавриненко [и др.]; под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2012. (DVD-ROM). Гриф ЭБС.
5.1.3. Философия: конспект лекций: учеб. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / В.О. Бернацкий [и др.]. – Омск, 2009. (CD-ROM). Гриф ЭБС.
5.2. Дополнительная литература:
5.2.1. Балмаева С.Д. Аналитическая «философия сознания»: взгляд сквозь призму интеллектуальной биографии Герберта Фейгла // Историко-философский ежегодник. 1990. – М., 1991. – С.123-143.
5.2.2. Бунге М. Несостоятельность психофизического дуализма // Философские науки. 1979. – №2. – С,88-97.
5.2.3. БыковаМ.Ф. О гегелевской концепции субъективности (мистерии логики и тайна субъективности).
http://anthropology.rinet.ru/old/3/bykova_gegel.htm (дата обращения 30.11.2015)
5.2.4. Васильев В.В. Кока-кола и секрет Китайской комнаты.
http://platonanet.org.ua/publ/stati_po_filosofii/users/koka_kola_i_sekret_kitajskoj_komnaty_vasilev/1-1-0-175 (дата обращения 30.11.2015)
5.2.5. Васильев В.В. Трудная проблема сознания. – М., 2009.
5.2.6. Васюков В.Л. Интенциональность и искусственный интеллект // Вопросы искусственного интеллекта. 2008. – №1. – С.103-112.
5.2.7. Волков Д.Б. Бостонский зомби: Д. Деннет и его теория сознания. – М., 2012.
5.2.8. Григорян Г.П. Л. Витгенштейн и П. Стросон о проблеме чужих сознаний // Историко-философский ежегодник. 1986. – М., 1986. – С.191-207.
5.2.9. Григорян Г.П. Философия сознания Л.Витгенштейна: Проблемы интерпретации // Современная аналитическая философия. – Вып.3. – М., 1991. – С.46-77.
5.2.10. Грязнов А.Ф. Загадка сознания.
http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_08/1999_8_08.htm (дата обращения 30.11.2015)
5.2.11. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии // Избранные работы. – М., 2005. – С.241-282.
5.2.12. Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом // Сочинения. – СПб., 2006. – С.132-185.
5.2.13. Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму // Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. – М., 2001. – С.5-142.
5.2.14. Деннет Д. Виды психики: На пути к пониманию сознания. – М., 2004.
5.2.15. Деннет Д. Онтологическая проблема сознания // Аналитическая философия: становление и развитие. – М., 1998. – С.360-375.
5.2.16. Деннет Д. По следу Дарвина. Где есмь Я? // Юлина Н.С. Головоломки проблемы сознания: концепция Дэниела Деннета. – М., 2004. – С.397-427.
5.2.17. Джеймс У. Психология. – М., 2011.
5.2.18. Дрейфус Х. Чего не могут вычислительные машины: Критика искусственного разума. – М., 2010.
5.2.19. Дэвидсон Д. Материальное сознание // Аналитическая философия: Избранные тексты. – М., 1993. – С.131-144.
5.2.20. Ламетри Ж.О. Человек-машина // Сочинения. – М., 1983. – С.169-226.
5.2.21. Марголис Дж. Личность и сознание. – М., 1986.
5.2.22. Молчанов В.И. Исследования по феноменологии сознания. – М., 2007.
5.2.23. Молчанов В. Парадигмы сознания и структуры опыта
http://www.ruthenia.ru/logos/personalia/molchanov/01_paradigm.htm (дата обращения 30.11.2015)
5.2.24. Нагель Т. Мыслимость невозможного и проблема духа и тела // Вопросы философии. 2001. – №8. – С.101-112.
5.2.25. Остин Дж. Чужое сознание // Философия. Логика. Язык. – М.,1987. – С.48-95.
5.2.26. Патнэм X. Философия сознания. – М., 1999.
5.2.27. Прист Ст. Как разрешить проблему «сознание – тело».
http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_08/1999_8_09.htm (дата обращения 30.11.2015)
5.2.28. Прист Ст. Теории сознания. – М., 2000.
5.2.29. Райл Г. Понятие сознания. – М., 1999.
5.2.30. Рорти Р. Мозг как компьютер, культура как программа // Эпистемология & Философия науки. 2005. – №2. – С.16-35.
5.2.31. Сёрль Дж.Р. Мозг, сознание и программы // Аналитическая философия: становление и развитие. – М., 1998. – С.376-400.
5.2.32. Сёрль Дж.Р. Новое открытие сознания.
http://www.ruthenia.ru/logos/number/2001_4/04.htm (дата обращения 30.11.2015)
5.2.33. Сёрль Дж.Р. Открывая сознание заново. – М., 2002.
5.2.34. Сокулер З.А. Субъект, сознание, «другие сознания»: Некоторые интерпретации философии Л.Витгенштейна // Современная аналитическая философия. – Вып.3. – М., 1991. – С.78-120.
5.2.35. Султанова Э. Феноменология как метод исследования сознания.
http://www.ruthenia.ru/logos/kofr/2001/2001_03.htm (дата обращения 30.11.2015)
5.2.36. Торндайк Э., Уотсон Дж.Б. Бихевиоризм. – М., 1998.
5.2.37. Чёрчленд П.С. Важна ли нейронаука для философии? // Вопросы философии. 2008. – №5. – C.79-86.
5.2.38. Чизолм P.M. Формальная структура интенциональности: метафизическое исследование.
http://www.ruthenia.ru/logos/number/2002_02/05.htm (дата обращения 30.11.2015)
5.2.39. Хофштадтер Д., Деннет Д. Глаз разума: фантазии и размышления о самосознании и о душе. – Самара, 2003.
5.2.40. Юлина Н.С. К.Поппер и Д.Деннет: архитектура сознания согласно 'Открытой' и 'Закрытой' Вселенной.
http://platonanet.org.ua/publ/stati_po_filosofii/users/popper_dennet_arkhitektura_soznanija_soglasno_otkrytoj_zakrytoj_vselennoj_julina/1-1-0-184 (дата обращения 30.11.2015)
5.2.41. Юлина Н.С. Физикализм: дивергентные векторы исследования сознания.
http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=397&Itemid=52 (дата обращения 30.11.2015)