Действующая причина (генезис вещи).
Цель (телос).
Б) Гносеология Аристотеля. Бытие познаваемо. Рафаэль «Афинская школа». Знание есть припоминание по Платону. По Аристотелю, врожденных идей не существует. Знание начинается с чувственного восприятия, затем память, опыт, искусства, науки, ремесла, философия (индуктивный метод).
Для объяснения изменчивого мира единичного бытия недостаточно только материи и формы.
Аристотель выделяет четыре причины изменений, происходящих в мире.(причины метафизики. Метафизика-исследование причин первых, высших начал). С помощью "материальной" и "формальной" причин можно понять переход от возможного бытия вещи к ее действительному бытию. Существуют также действующая и целевая(финальная) причины.
Действующая причина указывает на источник изменения (отец - причина ребенка, приводит пример сам Аристотель), целевая(финальная) - ради чего произведено изменение (цель гуляния - здоровье). В конечном итоге, говорит Аристотель, целевую и действующую причину можно свести к формальной.
Аристотель, обращаясь к проблемам познания, строит целую теорию науки. Знание отличается от мнения следующими чертами: Доказательностью, всеобщностью и необходимостью, способностью к объяснению, единством своего предмета. Науки не сводимы одна к другой, их нельзя вывести из одной-единственной первоформы, хотя науки созерцательные, теоретические - выше других. Созерцательные науки, осуществляющие знание ради знания, дают метод наукам "практическим". Теоретические науки - созерцание "начал и причин" - согласны с философией. Практические науки идут от следствия к причине.
Аристотель разработал основы логической теории, дедуктивную и индуктивную логику ("Аналитики", "Топика"), методы доказательства. Аристотель, исходя из своего учения о нераздельности материи и формы, уделяет большее внимание, по сравнению с Платоном, чувственному знанию. По Аристотелю, как форма неотделима от самой вещи, так душа человека неотделима от тела и смертна. Страдания души в теле подобны страданию живого человека, которого привязали к мертвецу. Растительная и страстная части души находятся в постоянном становлении и умирают вместе со смертью человека, тем самым умирает его индивидуальная душа. Остается только разумная часть души как средоточие всех идей , как «форма форм».
Философия Аристотеля является ориентированной на мир реальный, действительный. Она определяется тем, что для него всякая жизнь и всякое бытие до последней глубины пронизано смыслом, а этот смысл тоже всегда заряжен теми или иными жизненными потенциями. Он считал, что все, находящееся за явлениями чувственного мира, за физикой является, метафизикой.
Аристотель: этика и политика
Великий ученик Платона - Аристотель (384-322 гг. до н.э.) развил и видоизменил его учение. Известное всем изречение "Платон мне друг, но истина дороже" (Amicus Plato, sed magis arnica Veritas), как гласит предание, принадлежит Аристотелю. Аристотель открыл в Афинах философскую школу - Ликей (школа находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского).
Наследие Аристотеля велико. Помимо общих философских вопросов он разрабатывает логику, обращается к вопросам психологии, зоологии, космологии, педагогики, этики и эстетики, физики, политической экономии, риторики.
С учением о душе связана этика Аристотеля ("Никомахова этика").
* Главный вопрос философов этого времени (3 век до нашей эры - 3век нашей эры) - этика. Она становится доминирующей причиной так как главный вопрос в этике- это учение о нравственности, как правильно себя вести в обществе.
Главная цель человека - стремление к благу. Высшее благо - это счастье, блаженство. Поскольку человек наделен разумной душой, его благо - совершенное выполнение разумной деятельности. Условие достижения блага - обладание добродетелями. Добродетель - это достижение совершенства в каждом виде деятельности, это искусность, способность самому найти единственно верное решение. Некоторые аналогии удивляют современного человека: Аристотель говорит о хорошем зрении, например, как о "добродетели глаза". Он утверждает, что добродетель всегда выбирает между избытком и недостатком, стремится к середине. Так, щедрость находится посередине между скупостью и расточительностью. "Среднее" в данном случае означает самое совершенное. За таким "техническим" пониманием добродетели, далеким от современного понимания добра, скрывается глубокая мысль. То, что природа "находит" естественным путем, человек должен искать сознательно, он должен постоянно контролировать свое поведение, искать свою, человеческую меру во всем, помнить, что он не животное, но и не Бог. "Середина" - это и есть собственно человеческое. Человек, говорит Аристотель, родитель не только своих детей, но и своих поступков. И порок, и воздержание зависят от нас. Аристотель выделил этические добродетели (добродетели характера) и дианоэтические (интеллектуальные: мудрость, разумность, благоразумие). Этические добродетели связаны с привычками, дианоэтические требуют специального развития.
*В) Антропология. Душа состоит из трех частей. Душой обладает весь одушевленный мир. Первая часть, растительная, вегетативная, отвечает за телесные функции: питание, рост и размножение. Вторая часть, животная, функция самодвижение. Третья разумная часть души.
Растительная часть смертна. Животная тоже. Разумная часть делится на две: потенциальная и актуальная. Мы рождаемся со способностью познавать. Как только умирает тело, умирает потенциальная часть разумной души, но актуальная часть – знания, остается.
Благо человека совпадает с общественным благом ("Политика").
Г) Этика. Никомахова этика, Большая этика, Эвдемова этика (эудема - счастье). Гедонизм – стремление к удовольствию, эскетика Платона – искусство умирать, эудемоизм – стремление к счастью.
Существуют три вида благ: