Учение о душе помогает понять представления Платона о познании.
Истинное познание открывает путь к освобождению бессмертной части души человека, это орудие свободы. Платон выделяет два основных качественно различных вида знания: знание "умное" и чувственное. Те, кто надеется на чувственное познание, говорит Платон в "Государстве", похожи на людей, которые с самого рождения своего живут в пещере и не видят реальных вещей, а только их тени на стенах при слабом свете. Им кажется, что это и есть подлинный мир, подлинное знание. И только философ, созерцающий истину, говорит о вещах, которые он видит при ясном солнечном свете - свете разума.
Платон всегда отделяет душу от тела. «Филосовствовать – это учиться умирать». Душа беременна истиной. Наша душа, вселяясь в очередное тело, обладает знаниями. Ребенок уже знает изначально идеи.
Платон: теория идеального государства.
Идеальное государство. Цели и задачи платоновского государства
Для Платона желания и стремления отдельного человека не имеют никакой ценности, так как они направлены на достижение тех или иных целей в материальном мире. Платон сравнивает людей с узниками, у которых «с малых лет на ногах и шее оковы, так что они не двинуться с места, и видят только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков». Эти люди могут видеть лишь искаженные тени реального на одной из стенок этой пещеры, лицом к которой прикованы. По одним лишь этим теням нельзя получить представление о том, что на самом деле происходит, как в самой пещере, так и за ее пределами. Для того чтобы постичь истину, необходимо освободиться от оков и выйти наружу, навстречу божественному свету. Оковами же, по Платону, являются чувства и ощущения. Сохранение ровного и незамутненного чувствами состояния души необходимо также, чтобы обеспечение себя всем необходимым для жизни и защита от врагов не были бы связаны с большими трудностями и сильными переживаниями. В одиночку осуществить это крайне трудно, поэтому и необходимо создание хорошо организованного общества. Отсюда, государство возникает из потребностей. Только сотрудничая друг с другом на основе разделения труда, люди могут удовлетворить имеющиеся потребности: «Каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государство…» Одной из основных задач идеального государства Платон видит обеспечение умеренной и уравновешенной жизни всех граждан. А для этого необходимо поддерживать однородность и единомыслие во всем обществе, с тем, чтобы не допускать разногласий и столкновений интересов, вызывающих те или иные чувства, утяжеляющие душу. Но человека нельзя заставить думать определенным образом, поэтому государство должно воспитывать всех граждан по одному образцу, прививая одинаковое, правильное мировоззрение. Для того же чтобы общество было идеальным, необходимо, очевидно, и идеальное мировоззрение, и идеальные законы. Для защиты же от проникновения чуждых идей и инакомыслия, следует максимально, насколько это возможно, оградиться от влияния других стран.
Принципы построения идеального государства
Справедливость – одно из центральнейших понятий при построении модели идеального государства. Не случайно Платон начинает свое произведение с формальной постановки вопроса о справедливости. Понятие справедливости является в политических взглядах Платона критерием идеальности государства, или его тождественности своей идее (сословное государство), возможно, поэтому во главу своего идеального государства Платон ставит философов, единственных из людей, способных созерцать высшую идею. Не менее важным принципом идеального государства Платон считает избегание всяческих новшеств, так как любое новшество в идеальном государстве неизбежно ухудшит его (нельзя улучшить идеальное). Функция охраны идеального строя возлагается на философов. Именно деятельность правителей-философов должна обеспечивать неизменность существования идеального государства. По существу, философы охраняют остальных людей от порока, каким является любое нововведение в государстве Платона. Не менее важно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь «идеального» государства будет построена по законам разума, мудрости, там не будет места порывам души и чувствам. Рассматривая теологический аспект данной системы, Платон приводит миф, оправдывающий существующее неравенство между людьми. Он пишет, что хотя и «все члены государства братья», но бог изначально создал людей разными, он создал людей трех сортов; самые лучшие сделаны из золота, менее лучшие – из серебра и простая толпа – из меди и железа. Сделанные из золота пригодны для того, чтобы быть правителями, сделанные из серебра должны быть воинами, остальные должны заниматься физическим трудом. Обычно, но ни в ком случае обязательно, дети будут принадлежать к тому же сословию, к которому принадлежат их родители; когда они не принадлежат к этому сословию, их следует соответственно повышать или понижать. «Все вы друг другу родственники, по большей частью рождаете себе подобных, хотя все же бывает, что от золота родится серебреное потомство, а от серебра – золотое; то же и в остальных случаях».
Миф заканчивается предостережением, что государство погибнет, когда охранять его будет железный или медный страж. Структура идеального государства Основные сословия Разделение людей на классы имеет для Платона огромное значение, определяет существование «идеального» государства. Платон уподобляет общество индивидуальному человеческому организму. Подобно тому, как в душе человека есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия. Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители- философы, яростному началу- воины, вожделеющему - земледельцы и ремесленники. К.Маркс сравнивает сословия идеального государства с “афинской идеализацией египетского кастового строя”. Сословие трудящихся – объединяет людей, которые производят необходимые для государства вещи или способствуют этому; внутри него люди различаются по виду занятий. Это могут быть кузнецы, пекари, земледельцы. Каждый должен выполнять строго только один вид деятельности, например, пекарь не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем. Сословие трудящихся лишено добродетели в собственном смысле этого слова, поскольку “мудрость” и “мужество” соотносятся с двумя высшим “классами”, в то время как низшему достается лишь система общих предписаний, требующих от него безоговорочного повиновения. Воины и правители – определяются уже не по профессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этих людей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первого класса.
Таким образом, государство Платона незаметно для себя, ради лучших целей, приобретает те недостатки, которые рассматриваются как порочные при анализе «порочных» государств (например, расслоение общества в олигархическом государстве). Отношения между сословиями Перечисленные сословия не должны смешиваться друг с другом. Полная обособленность классов платоновского утопического государства сказывается даже во внешних условиях их существования. Так, воины не должны проживать в местах, где живут работники производительного труда. Постоянное местопребывание воинов - лагерь, расположенный так, чтобы, наблюдая и действуя из него, воинам было удобно возвращать к повиновению всех восставших против установленного порядка, а также легко отражать нападение неприятеля, откуда бы он ни явился. Однако существующие различия между сословиями не ведут к возникновению конфликтов и борьбы за господство определенной группы (или личности). Все жители государства рассматриваются как взаимодействующие части единого социального целого, общая цель которых процветание государства. Государство существует ради самого себя, ради своего внешнего великолепия, а что касается гражданина, то его назначение только в том, чтобы способствовать красоте его построения в роли служебного винтика. Все признаются лишь как всеобщие люди. В идеальном государстве женщины могут занимать те же должностные позиции, что и мужчины. Таким образом подтверждается тезис о равных возможностях граждан в достижении высокого положения в обществе. «Не может быть, чтобы у устроителей государства было в обычае поручать какое-то дело женщине только потому, что она женщина». Платон также сравнивает различия между мужчинами и женщинами по аналогии волосатого и плешивого: «если плешивые сапожничают, то позволено ли делать это и волосатым…». В заключение философ выводит, что и муж, и жена должны заниматься одним делом. Отношение к частной собственности
Возможно, Платон стал одним из самых первых критиков частной собственности. Собственность и добродетель несовместимы, поэтому высшие сословия по Платону не должны ею обладать. Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать на рынках и т.п. За рабочими Платон оставляет принадлежащее им имущество и лишь обусловливает пользование этим имуществом. Он ограничивает его условиями, которые продиктованы вовсе не заботой о жизни и благополучии рабочих, а только соображениями о том, что требуется для того, чтобы они хорошо и в достаточном количестве производили все необходимое для двух высших классов - правителей и воинов. Отношения собственности распространяются также и на семью для высших сословий. Платон утверждает, что и жены, и дети должны быть общими. В высказывании: «Это моя вещь», или «Это моя жена» автор видит проявление эгоизма. Браком тайно управляют философы, совокупляя лучших с лучшими, а худших - с худшими. После родов дети отбираются, и отдаются матерям через некоторое время, причем никто не знает, чей ребенок ему достался, и все мужчины (в пределах касты) считаются отцами всех детей, а все женщины - общими женами всех мужчин. Однако все эти ограничения не распространяются на низшее сословие производителей. Но регулирование предполагается и там. Платон, не вдаваясь в подробности, поручает его правителям. Разделение труда в идеальном государстве нужен плотник и земледелец, солдат и правитель, каждый должен заниматься своим делом. Основной закон существования государства состоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только то дело, к которому он пригоден. Принадлежность к тому или иному сословию определяется правителями в зависимости от склонностей.
Во главе идеального государства Платон видел философов, которые созерцают чистые и вечных идеи. Далее следуют воины, которые защищают правителей. Свободные земледельцы и ремесленники обеспечивают всеми необходимыми жизненными ресурсами правителей и воинов - одни только мыслят и воюют, другие только кормят. Очень подробно рассматривая деятельность правителей и воинов, Платон остается равнодушен к труду низшего сословия. Неизбежность производительного труда для существования и благосостояния общества в целом не делает в глазах Платона этот труд привлекательным или достойным почитания. На душу труд действует принижающим образом. В конце концов, это удел тех, у кого способности скудны и для кого нет лучшего выбора.