Сторукие Котт и Бриарейи Гиес
Циклопы
Титаны : Гепперион и Тею (рожают Гелиос, Селена, Эос, Нот, Порей, Зефир и Эвон, звезды); Иопет и Фемида (Прометей и Эпиметей – (метос - мысль), Атлант), Кронус и Рея (рео - теку)
Крон оскопил Урана. «Небо теперь бесплодно». Уран сослан в Тартар, пока Уран летел, он предрек Крону смерть от своих сыновей. Крон съел: Гессия, Аид, Посейдон, Гера, Деметра. Рея решает обмануть Крона. На Крите в Дикте она родила Зевса. Вскормила Зевса коза Аланфея. Он рос ни по дням, а по часам.
Титаномай – простершие руку. Война Титаномайхи. «Герой должен быть один» - Зевс нанес Крону удар, Крон ушел в прошлое и дети вышли из него. Пылали моря, океаны и реки. Зевс освободил сторуких. Атлант не перешел на сторону Зевса.
Царство Зевса – порядок – Космос. Себе Зевс взял небо. Посейдон взял землю с морями и океанами. Аид (невидимый) взял подземное царство. Первая жена Зевса Мнемосина (память). Прометей предсказал, что от этого брака будет сын сильнее Зевса. Зевс проглотил беременную Мнемосину и из его головы вышла Афина.
Платон: люди появляются при Зевсе, который поручил Прометею и Эпиметею создать живые существа. Эпиметей все рационально распределил, но люди, которые тоже появились оказались самыми беззащитными. Увидив это Прометей крадет мудрость у Афины и огонь с Олимпа и дает их людям. Прометей был наказан. Освободил Прометея Геракл.
Гесиод в поэме выделяет пять поколений людей. Он считает, что люди появились в золотой век Крона. Они не старели, не болели, не трудились. Зевсу не понравились золотые люди и он их истребил. Серебряные люди сто лет взрослели, не трудились, затем старели и умирали. Этих Зевс тоже истребил. Медные люди рождались в доспехах у них появилась зависть и война, они сами друг друга истребили. На смену пришли герои:
Персей, Геракл, Одисей, Тесей, Орфей, Ахиллес. Герои были истреблены в ходе Троянской войны.
Железный век – наш и Гесиода. Люди деградируют, правда не живет средь них, исчезнит почтительность к отцам, любовь и брат пойдет на брата, среди них не живет закон. Все вернется на круге своя.
Эпиметей был вознагражден – ему в жены дали Пандору – женщина которая получила от богов все. Пандора взяла с Олимпа приданое. В отсутствии Эпиметея она открыла ящик и оттуда вылетели все беды, а на дне осталась надежда.
Аид: Сизиф катит камень, Тантал не может насытиться и утолить жажду
Поиски первоначала: милетцы, пифагорейцы, Гераклит.
Античная философия зародилась в Греции в VI в. до н.э. и завершила свое существование с крушением Римской империи в V в. н.э. Она возникла и развивалась в греческих городах-государствах, главным образом в Афинах, продолжала существовать в период македонского господства и в Римской империи. Античная философия включает в себя ряд очень отличных друг от друга философских течений. Некоторые из них основывались на мистических представлениях и догме, другие отдавали предпочтение строгим доказательствам.
Греки, как и все остальные народы, имели собственные религиозные мифы о создании мира и происхождении цивилизации, но приблизительно за шесть веков до н.э. некоторые из них начали поиск более рациональных и более эмпирически обоснованных теорий о строении и происхождении мира. Некоторые из этих первых философов (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен) жили в городе-государстве Милете, расположенном на побережье нынешней Турции. Они известны как "милетская школа", по имени своего родного города. Главной задачей милетцев был поиск первовещества, или первоначала, из которого образуется все разнообразие мира.
Фалес (ок. 625 – ок. 547 до н.э.) был уроженцем Милета, процветающего торгового города в Малой Азии. Время жизни Фалеса определяется тем фактом, что он предсказал солнечное затмение, случившееся (как утверждают астрономы) в 585 г. до н.э. Известно также, что Фалес предпринял поездку в Египет и привез оттуда сведения по геометрии. Но если геометрические знания египтян служили главным образом для решения эмпирических задач, то греки, опираясь на эти знания, в дальнейшем создали математику как науку. Фалес считал, что вода является первичным веществом, которое лежит в основе всей Вселенной, а все остальное образуется из нее. Положение Фалеса, что все возникло из воды, можно рассматривать как вполне научную гипотезу, так как даже в начале XX в. мнение, что все состоит из водорода, который составляет две трети воды, было общепризнанным.
Анаксимандр (ок. 610 – после 547 до н.э.), ученик Фалеса, считал, что все многообразие мира проистекает из единой первичной субстанции, но это не вода и не какое-либо другое известное нам вещество. Анаксимандр считал, что первосубстанция не может быть ни водой, пи каким-либо другим известным элементом, так как воздух – холоден, вода – влажна, огонь – горяч, и если бы один из этих элементов был основным, то он поглотил бы остальные. Следовательно, первичная субстанция должна быть нейтральной. Анаксимандр считал, что наш мир сосуществует одновременно с другими постоянно рождающимися и умирающими мирами. Они возникли не в результате творения, а в результате развития. Эволюция существует, утверждал Анаксимандр, и в мире животных. Живые существа возникли из влажной субстанции. Идея возникновения жизни из водной среды и постепенной эволюции видов была исключительно новаторской для того времени.
Анаксимен (ок. 588 – ок. 525 до н.э.), ученик Анаксимандра, продолжает развивать главную идею милетских натурфилософов. Но он предлагает в качестве первоначала воздушную субстанцию. Воздух – самая подвижная среда. Охлаждаясь, он становится водой, затем землей и, наконец, камнем. Эта идея интересна тем, что она все различия между разными субстанциями трактует как количественные различия, зависящие только от степени сгущения. Анаксимен обожествляет воздух. "Подобно тому, – говорит он, – как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир".