Тема 8. Наука как подсистема культуры

Социокультурная природа науки.

Понимание науки как социокультурного феномена говорит о зависимости и взаимообусловленности науки общества, т.к. она возникла, отвечая на определенные потребности человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Кроме того, наука сегодня занимает всю культуру, претендует на роль «подлинного фундамента культуры. Она вплетена во все сферы человеческих отношений, все формы деятельности, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением вещей, внедряется и в базисные основания отношений самих людей.

Наука подключается к культурной традиции, вплетается в культурный контекст, а также культурная среда трансформируется под воздействием научных достижений и открытий. Она является движущей силой общественного прогресса. Степень развития науки говорит об уровне цивилизованности общества.

Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Она является инструментом науки, когда в международной политике уровень научного развития страны влияет на определение ее статуса.

Наука сегодня вынуждена выполнять "социальный заказ". Ученый всегда несет огромную моральную ответственность за последствия применения технологических разработок. Она может распространяться на технологии в сфере ВПК, строительства, на способы и технологии решения глобальных проблем и т.д.

Наука соотносится с типом цивилизованного развития. Традиционный тип общества мало имеет отношение с наукой и техникой. Что же касается техногенной цивилизации и ее стадии, они возникают и развиваются на почве науки, техники и технологий, а потому и название типа происходит от последних. Техногенный тип развития – это ускоренное изменение природной среды, соединенное с активной трансформацией социальных связей людей. Человек понимается как активное деятельное существо. Однако природа не может быть бездонным резервуаром для различного рода техногенных упражнений, поскольку человеческая деятельность изначально представала в качестве одного компонента биосферы, но не ее доминанты.

Исторические типы науки.

Относительно возникновения науки существует пять точек зрения:

1) Наука была всегда, начиная с момента зарождения человеческого общества;

2) Наука возникла в Древней Греции, т.к. именно здесь знания впервые получили свое теоретическое обоснование;

3) Наука возникла в Западной Европе в XII-XIV вв, поскольку проявился интерес к опытному знанию и математике;

4) Наука начинается в XVI-XVII вв, благодаря работам Г.Галилея, И.Кеплера, Х.Гюйгенса и И.Ньютона создается первая теоретическая модель физики на языке математики;

5) Наука начинается с первой трети XIX века, когда исследовательская деятельность была объединена с высшим образованием.[11]

Самые эпохальные события переломного времени в истории науки связаны с появлением новых картин мира или существенным изменением общественного статуса науки, её роли в материальной и духовной культуре общества. Эти два ключевых типа изменений в научной динамике могут быть положены в основу периодизации и истории науки. Исходя из этого, в развитии науки можно выделить следующие исторические периоды:

1) Доклассический период развития науки. Берет начало от возникновения цивилизации, появления первых эмпирических, астрономических и математических знаний. Эти знания вместе с письменностью можно назвать пранаукой. Начало же собственной науки связано с возникновением в Древней Греции философии и евклидовой геометрии – первых форм теоретического освоения мира.

Доклассическая форма развития науки включает в себя три хронологических этапа: Античность, Средневековье, и эпоху Возрождения.

2) Период классической науки (XVII – XIX вв). Открывается созданием научного естествознания на основе экспериментальных исследований и математического метода. Формируется первая научная картина мира в современном смысле. С самого начала классической науке господствует теоретическая механика, опытные и математические методы познания и доказательства. Именно под влиянием законов механики на основе эксперимента и математического анализа образуются системы научных знаний других областей – химии, биологии, оптики, электромагнитизма и др. Вместе с тем происходит выделение конкретных наук из философии. В это время господствует механическая парадигма научного мышления. Однозначность законов, их экспериментальная верифицируемость, количественный анализ и дедуктивный метод построения теории становятся определяющими чертами гносеологии и методологии классической науки.

3) Период неклассической науки (конец XIX – последняя треть XX в.) характеризуется продолжением кризисных явлений в основаниях классической науки, связанных с тем, что традиционные методы механики оказались непригодными для познания принципиально новых объектов микромира. Революция в естествознании началась с создания теории относительности и квантовой механики, которые качественно изменили парадигму научного мировоззрения, положили начало новому этапу науки. В неклассический период науки кардинально меняются ее взгляды на объект, гносеологию и методы научного исследования. Однозначная детерминация объекта науки заменяется вероятностной детерминацией и многовариантной эволюцией в понимании природы. В связи с этим возникают представления об относительном характере теоретических знаний, плюрализме научных методов, творческом конструктивизме и т.д.

4) Период постнеклассической науки (последняя треть XX в. – наст. время) связан с принципиально новым, синергетическим пониманием мира, включением человека в качестве исходного и существенного элемента научной картины мира и фактора эволюции. Вселенной. В группу лидирующих наук входят информатика, генетика, биология, экология, антропология, глобалистика. Возникают концепции к эволюции, герменевтики, когнитологии, синергетики т.д.

Наши рекомендации