Тема 1. Философия, ее смысл и ценность
Философия
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов
заочной формы обучения
(Приложение к рабочей программе дисциплины)
Направление подготовки:
38.03.02 Менеджмент
38.03.07 Товароведение
38.03.06 Торговое дело
19.03.04 Технология продукции общественного питания
38.03.01 Экономика
09.03.03 Прикладная информатика
Квалификация: бакалавр
Пермь 2017
Методические указания составлены в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования третьего поколения и программой РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Методические указания содержат требования к написанию контрольной работы, темы контрольных работ; вопросы к зачёту.
Составитель:
д.ф.н., профессор кафедры социальных и гуманитарных дисциплин Поросенков Сергей Владимирович
к.ф.н., доцент кафедры социальных и гуманитарных дисциплин Люц Елена Петровна
Методичекие рекомендации по выполнению контрольных работ
В первую очередь, следует определить тему контрольной работы. Тема выбирается по схеме следующим образом: (слева – первая буква фамилии студента, справа – один из трех вариантов по усмотрению студента):
А, Я | 1, 7, 11 | З, Х | 8, 14, 2 |
Б, Ю | 2, 8, 12 | И, Ф | 9, 6, 1 |
В, Э | 3, 9, 13 | К, У | 10, 5, 14 |
Г, Щ | 4, 10, 14 | Л, Т | 11, 4, 13 |
Д, Ш | 5, 11, 1 | М, С | 12, 3, 9 |
Е, Ч | 6, 12, 4 | Н, Р | 13, 2, 8 |
Ж, Ц | 7, 13, 3 | О, П | 14, 1, 7 |
После определения темы контрольной работы необходимо:
- усвоить соответствующие разделы учебно-методической литературы и понять место данной темы в структуре курса;
- познакомиться с произведениями философов, писавших по данной философской проблематике; они собраны и изданы в двухтомной антологии «Мир философии». - М., 1991, а также в «Хрестоматии по философии».
Для более глубокого и полного понимания следует изучить специальную литературу к каждой теме, список которой приводится ниже. Накопленный материал необходимо осмыслить, обобщить и только затем приступить к написанию работы.
Желательно выполнение контрольной работы методом компьютерного набора текста. Если Вы пишете работу от руки, писать нужно четким и разборчивым почерком, страницы должны быть пронумерованы, следует также оставлять поля.
Работа должна быть правильно и грамотно оформлена. На титульном листе следует указать название учебного заведения, факультета и курс, на котором обучается студент, его фамилию, имя и отчество, фамилию преподавателя, ведущего лекционный курс. Саму работу следует начинать с Оглавления, разделы (параграфы) которого должны в точности воспроизводить формулировки трех вопросов, обозначенных в каждой контрольной работе. Далее следует сформулировать проблематику, цели и задачи работы в разделе Введение. Затем необходимо достаточно полно раскрыть заявленные в Оглавлении и Введении разделы и проблемы в рамках основного содержания работы. По ходу текста необходимо делать ссылки на цитируемую литературу (либо в скобках в конце цитаты, либо внизу страницы). Далее следует сделать выводы в рамках Заключения и подготовить оформленный в соответствии с правилами Список литературы. По завершении работы ставится дата и подпись.
Студентам следует помнить, что в контрольной работе недопустимо механическое переписывание соответствующих разделов учебников, первоисточников или другой литературы по теме.
Контрольную работу следует сдавать в сроки, установленные учебным графиком. Если работа не зачтена, то следует написать новую работу, где Вы учтете замечания преподавателя (рецензента).
Общая литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов. – М.: Проспект, 2008.
2. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. – М., 1999.
3. Васильева Т.С., Орлов В.В. Социальная философия. – Пермь, 2011.
4. Гриненко Г.В. История философии. Учебник для вузов. – М. 2007.
5. Губанов Н.И. Философия: Учебное пособие для вузов. – Тюмень, 2003.
6. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2005.
7. Гуревич П.С. Философия. Учебник для студентов вузов. – М., 2005
8. Канке В.А. Философия. – М., 2007.
9. Мир философии. Книга для чтения. В 2ч. – М., 1991.
10. Новая философская энциклопедия. Т.1-4. – М., 2000.
11. Орлов В.В. Основы философии. Общая философия. – Пермь, 2006. Вып. 1, 2.
12. Русские философы: (конец XIX – середина XX века): Антология. Вып. 2 / Сост. С.Б. Неволич, Л.Г. Филотова. – М.,1994.
13. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия: Учебник для студентов вуза. – 2-е изд. – М.: РЗА, 1998.
14. Современная западная философия. Словарь. – М., 1998.
15. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2008.
16. Философия. Справочник студента. – М.,1999.
17. Философия: Учебник для вузов / Миронов В.В., Васильев В.В., Гайденко П.П. и др.: ред. Миронов В.В. – М.: Норма, 2005.
18. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
- Философия: энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004.
20. Философский энциклопедический словарь. - СПб., 1989.
21. Хрестоматия по философии. Учебное пособие/ Составители П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 2000.
22. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 1998.
Тематика контрольных работ
Литература
1. Гуревич П.С. Философия. Учебник для студентов вузов. – М., 2005. Тема 1.
2. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.
3. Калашян А.Л. Оправдание философии, или Философская истина и псевдофилософская ложь // Вопросы философии. 2011. № 3.
4. Кучевский В.Б. Философия: проблемы бытия и познания. – М., 1998. Гл. 1, 2.
5. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию? – М., 1990.
6. Ницше Ф. и др. Сумерки богов. – М., 1990.
7. Ортега – и – Гассет. Что такое философия. – М., 1991.
8. Уайтхед А.Н. Избрание работы по философии. – М., 1990.
Литература
1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1998, раз. 2.
2. Гуревич П.С. Философия. Учебник для студентов вузов. – М., 2005. Тема 9.
3. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1986.
4. Кучевский В.Б. Философия: проблемы бытия и познания. – М., 1998. – Гл. 3, 4.
5. Орлов В.В. Основы философии. Общая философия. – Пермь, 2006. Вып. 1.
6. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. – М., 2000. – Введение, ч. 1.
7. Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993. С 391- 406.
Литература
1. Барашенков В.С. Кварки, протоны, Вселенная. – М., 1987.
2. Гуревич П.С. Философия. Учебник для студентов вузов. – М., 2005. Тема 9.
3. Кучевский В.Б. Философия: проблемы бытия и познания. – М., 1998. Гл. 3.
4. Липкин А.И. Две методологические революции в физике – ключ к пониманию оснований квантовой механики // Вопросы философии. 2010. № 4.
5. Орлов В.В. Основы философии. Общая философия. – Пермь, 2006. Вып. 1.
6. Философия естествознания. Вып. 1. – М., 1966. Гл. 2.
Тема 4. Атрибуты материальной субстанции:
Литература
1. Гуревич П.С. Философия. Учебник для студентов вузов. – М., 2005. Тема 9.
2. Кореш Э. Основы метафизики. – Киев, 1998. Гл. 3.
3. Кучевский В.Б. Философия: проблемы бытия и познания. – М., 1998. Гл. 4.
4. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. – М., 1983.
5. Пахомов Б.Я. Становление современной физической картины мира. – М., 1985.
6. Подольный Р.Г. Освоение времени. – М., 1989.
7. Философия естествознания. Вып. 1. – М., 1966. Гл. 3,4.
Тема 5. Природа сознания
1. Проблема сознания в истории философии.
2. Сознание - функция человеческого мозга, высшая форма отражения действительности.
3. Социальная природа сознания. Сознание и язык.
Литература
1. Бехтерева Н.П. и др. Нейрофизиологические механизмы мышления. - М., 1985.
2. Будагов Г.А. Язык – реальность – язык. - М., 1983.
3. Гуревич П.С. Философия. Учебник для студентов вузов. – М., 2005. Тема № 14.
4. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991. Разд. 3.
5. Кучевский В.Б. Философия: проблемы бытия и познания. – М., 1998. Гл. 6.
6. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. – М., 2000. – Ч.2, гл. 1.
7. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 2004.
8. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 1989.
Литература
1. Гуревич П.С. Философия. Учебник для студентов вузов. – М., 2005. Тема 10.
2. Диалектика отрицания отрицания. – М., 1983.
3. Диалектическое противоречие. – М., 1979.
4. Кучевский В.Б. Философия: проблемы бытия и познания. – М., 1998. Гл. 7-11.
5. Материалистическая диалектика как научная система / Под ред. А.П. Шептулина. – М., 1983.
6. Перспективы метафизики. – СПб., 2001. – Гл. 1.
7. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: ЛКИ, 2008.
8. Шептулин А.П. Диалектический метод познания. – М., 1983.
Литература
1. Алексеев П.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991.
2. Гадамер Х. Истина и метод. – М., 1983.
3. Гуревич П.С. Философия. Учебник для студентов вузов. – М., 2005. Тема 15.
4. Диалектика познания / Под ред. А.С. Кармина. - Л., 1983.
5. Кучевский В.Б. Философия: проблемы бытия и познания. – М., 1995.
6. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассичесая. – М., 2006.
7. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000. Гл. 2.
Литература
1. Барулин В.С. Социальная философия. – М., 1999.
2. Васильева Т.С., Орлов В.В. Социальная философия. – Пермь, 2007.
3. Гуревич П.С. Философия. Учебник для студентов вузов. – М., 2005. Тема 12.
4. Маркс К. К критике политической экономии. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т.13.
5. Симонян Р.Х. Субъективное в историческом процессе (к двадцатилетию российских экономических реформ) // Вопросы философии. 2011. № 3
6. Федотова В.Г. и др. Меняющаяся социальность: будущее капитализма // Вопросы философии. 2011. № 6.
7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.
Литература
1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.
2. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. – М., 1987.
3. Гуревич П.С. Философия. Учебник для студентов вузов. – М., 2005. Тема 9.
4. Моисеев Н.Н. Избранные труды. – М., 2003. Т. 2.
5. О человеческом в человеке / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1991.
6. Общество и природа. Основные этапы и формы взаимодействия. – М., 1981.
7. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985.
8. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология. – М., 1992.
9. Философские проблемы глобальной экологии. – М., 1983.
Литература
1. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. – СПб.: Лань, 1999.
2. Гобозов А.И. Введение в философию истории. – М., 1999. Гл. 4.
3. Гуревич П.С. Философия. Учебник для студентов вузов. – М., 2005. Тема 12.
4. Кантор К.М. Два проекта всемирной истории // Вопросы философии. 1990. № 2.
5. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М., 2000.
6. Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека. – Л., 1990.
7. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1992.
8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.
Литература
1. Араб-Оглы. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности // Вопросы философии. 1990. № 2.
2. Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Искусство техногенной цивилизации в зеркале эстетики // Вопросы философии. 2011. № 4.
3. Гобозов А.И. Введение в философию истории. – М., 1999. С. 61-70.
4. Григорян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. – М.,1986.
5. Гуревич П.С. Философия. Учебник для студентов вузов. – М., 2005. Тема 18.
6. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. 1992. № 3.
7. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы // Избранные труды. М., 2003. Т. 2.
8. Римский клуб. – М., 1997.
9. Федотова В.Г. Единство и многообразие культур в условиях глобализации // Вопросы философии. 2011. № 9.
Литература
1. Барулин В.С. Современная философская антропология. – М., 1994.
2. Гуревич П.С. Философия. Учебник для студентов вузов. – М., 2005. Тема 11.
3. Гуревич П.С. Философская антропология. Учебное пособие для вузов. – М., 2002.
4. Перспективы метафизики. – СПб., 2001. – Гл. V, VI.
5. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.
6. Резвицкий И.И. Личность, индивидуальность, общество. – М.,1984.
7. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. – Л., 1990.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
9. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблемы человека в западной философии. – М., 1988.
10. Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991.
Литература
1. Григорян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. – М., 1986.
2. Гуревич П.С. Философия. Учебник для студентов вузов. – М., 2005. Тема 14.
3. Гуревич П.С. Философская антропология. Учебное пособие для вузов. – М., 2002.
4. Давидович В.Е. Грани свободы. – М., 1969.
5. Ильенков Э.В. Свобода воли // Вопросы философии. 1990. № 2.
6. Киселев Г.С. «Вторая Вселенная» - драма свободы // Вопросы философии. 2010. № 3.
7. Кэмпбелл Дж. Свобода и общество // Вопросы философии. 1982. № 12.
8. Перспективы метафизики. – СПб., 2001. Гл. Ш.
9. Самченко В.Н. Размышления о свободе // Философские науки. 1991. № 4.
Литература
1. Анисимов В.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. – М., 1988.
2. Апресян Р.Г.Понятие общественной морали. Послесловие к дискуссии // Вопросы философии. 2010. № 2.
3. Гуревич П.С. Философия. Учебник для студентов вузов. – М., 2005. Тема 12.
4. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. № 12.
5. Перспективы метафизики. – СПб., 2001. Гл. IV.
6. Симонов П.В. и др. Происхождение духовности. – М., 1989.
7. Сковорцов Л.В. Культура самосознания: человек в поисках истины своего бытия. – М., 1989.
8. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 2004.
9. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.
Вопросы для подготовки к экзамену
по дисциплине «Философия».
1. Мировоззрение и его исторические типы, особенности философского мировоззрения.
2. Цивилизация. Цивилизационные подходы к изучению истории.
3. Предмет философии. Основные проблемы и основной вопрос философии.
4. Человек как высшая ценность. Смысл жизни и деятельности человека.
5. Структура философского знания.
6. Античная философия.
7. Философия в системе культуры. Функции философии.
8. Предпосылки антропосоциогенеза и его диалектика.
9 .Философия средневековья.
10.Структура сознания человека.
11. Философия эпохи Возрождения.
12. Философские категории материи и сознания.
13. Философия Нового времени.
14. Философский смысл и проблемы бытия. Основные формы бытия. Специфика человеческого бытия.
15. Немецкая классическая философия.
16. Философская, научная и религиозная картины мира.
17. Марксистская философия. Диалектический и исторический материализм.
18. Понятие движения. Движение и развитие. Основные формы движения.
19. Диалектика как философская концепция развития, ее основные принципы и категории.
20. Пространство и время.
21. Чувственное и рациональное в познании, их единство и формы.
22. Понятие общественно-экономической формации. Формационный подход к изучению истории.
23. Противоречивость бытия и познания. Основные типы противоречий
24. Материальная жизнь общества. Природа и общество. Материальное производство, его структура и диалектика развития.
25. Научное познание и его специфические признаки.
26. Социальная сфера жизни общества и ее элементы.
27. Познание как отношение человека к миру и деятельности. Субъект и объект познания.
28. Формы общественного сознания.
29. Проблема истины и ее критериев. Диалектика абсолютной и относительной истины.
30. Методологические проблемы антропосоциогенеза.
31. Динамика и формы научного знания: проблема, факт, гипотеза, теория.
32. Философия о сущности ценностей. Виды ценностей.
33. Место и значение веры, интуиции, понимания, мистического постижения в познании.
34. Философское понятие культуры. Человек как творец и творение культуры.
35. Особенности и традиции в русской философии.
36. Глобальные проблемы современности. Решение глобальных проблем - путь к целостному миру, единому человеческому сообществу.
Философия
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов
заочной формы обучения
(Приложение к рабочей программе дисциплины)
Направление подготовки:
38.03.02 Менеджмент
38.03.07 Товароведение
38.03.06 Торговое дело
19.03.04 Технология продукции общественного питания
38.03.01 Экономика
09.03.03 Прикладная информатика
Квалификация: бакалавр
Пермь 2017
Методические указания составлены в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования третьего поколения и программой РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Методические указания содержат требования к написанию контрольной работы, темы контрольных работ; вопросы к зачёту.
Составитель:
д.ф.н., профессор кафедры социальных и гуманитарных дисциплин Поросенков Сергей Владимирович
к.ф.н., доцент кафедры социальных и гуманитарных дисциплин Люц Елена Петровна
Методичекие рекомендации по выполнению контрольных работ
В первую очередь, следует определить тему контрольной работы. Тема выбирается по схеме следующим образом: (слева – первая буква фамилии студента, справа – один из трех вариантов по усмотрению студента):
А, Я | 1, 7, 11 | З, Х | 8, 14, 2 |
Б, Ю | 2, 8, 12 | И, Ф | 9, 6, 1 |
В, Э | 3, 9, 13 | К, У | 10, 5, 14 |
Г, Щ | 4, 10, 14 | Л, Т | 11, 4, 13 |
Д, Ш | 5, 11, 1 | М, С | 12, 3, 9 |
Е, Ч | 6, 12, 4 | Н, Р | 13, 2, 8 |
Ж, Ц | 7, 13, 3 | О, П | 14, 1, 7 |
После определения темы контрольной работы необходимо:
- усвоить соответствующие разделы учебно-методической литературы и понять место данной темы в структуре курса;
- познакомиться с произведениями философов, писавших по данной философской проблематике; они собраны и изданы в двухтомной антологии «Мир философии». - М., 1991, а также в «Хрестоматии по философии».
Для более глубокого и полного понимания следует изучить специальную литературу к каждой теме, список которой приводится ниже. Накопленный материал необходимо осмыслить, обобщить и только затем приступить к написанию работы.
Желательно выполнение контрольной работы методом компьютерного набора текста. Если Вы пишете работу от руки, писать нужно четким и разборчивым почерком, страницы должны быть пронумерованы, следует также оставлять поля.
Работа должна быть правильно и грамотно оформлена. На титульном листе следует указать название учебного заведения, факультета и курс, на котором обучается студент, его фамилию, имя и отчество, фамилию преподавателя, ведущего лекционный курс. Саму работу следует начинать с Оглавления, разделы (параграфы) которого должны в точности воспроизводить формулировки трех вопросов, обозначенных в каждой контрольной работе. Далее следует сформулировать проблематику, цели и задачи работы в разделе Введение. Затем необходимо достаточно полно раскрыть заявленные в Оглавлении и Введении разделы и проблемы в рамках основного содержания работы. По ходу текста необходимо делать ссылки на цитируемую литературу (либо в скобках в конце цитаты, либо внизу страницы). Далее следует сделать выводы в рамках Заключения и подготовить оформленный в соответствии с правилами Список литературы. По завершении работы ставится дата и подпись.
Студентам следует помнить, что в контрольной работе недопустимо механическое переписывание соответствующих разделов учебников, первоисточников или другой литературы по теме.
Контрольную работу следует сдавать в сроки, установленные учебным графиком. Если работа не зачтена, то следует написать новую работу, где Вы учтете замечания преподавателя (рецензента).
Общая литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов. – М.: Проспект, 2008.
2. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. – М., 1999.
3. Васильева Т.С., Орлов В.В. Социальная философия. – Пермь, 2011.
4. Гриненко Г.В. История философии. Учебник для вузов. – М. 2007.
5. Губанов Н.И. Философия: Учебное пособие для вузов. – Тюмень, 2003.
6. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2005.
7. Гуревич П.С. Философия. Учебник для студентов вузов. – М., 2005
8. Канке В.А. Философия. – М., 2007.
9. Мир философии. Книга для чтения. В 2ч. – М., 1991.
10. Новая философская энциклопедия. Т.1-4. – М., 2000.
11. Орлов В.В. Основы философии. Общая философия. – Пермь, 2006. Вып. 1, 2.
12. Русские философы: (конец XIX – середина XX века): Антология. Вып. 2 / Сост. С.Б. Неволич, Л.Г. Филотова. – М.,1994.
13. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия: Учебник для студентов вуза. – 2-е изд. – М.: РЗА, 1998.
14. Современная западная философия. Словарь. – М., 1998.
15. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2008.
16. Философия. Справочник студента. – М.,1999.
17. Философия: Учебник для вузов / Миронов В.В., Васильев В.В., Гайденко П.П. и др.: ред. Миронов В.В. – М.: Норма, 2005.
18. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
- Философия: энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004.
20. Философский энциклопедический словарь. - СПб., 1989.
21. Хрестоматия по философии. Учебное пособие/ Составители П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 2000.
22. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 1998.
Тематика контрольных работ
Тема 1. Философия, ее смысл и ценность
1. Мировоззрение и его исторические типы.
2. Основной вопрос философии.
3. Социальные функции философии.
Литература
1. Гуревич П.С. Философия. Учебник для студентов вузов. – М., 2005. Тема 1.
2. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.
3. Калашян А.Л. Оправдание философии, или Философская истина и псевдофилософская ложь // Вопросы философии. 2011. № 3.
4. Кучевский В.Б. Философия: проблемы бытия и познания. – М., 1998. Гл. 1, 2.
5. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию? – М., 1990.
6. Ницше Ф. и др. Сумерки богов. – М., 1990.
7. Ортега – и – Гассет. Что такое философия. – М., 1991.
8. Уайтхед А.Н. Избрание работы по философии. – М., 1990.