Взаимность и тантрический союз
Существование строгих требований для практики Тантры вообще и для йоги союза в частности не было принято во внимание в современных западных дискуссиях о практикующих женщинах, вероятно, вследствие предположения о том, что женщины не могли осуществлять требующуюся подготовку или достигать того уровня мастерства, который необходим для серьезного продвижения по этому пути. Если придерживаться такой посылки, то из нее будет логически вытекать, что, поскольку женщины не вступали на этот путь по собственной инициативе, любая женщина, становившаяся его участницей, должна была делать это по велению опытного тантриста-мужчины, которому она служила. Поскольку такое допущение и вывод из него очень широко распространены и общепризнаны, было бы недостаточно только отстаивать компетентность последовательниц Тантры на основании «свидетельств» из классических источников. Источники, которые противоречат расхожим взглядам на историю, вполне могут быть отклонены как аномальные явления, которые никогда не находили применения на практике, или как риторические заявления, не отражающие глубоко укоренившихся представлений. И никакие доказательства не смогут опровергнуть такую позицию. Можно лишь сформулировать лежащие в ее основе допущения и выдвинуть альтернативное толкование, чтобы выяснить, является ли оно более последовательным и согласуется ли с широким диапазоном имеющихся свидетельств.
Практика соединения, по крайней мере в том виде, как она была первоначально задумана, сама по себе не подразумевала процесса эксплуатации, при котором один из участников — мужчина — получал одностороннюю пользу. К тому времени, когда практикующий, будь то мужчина или женщина, достигал готовности к этой практике, представляющей собой в высшей степени эзотерическую внутреннюю йогу, он осознавал более широкий контекст, в котором эта практика осуществлялась. Необходимые для сексуальной йоги подготовительные практики включают в себя развитие чувства всеобщей ответственности, побуждений, продиктованных состраданием, и отказ от иллюзии существования отдельного, изолированного «я». Таким образом, каждый из партнеров соотносил смысл тантрического союза не только с другим человеком, но и со всем обществом и окружающей средой, включая не только земное, но и космическое пространство. Если иметь в виду, какое место буддийском мировоззрении занимает сострадание и всеобщая эмпатия, невозможно представить, чтобы не принималось во внимание благополучие одного человека, того самого, который непосредственно участвует в этой практике. В таком контексте было бы абсурдным намерение эксплуатировать или унижать кого-либо. В конечном счете, эта практика обоюдна и предназначается для блага обоих участников на многих уровнях. Оба партнера должны иметь одинаковые побуждения и приверженность к практике Тантры, и оба выполняют эту практику, стремясь приблизиться к просветлению.
Для описания тантрического союза используется язык, в котором нет даже слов или терминов, позволяющих сформулировать представления о доминировании или эксплуатации. Здесь говорится о симметричности, взаимодополняемости и взаимозависимости. Например, слова, описывающие практикующих мужчину и женщину, равнозначны и симметричны, отражая равный статус каждой стороны. Читатель, желающий выяснить их статус, обнаружит, что и мужчина и женщина как равные участники практики описываются словами специального почтительного языка. Мужчину называют йогином, мантрином (т. е. тем, кто произносит мантры), героем (вира: vira) или идущим к цели (садхака: sadhaka); женщина — это йогини, обладательница знания (видья: vidya), героиня (вира: vira) или «та, что постигает пустоту и танцует в пространстве» (дакини: dakini).
Обычно считается, что тексты Тантры всегда «смотрят глазами мужчины», то есть отражают мужскую точку зрения. Это вовсе не так. Иногда в наставлениях по практике даются указания для мужчин, а весь подход, ритуальные действия и формы почитания описываются с его точки зрения. Иногда же тексты «смотрят глазами женщины», описывая, какое служение и какое почитание нужно ожидать женщине от мужчины, какие формы почитания она должна принимать, как выглядит воплощение и сексуальный союз с ее точки зрения. В конкретном тексте предпочтение может отдаваться тому или иному виду описания или же они могут чередоваться. Например, в Чанда-махарошана-тантре практика представлена явно под углом зрения женщины, а Чакрасамвара-тантра обращается к мужчине, предписывая, какие формы почитания следует оказывать женщине. Но ни в том, ни в другом случае ни одна из точек зрения на самом деле не доминирует, потому что эти описания дают возможность представить практику с любой из них. Взгляд, мужской он или женский, не предполагает отрицания присутствия или переживания «другого», потому что «другой» полностью присутствует как объект рассмотрения. Можно получить представление о поведении мужчины, наблюдая его с точки зрения женщины, а можно представить переживание женщиной уважения и почитания, оказываемых ей мужчиной. Поскольку в описываемом процессе принимают участие двое, эти два полюса присутствуют явно и ощутимо, и их легко можно рассмотреть с любой точки зрения.
Отношениям между тантрическими партнерами свойственны общие помыслы, усилия и взаимопомощь. Они действуют как равные, и ни один из них не принижает другого и не рассматривает его как орудие манипулирования для достижения эгоистических целей. В текстах выражается буддийская программа деконструкции своего «я» одновременно с такой же деконструкцией «я» другого человека, за которыми следует воссоздание своих субъективных самотождественностей как мужского и женского будды в союзе. Когда эти будды пребывают в мирной форме, они покоятся на лотосе в безмятежном блаженстве; являя же себя в гневной форме, они стоят, попирая трупы побежденного ими непросветленного «я». Растворение и преображение двух партнеров в божеств происходит взаимозависимо. Их восхищение, наслаждение и погруженность друг в друга запечатлены в восторженном, блаженном, созерцательном взоре — взоре божеств.
Возможно, взаимность тантрического союза трудно обнаружить западному читателю, который предполагает, что взаимоотношения полов всегда предполагают наличие подчинения или доминирования. Но буддийская Тантра — это совсем иной культурный мир и другой способ взаимоотношения полов. Сила, которая правит в этом мире культурных ценностей — это не подавляющая сила, а сила преображения и освобождения. Эта чуждая иерархии сила видится как подвижное, динамичное свойство, которое разнообразным способами и ежемгно-венно пребывает в людях, объектах, местах, символах и, особенно, в ритуальных действиях, призванных порождать и направлять ее в нужное русло. В ритуале буддийской Тантры эта сила подчас принадлежит отдельным людям и чаще всего женщинам. Здесь не идет никакой речи о признании мужской власти или о мужском доминировании в обществе или в ритуале. Поскольку здесь речь идет о связи силы с полом, то именно женщины по природе обладают возможностью преображения и умением ее направлять. Причина этого прямо не объясняется, вероятно, потому, что в метафизике Шакты, которую разделяет и буддийская Тантра, это принимается как само собой разумеющееся. Мужчины могут подключаться к этой энергии, и тогда она течет через женщин к мужчинам, но это отнюдь не означает, что у женщин ее похищают. В текстах нет никаких указаний на то, что мужчины борются или соревнуются с женщинами за обладание энергией, стремясь их лишить и присвоить ее. Отношение мужчины к этой энергии — скорее благоговение, уважение и благодарность.
Поскольку тантрический союз — практика, предполагающая взаимность, а не доминирование или принуждение, в текстах Тантры недвусмысленно выражается запрет относиться к партнершам с пренебрежением или презрением. В Чакрасамapa-тантре предписывается проявлять искренность и чистоту намерений:
Мужчина-практик должен Почитать партнершу всем, что имеет. Это почитание — высшее, но,
Если он ее презирает, несомненно, будет гореть [в аду]. Высшую реализацию обретают Благодаря тантрам йогини. И потому тот, кто прилежен, Должен почитать с полной искренностью.
Неуважение к женщинам или их порицание могут иметь плачевные последствия. Мужчина, который будет совершать ритуал почитания, затаив в себе неуважение или неодобрение, не познает плодов практики, но подвергнется суровой кармической каре. Под стать отношению мужчины должно быть и его поведение. Он должен любить и радостно почитать женщину. Одни лишь внешние знаки уважения без добровольности и благоговейного отношения не будут ни добродетельными, ни действенными. Сделав обзор целого ряда индийских источников, Цонгкапа приходит к выводу: «Горячо люби их, как любишь мать, сестру, дочь или подругу... Почитать их всегда нужно с радостным умом. Если мысленно ругаешься или таишь грубые мысли, это создаст трудности и все высшие качества истощатся».
Тантрический союз несет явное интеллектуальное, эмоциональное, медитативное и визуализационное содержание, которое невозможно подделать. Если нет предписываемого отношения, то всё опускается на уровень обычной сексуальности, только лишь маскирующейся под религию разновидностью лицемерия, которое может быть гибельным для духовности. Действия, предпринимаемые с неверными намерениями, никогда не принесут духовного плода. Чтобы эта практика несла с собой преображение, она должна быть не только облечена в надлежащую ритуальную форму, но и наполнена должным содержанием. Содержание же предполагает взаимность, интимность и общее стремление обрести просветление на благо всех живых существ.
В этом исследовании я опираюсь главным образом на тантрические тексты, написанные в Индии в период Пала (VIII — XII вв. н. э.). Но эти учения и практики сохранились и доныне как живая традиция. Тантрический союз был в Индии частью классического корпуса буддийской Тантры, по крайней мере, до X века, когда, как свидетельствуют источники, начинается усвоение этой традиции монашеством и переосмысление тантрических символов, с целью сделать их совместимыми с монашеской жизнью, требующей безбрачия. Вследствие коренной несовместимости жизнеутверждающего духа Тантры и монашеской отрешенности, попытки синтезировать эти две парадигмы продолжались в Тибете вплоть до XV века, когда этим занимались великие монахи-ученые эпохи возрождения тибетского буддизма.
Хотя энергия традиции Тантры была обращена на создание патриархальных институтов, описанные в ней практики и символы сохранились в Тибете и по всему региону Гималаев. В личных беседах я убедилась, что тибетские буддисты не только знают об этом йогическом учении, но те из них, кто его практикует, делают это с горячей преданностью. Эта линия преемственности йогинов и йогинь не столь заметна, как монастырские университеты, но, тем не менее, она обладает жизнеспособностью и влиянием и постоянно рождала харизматических учителей и лидеров. На протяжении столетий соревнование и взаимная критика между теми, кто придерживался безбрачия, и теми, кто его отвергал, придавали тибетскому буддизму динамизм и жизненность.
Большинство западных ученых толковали эту древнюю и живую традицию, проецируя на нее те модели отношения полов и сексуальности, которые уже присутствуют в их собственном сознании, и не учитывая собственных ценностей этой традиции. Продолжать пользоваться лексиконом доминирования означает оставаться запертыми в рамках отвлеченных рассуждений, упуская из виду тот факт, что тантрические тексты красноречиво представляют уникальную вселенную переживаний, обретаемых в практике созерцания, — вселенную, которая нисколько не похожа на представления современных западных наук о познании и бытии, привлекаемые для ее толкования
Многоцветность этого мира невозможно воспринять через линзу, которая сводит все цвета к черно-белой схеме отношений использования и подчинения или доминирования и покорности. Тантра раскрывает блистательный мир ярких красок, танца, утонченных ощущений и сокровенных жестов. Этот мир возвышенных переживаний — драгоценность, таящаяся в обычном мире замкнутых, разобщенных, закоснелых в своих привычках и бесчувственных «я», чьи взаимоотношения в лучшем случае шаблонны и эгоцентричны, а в худшем — невротичны, навязчивы и связаны с принуждением. С точки зрения Тантры, подавление и эксплуатация свойственны невротическому и навязчивому образу поведения, от которого нужно отказаться, если собираешься обнаружить драгоценность — естественный, спонтанный восторг бытия, рождающийся из практики тантрического союза.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ