Пригодность женщины для тантрического союза
Женщин, последовательниц Тантры, больше всего обвиняли в недостатке у них качеств, требуемых для выполнения практики сексуальных йог. Знания женщин, их способность познавать и проявлять инициативу последовательно отрицаются в большинстве исследований вследствие сформулированных или не сформулированных выводов из предположения о том, что женщины были незаинтересованными участницами, которых вовлекали в тантрические ритуалы по велению йогинов, нуждавшихся в них для достижения собственных целей. Таким образом, единственное качество, в котором не отказывали женщинам, — это их сексуальная доступность.
Мирче Элиаде довольно ясно высказал широко распространенное мнение, когда написал, что «чем более порочна и развратна женщина, тем больше она подходит для этого ритуала». В действительности распущенность и сексуальная доступность, главные качества, упоминаемые в западной литературе, вовсе не упоминаются в тантрической литературе как желательные качества для мужчин или женщин; однако есть качества, которые требуются как для мужчин, так и для женщин, приверженных к тантрической практике. Тантра — это путь, который использует страсть как основу для самопреображения с помощью экстатического блаженства. Поэтому страсть (рага: raga) и желание, особенно любовное или сексуальное желание (кама: kama), необходимы для тантристов, как мужчин, так и женщин. Как утверждается в Чандамахарошана-тантре: «Нет большего греха, чем бесстрастие, нет большей добродетели, чем наслаждение». Если предстоит преображать страсть, то и йогин и йогини должны в избытке обладать эротической чувственностью, способностью и влечением. Однако одной страсти недостаточно, потому что еще необходимы навык в практике и правильное намерение. Тантрические тексты сходятся в том, что сексуальную йогу для преображения страсти в божественный экстаз следует выполнять в состоянии медитативной осознанности, которое свободно от похоти, обычной привязанности и рассудочного мышления. Это предполагает как страстный темперамент, так и ощутимые успехи на пути развития чистого сердца и чистого ума. Страсть такого человека иногда называют «великой страстью» (махарага).
Если понять истинную природу тантрического союза, как она описана выше, будет ясно, что медитативная подготовка и духовная чистота партнера, с которым выполняется практика, чрезвычайно важны. Обучение и подготовка требуются и потому, что сексуальные практики включают в себя внутренние йоги высокого уровня, а они предполагают наличие глубокой подготовленности. Мужчины получают наставление не выбирать в партнерши женщин «невежественных и похотливых». Например, в Чакрасамвара-тантре говорится: «Не приближайся к тем, кто невежествен и похотлив. Освобождение любит вестниц (обладающих достойными качествами практикующих женщин)... Не оставайся с низшими партнершами и не служи им». Цонгкапа говорит так: «Не соединяйся с теми, кто невежествен и одержим желанием, а только с вестницами — женщинами, обладающими обетами, — и ни с кем иным, особенно с женщинами, имеющими обычную привязанность». Цонгкапа дает такие комментарии:
Если у женщины нет знаков вестницы и высших качеств, то это низший лотос. Не оставайся с такой, потому что она полна дурных качеств. Сделай подношение и прояви уважение, но не практикуй [с ней].
Согласно Камбале: «Той, которая обладает признаками вестницы, поднеси яства, напитки и другое, не ограничиваясь этим и не скупясь. Соединись с ней».
Блаженство обретают благодаря страсти. Поэтому соединяйся щедро. [Реализацию] обретают благодаря страстности, а иначе духовный экстаз не возникнет.
Хотя большинство качеств, необходимых для тантрического союза, применимы и к мужчинам и к женщинам, в текстах иногда указываются особые качества последовательниц Тантры. Например, в своем комментарии к Чакрасамваре Цонгкапа утверждает, что мужчина должен искать спутницу чистую и обладающую знанием множества жестов рук {мудра: mudra) и священных песнопений (мантра). Она должна стремиться к просветлению так же страстно, как и он сам: «Высшая спутница этого практикующего... должна быть прилежной, а не ленивой, и страстно стремиться к практике и обретению духовных достижений. Найдя такую, соединись с ней, выполни все связанные с этим ритуальные действия и наслаждайся радостью горячей страсти». В других местах того же сочинения Цонгкапа объясняет, что мужчина должен искать женщину с тремя превосходными качествами (тела, речи и ума), знаками обретения просветленной осознанности (махамудры) и божественным телом, то есть способностью представлять себя божеством и верить в свою неотъемлемую божественность. Женщина должна быть духовно развита и полна добродетельных качеств. Цонгкапа цитирует Херукабхьюдаю (Herukabhyudaya), где говорится, что и мужчина и женщина должны обладать полными качествами и что ошибки в тантрическом союзе приведут к рождению в аду. Если оба партнера «не обладают всеми нужными качествами, наказание будет чрезвычайно велико».
В тантрических текстах иногда упоминается о трех разновидностях духовной супруги: лучшей, средней и низшей. Можно найти разные толкования этих категорий; Цонгкапа делает обзор этих определений в своем комментарии к Чакрасамваре. Одно из них касается дакини наилучшей разновидности: это та, чья осознанность настолько высока, что ее ум свободен от мирских мыслей и течет естественным и спонтанным потоком — таков уровень достижения, которое называется осуществление сахаджи, или «самопросветленность». Вторая разновидность — это йогини, которые родились в тантрических священных местах и хранят их, благословляя, наставляя и уча тех, кто ищет их там. Третью разновидность составляют совершенные йогини, которые получили посвящение и искусны в тантрической визуализации. Ясно, что все три разновидности — даже так называемая низшая — это в высшей степени совершенные женщины. Ни одну из них нельзя рассматривать как неравнозначную замену при отсутствии более достойной партнерши.
Очень важно, чтобы оба партнера обладали нужными качествами для практики йоги союза. Чувствительность, умение визуализировать и духовная развитость обоих партнеров должны быть вложены в их совместные усилия. Качество и сила переживаний зависят от йогической опытности обоих партнеров и их способности достигать тонкой взаимной гармонии и совместно подниматься на последовательные уровни медитативных состояний. Поэтому совершенно необходимо, чтобы кроме приверженности к Тантре и опыта практики каждый партнер обладал глубокой совместимостью с другим. Партнеры соединяют свои энергии на самых глубинных уровнях бытия.
Они сознательно вбирают энергию друг друга, а затем намеренно направляют эту энергию по каналам своей йогической структуры в центры тонкой энергии (чакры), расположенные вдоль срединного канала (авадхути). Эта энергия несет качество эмоций партнера, его сознания и кармических следов. Следовательно, на этом уровне партнеры проникают в существо друг друга и буквально сливают воедино свою карму и духовную судьбу. Такова одна из причин, почему тантрический союз называют практикой кармамудры.
С точки зрения сложного взаимопроникновения, слияния и объединения, которые предполагает тантрический союз, здесь совместимость необходима даже сильнее, чем в обычном браке. При заключении обычного индийского брака на первый план выступают вопросы касты (джати: jati) и рода (готра: gotra). В тантрическом контексте эти представления интерпретируются как необходимость для мужчины найти ту женщину, которую можно назвать кулика (kulika, тиб. ригдэнма: rigs-ldan-ma); этот термин одинаково верно можно перевести и как «подходящая партнерша», и как «кровная родственница», женщина из своего рода. Род в данном контексте означает семейство будды (кула: Ыа), то есть духовный тип, и подразумевает такие качества, как характер, психологические особенности и духовные склонности. Совершенно неверно соображение, высказанное одним западным автором, о том, что «традиция определяет "высшую духовную супругу" с телесной точки зрения». Внешняя привлекательность и телесные особенности не имеют решающего значения, хотя телесные признаки могут служить свидетельством духовного происхождения женщины и ее способностей. Не существует единственного и идеального физического или духовного типа, которому должен соответствовать тантрический партнер, как это можно найти в светских системах, например, в камашастре. Мы встречаем образы как вспыльчивых, неуживчивых и гордых личностей, так и спокойных, мягких. Главные качества — это духовная развитость, преданность и соответствие тантрическим требованиям.
В системе Чакрасамвары подчеркивается, что женщина, практикующая йогу союза, должна быть из числа тех, кто хранит тантрические обеты, или «обязательства», (самайя: samaya). Таким образом, подходящую партнершу часто называют «обладающая обетами», «хранительница обета» или «ненарушительница» обетов. Чакрасамвара-тантра настаивает, что «йо-гин должен быть усерден в соблюдении обетов и практики с обладающей обетами женщиной своего семейства будды. Это подтверждает, что духовные спутники предаются одним и тем же практикам для достижения одной и той же цели. Цонгкапа объясняет: «Когда видишь йогини, которая хранит тантрические обеты, устраивай пиршество и делай подношение мяса и... всевозможных даров. Не подноси даров тем, кто не хранит обеты». Это с виду простое качество на самом деле является исчерпывающим, потому что обеты отражают целый спектр установок ума, речи и поведения. Например, многие из обетов подразумевают, чтобы женщина хранила чистоту тантрического воззрения, что означает намерение видеть всё по природе чистым и избегать общепринятых взглядов, основанных на обычном двойственном подходе. Постоянство в тантрическом воззрении требует со стороны женщины бдительной осознанности и устойчивости в медитации, а в ее речи и поведении должна находить внешнее отражение чистота ее видения. Таким образом, требование хранить обеты не сводится к простому соблюдению формальности, но предполагает высокий уровень преданности, усердия и внимательности.
Большинство качеств, необходимых для практикующих сексуальную йогу, одинаковы для мужчин и женщин. Они подразумевают, что человек должен стать учеником тантрического гуру, получить посвящение и хранить тантрические обеты преданности, соблюдения тайны и чистоты видения. Цонгкапа, опираясь в своих воззрениях на изучение множества индийских источников и на беседы со многими живыми хранителями традиции, утверждает, что в равной степени важны качества обоих партнеров. В своем комментарии к шести йогам Наропы он кратко описывает качества, необходимые для практики с реальной партнершей (кармамудра), которые приводятся в индийском тексте Херукабхъюдая:
Ты сам и йогическая партнерша должны обладать знаниями, получить чистое посвящение, искусно поддерживать корень и ветви тантрических обетов, быть искусными в методах практики мандалы, совершенствоваться с помощью медитации в течение четырех ежедневных медитативных сессий, быть знакомыми с шестьюдесятью четырьмя искусствами, изложенными в светских трактатах о любви (камашастра), ясно понимать учение о пустоте, иметь представление о стадиях четырех радостей и возникновения мудрости сахаджи, а также обладать способностью удерживать сексуальные жидкости внутри.
Что же до тех людей, кто, не обладая и малой толикой качеств, о которых говорится в тантрах и написанных великими сиддхами трактатах-первоисточниках, объявляют свои поверхностные наставления глубокими, а затем сообразно им практикуют, — это чрезвычайно дурно и открывает врата рождения в низших мирах.
Признавая строгость этих требований, Цонгкапа постоянно подчеркивает, что, если человек не обладает достаточными качествами, чтобы взять реальную партнершу, он должен выполнять практику с воображаемой, визуализируемой партнершей (джнянамудрой). Здесь мы снова видим, что именно более подготовленный человек должен становиться реальным партнером и соединяться с реальной партнершей.
В источниках буддийской Тантры подразумевается, что женщины занимаются саморазвитием. Практикующие женщины, описанные в тантрических произведениях, это не те пресловутые темные и несчастные существа, которые выведены в западных научных трудах, а полные многих достоинств и знаний люди, которые готовы к практике и извлекают из нее ожидаемые блага. Тексты подтверждают, что женщины, также как и мужчины, развивали на пути Тантры свои ум и тело, предаваясь духовным практикам, изучая символические движения тела (йогу и мудры) с целью общения и самопреображения, а также используя свое блаженство и страсть как основу для обретения просветления с помощью йоги тантрического союза.