Тантрический союз и тантрическая метафора
Один из способов скрыть тантрический союз от всеобщего обозрения — это использование косвенного, метафорического языка. Если взять какое-то место из тантрического текста, то оно имеет не единственное возможное прочтение, а целый спектр смыслов, которые развертываются по мере того, как человек продвигается по пути описываемых в нем медитативных переживаний. Намеренная многозначность языка тантр помогает учителю ввести ученика в таинственный полумрак глубин символического языка. Более очевидный или буквальный смысл конкретного отрывка обычно предназначен для начинающих или для людей менее умудренных. Для более продвинутого практика, который уже овладел точным теоретическим пониманием, учитель может использовать тот же самый текст, чтобы помочь ученику ослабить привычку держаться за то, что принято считать реальностью, и проникнуть в новые уровни переживания и психологического прозрения. На этих более глубоких уровнях язык используется не столько для усиления рассудочной ясности, сколько для того, чтобы уничтожить привычные стереотипы и в этот уязвимый миг дезориентации ввести мощные символы, способные переделать предстающую перед учеником психологическую действительность во всё более наполненные блаженством, состраданием и мудростью формы ее субъективного отражения.
Поскольку тантрический путь подразделяется на отдельные стадии, то разнообразие потенциальных смыслов конкретного отрывка из текста не бесконечно, но, скорее, соответствует последовательным стадиям тантрической практики. Эти стадии описываются в индийской и тибетской системах комментариев. Категории, впервые появляющиеся в толковании Гухьясамаджи (классический источник — Прадиподдъотана: Pradipoddyotana), дают основные параметры тантрической традиции толкования, в которых сексуальная йога попадает в третий из четырех уровней изложения — «тайный» уровень. Этот тайный уровень призван «осветить природу страсти», или «обнаружить истину страсти», (рагадхармапракашанам: ragadharmaprakasanam) для тех, кто практикует внутренние йоги.
Поскольку указания на сексуальное соединение занимают свое место на всех уровнях толкования, то они представляют собой не просто один из возможных вариантов смысла конкретного отрывка, но постоянную возможность обнаружения того смысла, который открывается практикующим на соответствующем этапе практики. Этот уровень смысла может присутствовать независимо от того, используется в данном отрывке очевидный и узнаваемый сексуальный образный ряд или нет. Касательно сексуальных образов тантр Джузеппе Туччи писал, что «не всегда легко разделить эти два толкования и отличить реальный смысл от аллегорического». Но в этом контексте и не подразумевается разницы между «реальным» и «аллегорическим» смыслом, потому что в данной традиции считается, что любая выдержка из текста имеет целый ряд значений, соответствующих разным уровням практики.
Чтобы дать простой пример метафорического характера языка Тантры, вспомним, что в текстах часто говорится о соединении лотоса и ваджры, или алмазного жезла. Понятно, что «лотос» и «ваджра» — это метафоры, а не соответствующие предметы в буквальном смысле. Имеется в виду не соприкосновение цветка и жезла, а нечто этими терминами обозначаемое. В зависимости от уровня толкования соединение лотоса и ваджры может означать или объединение мудрости и сострадания, то есть блаженства и пустоты, в духовном мире практикующего, или физическое соединение женского и мужского органов, или слияние воедино множества других вещей, которое должно быть осуществлено на пути к просветлению. Исследователи, не принадлежащие к самой традиции, могут пытаться выяснить окончательное толкование, однако на самом деле одновременно подразумевается множество значений, и этот язык нельзя свести к одному уровню смысла, как это хотелось бы некоторым авторам, когда они предлагают якобы верный ключ к тантрической терминологии. Предположение о вероятности более абстрактного смысла приводит к некоторым сомнениям: всегда ли в текстах имеется в виду физическое соединение или такой мотив, как ваджра и лотос, всегда означает психический процесс и обстоятельства. Однако для самой традиции тантрический союз — это один из установленных уровней последовательного толкования текстов: их «скрытый», или «тайный», смысл.
Поскольку тантрический язык многовалентен и не может быть упрощен, выдержки, которые явно относятся к тантрическому союзу, передают также и ряд других значений, в то время как образы, которые с первого взгляда кажутся никак не связанными с тантрическим союзом, могут стать основой для замысловатого и сложного анализа йоги соединения. Пример применения этого принципа толкования являет собой первая глава Чакрасамвара-тантры, где практикующим даются такие наставления:
Начерти мандалу на горе
В целебной долине или в лесу,
Близ берега большой реки
Или в изначальном месте сожжения трупов.
Казалось бы, в этой выдержке явно идет речь о выборе наилучшего места для тантрической практики, но Цонгкапа анализирует этот отрывок как описание женщины, практикующей Тантру:
Поскольку ее великое блаженство непоколебимо,
Она — гора.
Поскольку более низкие существа не могут измерить
ее глубины, Она — лес.
Поскольку ее ложбина полна нектара. Она — пещера.
Поскольку нераздельность ее мудрости и искусности велика,
Она — берег реки. Поскольку она [знает] естественное состояние
вне рождения и смерти, Она — изначальна.
Поскольку она суть объект великого блаженства,
Ее поступки — естественны. Поскольку она сжигает воззрения ранних учеников
и одиночных подвижников в пламени великой страсти,
Она — место сожжения трупов.
Хотя выдержка из коренной тантры кажется достаточно незамысловатой и легкой для понимания без помощи комментария, Цонгкапа толкует этот отрывок аллегорически как указание на тантрический союз. Мандалу, как место тантрической практики, можно понимать на многих уровнях. Мандала может быть схемой, используемой для ритуальной практики, и ее создают или цветными порошками, или как живописное либо скульптурное изображение. Кроме того, это может быть круг йогинов и иогини, собравшихся на тантрическую практику. В психологическом контексте, как священное пространство, в котором раз-исртывается просветление, мандала может обозначать бхагу партнерши или каплю сексуальной жидкости, удерживаемую на конце фаллоса партнера. Эти телесные мандалы также являют собой места ритуальной практики, потому что они суть «местонахождения» для овладения высшими богатствами стадии завершения, порога состояния будды. Итак, другое «место», где мужчине надлежит выполнять тантрическую практику, — это соединение с такой женщиной, которую описывает Цонгкапа.
Другой пример из Чакрасамвара-тантры показывает сложные слои смысла, который в обобщенном виде представлен в метафорическом описании тантрического союза:
Внемли тому, чему учит эта тантра
Непревзойденной йоги:
Знание священного ритуала соединения,
Сочетаемого с созерцанием и произнесением мантры,
Согласно способу
Истинного союза пахтальщика и пахтаемого.
Образ «пахтальщика и пахтаемого» — обычная тантрическая метафора, обозначающая сексуальное соединение. Опираясь на целый ряд индийских первоисточников, Цонгкапа объясняет, что, подобно тому, как от трения двух палочек возгорается огонь, так от пахтанья рождается блаженство. В свою очередь это блаженство, если оно сочетается с постижением пустоты, становится основой просветления.48 Образ пахтанья связан и с содержащемся в пуранах индуистским мифом, в котором боги и демоны пахтают космический молочный океан, дабы извлечь его нектар. Благодаря этому процессу появилась богиня Шакти, а ее сексуальные жидкости стали тем дарующим бессмертие нектаром, которого жаждали боги. Таким образом, пахтанье йогической партнерши, порождающее истечение ее нектара, отражает взбалтывание космического океана, чтобы получить его мощный, освобождающий нектар. Кроме того, пахтанье обозначает циркуляцию йогической энергии, которая нарастает в психических каналах, а затем поднимается по центральному каналу. Так в метафоре пахтанья, кажущейся лишь просто физической аналогией, находят богатое отражение различные нюансы тантрического союза.
Во множестве толкований находит свое отражение сложный замысел текста первоисточника. Тантрические комментаторы предпочитают не останавливаться на каком-то определенном значении, а собирать и сопоставлять разные слои толкования, которые углубляют и обогащают образ, пока каждое соприкосновение с ним не станет пробуждать многоголосый аккорд философских, эмоциональных и мифологических обертонов, которые динамично взаимодействуют с практическим переживанием духовных наставлений, передаваемых учителем конкретному ученику. Современные интерпретаторы не меньше, чем тибетские наследники этой традиции, должны обращаться к различным слоям письменных и устных комментариев, чтобы открыть для себя ту систему толкования, которая применима в каждом конкретном случае. Следовательно, любое обсуждение тантрического союза требует знакомства с целым рядом комментариев, а также и с самими тантрами. Комментарии же свидетельствуют о том, что смысл тантрического союза всегда подразумевает психологическое, йогическое и эмоциональное измерения.