Интимная связь как пггь к просветлению
Любовь для невежественного Становится оковами.
Та же любовь, вкушаемая мудрым, Несет освобождение.
Бесстрашно наслаждайся всеми радостями любви Ради освобождения.
Читтавишуддхипракаранах
Уникальность Тантры среди прочих буддийских учений состоит в том, что она стремится использовать тело и чувственное восприятие в качестве источников знания и энергии. Буддийские тантристы превозносили тело как «обитель блаженства» и решительно утверждали, что страсть, сексуальность и наслаждение могут быть составной частью пути к просветлению. Сохраняя такую жизнеутверждающую направленность, это движение настаивало на возможности освобождающих взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Основатели и основательницы этой традиции создали йогические методы сотрудничества, которые мужчины и женщины могут применять совместно, дабы преобразовать пыл своей близости и страсти в блаженные, просветленные состояния осознанности.
Упор на интимную близость мужчины и женщины всегда был одним из самых притягательных, порождающих споры и превратное понимание аспектов этой традиции. В XIX и на протяжении большей части XX веков тантрические практики воспринимались как предосудительные и подлежащие критической оценке, тогда как в наше время авторы, пишущие на эту тему, отстаивают их духовную содержательность. Однако обычно при этом авторы занимают позицию практикующих мужчин. Устоявшееся отношение к женщинам остается неизменным и даже еще более усиливается: их либо исключают из обсуждения, либо походя объявляют вспомогательными участницами ритуалов. Такое мнение отражает разное отношение к мужской и женской сексуальности со стороны многих западных комментаторов. Несмотря на то что сами практики получают всё большее признание и одобрение, сохраняется несправедливое отношение к участвовавшим в них женщинам как к распутным, низкорожденным созданиям или проституткам, которые были безответными рабынями сильных и выдающихся тантристов-мужчин.
Сохранение пренебрежительного отношения к женщинам, выполнявшим эти практики, свидетельствует о неправильной оценке самих практик. Это непонимание заключается в том, что тантрический союз рассматривается как внешний ритуальный акт, лишенный медитативной, эмоциональной или эстетической близости между выполняющими его партнерами. Агехананда Бхарати высказывает это мнение так:
Большинство почитателей тантризма думают, что Тантра связана с глубоким общением межличностного характера, с глубокой эзотерической любовью между мужчиной и женщиной или с утонченными эротическими эмоциями, или с высшей, совершенной сексуальной жизнью... К сожалению, ничего подобного в тантризме нет... Он, скорее, механистичен.
С этой распространенной точки зрения, для тантрического союза требуется присутствие двух тел, но йогические способности нужны только одному из участников — мужчине; внутренняя психическая гармония двух партнеров совершенно не нужна. Такое обедняющее, механистичное сужение практики отводит женщине ограниченную, чисто физическую роль. Таким образом, присущее подобным исследователям снисходительное отношение к женщинам строится на предположении, что тантрический союз подразумевает исключительно физические действия. Однако, если люди, не принадлежащие к традиции, склонны уделять повышенное внимание внешней форме ритуалов, сама традиция сосредоточена, в первую очередь, на субъективной и созерцательной составляющих, которые одушевляют эти ритуалы и необходимы для их действенного выполнения. Как единство формы и содержания, тантрический союз не поддается описанию в чисто физических терминах. Ответ на вопрос, является ли целью тантрического союза духовный прогресс мужчин за счет женщин, следует, в первую очередь, искать в содержании ритуалов, а не в их внешних формах. Иначе говоря, какое отношение к партнеру требуется в тантрическом союзе? Какие способности требуются для выполнения йоги соединения, и нужны ли они обоим участникам? Совместимы ли те переживания, которые должны быть получены с помощью этого ритуала, с презрительным отношением и эксплуатацией? Является ли опорой тантрического блаженства физическое тело партнера или медитативные и йогические способности, которые песет в себе партнер, и чистота осознанности, которую один партнер порождает в другом? Предназначаются ли плоды этой практики и мужчине и женщине?
К счастью, чтобы ответить на эти вопросы, нет необходимости строить догадки о содержании йоги соединения. Первоисточники текстов категорий йогини-тантры и махайога-тантры, а также индийские и тибетские письменные комментарии на них предоставляют достаточно данных, на которых можно основывать исчерпывающее понимание духовного измерения этой практики. Тантрический союз одобряется и восхваляется, а также метафорически и намеками изображается в таких классических текстах йогини-тантр, как Чакрасамвара, Хеваджра и Чандамахарошана-тантра. Нам нужно не только обратиться к этим классическим источникам, но и отказаться от некоторых западных допущений, если мы хотим понять буддийскую Тантру в свете ее собственных категорий и ценностей.