Сиддхараджни и владыка, танцующий на лотосе
Сиддхараджни же была первооткрывательницей эзотерической формы Авалокитешвары, которую используют три новых (сарма) школы тибетского буддизма. Это Падманартешвара (Padmanartesvara), или «Владыка, Танцующий на Лотосе».84 В наше время он более известен как Джинасагара (Jinasagara), что означает «Океан Победоносных». Экзотерические формы Авалокитешвары — такие как тысячерукий Авалокитешвара, передача которого идет от бхикшуни Лакшми, и форма в сидячей позе, четырехрукая, которая связана с Атишей, — обычно изображаются всеми средствами тибетского искусства и их учения передают широко и открыто. Данная же, в высшей степени сокровенная форма Авалокитешвары, в искусстве и обычной литературе встречается редко. Она традиционно предназначается для посвященных в Тантру и требует обширных наставлений по сложному ритуалу и йогическим практикам. Традиция требует, чтобы с изображения Падманартешвары снимали покров только во время посвящения, а затем им должен был владеть и пользоваться тот, кто выполняет практику, хотя в нынешней атмосфере растущей открытости тантрических изображений ситуация понемногу меняется.
Есть несколько разновидностей Владыки, Танцующего на Лотосе, которые отличаются такими иконографическими особенностями, как число рук, предметы, которые они держат, сидячая или стоячая поза, а также наличие или отсутствие супруги. Практика красного четырехрукого Авалокитешвары, которую ввела Сиддхараджни, используется в школах тибетского буддизма: кагью, сакья и гелугпа. Падманартешвара изображается в союзе с Гухьяджняной (Guhyajnana). Они восседают на лотосе. Гухьяджняна — красная и четырехрукая, в руках держит чашу-череп, нож для сдирания шкур, меч мудрости и тантрический посох (кхатвангу). Владыка и владычица могут быть изображены с четырьмя руками каждый — что отвечает более ранней стадии визуализации, или с двумя руками каждый — что отвечает тайной практике. Их окружают пять божественных пар, которые наделены цветом и символами соответствующих семейств будд.89 Это только некоторые из множества божеств, которых следует представлять в ходе этой сложной медитации.
Текст Сиддхараджни отражает последовательность стадий практики: внешней, внутренней, тайной и самой тайной. Важную часть внешних ритуалов составляют освященные лекарства, приготовленные тантрическими учителями, участники же, принимая эти лекарства, используют одну из возможностей принять в себя благословение, снисходящее в ходе таких ритуалов. Объяснив, как разложить ритуальные принадлежности, освященные лекарства, внутренние и внешние подношения, Сиддхараджни описывает Падманартешвару, Гухьяджняну и членов их свиты так, как должен представлять их медитирующий. Внутренняя практика состоит в том, чтобы представлять божеств в разных точках тела, а затем растворять их, превращая в лучистую энергию, и распространять тепло и свет по всему телу, дабы совершить очищение ума и чувств. Медитирующий возжигает огонь в низу живота, и пламя расплавляет божеств, пребывающих над ним. Сиддхараджни объясняет, каким образом этот внутренний огонь сжигает все заблуждения и загрязнения:
Божества в тайном месте пылают
Главы четырех чакр тоже сгорают дотла.
Огонь, дойдя до А у пупка,
Сжигает [А] и касается ХАМ [на макушке],
Отчего вниз струится нектар бодхичитты, наполняя
четыре чакры,
[Чьи] божества горят, умножая свое великое блаженство.
Все будды трех времен,
Живые существа, любовь, ненависть и всё прочее...
Становятся неотделимы от дыхания, они собираются
и поглощаются. Огонь сжигает всё нечистое.
В состоянии пустоты и глубокого сострадания,
Естественный ум пребывает в недеянии.
[В] подлинном состоянии нерассудочной ясности
Храни незапятнанную исконную осознанность.
Держи дыхание и очистись от всякой пристрастности
[двойственного мышления].
К этому непередаваемому состоянию внутреннего воспламенения Сиддхараджни добавляет стадию «поистине тайной практики», где плоды предыдущих йогических процессов получают метафизическое осмысление, что приводит в действие тончайшие уровни очищения. Царица Сиддхов описывает прозрения, покоряющие вершины медитации:
Не ищи уединения где-то снаружи:
Само тело есть чертог божества (мандала).
Не ищи божество где-то еще:
Сам ум, нерожденный и неумирающий, —
Он и есть истинный гуру, глава семейств будд.
От непонимания этого — страсти и неведение;
Постигнув же, обретаешь освобождение и великое
сострадание.
Твое богатство мыслей — Это тысяча будд.
Безудержный, яростный гнев не имеет основы —
Постижение этого есть Хаягрива.
Мгновенно вспыхивающее вожделение не имеет корня —
Постижение этого есть Гухьяджняна. Множество гордых чувств, освобожденных
от привязанности к самим себе, Становятся героями.
Порывы ревности в отсутствии надежды и страха Становятся героинями.
Омраченность от непонимания природы ума
— Это заточение в круговороте бытия;
Постижение этого есть блаженное освобождение.
Образы божеств суть спонтанные проявления
природы твоего ума; Если понимаешь [божества] как материальные —
это заблуждение: Божества — это природа ума, явленная в сфере
абсолютной реальности.
Всё, что говорится или слышится, — эхо невыразимого.
Это изначально чистое, подлинное осознание
С самого начала пребывает в сфере абсолютной реальности.
Когда [гуру] указал ее, а ты распознал, —
Ты обрел постижение абсолютной реальности.
Это и зовется состоянием будды.
Подробное описание того, как можно достичь состояния будды, которое дает Сиддхараджни, показывает, что женщины достигали конечной цели следуя этой традиции. Это утверждение было бы верным и в том случае, если бы она была автором одного этого сочинения, потому что подобные произведения не стали бы приписывать женщине, не будь живых и неоспоримых примеров того, о чем в них говорится.