Сиддхараджни и владыка, танцующий на лотосе

Сиддхараджни же была первооткрывательницей эзотерической формы Авалокитешвары, которую используют три новых (сар­ма) школы тибетского буддизма. Это Падманартешвара (Padmanartesvara), или «Владыка, Танцующий на Лотосе».84 В наше время он более известен как Джинасагара (Jinasagara), что означает «Океан Победоносных». Экзотерические формы Ава­локитешвары — такие как тысячерукий Авалокитешвара, пе­редача которого идет от бхикшуни Лакшми, и форма в сидячей позе, четырехрукая, которая связана с Атишей, — обычно изоб­ражаются всеми средствами тибетского искусства и их учения передают широко и открыто. Данная же, в высшей степени сокровенная форма Авалокитешвары, в искусстве и обычной литературе встречается редко. Она традиционно предназнача­ется для посвященных в Тантру и требует обширных наставле­ний по сложному ритуалу и йогическим практикам. Традиция требует, чтобы с изображения Падманартешвары снимали по­кров только во время посвящения, а затем им должен был вла­деть и пользоваться тот, кто выполняет практику, хотя в ны­нешней атмосфере растущей открытости тантрических изображений ситуация понемногу меняется.

Есть несколько разновидностей Владыки, Танцующего на Лотосе, которые отличаются такими иконографическими особен­ностями, как число рук, предметы, которые они держат, сидя­чая или стоячая поза, а также наличие или отсутствие супруги. Практика красного четырехрукого Авалокитешвары, которую ввела Сиддхараджни, используется в школах тибетского буд­дизма: кагью, сакья и гелугпа. Падманартешвара изображает­ся в союзе с Гухьяджняной (Guhyajnana). Они восседают на лото­се. Гухьяджняна — красная и четырехрукая, в руках держит чашу-череп, нож для сдирания шкур, меч мудрости и тантричес­кий посох (кхатвангу). Владыка и владычица могут быть изоб­ражены с четырьмя руками каждый — что отвечает более ран­ней стадии визуализации, или с двумя руками каждый — что отвечает тайной практике. Их окружают пять божественных пар, которые наделены цветом и символами соответствующих семейств будд.89 Это только некоторые из множества божеств, которых следует представлять в ходе этой сложной медитации.

Текст Сиддхараджни отражает последовательность стадий практики: внешней, внутренней, тайной и самой тайной. Важ­ную часть внешних ритуалов составляют освященные лекарства, приготовленные тантрическими учителями, участники же, при­нимая эти лекарства, используют одну из возможностей принять в себя благословение, снисходящее в ходе таких ритуалов. Объяс­нив, как разложить ритуальные принадлежности, освященные лекарства, внутренние и внешние подношения, Сиддхараджни описывает Падманартешвару, Гухьяджняну и членов их свиты так, как должен представлять их медитирующий. Внутренняя практика состоит в том, чтобы представлять божеств в разных точках тела, а затем растворять их, превращая в лучистую энер­гию, и распространять тепло и свет по всему телу, дабы совер­шить очищение ума и чувств. Медитирующий возжигает огонь в низу живота, и пламя расплавляет божеств, пребывающих над ним. Сиддхараджни объясняет, каким образом этот внутренний огонь сжигает все заблуждения и загрязнения:

Божества в тайном месте пылают

Главы четырех чакр тоже сгорают дотла.

Огонь, дойдя до А у пупка,

Сжигает [А] и касается ХАМ [на макушке],

Отчего вниз струится нектар бодхичитты, наполняя

четыре чакры,

[Чьи] божества горят, умножая свое великое блаженство.

Все будды трех времен,

Живые существа, любовь, ненависть и всё прочее...

Становятся неотделимы от дыхания, они собираются

и поглощаются. Огонь сжигает всё нечистое.

В состоянии пустоты и глубокого сострадания,

Естественный ум пребывает в недеянии.

[В] подлинном состоянии нерассудочной ясности

Храни незапятнанную исконную осознанность.

Держи дыхание и очистись от всякой пристрастности

[двойственного мышления].

К этому непередаваемому состоянию внутреннего воспламене­ния Сиддхараджни добавляет стадию «поистине тайной прак­тики», где плоды предыдущих йогических процессов получают метафизическое осмысление, что приводит в действие тончай­шие уровни очищения. Царица Сиддхов описывает прозрения, покоряющие вершины медитации:

Не ищи уединения где-то снаружи:

Само тело есть чертог божества (мандала).

Не ищи божество где-то еще:

Сам ум, нерожденный и неумирающий, —

Он и есть истинный гуру, глава семейств будд.

От непонимания этого — страсти и неведение;

Постигнув же, обретаешь освобождение и великое

сострадание.

Твое богатство мыслей — Это тысяча будд.

Безудержный, яростный гнев не имеет основы —

Постижение этого есть Хаягрива.

Мгновенно вспыхивающее вожделение не имеет корня —

Постижение этого есть Гухьяджняна. Множество гордых чувств, освобожденных

от привязанности к самим себе, Становятся героями.

Порывы ревности в отсутствии надежды и страха Становятся героинями.

Омраченность от непонимания природы ума

— Это заточение в круговороте бытия;

Постижение этого есть блаженное освобождение.

Образы божеств суть спонтанные проявления

природы твоего ума; Если понимаешь [божества] как материальные —

это заблуждение: Божества — это природа ума, явленная в сфере

абсолютной реальности.

Всё, что говорится или слышится, — эхо невыразимого.

Это изначально чистое, подлинное осознание

С самого начала пребывает в сфере абсолютной реальности.

Когда [гуру] указал ее, а ты распознал, —

Ты обрел постижение абсолютной реальности.

Это и зовется состоянием будды.

Подробное описание того, как можно достичь состояния будды, которое дает Сиддхараджни, показывает, что женщины дости­гали конечной цели следуя этой традиции. Это утверждение было бы верным и в том случае, если бы она была автором одного этого сочинения, потому что подобные произведения не стали бы приписывать женщине, не будь живых и неоспори­мых примеров того, о чем в них говорится.

Наши рекомендации