Сиддхараджни и будда бесконечной жизни
Сама Сиддхараджни была, в сущности, скрыта от взоров историков, хотя ее влияние на буддийскую Тантру ощутимо и широко. Жившая в XII веке в Уддияне, расположенной к северо-западу от Индии, йогини по имени Сиддхараджни была основательницей исчерпывающего ритуала, системы медитации и йоги Амитаюса, Будды Бесконечной Жизни. Ее учение об этом божестве и поныне остается авторитетным источником для трех из четырех школ тибетского буддизма.
Заметное влияние Сиддхараджни объясняется тем, что исполнение ее практики долгой жизни (тиб. цеванг: tshe-dbang; посвящение долгой жизни) проводилось очень часто как открытый ритуал для дарования долголетия. Поскольку долголетия желает каждый человек, ритуалы, посвященные Будде Бесконечной Жизни, — обычное явление в религиозной жизни тибетцев, собирающее как монахов, так и мирян. Этот ритуал проводится ежегодно в строго определенный день (день полнолуния десятого лунного месяца), а также может устраиваться в один из благоприятных с точки зрения астрологии дней по просьбе любого человека. Требующееся от него вознаграждение может быть довольно значительным, поскольку ритуал достаточно сложен и включает в себя обширные подношения и приготовление целых груд целебных пилюль, которые раздают после этой церемонии. Можно попросить провести ритуал для того, кто болен, или с целью обеспечить долголетие целой семьи. Однако проведение ритуала приносит пользу всей общине, потому что каждый может в нем участвовать и принимать освященные лекарства, чтобы впитать в себя порожденные в ходе ритуала благословения.
Ритуал долгой жизни исполняют и перед началом танцевальных представлений Мани Римду, которые устраивают во время празднования Нового года и по другим случаям. Религиозное назначение этого танца — изгнание вредоносных воздействий и усиление благоприятных. Хотя танец состоит из нескольких частей, его название (тиб. мани рилдруб: ma-ni ril--rub) содержит указание на пилюли долголетия (тиб. рил: ril), которые раздают на церемонии, что отражает их центральное положение в практике исполнения этого танца. Один из на-людателей, побывавший в Тибете в XIX веке, отмечал, что ритуалы долгой жизни пользовались таким большим спросом, что исполнялись в больших монастырях еженедельно, а современный антрополог наблюдал исполнение церемонии долгой жизни при завершении ритуала поста. Вследствие распространенности и открытости ритуала долголетия, о нем есть свидетельства и описания нескольких ученых. В дополнение к этим открытым ритуалам для благополучия общины монахи, йогины и йогини выполняли связанные с Буддой Бесконечной Жизни практики медитации и йоги. Таким образом, в тибетском буддизме как в общих ритуалах, так и в личных практиках медитации Будда Бесконечной Жизни занимает важное место.
Биография Сиддхараджни содержится в жизнеописании Речунгпы, ученика, который принес ее учение в Тибет. Вероятно, будет обнаружено отдельное и более полное жизнеописание Сиддхараджни, поскольку было бы необычным, если бы такой биографии не существовало: ведь в Тибете истории линий передачи всегда сохранялись вместе с жизнеописаниями, а Сиддхараджни была матерью-основательницей главных линий Амита-юса школ сарма. В биографии Речунгпы Сиддхараджни — фигура довольно неуловимая, потому что это произведение не дает сведений о встрече с ней Речунгпы и о том, какие тантрические учения он от нее получил. Говорится только о том, что у Речунгпы был великий учитель; следовательно, хотя в этой биографии Сиддхараджни воздается должное, повествование ее не затрагивает, поскольку посвящено истории освобождения Речунгпы, а не ее.
Побывав в Индии, Речунгпа получил учения от множества учителей, но в западных исторических трудах, как правило, среди его учителей женщина не упоминается. Согласно биографии Речунгпы, он жил в Индии и учился у Типхупы, когда один йогин предсказал ему неминуемую смерть. Потрясенный, он бросился к Типхупе и сказал, что не хочет умереть, пока не исполнит повеление Миларэпы принести из Индии в Тибет больше буддийских учений. Удовлетворенный помыслами Речунгпы, Типхупа отослал его к Сиддхараджни, живому знатоку практик долголетия. Когда Речунгпа впервые взглянул на Сиддхараджни, воздействие ее присутствия было столь мощным, что у него по телу побежали мурашки. Благоговение перед ней так переполнило его, что он задрожал, заплакал, бросился на землю у ее ног и поставил ее ногу себе на голову, проявив жест высшего почитания.
Сиддхараджни была строга со своим учеником. Она дала Речунгпе посвящение и научила одному из своих методов с тем условием, что он будет практиковать его без сна в течение семи дней. Благодаря этому он избежал надвигающейся смерти и заслужил возможность получить дальнейшие наставления и учения, которые затем принес в Тибет. Сиддхараджни предсказала, что Речунгпа проживет еще ровно столько же, достигнув восьмидесяти восьми лет. В благодарность за наставления, полученные им от Сиддхараджни и Типхупы, Речунгпа поднес своим учителям щедрую меру золота и песню хвалы. На тантрическом пиршестве накануне его отъезда в Тибет Царица Сиддхов дала своему духовному сыну некоторые прощальные советы, предсказания о его деятельности в Тибете и «передачу шепотом» (карнатантра: karnatantra; то есть самые тайные устные наставления), а затем велела возвращаться в Тибет и приносить там благо живым существам. Она передала с ним череп дакини из Уддияны и украшения из кости как дар для Миларэпы.
Насколько Сиддхараджни была почитаема, ясно из песни-хвалы, с которой обращается к ней Типхупа. В этой хвале он сравнивает и даже приравнивает ее к некоторым женским божествам, выражая этим мысль о том, что она воплощает в себе просветленное присутствие этих божеств:
Воплощенной Ваджраварахи,
Победоносной Пандаравасини (Pandaravasinl),
Матери, рождающей всех будд, Поклоняюсь тебе, Сиддхараджни!
Ты обладаешь тридцатью двумя признаками будды.
Белая с розовым отблеском,
Чарующе прекрасная;
Твое радужное тело сверкает, как алмаз.
Дарящая блаженство, вобравшая все совершенства,
В драгоценностях и шести украшениях из кости,
Ты вздымаешь изогнутый нож и чашу-череп,
полную нектара, Увенчана короной с шелковыми лентами.
Посреди океана дакинь,
В хрустальном шатре созерцания,
На троне из золота, серебра, бирюзы, коралла и жемчуга,
Ты — единственная наша мать, Сиддхараджни!
Типхупа говорит о просветленности Сиддхараджни, называя ее Ваджраварахи, буддой в женском облике, и провозглашает, что она обладает тридцатью двумя признаками будды. «Шатер созерцания» (гандхакути: gandhakuti), в котором она восседает, это почетный балдахин, сооружаемый в честь будды. Радужное тело (тиб. джалу: 'ja'-lus) — квинтэссенция тантрического достижения — это подобная радуге прозрачность и красота просветленного существа, которая проявляется, когда все нравственные и эмоциональные омрачения устранены без следа.
Затем в песне Типхупы описывается путешествие Сиддхараджни в мире буддийской Тантры, в которое она отправляется в своем созерцании, встречаясь там с просветленными существами и получая непосредственно от них учения и посвящения, на что способны только великие учителя:
Ты узрела лики всех божеств долголетия
И получила благодать долгой жизни
И наставления для практики.
Держательница знания Тантры,
Ты овладела способностью долголетия.
Вознесшись в небеса Акаништха
И повстречавшись с Ваджрадхарой, явившимся в облике,
воспринимаемом видением,
Завершив четыре тантрических посвящения
И обретя четыре непревзойденных тела просветления,
Ты зовешься [Буддой] Ваджраварахи,
Что окружена своей свитой, океаном Победоносных...
Повстречавшись с Чакрасамварой,
Выслушав учения Ваджраяны
И обретя высшие свершения Тантры,
Ты зовешься Ваджрайогини,
Окруженной героями и небесными танцовщицами трех миров.
Встретившись с Дакини Сингхамукхой,
Выслушав тайные наставления о высшем блаженстве
И завершив четыре духовных деяния,
Ты зовешься Кладбищенской Пожирательницей Трупов,
Окруженной медведями, шакалами, тиграми и леопардами —
Эманациями разных дакинь.
После того как эта Царица Сиддхов воочию узрела лик Будды Бесконечной Жизни, обретением плодов практики которого она наиболее известна, на небесах Акаништха она встретилась с Ваджрадхарой и получила от него тантрические посвящения, обретя тождество с Буддой Ваджраварахи. Она встретилась с Чакрасамварой, получила от него тантрические учения и полностью отождествилась с Ваджрайогини. Львиноликая Синг-хамукха дала ей тайное введение в высшее блаженство. В ходе своих медитативных путешествий она встретила божеств Авалокитешвару и Хаягриву и благодаря этому написала руководства по их созерцанию. В своей песне Типхупа также прославляет завершение ею паломничества к восьми великим местам сожжения трупов и двадцати четырем тантрическим священным местам — питхи (plthas), где она получила ключевые тайные устные наставления от тамошних дакинь. В этом произведении нет описания ее личных качеств или духовных поисков, предшествовавших обретению просветления, но указано, на каком основании ее почитают основательницей целого ряда важных практик.
В произведениях о Сиддхараджни рассказывается, что всем, кто ее знал, она внушала глубокое благоговение. В ее собственных сочинениях она приводит подробные описания практик, которые она ввела, что является очевидными свидетельством досконального знания ею ритуалов и философской подготовки. Оно из ее произведений — это руководство для тантрических гуру о том, как делать мандалу Амитаюса, приготавливать и освящать сосуды для посвящения, а также проводить сами посвящения. Прежде чем выполнять посвящение, гуру должен призвать энергии, воплощенные в божестве, чтобы передать посвящаемым божественные энергию, силу и благословение. Соответственно, в написанном Сиддхараджни руководстве по посвящениям описывается, как достичь тождества с божеством, применяя повторение мантры и самоосвящение (свадхиштхана: svadhisthana). Все относящиеся к традиции сарма школы тибетского буддизма и их ответвления используют ее систему для проведения посвящений Будды Бесконечной Жизни. Те руководства по ритуалам, которые используются в наше время, являются сокращенными вариантами подробной системы Сиддхараджни. Обычно все эти тексты открываются молитвой учителям линии передачи, благодаря которым эта передача дошла до нас, начиная с основательницы практики. Ее посредничество между миром божеств и миром людей — основа подлинности последующих линий передач.
Кроме этих текстов по посвящениям, адресованным учителям, Сиддхараджни написала руководство по созерцанию Будды Бесконечной Жизни, охватывающее внешний, внутренний, тайный и естественный уровни медитации.80 На протяжении внешней стадии созерцающий учится представлять божество в ярких подробностях. Для внутренней стадии практики требуется, чтобы медитирующий умел представлять свое тело как мандалу и в разных точках своего тела воображать божеств. Тайный уровень заключается в практиках внутренней йоги, среди которых есть практики психического жара, ветров и каналов, направленные на порождение блаженства. Завершающая стадия — это обнаружение естественного состояния ума, очищенного от заблуждений. Такова сложная последовательность практик медитации. Современные руководства по практикам обычно представляют собой сокращенные варианты, написанные более поздними учителями различных школ, а подробности, описанные в тексте Сиддхараджни, передают устно и в комментариях. В дополнение к этой системе Сиддхараджни написала руководство по Ха-ягриве («Конская Шея»), гневному, но, тем не менее, сострадательному божеству-охранителю, связанному с Буддой Бесконечной Жизни. Ее руководство по Хаягриве включает в себя наставления о том, как освящать жертвенные фигурки из теста и использовать их для устранения препятствий учеников. Завершая систему Амитаюса, она написала текст по огненному подношению, которое выполняется в конце практики Амитаюса, проводимой в уединении.
В буддийской Тантре видение божества — это мерило духовного мастерства и основа завоевания духовного авторитета. Авторитетность учений Сиддхараджни проистекает от ее встреч с Амитаюсом, которые происходили в видении. Йогини встретилась с Буддой Бесконечной Жизни лицом к лицу и получила учения и посвящения долгой жизни непосредственно от него. Впоследствии она учила своих учеников и их духовных потомков, как приблизиться к этому Будде и обрести плоды его практики. В одном из вариантов общепринятых изображений Сиддхараджни ее поза и особенности иконографии отражают ее связь с Буддой Бесконечной Жизни. Она сидит в такой же позе меди-i и in и и держит в руке такой же сосуд жизни, как и Амитаюс. Кроме того, на ней принадлежности тантрической йогини: тигровая шкура вместо юбки, костяные украшения с драгоценными камнями и корона из черепов. В другом варианте Царица Сиддхов изображена в виде танцующей дакини с вздымающимися шарфами и с костяными украшениями, с ножом в форме полумесяца и чашей-черепом, до краев наполненной нектаром бессмертия — ее даром своим духовным наследникам.
Хотя линии передачи ее ритуала долгой жизни и практики Амитаюса весьма заметно выделяются в буддийской культуре Тибета, сама Сиддхараджни не пользуется такой же популярностью. Тибетское название ее системы, или передачи, — Друбпэй гъялмой луг (sGrub-pa'i rgyal-mo'i lugs), но обычно используется сокращенная форма — Друбгьял луг, — причем в числе других слогов опускается и женское окончание эмо, что скрывает от всех, кроме людей знающих, к какому роду принадлежал основатель этой системы. Знание этого факта требует более глубоких исторических знаний, чем обладает большинство последователей любой традиции. Поэтому, хотя учения Сиддхараджни о Будде Бесконечной Жизни занимают в тибетском буддизме видное место, многие люди не догадываются, что посвящение, которое они получили, практики, которые они выполняют и открытые ритуалы, в которых они принимают участие, основаны на учениях женщины и полученных ею откровениях.