Нигума и целительная мандала чакрасамвары
Нигума, легендарная йогини XI века, — это, с точки зрения истории, одна из наиболее загадочных фигур среди основательниц практик буддийской Тантры. Хотя ее связывают с ма-хасиддхой Наропой, называя ее то его спутницей, то сестрой, этот йогин, который, как считается, больше всех общался с ней и передавал ей учения, мог зреть ее только в видениях и снах. А потому образ Нигумы окутан таинственным туманом.
Нигума является основательницей линии особой медитации, предназначенной для исцеления болезней путем визуализации Ваджрайогини и Чакрасамвары в священном союзе. Иконографически такая визуализация представлена мандалой пяти божеств Чакрасамвары. Эта практика представляет собой метод очень высокого уровня даже среди самых эзотерических учений, потому что в ней весь тантрический путь сконцентрирован в мощную целенаправленную методику. В руках опытного практика она дает быстрые результаты.
Предлагаемая Нигумой мандала Чакрасамвары действует как целительная, потому что она направлена непосредственно на устранение болезней и их причин вместе с более тонкими помехами для просветления. Медитирующая создает целительное изображение, или мандалу, три раза: белую на макушке, красную в горле и синюю в сердце. Каждое из этих мест становится центром процесса внутреннего воспламенения, которое устраняет все загрязнения тела, речи и ума, препятствующие достижению состояния будды. В каждом из аспектов мандалы божества стоят на горизонтально расположенном пламенеющем колесе. Колесо имеет острые края и вращается, становясь пылающим и крутящимся лезвием, которое рубит и сжигает болезни, осквернения, демонов и всевозможные вредоносные силы. Медитирующая усиливает мысленный образ, продолжая непрерывно произносить мантры, которые вращаются, как колеса, жгут, как огонь, текут, как вода, и налетают, как мощные порывы ветра.
Медитирующая начинает с того, что наполняет свое тело нектаром. От четы соединившихся мужского и женского будды на верхнем колесе истекает нектар (бодхичитта). Его поток льется вниз и входит в отверстие на макушке медитирующей, наполняя ее тело очищающей, целительной амброзией:
Поднеся тайный дар (соединения)
И естественный дар (просветленной осознанности),
Союз божественной четы
Дарует белый нектар с красноватым оттенком.
Его поток входит в вашу макушку.
Четыре (богини на) колесе Соединяются со своими кхатвангами
[khatvanga: посох, символизирующий супруга].
Потоки нектара устремляются из их тайных мест
И, стекаясь вместе в макушке (медитирующей),
Нисходят в четыре места (голову, горло, сердце и пупок),
Очищая препятствия к просветлению.
Каждая мандала нацелена на свою разновидность телесных и душевных недугов, которые разрубаются пылающими колесами, испепеляются клубами пламени и развеиваются вихрями мудрости. Чтобы исцелить и всё окружающее, медитирующая испускает лучи света в виде крючков и собирает вредоносные силы, чтобы сжечь их во внутреннем пламени. В следующих выдержках Нигума описывает красное колесо в горле:
Посередине — Чакрасамвара в священном союзе (яб-юм),
Цвета красного лотоса,
С украшениями из костей, а также свежих и сухих черепов,
Изгибаясь в движениях танца.
Богини в четырех направлениях
Держат изогнутые ножи и чаши-черепы;
Они красного цвета и с мистическими жезлами.
На спицах, как и раньше, стоит слог РАМ.
Огонь мудрости пылает, радуя божеств подношениями.
Из места соединения мужского и женского
владык мандалы, Истекает поток красного нектара.
Представь, что он очищает
Все источники болезней и омрачений,
Наполняя тебя от горла вниз.
Читай сердечные мантры как и прежде,
[Представляя их как] поток воды, колесо, костер и ветер.
Описание становится еще более драматичным, когда Нигума переходит к синему колесу в сердце:
Сердечное колесо синее.
В сердце — синий слог БРУМ.
Представляй колесо мощным и острым...
Из него излучаются и возвращаются ХУМы и алмазные жезлы (ваджры).
Представляй синего Самвару и его красную юм
Как гневных по природе, в окружении свиты.
На спицах сияют синие языки пламени.
Мужское и женское божества соединяются...
Духовный восторг возрастает; ХУМ! ПХАТ!
и смех раздается как тысячи громовых раскатов.
Нектар соединения, синего цвета,
Наполняет тело от сердца и вниз,
Очищая причины болезней и омрачения ума.
Колесо рассекает, сжигает огнем мудрости
И развеивает ветром мудрости
В особенности злых духов и гнев.
Обильный поток нектара
Смывает омрачения, как горы пепла.
Выразительная и динамичная образность этой целительной медитации придает ей глубокую эстетическую привлекательность, что, вероятно, послужило одной из причин ее сохранения до настоящего времени. Сохранились и наставления Нигу мы о том, как давать посвящение на эту практику. Их можно найти в «Компендиуме тантр» школы сакья и в линии шангпа, которую в наше время поддерживают несколько учителей школы карма-кагыо. Известно, что Нигума давала учения и по другим главным тантрическим божествам, таким как Гухьясамаджа, Хеваджра и Махамайя, но в письменном виде сохранились только наставления по посвящению Хеваджры. Нигума также известна своим учением о «стадиях пути магической иллюзии», изложением продвинутых медитаций для постижения иллюзорной природы всех явлений, включая обретение состояния будды, которое, как она учит, есть, хотя и высшая, но, тем не менее, также иллюзия.