Танцовщицы, куртизанки и женщины низких каст
Танцовщицы, куртизанки и различные представительницы низких каст, как например прачки, ткачихи, торговки вином, охотницы, рыбачки, ремесленницы и даже неприкасаемые — занимают видное место в тантрических жизнеописаниях, поэзии и ритуальных руководствах. Наличие этой группы женщин в литературе приводится как свидетельство эксплуатации женщин в тантрических сообществах. Западные ученые обычно предлагают такое объяснение: женщины этих классов были невежественны, неразборчивы в половых связях и доступны для мужчин-тантристов, которые нуждались в них для выполнения практик, подразумевающих сексуальное соединение:
Практические соображения... также требовали использования [sic] женщин низких каст... неприкасаемые девушки [sic] были более неразборчивы в связях и не соблюдали законов Ману.
Они появляются здесь потому, что женщины этих каст пользовались этим [sic] и, предположительно, ими тоже пользовались всегда, когда «безумцы» реально выполняли подобные ритуалы.
Роль, которую девушки [sic] низких каст и куртизанки исполняли в тантрических «оргиях» {чакра: сакга; тантрическое колесо), хорошо известна. Чем более развратна и разнузданна была женщина, тем лучше она подходила на эту роль.
Эта линия толкований объясняет присутствие таких женщин в тантрических сообществах их пригодностью для целей мужчин и их социальной незащищенностью от сексуальных посягательств. Чуть более благопристойная теория касательно женщин низких каст в тантрических источниках — это предположение о том, что связь с такими женщинами давала мужчинам возможность преодолеть свои классовые предрассудки. Общение с существом, стоящим в самом низу социальной лестницы, — женщиной низкой касты, — могло заставить практикующего мужчину отказаться от классовой гордости и опасений ритуального загрязнения:
Если получавший посвящение индиец принадлежал к касте дважды рожденных, у гуру были очевидные основания для использования [sic] неприкасаемой женщины в ритуале посвящения: такая связь могла послужить уничтожению социальных условностей, уменьшению гордости и развитию мудрости равности.
Согласно влиятельной версии этой теории, поскольку женщины низких каст занимают самую нижнюю ступень социальной иерархии, в практике Тантры их возвышение и символика приводят к обретению духовного прозрения вследствие перевертывания или coincidentia oppositorum совмещения противоположного того, что считается низким в социальной сфере, и того, что считается возвышенным в духовной сфере:
Главное значение имеет символика «прачки» и «куртизанки», и мы должны считаться с фактом, что, в соответствии с учениями Тантры о тождестве противоположностей, «самое благородное и самое драгоценное» кроется именно в «самом низменном и самом заурядном».
Сторонники этих теорий не выдвигают предположений о том, что могут от такой ситуации получить сами женщины, поскольку, по их мнению, речь идет лишь просто об «использовании» женщин в качестве орудий для достижения мужчинами своих целей.
Эти объяснения касательно присутствия женщин низких каст в тантрических сообществах несостоятельны по многим причинам. Они строятся на поверхностных признаках женщин и неадекватных обоснованиях их участия в тантрических ритуалах. Нас уверяют, что при выборе духовного партнера мужчина выбирает женщину, ориентируясь на ее касту, а не на основании истинной причины: практикует ли она Тантру, как и он сам. В йогини-тантрах всегда выдвигают истинные основания для выбора партнера по практике. Самое главное требование для женщины — иметь тантрическое посвящение и соблюдать свои обеты. Важно также и каково ее продвижение в практике, уровень духовного прозрения, а также знание ритуалов, йоги и медитации.81 Если мужчина происходит из высокой касты или был монахом, то зачастую ради долговременных, открыто проявляемых отношений с такой женщиной он жертвует многим — социальным положением, монашеским престижем, богатством, репутацией, а бывает, и троном. Маловероятно, чтобы мужчина мог приносить столь большие жертвы ради невежественной, развратной женщины, лишенной и тонкого ума, и изысканности, и духовных добродетелей. Было известно и о таких случаях, когда женщины из высоких каст, представительницы царского или жреческого рода отказывались от своего кастового статуса, чтобы взять в супруги мужчину из низкой касты, хотя в таком случае никто не считает, что она поступала так потому, что мужчина был социально ущербен, развратен, простоват или глуп.
Эти теории строятся на фундаменте неправильного понимания культурной роли тех женщин в индийском обществе. Представление о «тантрическом перевертывании», предложенное для объяснения присутствия женщин низких каст, на основании этнографических данных подвергла критике Фредерик Марлен, которая доказывает, что, хотя женщины низких каст, такие как танцовщицы, куртизанки и прачки, могли стоять на нижней ступени социальной лестницы, их общественное значение этим не исчерпывалось. В индийской культуре женщины этих категорий традиционно считались обладательницами плодородных и благодатных сил. Присутствие этих женщин в контексте Тантры нельзя объяснить лишь структурной оппозицией, или «перевертыванием ценностей», потому что Тантра явно отрицает социальную иерархию, стоящую на страже интересов власти. Женская способность рождать, давать рост и духовное преображение не находится в каком-либо соотношении с двойственными принципами иерархии, правящими обществом. Эту преображающую силу (в буддийском контексте — адхиш-тхана) невозможно обрести ни опираясь на социальную иерархию, ни пытаясь ее перевернуть или нарушить. Эта сила заменяет собой иерархию и выходит за ее пределы, потому что ее действенность не зависит от социального статуса того, кто ею наделен. Благодаря своим занятиям, женщины низких каст обладают преображающей силой, или женской энергией, и воплощают ее. Было бы естественным, чтобы Тантра — традиция, которая сосредоточена на энергии и считает женщин ее вместилищем, — привлекала и приветствовала женщин, которые уже чувствуют в себе уверенность, силу и духовную мощь или стремятся их обрести.
Другая причина, по которой подобные теории не способны в полной мере объяснить присутствие женщин низких каст в тантрических сообществах, заключается в том, что они не принимают во внимание субъективной, внутренней стороны мотивации самих женщин. Это серьезное упущение для теории, претендующей на то, чтобы пролить свет на динамику полов в традиции, которая явно привлекала и делала своими сторонницами огромное число женщин. Для таких женщин тантрическое движение было естественным образом привлекательно благодаря их высокому статусу в таком культурном контексте, где духовная сила ценится выше ритуальной чистоты. То, что в этой традиции их сила признавалась и почиталась, могло только поощрять женщин присоединяться к ней. В индийском обществе женщины этих сословий часто имели довольно высокий уровень финансовой независимости и свободы действий и передвижения. Буддийская Тантра была близка таким женщинам в силу отсутствия иерархии, основанной как на разнице полов, так и на разнице сословий, которая могла бы или исключать их присутствие или его ограничивать. Присущее этим женщинам внутреннее чувство силы и независимости отражалось и приумножалось в тантрической философии пола. Кроме того, перед этими женщинами не стояли препятствия в виде кастовых структур, которые могли бы помешать их участию.84 Социальное происхождение этих женщин означало, что они были свободны делать независимый выбор своей религиозной принадлежности и своего партнера, а зачастую принимать неординарный образ жизни тантрической йогини.
Толкования, в которых упор делается на внешние причины участия женщин низких каст, также игнорируют соответствие социального происхождения этих женщин тантрическим задачам. Подчеркнутое внимание к низким кастам показывает, что мудрость Тантры не ограничивается отдельным социальным сословием, будь оно высоким или низким. Присутствующий в тантрах упор на женщин низких каст и низкие касты в целом — это сложная тема, которая не только находит свое подтверждение в онтологических положениях Махаяны о том, что всё одинаково чисто и ценно, но и несет в себе мысль о том, что мудрость следует искать в любом социальном классе, потому что люди низких каст нисколько не менее, чем другие, способны обладать учениями и посвящениями и передавать их. Женщины, происходящие из этой среды, именно благодаря ее разнообразию обладали собственными духовными прозрениями, способными обогатить тантрическую практику. Женщины низких каст приходили в Тантру не будучи сами «чистым листом», но принося с собой навыки и духовное знание, которые могли быть непосредственно применены к тантрической методологии. Танцовщицы принесли телесную науку: знания о священных жестах и движениях, способы воплотить в себя божество. Куртизанки принесли эротическое искусство и утонченные приемы. Виноделы и торговки вином — основы перегонки спиртного, столь важного для тантрических таинств. Домби — знакомство с местами сожжения трупов, где часто устраивались тантрические пиршественные подношения. Люди из местных племен принесли с собой умение изготовлять из кости украшения и музыкальные инструменты, ритуальное использование черепов, искусство магии, начитывания мантр, поклонение богиням и ритуальные способы общения с духами и божествами, умение вселять их в себя.
Сословия, к которым принадлежали женщины низких каст, служили источниками культурной энергии, из которых черпали в то время силы буддизм и другие классические традиции. Слияние буддийского учения об освобождении с архаическими религиозными практиками и символами — неотъемлемая особенность тантр. Делая упор на эти сословия, буддийская Тантра указывает на ту часть общества, от которой она получила многие из отличительных черт своих ритуалов и иконографии. Возможно, выдвигая на первый план женщин из этих сословий, буддийские источники указывали на свои собственные корни.
Если рассмотреть все эти факторы, становится ясно, что присутствие женщин низких каст в движении Тантры объясняется не их сексуальной доступностью, а намного более сложными факторами. Эти женщины были обладательницами духовной энергии и кладезем культурного знания. В буддийской Тантре они могли найти сферу приложения своих возможностей, где им не нужно было приносить в жертву свою независимость, инициативность или силу своей личности. Они были вольны заниматься тантрическими практиками как серьезные самостоятельные практикующие. Их открыто вызывающее поведение было вполне уместно в тантрических сообществах, и, вместо того чтобы играть скромную роль, прислуживая мужчинам, они могли заставить мужчин уважать и почитать себя.
ТАНЦОВЩИЦА И ЦАРЬ
Обычные представления о женщинах в буддийской Тантре вообще, а в частности о женщинах низких каст, грубо упрощают их духовную жизнь и неверно отражают интимные отношения, речь о которых идет в тантрах. Пример духовного жизненного пути женщины-тантристки, происходящей из низкой касты, может помочь прояснить, насколько верны такие выводы. Рассмотрим историю, в которой царь отказался от своего трона, чтобы связать судьбу с танцовщицей. Ее звали Домбийогини (Domblyoginl), царь же остался в истории только под именами Домбипа (Domblpa) или Домбихерука (Domblheruka), которые он получил благодаря связи с ней. В начале этой истории царь, правитель Ассама, был уже опытным практиком Тантры, а учителем его был Вирупа (Virupa). Царь уже достиг достаточной зрелости, чтобы выполнять одну из высоких йогических практик, для которой требуется взаимодействие с партнершей, а неизбежное появление его кармической посвященной спутницы было открыто ему в видении. Впервые они встретились, когда она пришла во дворец со своими родителями среди других певцов и танцоров, собиравшихся дать представление при дворе. В то время ей было двенадцать лет, и у нее был неземной нрав и склонность к духовной практике. Чтобы получить у семьи танцовщицы разрешение оставить ее у себя, царь предложил щедрую плату, а именно количество золота, равное ее весу.
Присутствие Домбийогини во дворце хранилось в тайне в течение двенадцати лет, пока подданные царя не обнаружили их связи. Изгнанные из царства, они удалились в безлюдные места и медитировали в уединении в течение следующих двенадцати лет. Тем временем благополучие покинуло страну, оставшуюся без правителя, и, наконец, раскаявшиеся подданные решили позвать царя обратно. Когда министры пришли в лес, чтобы вернуть царя, они увидели, что танцовщица плавает по озеру на листе лотоса. В своей уединенной практике и танцовщица, и царь явно достигли больших успехов. Они сели верхом на тигрицу и направили ее в город, размахивая ядовитой змеей вместо хлыста, чем показали свои мистические достижения. Позднее Домбийогини и царь преобразились в чету будд — Найратмью (Nairatmya) и Хеваджру (Hevajra) — одну из числа тех, которых они созерцали, и царь, которому довелось найти более возвышенное времяпрепровождение, отказался снова принять свое царство.
Обычно из истории их партнерства на протяжении более чем двадцати лет делают вывод, что царь использовал в своих интересах танцовщицу, роль которой сводилась к тому, что она помогла царю избавиться от его кастовых предрассудков.86 Однако, как явствует из самой этой истории, отличительными чертами Домбийогини были не доступность или принадлежность к касте, и даже не то, что она соответствовала всем индийским канонам красоты. Ведь только такое ее личное качество, как тонкая духовность, заставило царя узнать в ней его предназначенную судьбой спутницу. Она не была просто представительницей низкой касты, маргинальных слоев общества, а потому «доступной» для подобных практик, как и не была невежественной и грубой. Будучи танцовщицей, достойной выступать при дворе, она обладала обширной артистической подготовкой. К двенадцати летнему возрасту она уже не один год проходила обучение, поскольку обучение танцу начинается в самом юном возрасте, особенно в семье танцоров. Следовательно, Домбийогини была образованным, культурным и утонченным человеком, владевшим высоким мастерством, которое достигалось многими годами суровой физической подготовки. Главным образом благодаря этим качествам царь узнал в танцовщице возможную тантрическую партнершу. Царская плата ее семье была знаком искренности его намерений и уважения к их дочери, а также залогом того, что он будет хорошо заботиться о ней. Царь не покупал ее, а скорее возмещал ее родителям ущерб от утраты ее будущих заработков. Царь отрывал ее от прежней жизни и семьи, но он не ждал от нее жертв больших, чем приносил сам. Они оба порвали с прежним образом жизни, чтобы вступить на новый совместный путь.
Едва ли можно утверждать, что царь «эксплуатировал» танцовщицу, поскольку они прожили вместе более двадцати лет. В течение этого времени она получила множество буддийских учений для подготовки к йогической практике тантрического соединения, которая, как утверждает сам Домбихерука в трактате на эту тему, «не для новичков».87 Первые двенадцать лет он продолжал жить во дворце и мог видеть или не видеть множество танцовщиц, но с течением времени они стали настолько близки с Домбийогини, что, выбирая между своим царством и своей подругой из низкой касты, он выбрал ее, и можно предположить, что просветление они обрели вместе. Их взаимные чувства проявились в решимости отправиться вместе в изгнание, вверив друг другу свое телесное выживание и духовную судьбу. В течение следующих двенадцати лет, когда ей было вначале двадцать четыре года, они, находясь в безлюдной глуши, могли видеть только друг друга — ситуация, требующая исключительного взаимопонимания, взаимодоверия и преданности одним и тем же религиозным идеалам. К тому времени Домбийогини уже много лет практиковала медитацию и достигла в ней такого уровня, который был сравним с уровнем ее супруга, а потому они могли предаваться высшим йоги-ческим практикам вместе. Танцовщица и царь нуждались друг в друге, чтобы вступить в мир видений Тантры. Они поровну делили трудности и озарения духовного пути.
Продвижение Домбийогини в практике медитации проявилось в ее магических силах, таких как способность ходить по воде и владение четырьмя взглядами. Таранатха также сообщает, что она сочинила песни свершения (ваджрные песни), большинство из которых для нас утрачено.88 Одна из ее песен случайно уцелела в собрании тантрических песен, сохранившихся в Непале. В песне говорится о ее способности ходить по воде, сверхъестественной способности, свидетельствующей о том, что танцовщица постигла пустоту. В песне она предстает созерцающей чету будд: Ваджрайогини и ее супруга Чакрасамвару:
На озере Домбийогини становится двумя,
Как же сидят они посреди озера?
Эти двое пребывают во дворце наслаждения,
Танцуя в сфере явлений,
В стране незапятнанной чистоты.
Естественно, чарующе они покоятся
На знании Будды.
Ваджрайогини являет себя в двух образах
И выходит за пределы мира.
Та, что с головой дикой свиньи, Ваджраварахи,
Обнимает (своего возлюбленного).
Она сидит на четырехугольной мандале, даруя сострадание.
Порой бывая в одном облике, порой — в другом,
Она обнимает синеликого владыку.
Озеро, о котором идет речь, это и место, откуда Домбийогини брала воду во время пребывания в отшельничестве, но это также и метафора, подразумевающая весь мир, который, в зависимости от точки зрения наблюдателя, предстает или как юдоль страдания, или как обитель блаженства. Чистота видения танцовщицы позволила ей играть с явлениями, не утопая в них под тяжестью таких весомых аспектов относительной реальности, как законы физики и сила притяжения. В первой половине песни Домбийогини представляет чету будд в слиянии. Она воображает себя Ваджрайогини, проявляющейся в разнообразных обликах, дабы удовлетворить желания живых существ во всем мире. Обнимая своего супруга, которого она видит как будду херуку, танцовщица игриво воображает себя сначала в одном облике, а затем — в другом, чередуя образы четырех божественных йогини тайной мандалы Чакрасамвары. Их соединение, пусть само по себе исключительно блаженное, в конечном счете осуществляется из сострадания к миру. Тайное единение будд в мужском и женском обликах порождает волны блаженства и гармонии, которые обращают мир в мандалу и орошают его потоками нектара, утоляющего духовный голод в сердцах живых существ, где бы они ни были.
Песня Домбийогини — луч блистательного видения, устремляющийся из ее ума, подтверждает изысканное совершенство ее духа. Эта единственная сохранившая песня свидетельствует об утраченном богатстве, хотя не исключено, что некоторые из ее стихов были ошибочно приписаны Домбипе. Эта песня также свидетельствует о том, что танцовщица полностью погрузилась в эстетическую вселенную Тантры и в совершенстве постигла йогу тантрического соединения.
Пример Домбийогини подтверждает, насколько ошибочными могут оказаться западные суждения о женщинах низких каст. В западных толкованиях подчеркивается их предположительная униженность; однако в произведениях Тантры они изображаются не как низкие и по происхождению и по нраву, а как прекрасные и наделенные артистическими дарованиями йогини. Долгожданная духовная спутница царя сама достигла значительных успехов и в конце концов стала духовным учителем и просветленным поэтом. После смерти Домбихеруки Домбийогини, которой тогда шел по меньшей мере четвертый десяток, учила самостоятельно как тантрический гуру. Она давала посвящения, а также тайные устные наставления по тонким вопросам эзотерических йог, и от нее или через нее идут две линии передачи Хеваджры.
Внимательное чтение жизнеописания тантрической йогини, происходившей из низкой касты, показывает, что никакой речи о развратности в нем нет, и вряд ли царю понадобилось бы проводить с ней двадцать лет только для того, чтобы преодолеть свои кастовые предрассудки. Скорее, мы видим серьезное долговременное идейное партнерство, посвященное эмансипации обоих участников. Домбийогини выполняла практики и развивалась духовно на протяжении всей истории их взаимоотношений, о чем свидетельствует тот факт, что она стала гуру. Эту танцовщицу не эксплуатировали: она стремилась к просветлению — и она его обрела.