Структура эвристической деятельности
Изложенная выше логическая структура научного знания характеризует его в готовом, «результатном» виде. Создаются научные знания с помощью интуиции и методов научного познания.
Интуиция есть процесс непосредственного, прямого усмотрения истинного знания, которое дается сразу, без рассуждений и обоснований. Если логический процесс осознан, идет под контролем «Я» и подчинен его воле. Интуитивный процесс бессознателен, бесконтролен и не подотчетен воле. М. Борн сказал о сути научной творческой, эвристической деятельности: «Мой метод работы состоит в том, что я стремлюсь высказать то, чего, в сущности, я высказать не могу, ибо пока не понимаю этого сам». Под «эвристикой» понимается учение о приемах научной творческой деятельности. На вопрос журналиста, что он подумал при вспышке экрана, возвестившем о новом явлении, В. Рентген ответил: «Я исследовал, а не думал».
Структура эвристической деятельности состоит из четырех стадий: подготовки, инкубационного периода, озарения (инсайта), эпистемной обработке и практической проверке полученного результата. Под «эпистемой» мы понимаем научное знание.
Стадия подготовки заключается в длительных и безрезультатных попытках решить научный вопрос известными методами. В конце этой стадии наше мышление попадает в познавательно-психологический «барьер» (Б. М. Кедров), в данном случае – познавательно-психологический «тупик». Здесь рекомендуется отправить нерешенный вопрос с сознательного уровня на бессознательный уровень: «отключиться» от него и переключиться на другую деятельность, в том числе перейти в состояние пассивного или активного отдыха.
Инкубационный период протекает на бессознательном уровне нашей душевной жизни. Нерешенный вопрос попадает туда только тогда, когда за счет длительной работы с ним накоплена достаточная для такого перехода инерция. Бессознательная сфера нашей жизни представляет собой хаотическое движение ощущений, восприятий, представлений, мыслей, желаний, чувств и побуждений. Попавший туда вопрос порождает возникающие и распадающиеся «цепочки» мыслей.
Если на конце одной из «цепочек» мыслей появляется ответ на вопрос, то он «всплывает» на уровень сознания. Это и есть стадия озарения, или инсайта. Прямо подействовать на процесс озарения невозможно. Можно подействовать только косвенными приемами, которые имеют индивидуальную специфику.
К типичным приемам относится длительная прогулка (Д. Уатт, У. Р. Гамильтон, Н. Е. Жуковский, А. В. Погорелов и другие), поэтому «ноги – колеса мысли». Другой прием – сон, который является бессознательным состоянием нашей психики (Ж. А. Пуанкаре, Ф. А. Кекуле, И. П. Павлов и другие), поэтому «учитесь видеть сны, господа». Создатель центробежного насоса Н. Аппольде отработал такую методику эвристического поиска. Когда возникали трудности в решении технической задачи, он обсуждал их сам с собой, вызывал в уме все фактические принципы, относящиеся к исследуемому случаю, формулировал программу исследования, загружал свое бессознательное работой. Обыкновенно решение приходило ему рано утром, когда он просыпался.
Особо отметим переход от сна к бодрствованию, сходный по психической структуре с озарением. Именно в этот момент приходили открытия Р. Декарту, К.Ф. Гауссу, А. Эйнштейну. Интуитивное решение часто приходит в виде чувственного образа. Ф. А. Кекуле рассказывает сон: «Бал, пары, атомы; ряды их извиваются, как змеи, вдруг одна из змей схватила свой хвост и завертелась перед моими глазами. Словно вспышка молнии озарила меня. Я проснулся и стал думать с ручкой в руках». Поэтому не следует торопиться оформлять интуитивный чувственный образ в старую понятийно-терминологическую оболочку, дабы не потерять в ней новую мысль. Полученный интуитивный результат представляет собой лишь предположение, которое может оказаться ошибочным.
Ошибки интуиции:
- неправильная оценка случайностей;
- проявление излишней категоричности тогда, когда этого не позволяют сделать знания о предмете («ошибка эксперта»);
- случайное совпадение трактуется как закон связи событий (ошибка «мнимая корреляция»).
Поэтому необходима стадия эпистемной обработки и практической проверки полученного интуитивного результата. Эпистемная обработка интуитивного результата заключается в проявлении разнообразных связях его с ранее известными научными знаниями. Например, чтобы усилить логическое доказательство полученного теоретического результата, нужно попытаться его самому… опровергнуть. Практическая проверка состоит в установлении эквивалентной связи его с объектом научного познания.
Личными «врагами» эвристической деятельности ученого являются: страх провала, чрезмерная самокритичность и лень, «трудолюбие лентяя».
Одним из важнейших приемов эвристической деятельности является «перенос», когда мы, занимаясь совершенно другой областью знания, вдруг видим сходство проблемы, решенной на другом материале, с нерешенной проблемой в своей области научного знания. Тогда мы и переносим это решение в свою область знания с учетом ее специфики.
У каждого из нас должна стоять полка-другая книг по психологии творчества. Обратите внимание на фамилию Эдварда де Боно, всемирно известного специалиста по психологии творчества. Покупать нужно любую его книгу, даже написанную для развития творческих способностей ребенка. Есть у него и такая книга.