Взаимодействие стыда с другими эмоциями и социальным поведением

Стыд и сексуальное влечение

Стыду нет места в сексуальных отношениях, как и в любви. Неумеренная стыдливость может просто подавить влечение.

Переживание стыда может стать причиной переживания других эмоций, и наоборот – переживание некоторых эмоций может послужить причиной стыда. Взаимодействие с другими эмоциями может сказываться в том, что переживание стыда тем или иным образом защищает человека от переживания других эмоций, а те в свою очередь помогают человеку упредить переживание стыда или противостоять ему.

Стыд и депрессия

Многие экс­перты в сфере человеческих эмоций отмечали тесную связь между склонностью к переживаниям стыда и склонностью к депрессии. Родство стыда и депрессии видно невооруженным глазом. Вспомним, как не­сколько выше мы определили симптоматологию депрессии. Эмоциональный паттерн депрессии объединяет в себе переживание печали, которая выступает в роли веду­щей эмоции, агрессию, направленную на себя, переживания стыда и страха. Дан­ные направленных научных экспериментов и клиническое наблюдение свидетель­ствуют о том, что переживание стыда зачастую может переродиться в переживание гнева. Гнев при этом может проявляться в фантазиях на тему торжества над челове­ком или над группой лиц, вызвавших стыд. Нередко, однако, гнев бывает направлен и на самого себя. Вы сердитесь на себя за свою «глупость», «бестолковость», «не­ловкость» и «неуклюжесть». Если это становится вашей привычной реакцией на переживание стыда, то можно сказать, что большая часть эмоционального паттерна депрессии вами освоена. Вам остается лишь опечалиться, пожалев себя, и тогда в совокупности со стыдом и агрессией, направленной на себя, мы получим полную эмоциональную картину депрессии. Депрессия становится особенно серьезной, ког­да неудачи и печаль по поводу этих неудач, когда поражения и стыд, вызванный ими, когда гнев, направленный на себя, окончательно укрепят вас во мнении о себе как о совершенно несостоятельном или беспомощном человеке.

Резюме

Переживание стыда сопровождается нежданным и обостренным самоосознани­ем. Сила этого самоосознания такова, что забирает все ресурсы, лишает человека способности к когнитивной деятельности, мешает осмыслению ситуации и повыша­ет вероятность неадекватных реакций на нее. Как правило, манифестация стыда про­исходит тогда, когда человек находится в окружении других людей, причем присут­ствие людей обычно и провоцирует переживание стыда, однако возможны ситуации, когда человек переживает стыд в полном уединении. Обостренное самоосознание, беспокойство пристыженного человека о том, какое впечатление он произведет на окружающих, его озабоченность социальной оценкой почти всегда сопровождают переживание стыда. Стыд заставляет человека почувствовать себя ничтожным, бес­помощным и несостоятельным, вконец проигравшимся неудачником. Иногда пара­доксальным образом даже искренняя похвала может вызвать у человека стыд.

По мнению Томкинса, активация стыда на нейронном уровне связана с частич­ным снижением нейронной активности текущих эмоций интереса или радости. На психологическом уровне активация стыда обычно вызвана столкновением с ситуа­цией, обстоятельства которой выставляют на всеобще обозрение «ущербность» лич­ности или некоторых аспектов «Я» и привлекают к ним внимание. Любое событие, спровоцировавшее чувство неуместной откровенности, может послужить источни­ком стыда. Прототипически переживание стыда, по всей вероятности, возникло в тот момент, когда младенец искренне обрадовался появлению матери и выказал го­товность к близкому общению, но неожиданно для себя обнаружил перед собой не­знакомого человека. В более зрелом возрасте неиссякаемым источником стыда ста­новится безуспешное стремление индивида строить свою жизнь в соответствии со своим представлением об идеале.

Эмоция стыда исполняет двоякую функцию, которая и определила его роль в эволюции человека. Способность к стыду означает, что индивид склонен учитывать мнения и чувства окружающих его людей, таким образом, стыд способствует боль­шему взаимопониманию между человеком и окружающими его людьми и большей ответственности перед обществом. Кроме того, стыд побуждает индивида к приоб­ретению навыков, в том числе и навыков социального взаимодействия.

Стыд обнажает «Я», делает прозрачными «границы эго». Но в то же время нео­спорима роль эмоции стыда в процессе развития навыков самоконтроля и обучения самостоятельности. Противостояние стыду и его преодоление помогают человеку в обретении чувства личностной идентичности и психологической свободы.

Для противостояния стыду люди используют защитные механизмы отрицания, подавления и самоутверждения. Человек, неспособный противостоять пережива­нию стыда, почти наверняка обречен на печаль и даже на депрессию.

Кросс-культуральные исследования выявили широкий диапазон различий в от­ношении к стыду у представителей различных культур. Разное понимание стыда определяет разные методы социализации этой эмоции. Дети активны и любопытны, и вследствие этого часто оказываются в ситуациях, провоцирующих переживание стыда. Родителям следует уделять особое внимание детским переживаниям стыда, поскольку эта эмоция затрудняет общение и социальное взаимодействие. Ребенку крайне тяжело противостоять переживанию, которое мешает ему прямо смотреть в глаза собеседнику, лишает его радости от общения.

Адекватной реакцией на переживание стыда можно счесть готовность индивида к самосовершенствованию. Стыд вызывает обостренное внимание индивида к само­му себе или к некоторым аспектам «Я», а значит, последующее осмысление ситуа­ции вызвавшей стыд, и собственных переживаний способствует умножению знания индивида о себе.

Благодатную почву для стыда создают сексуальные отношения, предельно ин­тимные и эмоциональные по своему характеру. Нет ничего откровеннее полового акта, а неправильно понятая откровенность является прототипической предпосылкой стыда.

Дети осознают связь стыда с сексуальностью в ситуациях, когда их, например, застают врасплох во время исследования своих половых органов. Благоприятным периодом для укрепления этой связи является подростковый возраст, время разви­тия половых органов и вторичных половых признаков.

Младенец очень рано начинает осознавать взаимосвязь между стыдом и близос­тью, между непосредственным зрительным контактом и личностной заинтересован­ностью или все той же близостью. Корни этого понимания, судя по всему, лежат в опыте его взаимоотношений с матерью. Можно предположить, что именно эта рано понятая зависимость между непосредственным зрительным контактом, близостью и чувственным удовольствием лежит в основе широко распространенного табу на длительный зрительный контакт между малознакомыми людьми.

Эмоция стыда неразрывно связана с другими аффектами и с социальным поведе­нием. Стыд непосредственно участвует в развитии социальных способностей. Извест­ная доля застенчивости или, говоря иначе, скромности, при известных обстоятель­ствах может пойти на благо сексуальным отношениям между двумя людьми, но стыд препятствует им и может послужить причиной разрыва.

Наши рекомендации