Смущение и проблемы социальной адаптации

Интенсивное и частое переживание смущения обременительно для человека; оно негативно воздействует на психическое здоровье и может привести к его нару­шениям. Очевидно, что крайняя степень застенчивости предельно затрудняет адап­тацию индивида. Пилконис и Зимбардо (Pilkonis, Zimbardo, 1979) провели обширное исследование застенчивых людей и сформулировали три отрицательных послед­ствия крайней застенчивости.

q Во-первых, застенчивость способствует социальной изоляции и тем самым полностью или частично лишает человека радости общения, одного из самых существенных источников удовлетворения. Застенчивый человек не просто обделен развлечениями, которые несет с собой насыщенная социальная жизнь, он лишен социальной поддержки. Любому человеку необходим дружеский круг, круг доверительного общения. Крайне застенчивый человек либо полностью, либо почти полностью лишен социальной (эмоциональной) поддержки, которая в значительной степени обеспечивается друзьями. Некоторые исследователи утвер­ждают, что при определенных условиях это может привести к серьезной депрессии.

q Во-вторых, отсутствие социальной поддержки, дружеского одобрения и совета приводит к тому, что застенчивый человек оказывается более уязвимым в стрессо­вых ситуациях. Джонс и Карпентер (Jones, Carpenter, 1986) обнаружили, что круг общения застенчивых людей очень узок и, как правило, ограничивается семейными рамками. Застенчивые люди чаще, чем их более раскованные сверстники, жалуют­ся на недостаточную поддержку друзей, высказывают неудовлетворенность своими социальными отношениями. В работе Джонса и Карпентера высказывается мнение, что низкая эффективность межличностных трансакций застенчивого человека, ле­жащая в основе его неудовлетворенности социальными взаимоотношениями как таковыми, может быть следствием недостаточного развития навыков социального взаимодействия. В пользу этого предположения свидетельствует и тот факт, что застенчивые люди очень часто терпят фиаско в ситуациях, связанных с межличност­ным взаимодействием и с выполнением заданий, связанных с таким взаимодействи­ем, например, в экспериментальной ситуации, когда им предлагают в телефонном разговоре склонить к сотрудничеству потенциального партнера (DePaulo, Dull, Greenberg, Swain, 1989).

q В-третьих, застенчивые люди не имеют опыта искреннего и откровенного обще­ния, и это приводит к тому, что они склонны думать о себе как об ущербных индиви­дах. Зачастую они просто не подозревают о том, что и у других людей есть свои сла­бости, что, и другие также могут испытывать смущение. Вследствие подобной нео­сведомленности у них складывается искаженное представление о своем собствен­ном социальном поведении.

q Еще одна проблема застенчивого человека заключается в том, что его смущение не всегда верно распознается сторонними наблюдателями. Иногда застенчивость расценивается окружающими как замкнутость, отчужденность, высокомерие, «за­знайство».

Исследователи смущения получили данные, свидетельствующие о том, что сму­щение по-разному проявляется у разных людей. На основании этих данных можно выделить два типа смущения – социальное смущение и личностное смущение.

§ При смущении первого типа люди больше обеспокоены тем, как окружающие восприни­мают их поведение, насколько они смогут соответствовать ожиданиям окружающих в той или иной ситуации социального взаимодействия. Их тревожит, какое впечат­ление они производят на людей.

§ При втором типе смущения основной проблемой является субъективное чувство дискомфорта, само переживание смущения. Внеш­не эти люди вполне успешны в ситуациях, связанных с социальным взаимодействи­ем, но чувство неловкости, которое они испытывают, изнуряет и опустошает их эмо­ционально. Для таких людей практически любой социальный контакт, особенно в группе, становится настоящим испытанием. Социальная жизнь людей, страдающих от личностной застенчивости, перенасыщена субъективным переживанием диском­форта. Так, после веселой вечеринки они ощущают не оживление и не удовольствие, но изнеможение и опустошенность.

Застенчивые люди, как первого, так и второго типа, оказываясь в социальной ситуации, как правило, теряются, не знают, что им делать. Особенно наглядно по­добная растерянность проявляется в ситуациях неформальных встреч, импровизи­рованных вечеринок, когда человек волен проявлять инициативу. Неструктуриро­ванные, неупорядоченные ситуации угнетают застенчивого человека, поэтому он старается избегать новых, незнакомых ситуаций, как и общения с незнакомыми людьми. Чем более несконструирована ситуация, тем больше возможностей для инициативы, самостоятельности или ответственности предоставляет она человеку, тем более неуютно чувствует себя в ней застенчивый человек. Застенчивые люди скорее предпочтут «последовать за лидером», чем возьмут на себя ответственность. В конечном счете это может привести к снижению самооценки и депрессии.

СТЫД

Яркое описание стыда дает Томкинс (Tomkins, 1963). Он расценивает стыд, сму­щение и вину как одну эмоцию, имеющую один нейрофизиологический механизм. Он оговаривается, однако, что на сознательном уровне стыд и вина как состояния различны. Он описывает стыд как ощущение поражения, унижения, преступности, отчужденности:

Хотя ужас обращается к жизни и смерти, а печаль окутывает мир покрывалом слез, стыд наносит самые глубокие раны сердцу. Страх и печаль причиняют боль, но эта боль внеш­няя, человек ощущает ее сквозь мягкий покров эго; стыд же приходит к нам как внутрен­няя мука, как болезнь души. Безразлично, были ли причиной унижения и стыда чьи-то обид­ные насмешки или человек высмеял сам себя. В обоих случаях он чувствует себя будто на­гим, потерпевшим поражение, отвергнутым, потерявшим достоинство (Tomkins, 1963, р. 185).

Томкинс описывает стыд как эмоцию наивысшей рефлексии, когда стирается грань между субъектом и объектом стыда и человек погружается в мучительное са­моосознание и самопостижение.

Детальное описание стыда представлено Хелен Льюис (Lewis, 1971). Человек, переживающий стыд, ощущает себя объектом презрения и насмешки, он чувствует себя смешным, униженным, маленьким. Он ощущает беспомощность, неадекват­ность, неспособность и невозможность осмыслить ситуацию. Стыд может спрово­цировать печаль или гнев, вызвать слезы и румянец, которые в свою очередь усугуб­ляют переживание стыда. Взрослый человек чувствует себя ребенком, слабость ко­торого выставлена на всеобщее обозрение. Возникает ощущение, что человек больше не может ни воспринимать, ни думать, ни действовать. «Границы эго» стано­вятся прозрачными.

Пристыженный человек ощущает, что любой вправе смеяться над ним и прези­рать его. Этот «любой» излучает самоуверенность, пышет здоровьем и благополучи­ем и всем своим видом как будто насмехается над ним. «Любой» вправе отвернуться и отречься от него. Льюис полагает, что комплекс стыда объединяет в себе такие чувства как смущение, робость, сдержанность, стеснение, досаду, унижение.

Линд (Lynd, 1961) считает, что переживание стыда – это неожиданное или

...изумляющее столкновение с различными сторонами вашего «Я», осознанными или нео­сознанными, познанными или непознанными, нежданно проявившимися во взаимодей­ствии друг с другом и с такими аспектами окружающего, которые прежде были неведо­мы вам... И когда вы чувствуете, что разоблачены, и все знают, что вы не в состоянии справиться со случившимся, — вы испытываете стыд (р. 34).

Эриксон (Erikson, 1950, 1956) выражает сходную точку зрения на переживание стыда, добавляя, что стыд предполагает также чувство неожиданной потери само­контроля.

Модильяна (Modigliana, 1971) определяет стыд, или стеснение, как утрату си­туационного самоуважения. Он проверил свою концепцию стыда путем эксперимен­тального исследования реакций испытуемых на «приватный» или «публичный» ус­пех или неудачу при выполнении интеллектуальных заданий. Экспериментальные условия (неудача), вызывающие стыд, были одинаковы и при индивидуальном, и при групповом решениях. Самые высокие показатели стыда наблюдались у испытуемых, потерпевших публичную неудачу, а самые низкие – у испытуемых, оказавшихся успешными при публичном выполнении задания. Было обнаружено, что «приват­ная» неудача вызывает умеренный стыд, и авторы объяснили это «предполагаемым отсутствием наблюдателя».

Стыд сопровождается острым и болезненным переживанием осознания собственного «Я» и отдельных черт собственного «Я». Человек кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально рас­строенным, глупым, никуда не годным и т. д. Стыд сопровождается временной не­способностью мыслить логично и эффективно, а нередко и ощущением неудачи, по­ражения. Пристыженный человек не в состоянии выразить словами свои пережива­ния. Позже он обязательно найдет нужные слова и будет вновь и вновь представлять себе, что он мог бы сказать в тот момент, когда стыд лишил его дара речи. Как прави­ло, переживание стыда сопровождается острым чувством неудачи, провала, полного фиаско. Это чувство вызывает уже сама неспособность мыслить и самовыражаться в свойственном нам стиле. Стыд порождает особого рода отчужденность. Человек очень одинок, когда сгорает в пламени стыда, не в силах спрятаться от пронзитель­ного взора собственной совести. Он действительно отчужден от окружающего, хотя бы в том смысле, что не в состоянии так же, как прежде, запросто обратиться к дру­гому человеку, перекинуться с ним Ничего не значащими фразами.

Причины стыда

Стыд – это сознание собственной неумелости, непригодности или неадекватности в некой ситуации или исполнения некоего задания, сопровождаемое негативным переживанием – огорчением, беспокойством или тревогой.

Позиция Хелен Льюис: - универсальной предпосылкой стыда является невозможность соответствовать своему идеальному «Я». Переживание стыда возможно лишь на фоне эмоциональной связи с другим человеком, причем с таким, чье мнение и чьи чувства имеют особую ценность (Lewis, 1971). Порог эмоции стыда напрямую связан с тем, насколько чувствителен человек к отношению к себе и к мнению о нем со стороны окружающих его людей.

Эмоцию стыда может активировать презрение, испытываемое человеком по отношению к самому себе либо проявляемое со стороны других людей. Еще одной предпосылкой для появления стыда может стать ощущение, что вся личность или какой-то отдельный ее аспект неадекватен, неуместен или неприличен. Представление о какой-то отдельной черте с легкостью генерализуется до представления о неадекватности и непристойности всей личности как таковой.

Дарвин отмечал, что причиной стыда чаще всего бывает критика, но в отдель­ных случаях поводом для переживания стыда может стать и похвала. Так, напри­мер, молодые люди могут испытать неловкость при излишне щедрых похвалах роди­телей. К сожалению, эти наблюдения Дарвина пока не были оценены по достоин­ству. Почему похвала может вызвать стыд? В этом случае присутствует, по крайней мере, одно условие активации стыда – внимание к себе значительно возрастает. Возможно, что частично уменьшаются интерес и радость, что является условием возникновения стыда по Томкинсу. Например, интерес и радость ребенка от учас­тия в делах взрослых могут несколько снизиться из-за фокусирования на нем вни­мания старших и ощущения, что он неспособен держать себя должным образом. Подобные ощущения могут возникать у детей в таких ситуациях потому, что они чувствуют, что их переоценивают, говорят о них слова, которых они недостойны.

Линд (Lynd, 1961) отмечала, что при некоторых условиях понимание своей неадекватности или неконгруэнтности вызывает стыд, однако при других обстоя­тельствах эта неконгруэнтность может вызвать интерес или радость. Таким обра­зом, мы имеем еще одно основание для новых предположений о динамическом взаи­модействии между положительными эмоциями и стыдом.

Так же как и в случае других эмоций, для разных людей ситуации, в которых они переживают стыд, различны. То, что вызовет у одного стыд, другого только возбу­дит, приведет в азартное состояние, а третий рассердится и станет агрессивным. В то же время у кого-то эта ситуация не вызовет ничего, кроме страха и печали. Даже один и тот же человек по одному и тому же поводу в одной ситуации испытает стыд, а в другой ситуации или при изменившихся условиях продемонстрирует со­вершенно другую реакцию (вставить в пример отсутствия универсальных стрессоров). Общей чертой ситуаций, вызывающих стыд, является возможность испытывать в них возбуждение и удовольствие, то есть в тех же ситу­ациях, где возникает интерес или удовольствие, мы можем найти случаи появления стыда. Наиболее распространенные объекты, способствующие появлению стыда, – это собственная личность (или самоосознание), тело, любовь, работа, дружба, тес­ные межличностные отношения или даже короткие контакты, имеющие тем не ме­нее для человека особое значение.

Причиной для тяжелого переживания стыда может стать неудача или пораже­ние. В некотором смысле, поражение – самая очевидная демонстрация несостоя­тельности.

Наши рекомендации