Страхи: врожденные или приобретенные?

Некоторые эмоции и некоторые экспрессивные реакции, по-видимому, имеют в своей основе некие врожденные механизмы, облегчающие их развитие, или, по край­ней мере, – биологически запрограммированные стимулы. То есть, если новорож­денному ребенку предъявить эффективный стимул, он, скорее всего, отреагирует на него соответствующей экспрессивной реакцией. Так, например, горький вкус вызы­вает на лице младенца выражение отвращения. Боль и определенные типы стресса, как правило, вызывают у младенцев реакцию гнева. Движение, и особенно движения человеческого лица, стимулируют у новорожден­ного ребенка интерес, а высокий человеческий голос можно считать первым актива­тором социальной улыбки.

Что касается биологически запрограммированных стимулов страха, то здесь мы не располагаем столь же точными и убедительными данными, однако можно, по-ви­димому, говорить о препотентности определенных стимулов или условий, посколь­ку мы с легкостью научаемся бояться их. Так, в экспериментах Минеки обезьяны реагировали выраженной реакцией страха не только на предъявление настоящей змеи, но и змееподобных предметов, причем, чем менее было выражено сходство предмета с объектом страха, тем менее выраженной становилась и реакция страха. Очевидно, обезьяны имеют биологическую предрасположенность к усвоению стра­ха перед змеями.

Некоторые объекты и ситуации с большей силой, чем другие, сигнализируют нам об опасности, и мы называем их естественными активаторами страха. Есте­ственными сигналами опасности являются боль, одиночество, необычность объек­та, внезапное приближение объекта, внезапное изменение стимуляции и, возмож­но, высота. Очевидно, что, если бы человек при любых условиях воспринимал пере­численные стимулы как опасные, его адаптация была бы серьезно затруднена. Если бы мы совершенно не умели выносить одиночества, у нас никогда бы не развились такие личностные черты, как независимость и уверенность в себе. Если бы мы не умели сохранять спокойствие при встрече с новым, мы никогда бы не смогли выйти за пределы уже знакомого. Однако не следует недооценивать роль естественных активаторов страха. Очень многие объекты и ситуации, вызывающие у нас страх, являются производными этих естественных активаторов страха. Механизмы, кото­рые готовят человека к восприятию возможной угрозы, чрезвычайно полезны с точ­ки зрения адаптации и выживания. Для того чтобы избежать опасности, нам нет нужды каждый раз испытывать страх, ибо само представление о возможной опасно­сти позволяет нам успешно избегать ее.

Индикаторы страха

Боулби вы­двигает четыре довода, на основании которых он объединяет столь различные формы поведения в поведенческий синдром страха: 1) многие, если не все, перечисленные реакции, как правило, возникают одновременно или последовательно; 2) события, вызывающие одну из этих реакций, как правило, вызывают и другие (но не обязатель­но все); 3) большинство из перечисленных реакций, хотя и не все, выполняют одну и ту же биологическую функцию – функцию защиты; 4) люди, проявившие данные реакции, по крайней мере те из них, кто в состоянии рассказать о своих переживани­ях, говорят о том, что они были «испуганы, обеспокоены или встревожены» (р., 88).

Очевидно, что плач не может служить несомненным индикатором страха. Плач – это прототипическое выражение печали; им могут также сопровождаться эмоции гнева и радости. Что касается субъективного переживания тревоги, то и оно само по себе не может считаться индикатором страха и только страха (Izard, 1972).

По мнению Кагана и соавт. Причинами «состояний дистресса» являются:

1. Неассимилированное несоответствие;

2. Антиципация нежелательного события;

3. Непредсказуемость ситуации;

4. Осознание несоответствия между желаниями и поведением;

5. Осознание диссонанса между желаниями.

Интенсивный страх создает эффект «туннельного восприятия», то есть существенно ограничивает восприятие, мышление и свободу выбора индивида. Кроме того страх ограничивает свободу поведения человека. В страхе человек перестает принадлежать себе, он движим одним единственным стремлением – устранить угрозу, избежать опасности (вставить в примере, когда женщина не переносила запах перегара и чуть не выбросила мужа из окна).

Функции страха

1. Защитная функция.

2. Страх как учитель.

Пока страх не выходит за пределы разумного, в нем нет ничего ужасного или дезадаптивного. Он защищает нас от опасности, заставляет учитывать возможный риск, и это чрезвычайно полезно для адаптации.

Наши рекомендации