Биологическая и социальная функции отвращения
Исходная и наиболее очевидная биологическая функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. Но отвращение может также играть мотивирующую роль в установлении взаимосвязей между чрезвычайно широким кругом раздражителей, с одной стороны, и реакцией избегания-отвержения – с другой. Вкусовые ощущения вызываются только воздействием химических раздражителей, но эмоция отвращения может побуждать индивида к избеганию или отвержению даже тех объектов, которые не воздействуют на его вкусовые или обонятельные рецепторы. Отвращение заставляет нас избегать потенциально неприятных объектов или «скверных ситуаций» без их непосредственного воздействия на наши органы чувств.
Хотя отвращение и не самый совершенный детектор зараженности, оно зачастую сигнализирует нам об опасности объекта. Эмоция отвращения, вероятно, играет роль и в поддержании гигиены тела. Люди, как правило, испытывают отвращение к грязной одежде и запаху грязного тела, как своего, так и чужого. Отвращение играет определенную роль и в установлении стандартов сексуального поведения.
Подобно гневу, отвращение может быть направлено не только вовне, – человек может испытывать отвращение к самому себе, что приводит к снижению самооценки и к самонеприятию. Гнев и отвращение, переживаемые человеком по отношению к самому себе, являются весьма характерными симптомами депрессии.
Причины презрения
Победа, одержанная над соперником, может вызвать у победителя презрение. При широкой интерпретации понятия «победа», когда мы включаем в него и физические, и вербальные, и воображаемые преимущества, и столь же широкой трактовке понятий «соперничество» и «соперник» можно заявить, что победа над соперником является основным и главным источником эмоции презрения. Человек может испытывать презрение к самому себе; в данном случае одна часть «Я» (сознание или суперэго) чувствует свое превосходство над другой частью «Я» (например, над физическим «образом Я»).
Если гнев – самая «возбуждающая» эмоция, то презрение – самая «холодная» эмоция. Презрение не переживается как всеобъемлющее чувство. Это самая «холодная» эмоция в триаде враждебности. Испытывая презрение к какому-то человеку, мы ощущаем в чем-то свое превосходство над ним. Презрение – это больше чем безразличие или равнодушие, ибо оно всегда сопровождается чувством ценности и значимости собственного «Я» по сравнению с «Я» другого человека.
Функции презрения.
Возможно, что презрение служит конструктивным целям тогда, когда оно направлено против тех, кто действительно заслуживает его: тех, кто повинен в хищническом уничтожении природных ресурсов, загрязнении окружающей среды, в росте преступности, кто совершает аморальные поступки, угнетает других людей, разжигает войны и конфликты. Возможно также, что презрение является средством укрепления социальных норм и групповой конформности. Человек, который пренебрегает социальными нормами, постоянно демонстрирует девиантное поведение, может вызвать у людей презрение. Если это презрение разделяется большинством группы, то оно становится мощным средством давления на индивида, – последний либо принимает групповые нормы, либо изгоняется из группы. В тех случаях, когда девиантное поведение связано с нарушением юридических или моральных норм или наносит ущерб здоровью самого человека и окружающих его людей, выражение презрения со стороны группы вполне оправдано и может оказаться полезным. Человек, ставший объектом общественного презрения, может почувствовать стыд, а стыд может быть мотивом к самосовершенствованию.
Негативное значение эмоции презрения очевидно. Презрение является необходимым элементом любых предрассудков, включая расовые. Из трех эмоций, составляющих триаду враждебности (гнев, отвращение, презрение), презрение – самая коварная и самая холодная эмоция. Если в гневе человек «вскипает» и ощущает сильнейший импульс к действию, то презрение порождает холодность и отчужденность, которые могут стать основой хитрости и коварства. Эмоция презрения приводит к деперсонализации объекта презрения, заставляет воспринимать его как нечто «недочеловеческое». Именно в силу этих характеристик презрение часто выступает как мотив к убийству и массовому истреблению людей.
К сожалению, до сих пор солдат в армии воспитывают в духе презрения к противнику. Их учат деперсонализировать врага, добиваясь, чтобы солдат мог с легкостью, убивать. Презрение зачастую проявляется в очень коварных формах. Поскольку презрение всегда связано с обесцениванием и деперсонализацией, оно лежит в основе различного рода предубеждений и предрассудков – расовых, классово-социальных, классово-экономических, этнических, религиозных, сексуальных.